Программа самообразования учителя начальных классов
Программа самообразования учителя начальных классов
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше чем все остальные.Поэтому самообразование является главной задачей каждого учителя
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа самообразования учителя начальных классов»
«Преображенка бастауыш мектебі» ММ
ГУ «Преображенская начальная школа»
РАССМОТРЕНО «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании МО Зав. школой _________
Протокол № ____ Шлыкова Е. В.
«____»_________20___г. «____»_________20___г.
Программа самообразования
учителя начальных классов
Шлыковой Елены Викторовны,
рассчитанная на 4 года
(2013 – 2017 учебный год)
2013 г
Содержание
1. Информация об опыте:
а) условия возникновения;
б) определение цели и задач
в) актуальность;
г) длительность работы над темой;
д) диапазон деятельности.
2.Индивидуальный план работы в течение 4-х лет
(2013 – 2017 учебного года)
3. Индивидуальный план работы в 2013 – 2014 учебном году
4. Индивидуальный план работы в 2014 – 2015 учебном году
5. Индивидуальный план работы в 2015 – 2016 учебном году
6. Индивидуальный план работы в 2016 – 2017 учебном году
7. Использованная литература
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональнойдеятельности педагога. Общество всегдапредъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Поэтому я считаю самообразование главной задачей каждого учителя. Представляю свой план самообразования.
Цель самообразования:
Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования методов обучения и воспитания;
Углубление знаний по разным методикам;
Повышение общекультурного уровня педагога.
Методическая тема:
«Экологическое воспитание младших школьников».
«Человек здоров лишь в том случае, когда он в своей повседневной жизни делает только то, что соответствует законам природы, в этом случае жизнь его наполнена радостью и счастьем» Н. Семёнова
Пояснительная записка
Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие между обществом и природой. В связи с этим, чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная воспитательная работа по формированию у подрастающего поколения экологической культуры. Экологическая культура - формирование определенного уровня экологических знаний, умений и убеждений, готовность к деятельности, согласующейся с требованиями бережного отношения к природе.
На сегодняшний день проблема экологического воспитания актуальна, так как, неоспорим тот факт, что изучение законов природы должно начинаться в детстве. Возможность и успешность этого процесса доказана современными учеными и педагогами.
Знания, полученные в детском саду, становятся основой экологического воспитания в школе. Экологическое образование младших школьников осуществляется как в ходе учебных занятий, так и во внеурочное время: через систему внеклассных мероприятий. Опыт показывает, что разнообразные виды внеурочной работы взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс экологического воспитания детей младшего школьного возраста, результатами которого в дальнейшем ученики школы делятся с детьми детского сада. В нашем учреждении ведется инновационная работа по нескольким направлениям, одним из которых является – экологическое воспитание.
Экологическое воспитание – это формирование у человека сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Внеклассная работа – форма разнообразной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возникновения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности.
Цель программы: воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества, т.е. во всех отношениях экологически культурной личности.
Задачи:
формирование ряда экологических понятий, соответствующих возрастным возможностям детей;
обеспечение практической деятельности детей по изучению и охране окружающей среды через участие в экологических акциях и мероприятиях;
укрепление интереса к познанию окружающего мира;
расширение экологических представлений, формируемых в основном курсе, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
расширение кругозора, развитие воображения и эмоциональной сферы детей.
Актуальность темы.
Проблема экологического воспитания человека актуальна всегда, на каждом историческом этапе она представляется в новом свете, требует новых подходов и решений. Кроме того, данная проблема имеет социальный, философский, медицинский и педагогический аспекты.
Новые социально-экономические условия, складывающиеся в Казахстане, вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы при решении новых задач.
Методы, формы и технологии экологического воспитания:
выполнение практических работ и простейших опытов;
участие в беседах, экологических играх и КВН, викторинах,
проведение круглых столов, экологических экскурсий.
Эта деятельность дополняется рисованием, лепкой, просмотром фотографий и картин о природе, прослушиванием аудиозаписей. Для успешного решения задач с детьми проводятся экологические праздники, дети участвуют в экологических проектах, экологических спектаклях и театрализованных играх. Также важное место имеет чтение эколого-природоведческой литературы и поиск в ней необходимой информации. В программу включены традиционные ежегодные экологические акции.
Международный день воды (22 марта),
Всемирный День птиц (1 апреля),
Международный день земли (22 апреля).
Участвуя в театральных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, звуки. В играх, где персонажам являются животные, у детей формируется понятие о характере поведения того или иного животного. Перевоплощаясь в тот или иной образ, ребёнок присваивает свойственные ему черты. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр на экологические темы дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности, в том числе и экологического воспитания. Проведение опытов. Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Например, чтобы доказать необходимость тепла для роста растений и уточнить эти знания, учитель вместе с детьми ставит опыт; наблюдает за ним и делает выводы вместе с детьми. Опыты не только способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, но и развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Для того чтобы поддержать интерес детей, можно организовать фиксацию наиболее характерных этапов опыта в дневнике наблюдений (в виде рисунков, моделей). Это в то же время помогает детям отмечать состояние условий и устанавливать причины изменений.
Экскурсии в природу.
Экскурсия – посещение учащимися естественных (природных), хозяйственно-промышленных, культурных и общественных объектов с целью ознакомления с ними или получения сведений практического характера.
Экскурсии - особая форма организации работы по экологическому воспитанию подрастающего поколения, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне учебного заведения. Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество экскурсии в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновения интереса к природе, т.е. познавательного к ней отношения детей. Велика роль экскурсии в эстетическом воспитании детей, формирование у них эстетического отношения к природным явлениям и объектам. Красота окружающего мира вызывает у них глубокие переживания, желание выразить эти чувства в рисунке, в песне и стихах, просто в бережном отношении к животным, растениям. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, обязательно вместе с детьми нужно собрать разнообразный природный материал для последующих наблюдений, опытов и работ на уроках ИЗО и труда.
Праздники. («Праздник Цветов», «Золотая Осень» и др.)
Экологические праздники – это комплексная, сложная технология внеклассной работы, включающая в себя выступления учащихся, их участие в общественно-полезном труде, выставке работ, конкурсах, играх и т.п. Эта технология экологического воспитания наиболее эффективна, так как в ней мобилизуется весь потенциал детского творчества. Познавательное отношение детей к окружающей природе должно строиться на основе глубокого эмоционального их настроя. Только в этом случае познавательное не войдёт в противоречие с нравственным, эстетическим, потребительским отношением детей к природе. Непосредственная подготовка детей к празднику. Подготовка их к конкурсам. Разучивание стихов и песен, инсценирование сказок. Сбор поделочных природных материалов. Восполнение тематических рисунков, лепки, поделок. Выполнение праздничных костюмов. Вот на этом этапе особенно важно участие в подготовке праздников со стороны родителей, причём, участие и в плане активной их причастности к самому проведению праздников.
Экологические олимпиады.
Проведению олимпиады по экологии предшествует большая подготовка. Перед классным туром олимпиады проводится неделя науки с различными конкурсами, викторинами, где дети могут попробовать свои силы. Оформляются газеты с экологической тематикой, выставки книг. Особое внимание стоит уделить на активизацию работы в уголке живой природы, уходу за комнатными растениями, животными. В классном туре олимпиады принимают участие все дети из класса. Победители этого тура объединяются в группы по интересам.
Экологические проблемы.
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
- Откуда берется и куда девается мусор?
Выявление источников мусора в быту, классификация мусора (бумажный, пластиковый, металлический, стеклянный), обсуждение, чем опасен мусор и что с ним делать, как его можно использовать.
- Откуда в снежках грязь?
Выполнение опыта и обнаружение в снежках грязи, выяснение ее происхождения, отслеживание распространения загрязняющих веществ в окружающей среде, обсуждение опасности загрязнений и мер их предупреждения.
- Систематизация и расширение знаний об охране природы.
- Ознакомление с мерами по охране природы на местном материале, непосредственно в природном окружении или в краеведческом музее.
- Раскрытие основных источников и последствия загрязнения воды, мер по охране ее чистоты и экономному использованию.
- Раскрытие основных причин и последствий загрязнения воздуха, важнейших мер по его охране.
- Систематизация и расширение представлений о факторах отрицательного воздействия людей на природу, его результатах.
- Ознакомление с некоторыми конкретными видами организмов, исчезнувших по вине человека, а также оказавшихся на грани исчезновения (внесенных в Красную книгу).
- Выявление отрицательных изменений в природном окружении, являющихся результатом хозяйственной деятельности и поведения людей (применительно к изучаемым компонентам природы — воздуху, воде, растениям, животным и др.).
- Продолжение знакомства с мерами по охране природы на местном материале, непосредственно в природном окружении.
- Вовлечение учащихся в практическую работу по охране природы (посадить дерево или кустарник, изготовить кормушку для птиц).
-Раскрытие несостоятельности лозунга о «покорении» природы человеком, некоторых экологических проблем планеты (их особую остроту); важность и направления международного сотрудничества в области охраны среды
- Ознакомление на местности с поверхностью, некоторыми полезными ископаемыми и процессом их добычи, с почвой края. Выявление отрицательного и положительного воздействия человека на окружающую среду, связанное с изучаемыми объектами.
-Выявление отрицательного последствия пребывания человека в лесу, наблюдение за работой по охране леса.
Отношение к природе
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
- Формирование умения прислушиваться к прекрасным звукам природы, исходя из этого обоснование и формулирование одного из важнейших экологических правил — соблюдение тишины в природе.
- Оценивание различных примеров поведения детей в природе, своего отношения к цветам и бабочкам, составление соответствующих экологических правил.
- Формирование первоначальных представлений об экологии как науке, о ее роли в жизни людей.
- Оценивание различного отношения людей к природе, рассуждение о том, каким должно быть это отношение, что понимается под словами «Зеленый дом».
- Выявление растений и животных ближайшего природного окружения, нуждающихся в особо бережном отношении со стороны человека.
- Обсуждение, того, что угрожает этим видам, как дети могут способствовать их выживанию.
- Систематизация и расширение представлений об экологических связях (между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком).
- Обобщение представлений о факторах, угрожающих живой природе.
- Формулирование важнейших правил поведения в природе, направленных на ее сбережение.
- Рассмотрение и обсуждение «экологической цены» новогодних вырубок.
- Знакомство с Красной книгой РК, некоторыми растениями и животными, внесенными в нее.
- Раскрытие факторов отрицательного влияния людей на животных (хозяйственная деятельность человека, разрушающая места обитания животных; неумеренная охота и рыбная ловля; случайное уничтожение; фактор беспокойства).
- Раскрытие факторов отрицательного воздействия человека на растения (различные виды хозяйственной деятельности, сбор букетов, неумеренная заготовка лекарственного сырья, вытаптывание).
- Ознакомление с некоторыми конкретными видами охраняемых растений, соответствующими правилами поведения в природе, другими мерами охраны растений.
- Ознакомление с конкретными видами охраняемых животных, правилами поведения человека в природе, направленными на сбережение животных, другими мерами их охраны.
- Уточнение и дополнение представлений об огромной роли воды в быту и хозяйственной деятельности человека
- Формирование представлений о биологической защите сельскохозяйственных растений, показать ее преимущества по сравнению с применением ядохимикатов.
- Формирование бережного отношения к животным — защитникам урожая.
- Формирование представлений о необходимости бережного отношения и охране почв, а также рациональному использованию полезных ископаемых.
- Закрепить знания детей об экологически целесообразном поведении человека в природе осенью (когда люди готовят почву и деревья к зиме: убирают опавшую листву, веточки, бытовой мусор, обрезают побеги деревьев) и весной (окапывают деревья, белят их стволы, формируют грядки, высаживают саженцы)
Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Группа продленного дня.- М.: ВАКО, 2012. – 288с. – (Мастерская учителя)
Гладкий, Ю.Н. Дайте планете шанс! – М.: “Просвещение”, 1995
Гончарик, Л.В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации. – Журнал “Начальная школа”. 2004. №11.
Лободина, Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе. Разработки внеклассных мероприятий. – Волгоград:Учитель, 2007
Максимова Т.Н., Дробинина Н.Н. Классные часы.- М.:ВАКО, 2010.-240с. (Учебный год).
Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. зав. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с
Руднянская, Е.И., Сурагина С.А., Черезова Л.Б. Экскурсии в природу по югу России. – Волгоград: Учитель, 2007
Трибуна учителя: опыт Белгородчины по развивающему обучению. – М.: “Начальная школа”, 2002.