Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "За страницами учебника"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верещагинская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся
с интеллектуальными нарушениями».
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МБОУ «Верещагинская
школа – интернат»
________ В.А. Галкина
«____» ____________ 2016 г.
ПРОГРАММА
КРУЖКА «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА»
срок реализации программы: 1 год
составитель: А.П. Дубровских
г. Верещагино, 2016
Программа кружка «За страницами учебника»
7 класс, 34 часа
Пояснительная записка
Программа кружка «За страницами учебника» разработана на основе:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (приказ Минобрнауки России от19.12.2014г. №1599);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант);
- Рабочей программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Я – гражданин своего города, своей страны!»;
- Рабочей программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Рабочей программы внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Программа оценки личностных результатов;
- Учебный план образовательного учреждения.
Человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Только тот будет истинным гражданином своего государства, кто знает, хранит и приумножает ее. Адаптированная образовательная программа кружка «За страницами учебника» рассчитана на то, чтобы обучающиеся с нарушением интеллекта изучили и познали природу своего края, познакомились с его историей. Изучение природы и истории своего края помогает привить подрастающему поколению любовь и уважение к своему населенному пункту, людям, живущим в нем.
Сегодня, в условиях модернизации системы специального образования, образовательные услуги получают практически все дети с ограниченными возможностями здоровья, даже те, которые с большим трудом осваивают коррекционные программы.
Новизна программы кружка «За страницами учебника» заключается в том, что вопросы о природе и истории своего района изучаются в занимательной и доступной форме для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Экскурсии, географические игры, учебные презентации позволяют поддерживать и развивать познавательные процессы обучающихся. Проведение занятий в такой форме способствуют развитию интереса к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают обучающихся к активной самостоятельной учебной деятельности.
Программа кружка «За страницами учебника» разработана с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. У обучающихся отмечается устойчивая сниженная работоспособность вследствие явлений психомоторной расторможенности и повышенной возбудимости, связанных с нарушением эмоционально-волевой сферы. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности, замедленной переработкой информации. Внимание учащихся неустойчивое, память ограничена в объёме, непрочна. В большей мере развито наглядно-действенное мышление и в меньшей степени наглядно-образное и словесно-логическое. Отмечаются функциональные нарушения речи.
Программа кружка «За страницами учебника» рассчитана на один год обучения для обучающихся с интеллектуальными нарушениями в возрасте от 12 – 15 лет (7 класс).
Занятия проводятся с группой до 12 человек, один раз в неделю по 1 часу.
Актуальность программы обусловлена тем, что она способствует решению главной задачи специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида - развитию и подготовке обучающихся с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни. Для решения этой задачи при знакомстве со своей местностью осуществляется коррекция познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, формирование нравственных и социальных качеств личности обучающихся с нарушением интеллектуального развития.
Миграция выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида невелика, в основном, по окончании школы они остаются жить и работать в своей местности. В связи с этим изучение природы, истории, культуры, традиций родного края особенно важно для обучающихся с умственной отсталостью.
Главной задачей обучения и воспитания обучающихся с нарушением интеллекта является социализация через развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Достижение этой цели становится невозможным без необходимых материально-технических условий, кадрового, программного и методического обеспечения.
Особую роль в социализации обучающихся с нарушением интеллекта играет краеведческий принцип: чем больше обучающиеся знают об истории, культуре, природе, экономике родного края, тем лучше они социализированы.
Практика работы в коррекционной школе, а также опубликованные исследования учёных-дефектологов показали, что средствами урочной и внеурочной деятельности, проводимой только в стенах образовательной организации, нельзя осуществить её главную задачу. Поэтому для обеспечения успешного освоения обучающимися с умственной отсталостью программы кружка «За страницами учебника» реализована сетевая форма взаимодействия с использованием ресурсов иных организаций.
Данная программа кружка «За страницами учебника» актуальна, так как является одним из источников обогащения обучающихся с нарушением интеллекта знаниями о природе и истории родного края и района, средством воспитания любви к нему.
Цель: Развитие познавательных процессов обучающихся с нарушением интеллекта через изучение природы и истории Верещагинского муниципального района.
Задачи:
Образовательные: расширение и обобщение знаний обучающихся с интеллектуальными нарушениями о родном районе.
Коррекционно - развивающие: развитие любознательности и наблюдательности; продолжить работу над развитием и коррекцией ВПФ через выполнение заданий и упражнений.
Воспитывающие: воспитание любви, уважении и гордости к родному району; формирование положительной мотивации к потребности изучать историю, географию своей малой Родины.
Прогнозируемые результаты: Освоение программы кружка «За страницами учебника» обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных, что является новизной в системе внеурочной деятельности образовательного учреждения.
Личностные результаты:
- воспитание толерантного отношения к истории, культуре жителей Верещагинского муниципального района;
- воспитание чувства ответственности и долга перед своей малой Родиной;
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере, гражданской позиции, традициям;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Предметные результаты:
- рассказывать о людях, прославивших наш город;
- понимать, что географические названия отражают те или иные исторические реалии,
- знать происхождение названия города, улиц, микрорайонов;
- иметь представление о необходимости сотрудничества в различных видах деятельности;
- иметь представление о памятниках города Верещагино;
-выражать собственное мнение при посещении достопримечательностей города;
- названия полезных ископаемых, добываемых в Верещагинском районе, их использование и свойства;
- названия некоторых растений и животных характерной для данной местности;
- знать происхождение внешних водных ресурсов города Верещагино;
- узнавать символику города Верещагино и Верещагинского района.
На каждом занятии предусмотрена коррекция и развитие функций обучающихся по следующим направлениям:
- формирование мыслительной деятельности (стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления, развитие конкретно-понятийного мышления);
- развитие памяти, внимания;
- развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и (или) наглядного моделирования в различных видах деятельности;
- формирование мотивационных, ориентировочно-мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов деятельности;
- развитие предметно-практической деятельности;
- формирование пространственно-временных представлений;
- развитие речи;
- развитие эмоционально-волевой сферы (коррекция поведения, развитие коммуникативных навыков);
- обогащение сенсорного опыта;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях в области географии.
Учебно – тематический план
курс 34 часа
№
Содержание
Кол-во
часов
В том числе
Формы проведения
Тео
рия
Практика
Раздел I. Введение
1
Цели и задачи кружка.
План работы.
1
1
Беседа. Инструктаж.
Входящие тестирование.
2
План местности.
3
1
2
Практические работа на местности.
Интегрированное занятие.
Географические игры.
Топографический диктант.
3
Географическая карта. Значение карт. Знакомство с картами Верещагинского района.
3
1
2
Практическая работа.
Игра «Путешествие по карте».
Раздел II. Физико-географическая характеристика Верещагинского муниципального района
4
Географическое положение района.
2
1
1
Комбинированное занятие «Верещагино – западные ворота Урала».
Практическая работа.
5
Рельеф и полезные ископаемые района.
4
1
3
Практическая работа.
Экскурсия в краеведческий музей «Загадочные минералы».
Конкурс сообщений.
6
Внутренние воды района. Реки, озёра и пруды района.
2
1
1
Экскурсия «Старый и новый лесной».
Практическая работа.
7
Погода и климат.
1
1
Интегрированное занятие.
8
Почвы. Растительный и животный мир окрестностей города.
4
1
3
Экскурсия «Конный двор».
Интегрированное занятие.
Конкурс сообщений.
9
Законы экологии.
Красная книга Верещагинского района.
2
1
1
Создание памятки «Жителю Верещагинского района»
Экологическая викторина.
Раздел III. Историко-географическая характеристика Верещагинского муниципального района
10
Символика МО «Верещагинское поселение».
1
1
Комбинированное занятие «Герб, флаг».
11
История заселения города Верещагино.
2
1
1
Интегрированное занятие «Далёкое прошлое города».
Экскурсия «Город на железной дороге».
12
Улицы города Верещагино.
3
1
2
Экскурсия
«По улицам города».
Конкурс сообщений «Улица, на которой я живу».
13
Храмы Верещагинского муниципального района и г. Верещагино.
2
1
1
Видеопутешествие церковь имени Александра Невского.
Экскурсия «Сепыч – в гости к старообрядцам».
14
Население.
3
3
Комбинированное занятие «Почетные граждане г. Верещагино»:
1) Интервью с Ю.В. Бородулиным.
2)Экскурсия городской библиотеки им. В.Г. Мельчакова.
Экскурсия в краеведческий музей «Верещагинцы в годы ВОВ».
15
Итоговое занятие.
1
1
Обобщающее занятие
Своя игра «Верещагинский район»
Итоговое тестирование.
Всего занятий
34
13
21
Содержание программы
Раздел I. Введение
Тема 1: Вводное занятие. Цели и задачи кружка «За страницами учебника».
Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на экскурсии.
Тема 2: План местности. Способы съёмки плана местности, общие приёмы работы при глазомерной съёмки плана местности. Особенности изображения своего населённого пункта. Использование планов местности в практической деятельности.
Практическая работа на местности № 1:
Ориентирование на местности с помощью плана, компаса и местных признаков.
Цель: Формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса, плана, местных признаков.
Учащиеся должны знать:
понятие о плане местности;
условные топографические знаки.
Учащиеся должны уметь:
определять по плану направления, расстояния, объекты местности;
ориентироваться на местности;
Тема 3: Географическая карта. Значение карт. Знакомство с картами Пермского края и Верещагинского района.
Практическая работа № 2:
Определение расстояний, направлений и географических координат на карте Пермского края, обучение оформлению контурной карты края. Обозначение местоположения Верещагинского района.
Цель работы: Формирование представлений как определять географические координаты, направления и расстояния по карте.
находить местоположение Верещагинского района на карте.
Раздел II.Физико-географическая характеристика Верещагинского муниципального района
Тема 4: Географическое положение района.
Территория, границы, географическое положение. Верещагинский район на картах мира, Евразии. России, Пермского края. Координаты, протяженность. Административные границы. Величина территории.
Практическая работа № 3.
Отметить на карте границы района, его крайние точки, определить их координаты, подписать пограничные территории. Подписать административный (районный) центры, свой населенный пункт.
Цель работы: Формирование представлений о географическом положении ни примере Верещагинского района.
Учащиеся должны знать:
понятие географическое положение;
особенности географического положения Верещагинского района.
Учащиеся должны уметь:
определять крайние точки местности;
определять соседей района.
Тема 5: Рельеф и полезные ископаемые района.
Практическая работа № 4:
Изучение свойств минералов и горных пород в коллекции.
Нанесение значков полезных ископаемых на контурную карту.
Цель работы: Подготовка сообщения о минерале по выбору обучающегося.
Учащиеся должны знать:
своеобразие рельефа, горных пород своего района и причин их обусловивших;
значение особенностей рельефа своей местности для человека.
Учащиеся должны уметь:
различать по внешним признакам осадочные и магматические породы;
обозначать и подписывать географические объекты на контурной карте.
Тема 6.Внутренние воды района. Реки, озёра и пруды района.
Практическую работу № 5 (по теме 6) можно провести в сентябре месяце во время экскурсии).
Ознакомление с поверхностными водами, их использованием и охраной.
Цель работы: Формирование представлений о водоёмах своей местности.
Учащиеся должны знать:
особенности вод своего района, их зависимость от рельефа, принадлежность к речному бассейну, причины изменения их состояния от времени года,
хозяйственное значение, меры по бережному использованию и охране.
Учащиеся должны уметь:
показывать и определять по карте географическое положение водных объектов Верещагинского района;
подписывать их на контурной карте,
Тема 7. Погода и климат.
Народные приметы и метеонаблюдения за погодой.
Цель: Формирование умений обрабатывать материалы своих наблюдений за погодой, делать выводы о состоянии погоды, дать описание погоды.
Учащиеся должны знать:
типичные погоды своей местности по сезонам; способы борьбы с загрязнением воздуха в своём населённом пункте;
характеристику климата своей местности.
Учащиеся должны уметь:
наблюдать погоду, фиксировать необходимые данные, объяснять изменения погоды, смену времён года своей местности;
Тема 8. Почвы. Растительный и животный мир окрестностей города.
Практическая работа № 6:
Что такое почва, механический состав почвы. Описание растительности и животного мира на местности и по карте.
Цель: Подготовка сообщений о животных и растениях своего района.
Учащиеся должны знать:
что такое почва, механический состав типов почв.
Типичных представителей животного и растительного мира своего района.
Учащиеся должны уметь:
определять тип почвы.
Давать характеристику некоторым животным и растениям района.
Тема 9. Законы экологии. Красная книга Верещагинского района.
Цель: ознакомление с представителями растительного и животного мира красной книги Верещагинского района.
Учащиеся должны знать:
некоторых представителей животного и растительного мира, занесенных в красную книгу;
своеобразие природных комплексов своей местности, использование человеком, меры по охране;
Учащиеся должны уметь:
применять в повседневной жизни правила поведения на природе.
Раздел III. Историко-географическая характеристика Верещагинского муниципального района
Тема 10. Символика МО «Верещагинское поселение».
Цель: Ознакомление с геральвликой города и района. Формирование представлений о символах (герб, флаг,, гимн) Верещагинского района.
Учащиеся должны знать:
терминология герб, флаг, гимн;
Авторов создавших символику МО «Верещагинское поселение».
Учащиеся должны уметь:
Давать характеристику символам, объектам, изображенным на флаге, гербе Верещагино.
Тема 11. История заселения города Верещагино.
Цель: Ознакомить с историей возникновения и развитие города, с некоторыми архитектурными достопримечательностями, памятниками природы. Работа с различными источниками информации.
Учащиеся должны знать:
О происхождении улиц, микрорайонов;
Иметь представление о некоторых памятниках.
Учащиеся должны уметь:
Работать с различными источниками информации;
Выражать собственное мнение при посещении достопримечательностей.
Тема 12. Улицы города Верещагино.
Цель: Знать историю названий, топонимию улиц города.
Учащиеся должны знать:
Происхождение названий некоторых главных улиц города;
В честь кого названа улица.
Учащиеся должны уметь:
Работать с различными источниками информации;
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач
Строить сообщения в устной и письменной форме.
Тема 13. Храмы Верещагинского муниципального района и города Верещагино.
Цель: Ознакомить с архитектурной историей русских церквей на примере церкви Александра Невского;
Ознакомить с жизнью и бытом, обычаями старообрядцев.
Учащиеся должны знать:
Религиозные отличия, особенности народов, проживающих на территории Верещагинского муниципального района.
Учащиеся должны уметь:
Находить отличия между различными вероисповеданиями.
Тема 14. Население.
Цель: Познакомить обучающихсяс некоторыми почетными гражданами Верещагинского района.
Учащиеся должны знать:
На примере некоторых автобиографий почетных граждан знать о их заслугах перед городом и районом.
Учащиеся должны уметь:
Формулировать и задавать вопросы;
Рассказывать о людях прославивших район и город.
Тема 15. Итоговое занятие.
Цель: Обобщить знания о природе, населении, истории, культуре Верещагинского муниципального района.
Методическое обеспечение программы кружка
«За страницами учебника»
В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего их сочетание. Основные формы проведения занятий – беседы, экскурсии в краеведческий музей, городскую библиотеку, на местность, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, соревнования, викторины, встречи с ветеранами ВОВ, работа с источниками интернет-сайтов, составление маршрутов экскурсий на основе научного краеведческого материала.
В качестве дидактического материала используются:
- раздаточный материал;
- наглядные пособия;
- краеведческая литература для чтения;
- сведения из интернета (краеведческих сайтов по Верещагинскому району)
книги, брошюры, газетные материалы;
- картографические пособия по родному краю;
- разработанные маршруты экскурсий по муниципальному образованию Верещагинскский район;
- фотографии;
- тесты, кроссворды по темам;
- видеоматериалы с документальными фильмами о ВОВ;
компьютерные презентации по темам;
Техническое обеспечение программыкружка «За страницами учебника»
Помещение: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: парты, стулья, классная доска, шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий.
На занятиях используются наглядные пособия, альбомы, карты-схемы, книги, газеты. Обязательно использование интернет ресурсов и мультимедийного оборудования при проведении занятий.
Транспорт для экскурсий.
Аудиотехника и телевизионное оборудование.
Учебно-методическое обеспечение
1. Атлас Верещагинского района / сост. К. Мальцева; конс. Шабалина О.С. - Верещагино, 2009.