Принцип наглядности в образовании. Методика работы с географической картой.
Принцип наглядности в образовании. Методика работы с географической картой.
Наглядность в географии - совершенно необходимое условие для сознательного и прочного усвоения знаний учащихся.Разработка поясняет содержание принципа наглядности. Даны понятия и их составляющие в области: классификация учебных карт по функциям; цели изучения географических карт; приемы обучения чтению карт в учебном процессе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Принцип наглядности в образовании. Методика работы с географической картой.»
Принцип наглядности в образовании.
Методика работы с географической картой.
До недавнего времени в дидактике не существовало четкого разграничения понятий закона, закономерности, принципа и правила. В новых условиях появляются новые принципы, в которых отражаются новые требования общества к обучению.
Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя некоторую концепцию дидактического процесса, которую можно представить как систему, компонентами которой они являются.
Я.А. Коменский считал принцип природосообразности обучения основой. Иначе рассматривал А. Дистервег, стремясь раскрыть более конкретно, он рассматривал их в виде требования к: 1) содержанию обучения; 2) обучающим; 3) обучающимся.
К.Д. Ушинский определил необходимые условия хорошего обучения так: современность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, правильность. К дидактическим принципам он относил также: 1) сознательность и активность обучения; 2) наглядность; 3) последовательность; 4) прочность знаний и навыков. Анализ разработанной системы дидактических принципов исследователей нового времени, позволил выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы: сознательности и активности; наглядности; систематичности и последовательности; прочности; научности; доступности; связи теории с практикой.
Проблема повышения качества знаний, умений и навыков стоит перед педагогами довольно давно. Для достижения этой цели учителя используют различные приемы, методы и средства работы с учащимися.
Наглядность - это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне.
Наглядность в географии, изучающей конкретные, материально выраженные объекты и явления и свойственные им закономерности, - совершенно необходимое условие для сознательного и прочного усвоения знаний учащихся. Без наглядности, без конкретного восприятия предметов, география как учебный предмет не может существовать. Средства наглядного обучения повышают эффективность урока географии, вызывают интерес учащихся к предмету.
Методическая и педагогическая ценность использования наглядных пособий в географии заключается в том, что благодаря фронтальному зрительному восприятию у всех учащихся создается правильное представление о географическом объекте. Высшей формой наглядности в географии является непосредственное изучение объектов и явлений, но далеко не все из них могут быть наблюдаемы учащимися. Удаленность изучаемых объектов, их огромные размеры требуют вместо них применять копии или изображения, приготовленные для обучения.
Образовательная роль географии как школьного предмета во многом определяется тем, что ее основной частью являются карты, позволяющие человеку ориентироваться в пространстве, извлекать из них самую разнообразную информацию.
В содержании школьных курсов географии заложены знания об особенностях карты, то есть карта рассматривается как объект изучения, а также знания географического содержания, то есть когда выступает как источник знаний (и как средство наглядности). Картографическая грамотность нужна современному человеку не менее чем компьютерная. Карты, атласы, космические снимки становятся предметом повседневного спроса, массового использования. Научная картография обеспечивает все виды исследований в науках о Земле и планетах. Именно картографический метод является наиболее эффективным инструментом познания структуры географических явлений, закономерностей и их пространственного размещения, взаимосвязей между явлениями и объектами, их динамики, средство мониторинга и прогнозирования. Велика роль научной картографии в изучении природных, социальных, экономических и экологических проблем, в раскрытии различных аспектов взаимодействия и функционирования природы и общества. Располагать набором настоящих (не учебных) обзорно-географических и топографических карт своего края, района, области. Работа с этими картами способна пробудить активную практическую заинтересованность в изучении природы, населения и хозяйства родного края. В последние годы практике преподавания географии в средней школе широко применяется прием моделирования новых карт. Этот прием позволяет учащимся глубже усвоить причинно-следственную зависимость изучаемых явлений природы. Таким образом, карта является необходимым источником знаний, а умение работать с картой: читать ее, анализировать, сопоставлять карты различного содержания, создавать модели новых карт - является одним из основных географических умений, которым должны овладеть учащиеся в процессе обучения географии.
Работа с географическими картами заменяет учащимся непосредственное изучение стран и других территорий на поверхности Земли, помогает им воссоздать образ изучаемых территорий с их основными характерными чертами. При этом у школьников развивается их пространственное, географическое мышление. Работа школьников с учебными картами готовит их к использованию картографического метода изучения явлений и после окончания средней школы. Анализируя содержание карт и сопоставляя их, учащиеся используют и развивают приемы логического речевого и пространственного образного мышления: они устанавливают связи между явлениями, осуществляют сравнения, выявляют причинно-следственные связи, подводят единые понятия под общие, проводят обобщение и т.п. Большинство самостоятельных работ учащихся в школе, в том числе и творческих, опирается на карты. Географические карты помогают осуществлять связь обучения с жизнью, например, в форме составления краеведческих карт, ведения «дежурной карты» своей республики или мира.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ. Раскрывая учебные функции географических карт, необходимо отметить черты сходства между географическими картами и географическими теориями. Очевидно, карты и теории помогают нам ориентироваться в окружающем мире, представляя собой избирательный способ отображения разнообразной и сложной действительности. Без этого можно было бы совершенно заблудиться в обилии деталей. Помимо этого, у карт и теорий есть следующие четыре аналогичные функции:
во-первых, те и другие выполняют задачу хранения информации;
во-вторых, описывают в самом общем виде внешнюю сторону реальной действительности;
в-третьих, показывают, с чем мы можем встретиться в том или ином районе, и тем самым помогают решать определенные прикладные задачи, например судовождения (с помощью карты) или прогноза (с помощью теории);
в-четвертых, они создают основу для выявления более сложных взаимосвязей.
Несомненно, можно изучать карту в поиске различных структур высшего порядка и обобщений или использовать ее так же как и теорию, в качестве опоры при исследовании каких-то сложно переплетенных явлений в определенном районе (93).
Классификация учебных карт по функции
в учебном процессе
Помимо классификации учебных географических карт по масштабу (крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные), охвату изображенной территории (мировые карты, карты полушарий, карты отдельных материков, карты отдельных стран или регионов и т.д.) и содержанию (общегеографические, тематические), их можно делить также по функции в учебном процессе. Этот классификационный признак является специфичным для учебных карт.
По функциям географических карт в учебном процессе выделяют 1) настенные и 2) настольные.
Настенные учебные карты, как показывает их название, - это карты, вывешиваемые в классе для одновременного обозрение их всеми учащимися. Эти карты строят с учетом восприятия их содержания с расстояния в несколько метров. Поэтому условные обозначения настенных карт крупнее, чем карт, предназначенных для индивидуальной работы. Соответственно выше у них степень генерализации в отображении явлений. Большие размеры настенных карт позволяют размещать на них достаточно много объектов и явлений. Каждой из них пользуются не на одном каком-либо уроке, а при изучении целой темы или даже нескольких тем. Поэтому среди них немало карт с довольно сложным содержанием: общегеографических, физических, экономических и др.
Настенные карты учитель обычно использует во время фронтальной работы со всем классом в качестве пособия во время беседы, объяснения или школьной лекции. На настенной карте учитель может также демонстрировать приемы работы с картой. Именно поэтому очень важна согласованность этих типов учебных картографических пособий в отношении содержания и оформления.
Настольные учебные карты представлены по-разному: изданными отдельно, приложенными к учебнику, сброшюрованными с учебником (карты-вклейки), впечатанными непосредственно на страницах учебников (текстовые карты), карты в школьных атласах. Особое место среди настольных карт в школьной практике занимают контурные карты. Настольные карты предназначены для индивидуальной работы школьника, поэтому при их использовании у каждого школьника должен быть свой экземпляр такой карты. Для школы выпущено небольшое количество отдельных настольных карт. Это, например, комплект учебных топографических карт одной и той же местности, изображенной в трех масштабах: 1:50 000, 1:25 000 и 1:10 000. Они служат учебным пособием по темам, посвященным географическим картам и принципам их построения. Большинство учебных настольных карт включено в содержание учебников или сброшюровано в учебных атласах.
Современные учебники географии содержат текстовые карты и карты-вклейки.
Текстовые карты напечатаны непосредственно на страницах школьного учебника, они имеют, как правило, узкую тему («Физико-географическое районирование Евразии», «Вулканическая деятельность и землетрясения», «Климатические зоны Земли», «Муссонные области Земли», «Течения Мирового океана», «Почвенные области земного шара», «Биогеографическое районирование Мирового океана», «Географические пояса Земли» «Типы воспроизводства населения», «Национальный состав населения стран мира», «Межконтинентальные и главные внутренние миграции населения», «Хозяйственно-культурные типы в конце XV в.», «Добыча нефти», «Выплавка стали», «Структура земельного фонда», «Экологические проблемы мира» и др. – X класс). Текстовые карты всегда характеризуют какие-то черты или особенности явления, описываемого в данном параграфе (водоносность рек, высота снежного покрова и т.д.). Несмотря на свою относительную простоту, текстовые карты всегда содержат информацию, отсутствующую в тексте учебника. Поэтому при планировании уроков следует обязательно предусмотреть работу с текстовыми картами.
Карты-вклейки вшивают в конце учебника, а карты – вкладкиприлагают к нему. Обычно карты-вклейки – это многоцветные карты более широкого содержания сравнительно с текстовыми картами. Содержание каждой приложенной карты или карты-вклейки нередко соответствует такой широкой теме курса, как, например, природное районирование.
Карты-вкладки обычно образуют целую серию с внутренним единством в отношении математической основы, степени генерализации, оснащения и т.д. В этом смысле они сходны с картами учебных атласов.
Если использование текстовых карт определено их местом в учебнике, то не так просто для учителя географии определить, когда и для решения каких вопросов привлекать карты-вклейки и карты-вкладки. Все это нужно специально предусмотреть при составлении тематического плана. Карты-вкладки и карты-вклейки используют для изучения не одного какого-нибудь вопроса, а для изучения целого цикла вопросов и тем. К ним обращаются неоднократно на протяжении курса, сопоставляя, в частности, разные явления между собой, одну страну с другой.
Все школьные карты имеют некоторые общие особенности. Тематика и содержание их определяются программой школьного курса географии. При их изготовлении принимают во внимание особенности зрительного восприятия учащимися реальной действительности.
В отличие от других видов учебных карт, школьные контурные карты предназначены в основном не для изучения по ним географических явлений, для использования в качестве картографической основы при выполнении практических и самостоятельных работ в классе и дома, а также в контрольных целях. В учебниках географии помещено много заданий для работы с контурными картами. В VI-VII классах они направлены прежде всего на закрепление в памяти учащихся расположения географических объектов и правильного написания их названий. В VIII и более старших классах использование контурных карт усложняется. На их основе строят картосхемы, позволяющие установить связи между явлениями.
В преподавании географии широко используют и такие типы картографических произведений, как географические глобусы, профили, рельефные (объемные) карты и блок-диаграммы.
Цели изучения географических карт.
Работа с ними в школьном курсе географии
В методике обучения географии выделяют 3 цели, достигаемые изучением географических карт и работой с ними: 1) научить школьников понимать карту, 2) научить их читать карту и 3) знать карту.
Понимать карту – значит усвоить главные свойства географической карты. Для достижения этой цели в школьном курсе географии выделены специальные картографические темы (например, «Карта – второй язык географии» (VI класс) и др.), при изучении которых школьники знакомятся с сущностью и свойствами географических карт, с их разновидностями. При этом специально планируется совокупность умений пользоваться картами.
Читать карту - значит уметь распознавать географическую действительность по ее изображению на карте. Так, изучая по карте населенный пункт, учащийся узнает по форме и размеру пунсона о численности населения в нем; по размеру букв и другим особенностям шрифта названия – о типе и политико-административном значении населенного пункта.
Имеются большие различия в «чтении» карты и чтение буквенного или иероглифического текста. Эти различия связаны с тем, что надписи и условные обозначения на карте пространственно определены, т.е. само размещение их несет определенную информацию о географическом положении объектов и их размерах. Надписи линейных и площадных объектов характеризуют обычно протяженность и форму участка земной поверхности, занятого обозначаемым объектом, а иногда и особые свойства (например, судоходность рек).
Чтение карты может осуществляться в форме уяснения особенностей территории и создания ее умственного образа. Но оно может выражаться также в форме устной или письменной ее характеристики (описания). Этой же цели служит построение профиля по топографической или мелкомасштабной карте.
Глубина чтения карты школьниками может быть различной. Когда ученик, видя на карте условный знак озера, города или места добычи полезного ископаемого, устанавливает: «Здесь находится такое-то озеро, такой-то город, добывают такое-то полезное ископаемое» - и характеризует выраженные на карте свойства этих объектов, то такое чтение называют элементарным.
Сложноечтение состоит в умении: а) по сочетанию условных обозначений на карте устанавливать связи между явлениями; б) делать выводы об особенностях явлений, непосредственно на карте не обозначенных. Сложное чтение карты осуществляется тогда, когда ученик, например, устанавливает по изображению пересыхающих рек, соленых озер и солончаков, что климат территории, показанной на общегеографической карте, засушлив. Или, например, когда сопоставление орографических и климатических карт приводит школьника к выводу о том, что в горах, и в особенности, на их наветренных склонах, выпадает больше осадков, чем на равнинах.
Начальное обучение чтению карты проводят при изучении специально выделенных картографических тем курса географии. Но затем настойчиво и поэтапно совершенствуют умения школьников читать карты на протяжении всего курса географии с VI по X классы. Систематическое обращение к карте способствует закреплению в сознании учащихся образной картины взаимного расположения географических объектов, что является непременным условием формирования у них пространственных представлений и географического мышления в целом.
Знать карту – значит помнить, ясно представлять по памяти расположение, относительные размеры и форму объектов, изучаемых в курсе географии. Естественно, что хорошему знанию карты должно предшествовать ее понимание, а затем и неоднократные упражнения в чтении.
К важным целям изучения географических карт и работы с ними относится выработка у школьников картографических умений, важнейшими среди которых являются:
1) ориентироваться на местности, пользоваться планом местности, измерять на местности расстояния (шагами и рулеткой), определять азимуты направлений и двигаться по азимуту, определять по карте географические координаты, читать по физической карте рельеф и воды, устанавливать различия масштабов в разных местах карт (мировых, полушарий и материков), определять имеющиеся у этих карт виды искажений, анализировать карты природы, различать карты общегеографические и тематические и др. (VI класс);
2) характеризовать климат или другой компонент природы по тематической карте, сравнивать особенности компонентов природы в двух районах, составлять комплексное описание природы по нескольким картам, устанавливать по картам зависимость одних компонентов природы от других компонентов, читать топографические карты и проводить по ним измерения прямоугольных координат точек, истинных и магнитных азимутов, абсолютных и относительных высот и крутизну склонов, строить профили по мелкомасштабной карте и на местности и др. (VII – IX классы);
3) анализировать и читать социально-экономические карты, устанавливать зависимость в размещении хозяйства от природных условий по комплексной тематической карте, давать по картам экономико-географическую характеристику страны, района, промышленного узла или города, составлять картограммы и картодиаграммы на контурной карте и др. (IX-X класс).
Содержание и приемы обучения пониманию карты
Чтобы достигнуть достаточно полного понимания географической карты, учащиеся должны овладеть значительным количеством картографических понятий, определяемых программой курса географии и содержащихся в учебниках и школьных атласах. Всякое понимание всегда достигается с помощью усвоения системы соответствующих понятий.
Очевидно, наиболее широким картографическим понятием является «географическая карта», которое подчиняет себе такие более узкие понятия, как «масштаб», «градусная сеть», «параллель», «меридиан», «географическая долгота», «географическая широта», «экватор» и др. Овладение этими понятиями протекает на протяжении всех лет обучения географии в школе. Формирование любого из картографических понятий можно считать достаточно завершенным лишь при условии, что учащийся овладел и всеми подчиненными понятиями.
Фундамент понимания географические карты закладывается в VI-YIII классах. Здесь школьники изучают отдельные свойства карты, определяющие ее сущность. Из элементов математической основы учащиеся знакомятся с масштабом длин и его формами, узнают о географических координатах. Условность карты отчетливо видна при изучении условных знаков планов местности и физической карты. Элементом классификации карт является сравнение планов местности и мелкомасштабной физической карты, предусмотренное программной курса. Программа требует также проведения в VI классе съемки местности и овладения нужными при съемке умениями. В последующем обучении представление о сущности карты расширяется. Из вопросов математической основы карты учащиеся знакомятся с понятием их разномасштабности. Они узнают о зависимости степени обобщенности от масштаба карты. В обучении географии школьникам приходится работать не только с физическими, но и социально-экономическими картами.
В более продвинутых курсах IX-X классов какие-либо новые картографические понятия не формируются, но понимание карты углубляется в процессе работы с новым для школьников типами социально-экономических карт и представленными на этих картах способами картографирования (точечным, значковым, картограммой, картодиаграммой).
При изучении многих картографических понятий, ведущих к пониманию географических карт, уместно применение частично-поискового и исследовательского методов обучения. Например, понятие о плане местности и его отличии от других видов изображения земной поверхности лучше всего достигается путем сопоставления этих изображений во время практической работы. Обычная последовательность действий при этом следующая:
1.Учитель ставит перед учениками задачу: «Определить различие между фотографией, аэрофотоснимком и планом местности».
2.Ученикам предлагается проделать исследовательскую работу с перечисленными в пункте 1 материалами по определенному плану, например: а) Какие из сравниваемых изображений показывают местность сверху? 2) Какое – условными знаками? 3) На каком изображении больше показано деталей местности? 4) По какому изображению можно узнать названия сел, рек, высоту деревьев?
3.Учитель формулирует вместе с классом вывод из проделанного исследования, ведущего к выработке определения того, что такое план местности.
С той же последовательностью действий в последующем обучении целесообразно организовать изучение и географических карт.
Чрезвычайно важно для преодоления формального заучивания определений картографических понятий подкреплять их упражнениями и заданиями. Так, обеспечив первичное усвоение школьниками понятия «масштаб» в VI классе, впоследствии следует поставить перед учащимися такую задачу, которую они могли бы удовлетворительно решить только путем осознанного применения этого понятия (например, выбрать масштаб для изображения в тетради расстояния между двумя предметами, расположенными на местности на дистанции в 2 км один от другого). Учитель сможет убедиться в том, что учащиеся правильно понимают понятие «изотерма», лишь тогда, когда они самостоятельно начертят на контурной карте изотерму определенного значения через множество пунктов с указанной температурой воздуха. Более того, правильно начертив заданную изотерму, учащиеся обнаружат не только достаточно полное понимание понятия «изотерма», но и нечто существенно более значимое – умение оперировать данным понятием и использовать его для решения определенного класса практических задач.
В обучении картографическим понятиям чрезвычайно важно проверять степень осознанности таких понятий, как «азимут», «географическая широта», «географическая долгота», «способ картографирования» и др. При формировании картографических понятий большую роль играют схемы, рисунки на доске и иллюстративный материал учебников. Формирование некоторых понятий («план местности», «съемка местности», «ориентирование», «измерение расстояний на местности», «съемка профиля» и др.) требует организации и проведения полевых работ на местности.
Несомненно, сложные картографические понятия, относящиеся к математической основе, требуют установления межпредметных связей с математикой (понятие масштаба, прямоугольных координат) и черчением (картографические проекции).
Приемы обучения чтению карт
Любому виду использования географических карт должно предшествовать знакомство с нею, сначала – общее, а затем и более углубленное. Общее знакомство с картой в методике обучения географии получило название представлением карты, второе, т.е. более углубленное и детальное называется анализом карты.
Представить школьникам географическую карту – значит ознакомить их с заголовком и легендой, размещением на карте дополнительных данных и указать, на что нужно обращать внимание при работе с этой картой. Изучение условных обозначений надо проводить чрезвычайно внимательно, особенно на начальном этапе работы с тематическими картами. Затем следует переходить к освоению масштаба карты и усвоению на ней первичных ориентиров. Полезно для этого предложить ученикам найти на новой карте место своего жительства, Гомель, Минск, реку Днепр и т.п. Для приблизительной ориентировки в расстояниях и площадях полезно запомнить величины определенных объектов.
Анализ карты – это углубленное, детальное изучение данной карты. Формирование у школьников умения анализировать предложенную учителем географическую карту может осуществляться по следующему примерному плану:
1.К какой группе относится карта по охвату территории, по масштабу, по содержанию?
2.Какие искажения имеет карта и велики ли они?
3.Какие элементы содержания раскрывают тему карты, каким способом каждый элемент отображен?
4.Какие элементы общегеографической карты служат для целей ориентировки в размещении объектов на данной карте?
В современных учебниках географии содержатся задания по работе с географическими картами: 1) задания на чтение одной карты; 2) задания на наложение двух и сопоставление нескольких карт; 3) задания на измерение по картам; 4) задания по построение карт и др. Рассмотрим некоторые виды работ с географическими картами.
В курсе «Материки и страны» (VII-VIII классы) учащимся можно предложить следующее задание: «Выяснить по карте физико-географическое положение острова Калимантан». Такое задание представляет собой пример элементарного чтения одной физико-географической карты. Учитель предлагает школьникам открыть в атласе физическую карту полушарий, найти на ней остров Калимантан и определить его географическое положение и размеры, ответив на следующие вопросы:
1.Какова географическая широта средней точки острова?
2. Какова географическая долгота этой точки?
3.В каком тепловом поясе находится большая часть острова?
4.В какой стороне горизонта находится остров по отношению к центру Евразии?
5.Какие части Мирового океана окружают остров?
6.Далеко ли остров отстоит от материка?
7.Каковы длина и наибольшая ширина острова?
Пользуясь предложенным типовым планом, ученики, повторно выполняя задания этого типа, применяют репродуктивный метод обучения географии.
Примером типичного задания на сопоставление нескольких географических карт может служить следующее: «Пользуясь картами (подберите их сами!), составьте описание природы острова Гренландия».
Учитывая сложность задания и важность выработки умения давать по картам комплексную характеристику природы участка суши, желательно, чтобы учащиеся фиксировали ответы на каждый вопрос в тетради или на классной доске. Описанное задание имеет в основном характер простого чтения нескольких карт.
Сложным чтением является выполнение проблемного задания, в частности, на установление по картам влияния природных и социально-географических условий на размещение отрасли хозяйства. Примером подобного задания является следующее: «Проанализируйте по экономико-географическим картам, какими внешними и внутренними факторами объясняется размещение Белорусского металлургического завода в г.Жлобин». Выполняя это задание, учащиеся используют множество карт, помещенных в школьном учебнике и атласе.