Просмотр содержимого документа
«Применение наглядности на уроках географии»
Наглядность – один из основных принципов преподавания учебных предметов.
Основное значение наглядности в процессе обучения заключается в том, что она содействует формированию и выработке соответствующих понятий, которые отражают сущность явлений.
Сущность принципа наглядности состоит в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями.
Значение наглядности, ее эффективность заключается в действенном и непосредственном знакомстве учащихся с объектами и явлениями окружающего мира. Под наглядностью разумеется восприятие объектов не только с помощью зрения, но и с помощью осязания, слуха, обоняния, вкуса.
В результате научных исследований были установлены требования к выбору и использованию наглядности в учебном процессе школы:
демонстрируемый объект должен быть определенных размеров, цвета, соответствующей формы, виден учащимся со всех сторон;
учитель должен определить, какой вид наглядности необходимо подобрать на урок, на каком этапе урока его лучше использовать;
необходимо выбирать определенное количество наглядных средств, так как надо не только предъявить учащимся наглядность, но и работать с предъявленной наглядностью;
следует демонстрировать наглядность последовательно;
важно использовать словесное описание, что поможет учащимся определить отдельные свойства предмета;
необходимо выбирать доступные средства наглядности, постепенно готовить учащихся к умению пользоваться более сложными ее видами;
средства наглядности, выпускаемые для общеобразовательной школы, необходимо адаптировать с учетом возможностей школьников и программных требований;
самодельные наглядные пособия должны быть выполнены качественно с соблюдением требований, предъявляемых к пособиям (достаточный размер, четкие подписи, единообразие изображения).
В преподавании географии наглядность имеет огромное значение, так как большинство географических объектов и явлений недоступно для непосредственного восприятия учащихся. Учить географии без наглядных пособий невозможно. Даже самые красочные словесные описания ничего не дадут ученику, если у него не будет создан образ предмета.
Использование наглядных средств обучения способствует усвоению знаний, активизации методов обучения, развитию познавательной деятельности, определению качества усвоения учебного материала. Наглядность помогает образовать в сознании детей отчетливое представление о предмете, закрепить знание карты.
Современные эволюционные тенденции развития географической науки выдвигают на особое место важную форму обучения географии – практическую направленность в обучении. Поэтому у школьников, в первую очередь, нужно развивать предметно-практическую деятельность.
Существует общее правило применения принципа наглядности в общеобразовательных школах: обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения учащимися знаний и выработки умений и навыков, опирающихся на живые образы предметов, явлений и действий.
Все наглядные пособия делятся на натуральные (натуральные предметы) и изобразительные (воспроизводят натуральные предметы изобразительными средствами).
По способам выражения изобразительные пособия делятся на образные (макеты, модели, муляжи и др.) и схематические (диаграммы).
Эта классификация имеет общепедагогический характер.
Все наглядные пособия в зависимости от способа сенсорного воздействия и восприятия учащимися классифицируются на несколько групп.
К первой группе относятся реальные, или натуральные, предметы, явления, которые можно использовать в учебно-воспитательном процессе (например, минералы, растения). Натуральный предмет становится наглядным пособием, если, во-первых, изолируется от реальных условий своего бытия (птица в клетке), во-вторых, используется в дидактических и воспитательных целях. Преимущество этой группы наглядных пособий в том, что они сближают теоретические знания с жизнью.
Ко второй группе наглядных пособий относятся плоскостные изображения (картины, рисунки и др.) и модели (в том числе действующие) предметов, явлений. Их преимущество в том, что они могут заменить реальные предметы, которые часто показать в классе трудно или невозможно (например, крупных или вымерших животных, исторические эпизоды, природные зоны и др.).
К третьей группе относятся схематические и символические наглядные пособия, которые представляют собой схемы, чертежи, карты, символы и т.п. Они используются для лучшего понимания и усвоения исторических, географических и других закономерностей, теоретических положений. Также невозможно представить изучение географии без карт, глобусов, схем.
В географии существует своя классификация наглядных пособий, которые сгруппированы в зависимости от особенностей изготовления и применения (В. А. Коринская):
картографические наглядные пособия;
образные (картины, модели, макеты, фотографии);
схематические (схемы, таблицы, диаграммы);
натуральные (коллекции, раздаточный материал).
На уроках географии учитель использует различные виды наглядности. Рассмотрим наглядные пособия с точки зрения восприятия их учащимися.
Натуральный объект. Это один из лучших видов наглядных пособий. При восприятии натурального объекта создается наиболее полный образ, и соответственно яркое представление. Целесообразность использования коллекционных натуральных объектов в обучении обусловлена особенностями восприятия: изучая образец, учащиеся разглядывают его, воспринимают на вкус и запах. Таким образом, в работе с натуральными объектами учебная информация поступает по нескольким каналам, что делает обучение более убедительным и достоверным.
Модель – это уменьшенное (или увеличенное) изображение натурального предмета, маленькая (или увеличенная) копия его.
Выделяют модели статистические и динамические. В географии, примером первых служит глобус, вторых – теллурий, с помощью которого демонстрируется зависимость освещенности Земли, смены суток и времен года от наклона земной оси и положения Земли относительно Солнца. Многие учителя в своей работе применяют моделирование природных процессов. Например, можно моделировать работу текучих вод, образование складок земной коры и т.п.
Макеты – упрощенная модель какого-либо объекта, выполненная в декоративно-художественном оформлении. Во всех разновидностях макетов основным сигналом изображенного предмета служит форма, хотя для передачи некоторых необходимых в целях познания свойств, применяются и другие средства, даже до окраски частей макета в соответствующие цвета. Большое значение в макете, как в специальном наглядном пособии, имеет передача взаимного расположения частей изображаемого макетом предмета.
Иллюстрации. Они играют большую роль в формировании географических представлений. К иллюстрациям по географии относят рисунки учебника, учебные картины, графики, диаграммы, таблицы, фотографии.
Учебные картины выполняются в виде репродукций художественных произведений живописи. Объекты, изображаемые на картине, должны быть типичными, с ярко выраженными характерными особенностями. Главные объекты целесообразно помещать в центре или на первом плане и давать их с большой деталировкой.
Важным средством наглядности являются фотографии и готовые наборы открыток. Например, «Волга», «Алтай», «Урал», «Города России», «Исторические памятники» и т.п. Фотографии можно использовать в качестве раздаточного материала, который должен сопровождаться рассказом учителя.
Рисунок на классной доске зачастую незаменим при объяснении предмета, явления, о котором рассказывает учитель, особенно ценно, когда учитель создает рисунок по ходу своего объяснения. В этом случае рисунок поясняет слова учителя, а его рассказ поясняет содержание рисунка.
На уроках географии также применяется вычерчивание на доске простейших картосхем, контуров, это помогает учащимся понять и закрепить новый учебный материал.
Таблицы – это своеобразный переход от текста к иллюстрации. Работа с таблицей полезна для усвоения географической закономерности. Например, таблицы «Виды равнин», «Природные зоны», «Полезные ископаемые» и др.
Картографические пособия. Одним из важных средств наглядности в обучении географии служит карта.
Без карты нет и не может быть географии, картой география начинается и ею же заканчивается. Карта не только необходимый инструмент, это сама география. Работа с географической картой – обязательный элемент обучения, без которого преподавание географии не имеет смысла (Барков А.С.).
Карта – это наглядное пособие, которое дает учащимся возможность конкретно представить себе тот учебный материал, который изучается ими на уроке географии.
К числу наглядных методов обучения относится наблюдение.
Наблюдение – это непосредственное целенаправленное восприятие предметов и явлений предметов и явлений природы различными органами чувств. Наблюдать можно в природе или в классе. В процессе наблюдения у учащихся развивается наблюдательность, формируются некоторые практические умения и навыки.