Просмотр содержимого документа
«"Приемы организации рефлексии познавательной деятельности на уроках географии"»
"Приемы организации рефлексии познавательной деятельности на уроках географии"
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
1. Познакомить коллег с понятием “рефлексия”;
2. Дать представление о классификации рефлексии;
3. Показать конкретные приемы проведения рефлексии на уроках;
4. Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.
Актуальность: тема мастер-класса актуальна в связи с внедрением стандартов второго поколения при формировании УУД (личностных, регулятивных, коммуникативных).
Вид работы: групповая (4 группы)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Презентация.
Ход мастер – класса.
I. ЗНАКОМСТВО С УЧАСТНИКАМИ: - Давайте познакомимся! - Я предлагаю Вам назвать свое имя и так как мы все-таки на географическом мастер-классе, любое географическое название: объект. город. и т.д., которое начинается на первую букву вашего имени. Начну с себя-Меня зовут Людмила, и мое географическое название на букву «Л»- Ладожское озеро – А Теперь вы- по очереди. (Представление участников) Познакомились. Давайте оценим, насколько успешно прошло наше знакомство. Если вам понравилась, то поднимите карточки с показом веселого смайлика, а если нет, то – грустного. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5) Спасибо! - Вы понимаете, что сейчас мы провели с вами прием рефлексии настроения и эмоционального состояния, который целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце учебной деятельности. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.(слайд 3) Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Цель рефлексии не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Исходя из функций рефлексии существуют различные классификации, например: виды учебной : физическая, сенсорная, инлеллектуальная, духовная (по слайду) И приемы, среди которых уже знакомый вам
1. рефлексия настроения.
Можно применять: карточки с изображением лица;
показ большого пальца вверх или вниз;
«солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё
удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;
«радостный сказочный герой» - всё хорошо, «грустный сказочный герой» - не очень хорошо; и др. по слайдам
2. рефлексия деятельности (этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика)
Можно применять:
«лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены –
у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось; (слайд)
Прием «Звездочка» (учащийся в каждом лучике записывает свои
действия на уроке (слайд)
3. рефлексиясодержания учебного материала
(используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).
Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент: (слайд)
Своей работой я:
доволен…
не совсем доволен…
я недоволен, потому что…
Я выбрал эти задания на уроке, потому что:
они мне нравятся больше остальных…
я чувствую, что справлюсь с ними хуже, чем с другими заданиями
они легче остальных заданий
Сегодня на уроке я…
научился...
было интересно…
было трудно…
мои ощущения…
этот урок дал мне для жизни…
больше всего понравились задания…
ПРИЕМ « Плюс. Минус. Интересно (слайд)
Прием РЮКЗАК (слайд)
А сейчас предлагаю каждой группе выполнить свое задание на примере конкретного урока в 7 классе по теме « Австралия- страна наоборот» . (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2) Вам выдано задание и несколько рефлексивных приемов с пояснением, вы должны обсудить задание (необязательно все его выполнять) и выбрать один из приемов рефлексии в группе, который можно использовать к этому заданию . Затем объяснить свой выбор.(Время-5 минут)
ИНСТРУКЦИЯ:
1/ Просмотрите и обсудите задание в группе.
2/Выберите наиболее приемлемый рефлексивный прием (можно два), который подходит к работе с вашим заданием.
3/Аргументируйте свой выбор. (Почему именно данный метод на данном этапе урока необходим?)
(Участники мастер-класса выполняют задание в течение 5 минут на отдельном листе (можно устно, если мало времени), а потом его представляют группой, при этом защищают его и аргументируют свой выбор рефлексивного приема. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Представление своей работы.
Защита 1 рефлексивного приема.
1 группа- население Австралии
2 группа- история открытия и освоения материка
3 группа- климат и внутренние воды
VI. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР - КЛАССА:
И в заключении я предлагаю вам оценить нашу совместную работу. Если наше общение показалось вам интересным, полезным и вы будете применять это в своей работе, то думаю и заполненная вами телеграмма будет позитивной. Заполните пожалуйста, телеграмму. (бланки телеграммы лежат на краю стола) ( см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4)