kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Приемы организации рефлексии познавательной деятельности на уроках географии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по географии " Приемы организации рефлексивной деятельности на уроках географии"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Приемы организации рефлексии познавательной деятельности на уроках географии"»

"Приемы организации рефлексии познавательной деятельности на уроках географии"

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

1. Познакомить коллег с понятием “рефлексия”;

2. Дать представление о классификации рефлексии;

3. Показать конкретные приемы проведения рефлексии на уроках;

4. Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.

Актуальность: тема мастер-класса актуальна в связи с внедрением стандартов второго поколения при формировании УУД (личностных, регулятивных, коммуникативных).

Вид работы: групповая (4 группы)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Презентация.

Ход мастер – класса.

I. ЗНАКОМСТВО С УЧАСТНИКАМИ: - Давайте познакомимся! - Я предлагаю Вам назвать свое имя и так как мы все-таки на географическом мастер-классе, любое географическое название: объект. город. и т.д., которое начинается на первую букву вашего имени. Начну с себя-Меня зовут Людмила, и мое географическое название на букву «Л»- Ладожское озеро – А Теперь вы- по очереди. (Представление участников) Познакомились. Давайте оценим, насколько успешно прошло наше знакомство. Если вам понравилась, то поднимите карточки с показом веселого смайлика, а если нет, то – грустного. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5) Спасибо! - Вы понимаете, что сейчас мы провели с вами прием рефлексии настроения и эмоционального состояния, который целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце учебной деятельности. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.(слайд 3) Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Цель рефлексии не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Исходя из функций рефлексии существуют различные классификации, например: виды учебной : физическая, сенсорная, инлеллектуальная, духовная (по слайду) И приемы, среди которых уже знакомый вам

1. рефлексия настроения.

Можно применять: карточки с изображением лица;

 показ большого пальца вверх или вниз;

 «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё

 удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;

  • «радостный сказочный герой» - всё хорошо, «грустный сказочный герой» - не очень хорошо; и др. по слайдам

2. рефлексия деятельности (этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика)

Можно применять:

  • «лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены –

у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось; (слайд)

  • «дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка,

красный лист – 2-3 ошибки; и другие. (слайд)

  • Прием «Звездочка» (учащийся в каждом лучике записывает свои

действия на уроке (слайд)

3. рефлексия содержания учебного материала

(используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).

Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент: (слайд)

Своей работой я:

 доволен…

 не совсем доволен…

 я недоволен, потому что…

 Я выбрал эти задания на уроке, потому что:

 они мне нравятся больше остальных…

 я чувствую, что справлюсь с ними хуже, чем с другими заданиями

 они легче остальных заданий

 Сегодня на уроке я…

 научился...

 было интересно…

 было трудно…

 мои ощущения…

  • этот урок дал мне для жизни…

 больше всего понравились задания…

 ПРИЕМ « Плюс. Минус. Интересно (слайд)

 Прием РЮКЗАК (слайд)

А сейчас предлагаю каждой группе выполнить свое задание на примере конкретного урока в 7 классе по теме « Австралия- страна наоборот» . (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2) Вам выдано задание и несколько рефлексивных приемов с пояснением, вы должны обсудить задание (необязательно все его выполнять) и выбрать один из приемов рефлексии в группе, который можно использовать к этому заданию . Затем объяснить свой выбор.(Время-5 минут)

ИНСТРУКЦИЯ:

1/ Просмотрите и обсудите задание в группе.

2/Выберите наиболее приемлемый рефлексивный прием (можно два), который подходит к работе с вашим заданием.

3/Аргументируйте свой выбор. (Почему именно данный метод на данном этапе урока необходим?)

(Участники мастер-класса выполняют задание в течение 5 минут на отдельном листе (можно устно, если мало времени), а потом его представляют группой, при этом защищают его и аргументируют свой выбор рефлексивного приема. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Представление своей работы.

Защита 1 рефлексивного приема.

1 группа- население Австралии

2 группа- история открытия и освоения материка

3 группа- климат и внутренние воды

VI. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР - КЛАССА:

И в заключении я предлагаю вам оценить нашу совместную работу. Если наше общение показалось вам интересным, полезным и вы будете применять это в своей работе, то думаю и заполненная вами телеграмма будет позитивной. Заполните пожалуйста, телеграмму. (бланки телеграммы лежат на краю стола) ( см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Спасибо за работу!


Группа № 1. Население.

Группа № 2. История освоения (открытия) материка.

Группа № 3. Внутренние воды и климат.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Приемы организации рефлексии познавательной деятельности на уроках географии"

Автор: Старовойтова Людмила Николаевна

Дата: 18.05.2022

Номер свидетельства: 607273

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Урок  географии   9 класс  Конференция:     «Электроэнергетика России» "
    ["seo_title"] => string(70) "urok-ghieoghrafii-9-klass-konfierientsiia-eliektroenierghietika-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "102276"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402493463"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Технологическая карта урока немецкого языка в 5 классе по  теме “Животные” "
    ["seo_title"] => string(87) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-niemietskogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-zhivotnyie"
    ["file_id"] => string(6) "221279"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435160918"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по теме: "Обобщающий урок по теме "Австралия" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-tiemie-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-avstraliia"
    ["file_id"] => string(6) "117043"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412692372"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока  по теме "Умножение суммы на число" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-po-tiemie-umnozhieniie-summy-na-chislo"
    ["file_id"] => string(6) "218247"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433736907"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект и презентация к уроку геометрии в 10 классе "Пирамиды вокруг нас" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-i-priezientatsiia-k-uroku-ghieomietrii-v-10-klassie-piramidy-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "131674"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416207771"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства