kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практическая направленность уроков географии – путь к формированию прочных знаний.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ –

ПУТЬ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОЧНЫХ ЗНАНИЙ

Просмотр содержимого документа
«Практическая направленность уроков географии – путь к формированию прочных знаний.»

МБОУ «Урмышлинская ООШ»

МО «Лениногорский муниципальный район» РТ








Доклад

на тему:

ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

УРОКОВ ГЕОГРАФИИ –

ПУТЬ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОЧНЫХ ЗНАНИЙ.









Газизова Р. М. -

учитель географии

первой кв. категории.














-2018-

ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ –

ПУТЬ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОЧНЫХ ЗНАНИЙ.

«Скажи мне и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне действовать самому,

И я научусь»

Древнекитайская мудрость


Важнейшей отличительной особенностью Концепции стандартов нового поколения для основного общего образования является ориентация на результаты образования, причем последние рассматриваются на основе деятельностного подхода к образованию. Концепция ФГОС актуализирует задачу реализации практической направленности обучения, что требует усиления внимания со стороны учителя географии к организации деятельности обучающихся по формированию умений и навыков, освоению ими учебных действий.

Наряду с формированием системы прочных знаний у обучающихся в настоящее время становится важным оказать помощь в овладении определёнными комплектами умений и способов действий. Учебный процесс необходимо построить так, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности, т.е. стали действенными. Одна из важнейших задач – формировать у обучающихся знания и умения, применять географические знания в повседневной жизни, т.е. реализовывать на практике компетентностный подход. Одним из путей достижения перспектив является усиление практической направленности географии.

С учётом  требований ФГОС ООО ведущей идеей усиления практической направленности обучения является формирование универсальных учебных действий (способов деятельности) учащихся: вести наблюдения за объектами и явлениями, процессами географической среды, составлять географические описания и характеристики географических объектов, определять расстояния, направления, применять приборы и инструменты в проведении географических практик, определять качественные характеристики объектов земной поверхности по особенностям их изображения, исследовать проблемы сложных и противоречивых взаимоотношений человека и природы, природы и общества непосредственно в природе и социуме, использовать приобретённые знания в  повседневной жизни, профессиональном самоопределении.

Сегодня закон об образовании предоставляет право учителю корректировать систему практических работ, отражённых в вариантах программ по предмету. Это означает, что каждый учитель, исходя из своего профессионального опыта, учитывая конкретные условия классов и даже отдельных групп обучающихся, местности разрабатывает свою систему этих работ, ориентированную на выполнение требований образовательного стандарта.

Для эффективного достижения целей и результатов работ, ориентированных на реализацию принципа практической направленности в обучении географии, я использую следующие положения.



  1. Успех в обучении умениям определяется во многом преемственностью, их развитием от урока к уроку, от одной темы к другой. Необходимо непрерывно следить за степенью освоения умения.

  2. Кроме этого при составлении тематических планов среди различных типов уроков целесообразно выделять специальные уроки - уроки-практикумы, которые по дидактической цели ориентированы на обучение приёмам и способам действий, их систематизацию и обобщение, а также проверку уровня овладения школьниками теми или иными умениями.

  3. Необходимо координировать работу по формированию и развитию умений школьников с учителями-предметниками. Например, при формировании умения составлять топографический план, вычислять среднюю температуру или строить графики и диаграммы, необходим контакт с учителями математики и информатики для выяснения подготовленности учащихся к вычислительным, измерительным и графическим работам.

  4. Организация практической работы должна подчиняться чётко заданной цели, сформулированной на языке действий школьников. Примеры формулировок задач: «Проанализировать климатические диаграммы»; «По картам атласа определить особенности размещения природных зон материка».

  5. После постановки задач при выполнении работы необходимо напомнить способы действий (активизировать ориентировочную основу действий). Учитель может продемонстрировать эти действия, может попросить обучающихся их вспомнить на основе раздаточных инструкций или планов описаний, имеющихся в приложениях учебников.

  6. Обязательным условием эффективности практической деятельности выступает организация работы со средствами обучения, поскольку усвоенные приёмы работы обучающиеся переносят на другие источники знаний. Ведущую роль в решении задач обучения выполняют учебно-методические комплекты (учебники, атласы, рабочие тетради с печатной основой, тетради-тренажеры и др.), а также приборы (компасы, мини-метеостанции и т. д.), модели (глобусы) и инструменты (рулетка, нивелир и др.).

  7. Полноценное качественное формирование географических умений школьников невозможно без их отработки в условиях реальной местности. Это условие требует организации наблюдений, практических работ на местности. Работая в природе, обучающиеся сначала овладевают приёмами использования полевых методов, что позволяет на их основе формировать умения ориентироваться, выделять и анализировать, описывать, объяснять признаки объектов и явлений, составлять географическую характеристику, картографические умения, устанавливать причинно-следственные связи (пространственные и временные), использовать материал для объяснения и оценивания разнообразных процессов и явлений. 

  8. Использовать игровые элементы, творческие задания в целях активизации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

Таким образом, грамотно выстроенная и реализованная система практических работ способствует тому, что обучающиеся осваивают универсальные и специфические для географии способы действий, ключевые понятия и теории.

Очень актуальны в наши дни и такие формы организации обучения, как экскурсии и наблюдения в природе.

Все географические закономерности своеобразно прослеживаются на каждой конкретной территории. Поэтому для формирования географического мышления необходимо не только изучать теорию с помощью различных источников информации, но и обязательно уметь увидеть объекты и компоненты природы в реальной жизни, на территории своей местности

Приведу в пример фрагмент урока в 5 классе : «Ориентирование на местности без карты и компаса»

  1. Работа в группах

Прочитайте текст «Ориентирование на местности без карты и компаса» и научите товарищей как разными способами можно ориентироваться на местности.


Обсуждают, изучают в группах способы ориентирования (П)

Проявляют познавательную инициативу Работают с учебником.(П).


  1. Практикум

Выход на улицу: найти на школьном дворе как можно больше признаков определения сторон горизонта.

Определить признаки, зарисовать, составить отчет о проделанной работе


Осуществляют поисковую деятельность

Представляют материал в виде зарисовок, проектов и описания признаков


  1. Применение знаний на практике ( в классе)

Примените свои знания, используйте изученный материал, продемонстрируйте умения по определению сторон горизонта

Представляет информацию, пользуясь слайдами, фото.

- Определите по слайдам и фото стороны горизонта и способы ориентирования по признакам вокруг школы.

Рассматривают фото у школы, в окрестностях станицы,определяют северную, южную стороны школы, ориентируются по различным местным признакам.

Обнаруживают различные местные признаки сторон горизонта


  1. Рефлексия

Прием, направленный на понимание и синтез : «Фантастическая добавка»

- Как бы ты выжил на необитаемом острове.

Предлагают различные способы выживания на острове, применяя тем самым свои знания по нахождению сторон горизонта, ориентированию, о природе материков и т.д.


При организации процесса познания окружающего мира важно обращать внимание на особенности, мотивы обучения и интересы обучающегося. Для достижения лучших результатов по усилению практической направленности на уроках географии необходимости выполнять следующие рекомендации:

  1. Продумывать цели каждой работы, осуществлять отбор содержания, форм организации учебной деятельности, планировать результаты обучения.

  2. При планировании учитывать фактор времени и место практической работы по отношению к соответствующему теоретическому материалу.

  3. Организация работы обучающихся должна быть с четко заданной целью.

  4. Сообщать или ставить перед обучающимися проблему о практическом значении данной работы и применении умений и навыков в науке и практике.

  5. Предварительно конкретизировать содержание работы, определить конкретную территорию, объем заданий.

  6. Осуществлять подбор оборудования, пособий, литературы и других источников знаний.

  7. Усвоение каждой системы географических знаний должно осуществляться в комплексе работ “обучающие – тренировочные – итоговые – творческие”, которые должны быть взаимосвязаны.

  8. Включать обучающихся в групповые формы учебной проектной деятельности.

  9. Проводить постоянную диагностику и своевременную коррекцию результатов обучения.

  10. Важно помнить, что процесс формирования географических знаний и умений – очень длительный и кропотливый, требующий постоянной тренировки, отработки, совершенствования и расширения от темы к теме, от раздела к разделу.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Практическая направленность уроков географии – путь к формированию прочных знаний.

Автор: Газизова Римма Масгутовна

Дата: 14.09.2018

Номер свидетельства: 477810

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Межпредметные связи на уроках географии (доклад) "
    ["seo_title"] => string(56) "miezhpriedmietnyie-sviazi-na-urokakh-ghieoghrafii-doklad"
    ["file_id"] => string(6) "152742"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420900952"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Мастер - класс "Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики" "
    ["seo_title"] => string(88) "mastier-klass-razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "228931"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441550550"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Доклад "Формирование экологической культуры на уроках химии и биологии""
    ["seo_title"] => string(67) "dokladformirovaniieekologhichieskoikulturynaurokakhkhimiiibiologhii"
    ["file_id"] => string(6) "265711"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450014919"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Социально-бытовая ориентировка как условие решения проблемы социальной адаптации умственно отсталых школьников"
    ["seo_title"] => string(124) "sotsial-no-bytovaia-oriientirovka-kak-usloviie-rieshieniia-probliemy-sotsial-noi-adaptatsii-umstvienno-otstalykh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "252135"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447336934"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства