Просмотр содержимого документа
«Педагогический рисунок - один из методов обучения географии»
Учитель биологии и географии МБОУ Петровской СОШ
Шурыгина М.Г.
Педагогический рисунок – один из методов обучения географии
В процессе формирования географических знаний учащиеся постепенно приобретают ряд важных умений и навыков.
Умение - это правильное и целенаправленное выполнение учащимися определенного вида деятельности на основе приобретаемых знаний.
Чтобы сформировать умение, учащиеся должны знать, что делать, каких результатов добиться и овладеть приемами выполнения той или иной деятельности.
Применение педагогического рисунка в обучении географии способствует формированию ряда умений и навыков:
Умение прочитать схему природного явления (т.е. выделить в изучаемом объекте или явлении основное и второстепенное, установить связи) – это становится достоянием учащихся благодаря систематическому использованию педагогического рисунка, возникающему в результате совместной деятельности учителя и учеников.
Способствует формированию навыка выполнения учащимися рисунков по памяти, т.е. совершенствует зрительную память.
Формирование навыков учебно- практической деятельности – умение графически показать наиболее существенные внешние признаки географического объекта или явления.
Указанные умения требуют от ученика проведения анализа, синтеза, сравнения, обобщений.
Таким образом, можно сделать вывод, что рисунок способствует формированию навыков мыслительной деятельности учащихся, связанных с формированием графических навыков.
Педагогическое рисование способствует воспитанию произвольного внимания, тесно связанного с воспитанием воли. Взаимодействие учителя и ученика, обусловленное его применением постоянно вырабатывает у учащихся настойчивость, выдержку, умение сосредоточиться, на изучаемых явлениях, не отвлекаясь.
Воспитывая произвольное внимание, учитель должен добиваться его устойчивости, вырабатывать у учащихся привычку всегда быть внимательным, т.к. это качество является основой развития наблюдательности, качества, особенно необходимого в географии.
Разнообразные виды учебной работы требуют от учащихся различного объема внимания, т.е. широты внимания, одновременного охвата вниманием нескольких предметов. Это качество внимания очень важно для умения воспринимать совокупность предметов как нечто единое целое.
Педагогический рисунок играет значительную роль, как в воспитании концентрированного внимания, так и умения распределять внимание на несколько видов деятельности.
Одним из важных следствий методически правильного использования педагогического рисунка является развитие памяти учащихся, т.к. одним из необходимых условий правильного и осмысленного воспроизведения схематического рисунка и словесного или письменного его пояснения, является сохранение усвоенных образов и сведений в памяти.
Память, - говорил Занков Л.В. – выступает не как абстрактная психическая функция, а как совокупность процессов, которые реально протекают и имеют смысл только в деятельности человека, т.к. осмысленное запоминание невозможно вне анализа, синтеза, сравнения и других умственных операций.
Воспитание памяти осуществляется в процессе обучения.
Роль педагогического рисунка состоит в том, что он способствует процессу запоминания в памяти изучаемого объекта или явления.
Выразительность, наглядность и динамизм педагогического рисунка позволяют прочно запечатлеть различные стороны изучаемого объекта или явления наряду с этим происходит его анализ.
Рисунок учителя на доске позволяет ему последовательнее, нагляднее, конкретнее и полнее изложить материал, а учащимся легче следить за мыслью учителя, акцентируя внимание именно на той детали, о которой он говорит и которую воспроизводит в виде рисунка. При таком приеме наглядности учащийся в работу вовлечен целиком, ибо здесь активизированы и зрительная, и слуховая, и моторная память.
Наиболее важной стороной процесса обучения, его целью является также развитие мышления школьников.
Применение педагогического рисунка при обучении географии способствует овладению учащимися некоторыми приемами мыслительной деятельности. Таким, например, как прием абстракции, приемы установления причинно-следственных связей и зависимостей, прием рассмотрения объекта или явления с разных точек зрения. Все это оказывает значительное влияние на развитие, как образного, так и словесно- понятийного мышления. Наиболее важная сторона педагогического рисунка – его возникновение в ходе формирования понятий.
Половинкин А.А. раскрывает важное значение педагогического рисования на уроке. Рисунок на доске - это упрощенная схема, раскрывающая детям содержание статьи в учебнике, рассказа учителя, выполненного опыта.
Рисунок не только объясняет содержание темы урока, но и делает ее более доходчивой и интересной для школьников.
А. А. Половинкин, рассматривая данный вопрос, подчеркивал, что ученик с помощью рисунка на доске может проследить весь ход рассуждения учителя. "Слух и зрение участвуют вместе. Это дает возможность не только глубже понять излагаемую мысль, но и крепче запечатлеть ее в памяти"
Однако существует довольно широко распространенное мнение, что для педагогического рисования нужен талант, особые способности. Опыт показывает несостоятельность этого мнения.
Овладение педагогическим рисованием как одним из необходимых профессионально-педагогических навыков доступно каждому учителю.
Надо помнить, что основой рисунка является линия. Для уверенного выполнения схематических рисунков нужно:
приобрести навык дифференцирования линий по форме, толщине, положению в пространстве, длине
учитывать размеры (масштаб) объектов, размеры частей объектов по отношению друг к другу
Работу по формированию умений и навыков с помощью пояснительного рисунка необходимо проводить с начального курса географии. Сложность выполняемых рисунков, схем вначале минимальная, с последовательным усложнением.
Методика применения педагогического рисунка заключается в следующем:
при подготовке к уроку необходимо заранее продумывать нужный рисунок и выполнять его в своем рабочем плане;
предварительная подготовка рисунка дает возможность выбрать наилучший вариант;
стремиться к тому, чтобы рисунок занимал минимум времени на уроке и не превращался в самоцель
на уроке учитель воспроизводит несложные рисунки на доске параллельно объяснению, а ученик вслед за ним срисовывает их в тетрадь;
на классной доске рисунки выполнять цветными мелками, так как цветной рисунок значительно выразительнее однотонного
В результате происходит непроизвольное запоминание изучаемого материала. Многие педагоги отмечают, что на тех уроках, где объяснение проходит с использованием педагогического рисунка работоспособность, активность и дисциплинированность учащихся значительно выше.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, используя педагогический рисунок, учитель повышает интерес к изучаемому материалу, добивается более качественного усвоения сложных и трудных тем.