Просмотр содержимого документа
«Организация итогового контроля на уроках географии»
Выступление на семинаре
Тема: Организация итогового контроля на уроках географии
Контроль знаний и умений учащихся по географии занимает важное место в учебно-воспитательном процессе, поскольку от того, как организован контроль, во многом зависят результаты обучения и воспитания школьников. Процесс контроля включает не только проверку, но и оценку знаний и умений, фиксирование результатов, корректировку ошибок, подведение итоговых результатов обучения по теме, разделу, курсу. Все используемые мною формы контроля ( тестовый контроль в частности) направлены на одно — включение в работу всех учащихся класса вне зависимости от их способностей и трудолюбия. Для более успешного проведения контроля за знаниями учащихся необходимо: * гибкое сочетание текущей проверки знаний и умений школьников с итогово-тематическим контролем, организуемым после изучения каждой темы. *широкое использование разных форм контроля и разумное их сочетание. * обязательное систематическое освещение результатов контроля. *привлечение учащихся к оцениванию итогов работы.
Виды контроля
Текущий (проверка знаний и умений на разных этапах урока) Тематический (контроль знаний и умений после изучения темы) Итоговый (контроль за результатами обучения после изучения крупной темы, раздела курса в целом
Формы контроля По характеру заданий *Тестовый контроль *Устный опрос *Письменная работа *Практическая работа *Географические игры *Зачет
Формы контроля По занятости школьников *Индивидуальный (самостоятельное выполнение заданий учеников у доски или на рабочем месте) *Фронтальный (общеклассный, работа класса над выполнением задания самостоятельно или под руководством учителя) *Работа в парах *Групповая работа *Уплотненный опрос (сочетание фронтального контроля с индивидуальным)
Практическая работа
Неотъемлемая часть обучения географии – это практические работы. Они способствуют росту самостоятельности, обеспечивают формирование умений применять знания на практике, воспитывают такое качество, как трудолюбие. В ходе выполнения практических работ школьники учатся работать с различными источниками географической информации.
Индивидуальные работы.
При их подготовке учащийся имеет возможность использовать ресурсы Интернета, мультимедийные справочники, энциклопедии и учебники. Большую популярность среди индивидуальных заданий приобретает создание учащимися презентаций в программе Power Point, что позволяет им проявить дизайнерские способности и продемонстрировать свои умения владением программой. Работа с картой. Изучение географии требует запоминания большого количества номенклатуры, поэтому важную роль играет память в усвоении знаний. Наличие игровых и учебных программ по заполнению карт и нахождению соответствий помогает ученику легко справиться с объемом необходимых знаний и помогает учителю проводить опрос географического минимума. Решение кроссвордов. Игра. География наука увлекательная и захватывающая, развивающая воображение. В качестве контроля знаний мы составляем и разгадываем географические кроссворды по определенной тематике. Школьникам очень нравится проверять знания в форме игры. Все это позволяет снять напряжение, привлечь внимание к изучению даже сложной и скучной темы. Для составления кроссвордов и при проведении игр пользуемся компьютером. Нетрадиционные формы проведения контроля позволяют не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний, а также проводить своевременный и полноценный контроль полученных знаний и умений учащихся. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. На уроках географии, где происходит чередование различных форм контроля, происходит формирование у учащихся: *интереса и уважения к изучаемому предмету; * знаний и умений в различных сферах деятельности; *развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика; *повышение качества контроля знаний и умений учащихся.
С целью лучшего запоминания и проверки усвоения учащимися географической терминологии, определений, номенклатуры, характеристики географических объектов провожу графические. и цифровые диктанты. Главная особенность этих диктантов состоит в том, что на их проведение не требуется много времени.
Тестирование. Популярность тестовых заданий как средства контроля результатов обучения резко возрастает. Масштабы применения тестов увеличиваются, главными причинами этого процесса являются широкое внедрение в учебный процесс компьютерной техники и возможность автоматизированной обработки результатов, а так же точный подсчет числа выполненных ответов, а значит, высокая степень объективности выставляемых отметок. Дополнительный интерес к тестовому контролю предмета в последние годы связан с организацией Единого государственного экзамена, государственной итоговой аттестации в независимой форме, большее содержание которого состоит из географического теста.
Разнообразные тестовые задания успешно применяю как в целях текущей, так и итоговой проверки знаний и умений учащихся. Для текущей проверки использую разнообразные виды тестовых заданий. Учитывая недостатки применения тестовых заданий, использую их в сочетании с традиционными формами проверки знаний. Проверяю усвоение одного и того же понятия, процесса как с помощью тестов, так и вопросов и заданий со свободным ответом. При подготовке тестовых заданий составляю их сама, использую готовые тесты из поурочных планов, дидактических материалов, методических пособий, демонстрационных материалов ОГЭ различных лет. По сравнению с традиционными формами контроля знаний тесты имеют ряд преимуществ: Проводятся за короткий промежуток времени (на уроке даю на выполнение теста от 6 до 15 минут); Охватывают большой объем материала; Проверяют только географические знания (ученики не отвлекаются на грамматику и стиль изложения); Все учащиеся находятся в равных условиях; Каждый учащийся получает объективную оценку; Облегчают мою работу, так как тесты быстро проверяются. Тестовую проверку можно применять в комплексе с другими формами контроля. Экзамен - это итог работы и ученика, и учителя на протяжении несколько лет изучения географии в школе.
Один из важнейших факторов, определяющих успешность выпускника в сдаче государственной (итоговой) аттестации – это поддержка учителя, поддержать - значит поверить в ученика.
География - уникальная естественно-общественная наука и учебный предмет, позволяющий преподать школьникам широкий спектр связей общественных и природных явлений и процессов, происходящих в географической среде. Таким образом, география - это учебный предмет, который особенно тесно связан с жизнью, современностью.
К сожалению, современные школьники охладели к обучению в целом, и к географии в частности. Дети стали гораздо прогматичнее и рациональнее. Свои действия они нередко оценивают с позиции: «А мне это нужно?» и по этой причине многим, кому, по их мнению, не нужна география, она стала неинтересна.
В последнее время наметилась тенденция к сокращению востребованности географии при вступительных экзаменах. Соответственно многие ученики выделяют для себя основные предметы для углубленного изучения, в перечень которых география, к величайшему сожалению, не входит, это касается обучающихся в 11 классе.
Географию, как правило, выбирают большинство обучающихся 9 класса, потому что считают, что этот предмет легче сдать, чем остальные предметы.
Это в основном, тот контингент детей, которым трудно будет сдавать такие предметы, которые требуют специальных способностей. Поэтому география дает им шанс закончить девять классов. Хотя, я считаю, что лёгким предметом географию назвать нельзя.
Поэтому содержание контрольно-измерительных материалов охватывает с одной стороны базовое ядро (обязательный минимум содержания географического образования), а с другой стороны - наиболее актуальные процессы и явления современной жизни: демографические, этнические, экологические, социально- культурные и экономические.
Подготовка к основному государственному экзамену в 9 классе является одной из основных проблем и выпускников и учителя. По своей сути ОГЭ является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности обучающихся к постоянно меняющимся условиям современной реальности.
Выпускники 9 класса должны обладать сформированными обще учебными умениями и навыками: наблюдением, отбором и генерализацией, анализом фактов, объяснением причин явлений, установлением причинно-следственных связей, синтезом. Именно эти приемы мыслительной деятельности и смогут помочь успешно сдать ОГЭ.
Подготовка к итоговой аттестации, как правило, должна идти на протяжении всего обучения, но на это не всегда хватает учебного времени, а дополнительными часами учителей географии, увы, не балуют. Учителя стараются подготовить школьников с помощью заданий в форме тестов, дополнительных занятий и эту работу надо начинать как можно раньше. В своей работе я использую много форм проверки изученного материала, это не только тесты, это и географические диктанты, цифровые диктанты, задание на соответствие, решение географических задач по разным темам.
Фундаментом географической подготовки я считаю работу с географической картой. При выполнении заданий на экзамене разрешается пользоваться географическими атласами, но чтобы они стали помощниками, необходимо научить обучающихся с ними работать, научить читать карты. Потому знание номенклатуры и умение читать карты разного содержания, представление о положении на карте географических объектов – это моё главное требование к обучающимся на протяжении изучения всего курса географии.
Начиная с 5 класса мы работаем с географической номеклатурой. Ребята сдают зачёты на знание географической номенклатуры на протяжении всего курса географии: на настенных и интерактивных картах показывают географические объекты. Очень важна работа на контурной карте, она закрепляет не только знание географической номенклатуры, но и тренирует зрительную память, обучающиеся запоминают местонахождение географических объектов.
Ещё одним ключевым навыком в географии является определение географических координат по географической карте, это тоже отрабатывается при непосредственной работе с картами. Успешное выполнение многих заданий зависит от умения работать с топографическими планами, картосхемами, статистическими материалами, рисунками, таблицами, диаграммами, графиками.
При подготовке я применяю информационные технологии. Презентации, интерактивные плакаты обладают наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала. Мне повезло, у меня в кабинете географии есть интерактивная доска, поэтому есть возможность использования интерактивных приложений, интерактивных заданий и тестов.
Свою работу по подготовке к ОГЭ начинаю с того, что знакомлю обучающихся с особенностями проведения экзамена, с системой оценивания экзаменационной работы, со спецификацией и кодификатором КИМ. Они должны чётко знать, что от них требуется на экзамене и что они должны сделать, чтобы получить как можно больше баллов.
Затем обучающиеся выполняют пробную версию ОГЭ. Эта работа даёт возможность определить каков уровень знаний ученика, выявить область «знания/не знания». Понять, что умеет обучающийся, какие пробелы в знаниях есть, на какие задания обратить особенное внимание.
Проанализировав контрольно-измерительные материалы, я для себя сделала вывод, на что нужно обратить внимание при подготовке к ОГЭ, какие темы являются самыми сложными для обучающихся, и требуют дополнительной работы с ними.
Сначала я показываю образец выполнения заданий и образец рассуждений при выполнении задания, а затем требую этого от обучающихся.
Для работы над пробными вариантами предлагаю инструкции решения типовых тестовых заданий по разным темам.
Например, чтение синоптической карты: определение зоны действия
атмосферных вихрей: рассмотреть фрагмент карты и её условные знаки; найти окружности циклонов (низкое давление) и антициклонов (высокое давление), сопоставить их положение с городами, указанными в задании, определить города в зоне их действия, определить изменения погоды в связи с атмосферными вихрями.
По заданию определить, какие изменения погоды прогнозируются (похолодание или потепление погоды): для этого найти на карте в соответствии с заданием холодный или теплый фронт (по условным знакам) и направление их перемещения, далее найти на карте города (варианты ответов) расположенные на пути движения фронта, и выполнить задание.
Если использовать предлагаемые алгоритмы в системе по всем разделам, то учащиеся научатся более грамотно самостоятельно находить, систематизировать и применять на практике нужный материал.
Необходимо вспомнить приемы работы по топографической карте и плану местности. Особое внимание уделяем построению профиля рельефа местности, так как в школьном курсе географии этому уделяется мало внимания. Да и ученики 9 класса забывают материал 6 класса и без подготовки и повторения этого материала, эти задания выполнить не могут.
При выполнении заданий по определению страны или региона нужно приучить ребят искать главные мысли в описательном тексте. Это поможет распознать страну или регион России по описанию.
Я всегда говорю своим детям, что хорошо сдать ОГЭ можно только выполнив очень много тестовых тренировочных заданий.
Для этого мы используем разные сайты в интернете, прежде всего сайт ФИПИ, также сайты «Решу ОГЭ, ЕГЭ», другие сайты, где можно решать задания онлайн, с последующей проверкой правильности выполнения работы.
Основные приёмы подготовки к ГИА:
групповые и индивидуальные консультации;
знакомство со структурой работы; с умениями заполнять бланки;
решение вариантов демоверсии; вариантов в разных источниках;
разбор теоретического материала по основным разделам курса географии, входящим в работу;
практические занятия с географической, топографической картами, планом и профилем местности, статистическими материалами;
самостоятельная работа обучающихся по решению различных заданий.
Так же в подготовке к ЕГЭ и ОГЭ я использую пособия А.Б. Эртель издательства «Легион» - это учебно – методические пособия, которые содержат не только тренировочные варианты тестовых заданий по географии, но и ответы с комментариями и подробным разбором всех типов экзаменационных заданий.
В подготовке обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ мне также помогают обучающие вебинары по географии разных издательств в интернете. Особенно содержательными мне показались вебинары издательства «Легион», которые вела Анна Борисовна Эртель, автор методических пособий, очень подробно разбирая задания,
Вебинары объединённой издательской группы «Дрофа» и «Вентана Граф» и их презентации тоже использую в работе с обучающимися по подготовке к ГИА.
Данная система мероприятий способствует повышению качества подготовки и приводит к наиболее высоким результатам при сдаче ГИА и ЕГЭ обучающимися.
При подготовке к ОГЭ и ЕГЭ большое значение имеет и самостоятельная подготовка обучающихся дома, а этому тоже должен научить учитель.
« Человек достигнет результата, только делая что-то сам...» (писал Александр Пятигорский, русский философ).
Учитель должен организовать работу по подготовке к ГИА таким образом, чтобы обеспечить успешную сдачу экзамена для всех обучающихся.