kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация итогового контроля на уроках географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

виды и формы проверочных работ на уроках географии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация итогового контроля на уроках географии»

Выступление на семинаре

Тема: Организация итогового контроля на уроках географии

Контроль знаний и умений учащихся по географии занимает важное место в учебно-воспитательном процессе, поскольку от того, как организован контроль, во многом зависят результаты обучения и воспитания школьников. Процесс контроля включает не только проверку, но и оценку знаний и умений, фиксирование результатов, корректировку ошибок, подведение итоговых результатов обучения по теме, разделу, курсу. 
Все используемые мною формы контроля ( тестовый контроль в частности) направлены на одно — включение в работу всех учащихся класса вне зависимости от их способностей и трудолюбия. 
Для более успешного проведения контроля за знаниями учащихся необходимо:  
* гибкое сочетание текущей проверки знаний и умений школьников с итогово-тематическим контролем, организуемым после изучения каждой темы.   
*широкое использование разных форм контроля и разумное их сочетание. 
* обязательное систематическое освещение результатов контроля.   
*привлечение учащихся к оцениванию итогов работы. 


Виды контроля

Текущий 
(проверка знаний и умений на разных этапах урока) 
Тематический 
(контроль знаний и умений после изучения темы) 
Итоговый 
(контроль за результатами обучения после изучения крупной темы, раздела курса в целом 

Формы контроля
По характеру заданий
 
*Тестовый контроль 
*Устный опрос 
*Письменная работа 
*Практическая работа 
*Географические игры 
*Зачет 




Формы контроля
По занятости школьников
 
*Индивидуальный (самостоятельное выполнение заданий учеников у доски или на рабочем месте) 
*Фронтальный (общеклассный, работа класса над выполнением задания самостоятельно или под руководством учителя) 
*Работа в парах 
*Групповая работа 
*Уплотненный опрос (сочетание фронтального контроля с индивидуальным)

 

Практическая работа

  Неотъемлемая часть обучения географии – это практические работы. Они способствуют росту самостоятельности, обеспечивают формирование умений применять знания на практике, воспитывают такое качество, как трудолюбие. В ходе выполнения практических работ школьники учатся работать с различными источниками географической информации.

Индивидуальные работы.

При их подготовке учащийся имеет возможность использовать ресурсы Интернета, мультимедийные справочники, энциклопедии и учебники. Большую популярность среди индивидуальных заданий приобретает создание учащимися презентаций в программе Power Point, что позволяет им проявить дизайнерские способности и продемонстрировать свои умения владением программой. 
Работа с картой. Изучение географии требует запоминания большого количества номенклатуры, поэтому важную роль играет память в усвоении знаний. Наличие игровых и учебных программ по заполнению карт и нахождению соответствий помогает ученику легко справиться с объемом необходимых знаний и помогает учителю проводить опрос географического минимума.
Решение кроссвордов. Игра. География наука увлекательная и захватывающая, развивающая воображение. В качестве контроля знаний мы составляем и разгадываем географические кроссворды по определенной тематике. Школьникам очень нравится проверять знания в форме игры. Все это позволяет снять напряжение, привлечь внимание к изучению даже сложной и скучной темы. Для составления кроссвордов и при проведении игр пользуемся компьютером. 
Нетрадиционные формы проведения контроля позволяют не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний, а также проводить своевременный и полноценный контроль полученных знаний и умений учащихся. 
Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. 
На уроках географии, где происходит чередование различных форм контроля, происходит формирование у учащихся: 
*интереса и уважения к изучаемому предмету; 
* знаний и умений в различных сферах деятельности; 
*развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика; 
*повышение качества контроля знаний и умений учащихся. 


С целью лучшего запоминания и проверки усвоения учащимися географической терминологии, определений, номенклатуры, характеристики географических объектов провожу графические. и цифровые диктанты. Главная особенность этих диктантов состоит в том, что на их проведение не требуется много времени. 

Тестирование. Популярность тестовых заданий как средства контроля результатов обучения резко возрастает. Масштабы применения тестов увеличиваются, главными причинами этого процесса являются широкое внедрение в учебный процесс компьютерной техники и возможность автоматизированной обработки результатов, а так же точный подсчет числа выполненных ответов, а значит, высокая степень объективности выставляемых отметок. Дополнительный интерес к тестовому контролю предмета в последние годы связан с организацией Единого государственного экзамена, государственной итоговой аттестации в независимой форме, большее содержание которого состоит из географического теста. 

Разнообразные тестовые задания успешно применяю как в целях текущей, так и итоговой проверки знаний и умений учащихся. Для текущей проверки использую разнообразные виды тестовых заданий. 
Учитывая недостатки применения тестовых заданий, использую их в сочетании с традиционными формами проверки знаний. Проверяю усвоение одного и того же понятия, процесса как с помощью тестов, так и вопросов и заданий со свободным ответом. 
При подготовке тестовых заданий составляю их сама, использую готовые тесты из поурочных планов, дидактических материалов, методических пособий, демонстрационных материалов ОГЭ различных лет. 
По сравнению с традиционными формами контроля знаний тесты имеют ряд преимуществ:
Проводятся за короткий промежуток времени (на уроке даю на выполнение теста от 6 до 15 минут); 
Охватывают большой объем материала; 
Проверяют только географические знания (ученики не отвлекаются на грамматику и стиль изложения); 
Все учащиеся находятся в равных условиях; 
Каждый учащийся получает объективную оценку; 
Облегчают мою работу, так как тесты быстро проверяются. 
Тестовую проверку можно применять в комплексе с другими формами контроля. 
Экзамен - это итог работы и ученика, и учителя на протяжении несколько лет изучения географии в школе.

Один из важнейших факторов, определяющих успешность выпускника в сдаче государственной (итоговой) аттестации – это поддержка учителя, поддержать - значит поверить в ученика.

География - уникальная естественно-общественная наука и учебный предмет, позволяющий преподать школьникам широкий спектр связей общественных и природных явлений и процессов, происходящих в географической среде. Таким образом, география - это учебный предмет, который особенно тесно связан с жизнью, современностью.

К сожалению, современные школьники охладели к обучению в целом, и к географии в частности. Дети стали гораздо прогматичнее и рациональнее. Свои действия они нередко оценивают с позиции: «А мне это нужно?» и по этой причине многим, кому, по их мнению, не нужна география, она стала неинтересна.

В последнее время наметилась тенденция к сокращению востребованности географии при вступительных экзаменах. Соответственно многие ученики выделяют для себя основные предметы для углубленного изучения, в перечень которых география, к величайшему сожалению, не входит, это касается обучающихся в 11 классе.

Географию, как правило, выбирают большинство обучающихся 9 класса, потому что считают, что этот предмет легче сдать, чем остальные предметы.

Это в основном, тот контингент детей, которым трудно будет сдавать такие предметы, которые требуют специальных способностей. Поэтому география дает им шанс закончить девять классов. Хотя, я считаю, что лёгким предметом географию назвать нельзя.

Поэтому содержание контрольно-измерительных материалов охватывает с одной стороны базовое ядро (обязательный минимум содержания географического образования), а с другой стороны - наиболее актуальные процессы и явления современной жизни: демографические, этнические, экологические, социально- культурные и экономические.

Подготовка к основному государственному экзамену в 9 классе является одной из основных проблем и выпускников и учителя. По своей сути ОГЭ является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности обучающихся к постоянно меняющимся условиям современной реальности.

Выпускники 9 класса должны обладать сформированными обще учебными умениями и навыками: наблюдением, отбором и генерализацией, анализом фактов, объяснением причин явлений, установлением причинно-следственных связей, синтезом. Именно эти приемы мыслительной деятельности и смогут помочь успешно сдать ОГЭ.

Подготовка к итоговой аттестации, как правило, должна идти на протяжении всего обучения, но на это не всегда хватает учебного времени, а дополнительными часами учителей географии, увы, не балуют. Учителя стараются подготовить школьников с помощью заданий в форме тестов, дополнительных занятий и эту работу надо начинать как можно раньше. В своей работе я использую много форм проверки изученного материала, это не только тесты, это и географические диктанты, цифровые диктанты, задание на соответствие, решение географических задач по разным темам.

Фундаментом географической подготовки я считаю работу с географической картой. При выполнении заданий на экзамене разрешается пользоваться географическими атласами, но чтобы они стали помощниками, необходимо научить обучающихся с ними работать, научить читать карты. Потому знание номенклатуры и умение читать карты разного содержания, представление о положении на карте географических объектов – это моё главное требование к обучающимся на протяжении изучения всего курса географии.

 Начиная с 5 класса мы работаем с географической номеклатурой. Ребята сдают зачёты на знание географической номенклатуры на протяжении всего курса географии: на настенных и интерактивных картах показывают географические объекты. Очень важна работа на контурной карте, она закрепляет не только знание географической номенклатуры, но и тренирует зрительную память, обучающиеся запоминают местонахождение географических объектов.

Ещё одним ключевым навыком в географии является определение географических координат по географической карте, это тоже отрабатывается при непосредственной работе с картами.
Успешное выполнение многих заданий зависит от умения работать с топографическими планами, картосхемами, статистическими материалами, рисунками, таблицами, диаграммами, графиками.

При подготовке я применяю информационные технологии. Презентации, интерактивные плакаты обладают наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала. Мне повезло, у меня в кабинете географии есть интерактивная доска, поэтому есть возможность использования интерактивных приложений, интерактивных заданий и тестов.

Свою работу по подготовке к ОГЭ начинаю с того, что знакомлю обучающихся с особенностями проведения экзамена, с системой оценивания экзаменационной работы, со спецификацией и кодификатором КИМ. Они должны чётко знать, что от них требуется на экзамене и что они должны сделать, чтобы получить как можно больше баллов.

Затем обучающиеся выполняют пробную версию ОГЭ. Эта работа даёт возможность определить каков уровень знаний ученика, выявить область «знания/не знания». Понять, что умеет обучающийся, какие пробелы в знаниях есть, на какие задания обратить особенное внимание.

Проанализировав контрольно-измерительные материалы, я для себя сделала вывод, на что нужно обратить внимание при подготовке к ОГЭ, какие темы являются самыми сложными для обучающихся, и требуют дополнительной работы с ними.

Сначала я показываю образец выполнения заданий и образец рассуждений при выполнении задания, а затем требую этого от обучающихся.

Для работы над пробными вариантами предлагаю инструкции решения типовых тестовых заданий по разным темам.

Например, чтение синоптической картыопределение зоны действия

атмосферных вихрей: рассмотреть фрагмент карты и её условные знаки; найти окружности циклонов (низкое давление) и антициклонов (высокое давление), сопоставить их положение с городами, указанными в задании, определить города в зоне их действия, определить изменения погоды в связи с атмосферными вихрями.

По заданию определить, какие изменения погоды прогнозируются (похолодание или потепление погоды): для этого найти на карте в соответствии с заданием холодный или теплый фронт (по условным знакам) и направление их перемещения, далее найти на карте города (варианты ответов) расположенные на пути движения фронта, и выполнить задание.

Если использовать предлагаемые алгоритмы в системе по всем разделам, то учащиеся научатся более грамотно самостоятельно находить, систематизировать и применять на практике нужный материал. 

Необходимо вспомнить приемы работы по топографической карте и плану местности. Особое внимание уделяем построению профиля рельефа местности, так как в школьном курсе географии этому уделяется мало внимания. Да и ученики 9 класса забывают материал 6 класса и без подготовки и повторения этого материала, эти задания выполнить не могут.

 

При выполнении заданий по определению страны или региона нужно приучить ребят искать главные мысли в описательном тексте. Это поможет распознать страну или регион России по описанию.

Я всегда говорю своим детям, что хорошо сдать ОГЭ можно только выполнив очень много тестовых тренировочных заданий.

Для этого мы используем разные сайты в интернете, прежде всего сайт ФИПИ, также сайты «Решу ОГЭ, ЕГЭ», другие сайты, где можно решать задания онлайн, с последующей проверкой правильности выполнения работы.

Основные приёмы подготовки к ГИА:

  • групповые и индивидуальные консультации;

  • знакомство со структурой работы; с умениями заполнять бланки;

  • решение вариантов демоверсии; вариантов в разных источниках;

  • разбор теоретического материала по основным разделам курса географии, входящим в работу;

  • практические занятия с географической, топографической картами, планом и профилем местности, статистическими материалами;

  • самостоятельная работа обучающихся по решению различных заданий.



Так же в подготовке к ЕГЭ и ОГЭ я использую пособия А.Б. Эртель издательства «Легион» - это учебно – методические пособия, которые содержат не только тренировочные варианты тестовых заданий по географии, но и ответы с комментариями и подробным разбором всех типов экзаменационных заданий.


В подготовке обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ мне также помогают обучающие вебинары по географии разных издательств в интернете. Особенно содержательными мне показались вебинары издательства «Легион», которые вела Анна Борисовна Эртель, автор методических пособий, очень подробно разбирая задания,

Вебинары объединённой издательской группы «Дрофа» и «Вентана Граф» и их презентации тоже использую в работе с обучающимися по подготовке к ГИА.

Данная система мероприятий  способствует повышению качества подготовки и приводит к наиболее высоким результатам при сдаче ГИА и ЕГЭ обучающимися.

При подготовке к ОГЭ и ЕГЭ большое значение имеет и самостоятельная подготовка обучающихся дома, а этому тоже должен научить учитель.



«  Человек достигнет результата, только делая что-то сам...» (писал Александр Пятигорский, русский философ).

Учитель должен организовать работу по подготовке к ГИА таким образом, чтобы обеспечить успешную сдачу экзамена для всех обучающихся.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Организация итогового контроля на уроках географии

Автор: Никитина Алена Николаевна

Дата: 25.10.2018

Номер свидетельства: 482097

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ. МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"
    ["seo_title"] => string(146) "formirovaniie-poznavatiel-nogo-intieriesa-na-urokakh-gieografii-motivatsiia-uchashchikhsia-k-izuchieniiu-gieografii-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "252762"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447434892"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Методика контроля знаний в учебном процессе "
    ["seo_title"] => string(50) "mietodika-kontrolia-znanii-v-uchiebnom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "135542"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416933131"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Разработка урока по географии "Северный Ледовитый океан" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(69) "razrabotka-uroka-po-ghieoghrafii-sieviernyi-liedovityi-okiean-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "107765"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403437540"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "конспект урока по географии на тему "Урок обобщения и контроля по темам Земля и её изображения" "
    ["seo_title"] => string(112) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-na-tiemu-urok-obobshchieniia-i-kontrolia-po-tiemam-ziemlia-i-ieio-izobrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "126990"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415255340"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Климатические пояса и области Северной Америки "
    ["seo_title"] => string(53) "klimatichieskiie-poiasa-i-oblasti-sieviernoi-amieriki"
    ["file_id"] => string(6) "112309"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408515196"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства