Слайд 2 Наверное каждый из нас постоянно думает о том, как, по возможности сократить время подготовки к уроку, при этом провести с ользой для учащихся, как заинтеррисовать предметом, когда постоянно слышешь:
- Мне география не нужна при поступлении.
- По географии ЕГЭ не сдавать… и т.д.
Кроме этого, новая проблема для многих учителей, как перестроиться на новые государственные стандарты? Я, для себя эту проблему решила – это парацентрическая технология. Звучит, конечно, срашно, но по сути все просто, решаются все проблемы современного учителя. Надеюсь, я вас заинтериссовала, а теперь все по порядку.
Слайд 3 Это высказывание А. Твардовского очень хорошо отражает данную технологию. Учитель сидит на месте, а вокрук него все вращается и постигается.
Слайд 4 Парацентрическая технология – одна из нетрадиционных технологий, для которой характерны общие признаки:
самостоятельность деятельности учащихся (до 80-90% учебного времени);
иная деятельность учителя (организатор, помощник)
отказ от традиционной классно – урочной системы.
Термин «парацентрическая технология» означает обучение в парах со средствами обучения при помощи методической инструкции. В дальнейшем предполагается выход на контроль и собеседование с учителем. При данной технологии возможно реальное осуществление личностно – ориентированного подхода право выбора метода и способа обучения благодаря организации различных видов диалогового обучения. Решается проблема с отстающими учениками, так как технология предполагает уровни обучения. Автором являесся Суртаева Н.Н., в прошлом учитель химии.
Слайд 5 Разберем технологию на теме «Земная кора. Литосфера» в 6-м классе
Слайд 6 Разбиваем тему не на параграфы а на блоки, где один час будет вводным уроком или лекцией, где учитель дает основные понятия темы, организуем работу в классе, оговариваем требования, ребята самостоятельно готовят тему, далее работаем по парацентрической технологии, ребята отвечают на вопросы по теме, работают с картой, строят проекты и т.д., час выделяется для практической работы, и час на контроль. И, так вот как это выглядит на практике.
Слайд 7 Технологическая карта – это тематический план, таким образом можно разбить весь годовой план, добавить только сроки.
Слайд 8 Для вас я расширила ее, для того чтобы показать какие общеучебные умения и навыки получает ученик, а это именно то, что сейчас от нас требует ФГОС, мы не даем готовые знания, мы учим обучающихся учиться, самостоятельно добывать знания. Такж здесь я показала межпредметные связи и средства обучения.
Слайд 9 Следующий лист - это план урока и даже не урока,а целой темы, т.е. на семь уроков по литосфере вы пишете один такой информационный лист, это же и путеводитель по теме для обучающихся. Конечно, мне очень хотелось, чтобы данная технология позволила мне включить мои любимые игры в роцесс обучения. Вот что получилось. (открыть задания под матрешками слайд 14 -27)
Слайд 10 Таким образом получился эффект матрешки, знания складываются вместе, систематизируются. Обучающиеся учатся проектировать свою деятельность, ведь это, по сути, тоже игра, психологически комфортноая деятельность для ребенка. А главное мы отвечаем на детский вопрос: Для его сегодня нам нужна география? Мы живем во время активного отдыха, когда распространенным отдыхом становится не отдых на даче или в деревне, а именно за границей и проектная деятельность гостиничного бизнеса и туристических туров на уроках географии отметают подобные вопросы (показать проекты детские).
Слайд 11 Можно вести индивидуальные листы учета за деятельностью учащихся, готовят они их сами на организационном уроке.
Слайд 12 И, так, еще раз напоминаю алгоритм парацентрической технологии:
Алгоритм работы по ПЦТО.
Ø Изучи информационный лист для учащихся
Ø Выбери 6-8 СО (матрешек)
Ø Познакомься с методичкой инструкцией для ( матрешки 1)СО1 и начинай работу
Ø После выполнения заданий переходи к новым СО
Ø Проработав 6-8 СО выходи на контроль и собеседование с учителем
Организация ученических мест в классе должна быть иная, лучше по кругу или совместить по две парты, так как во время урока обучающиеся передвигаются от задания к заданию, который расположены на отдельных партах.
Слайд 13 Еще раз перечислю достоинства парацентрической технологии:
Реальное осуществление индивидуализации обучения
2. Формирование навыков самостоятельной деятельности, возможности выбора
3. Повышение уровня учебной мотивации
4. Изменение характера общения « Ученик – Учитель»
5. Формирование знаний, специальных и общеучебных умений
6. Использование различных учебников
7. Отсутствие дробной подготовки к каждому уроку
8. Нет домашних заданий и «2»
9. Не предполагается ежеурочных баллов.
Слайд 14 Конечно есть недостатки:
Дети передвигаются по классу, создается некий шум и при общении обучающихся.
Требуется другая расстановка парт, если парты прикручены к полу, перестановку сделать невозможно.
Учебники составлены по параграфам, а не по темам, может возникнуть путаница.
Требуется много дополнительного материала, данная нагрузка ложится в основном на обучающихся. Проблема легко решается,когда борьба с телефонами оборачивается во благо предмету. Сейчас у всех ребят телефон оснащен интернетом, поиск по вопросам расширяется, проблема отвлеченности разрешается сама по себе.
Слайд 28 В заключении хочу сказать, что технология проста в применении, не требует затрат времени для учителя, вписывается в современные государственные стандарты. А главным результатам работы, считаю интерес обучающихся к предмету. Данную технологию я начала вводить постепенно, особенно хорошо она проявляет себя при изучении географии в 9-11 классах.
И для разгрузки небольшой тест Слайд29
Слайд 30 Еще один вопрос:“Сказка – ложь, да в ней намек…”. На что же намекает пушкинская сказка о золотой рыбке? (Рыбка-то – это же Мать Природа, добрая, мудрая и строгая. А старуха вымогательница – это Гомо сапиенс современный. Нужно ограничивать свои потребности, чтобы не остаться у разбитого корыта.) Поэтому я считаю, что не стоит жаловаться на учеников, которые к нам приходят, а просто помочь им стать добрыми и отзывчивыми людьми, которые смогут быть полезными для общества, и не важно будут они гениями в географии или нет.
Спасибо за внимание!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«парацентрическая технология на уроках географии »
«Парацентрическая технология на уроках географии или игра в матрешку»
Учитель географии МОБУ СОШ
им. С.С. Ильина с. Жуково
МР Уфимский район РБ
Щекатурова Елена Николаевна
Решаемые вопросы:
Как быстрее подготовиться к уроку?
Для чего нужна география ученикам сегодня?
Как плавно осуществить переход к ФГОС по географии?
Есть два разряда путешествий.
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте.
Листать обратно календарь.
А.Твардовский.
Парацентрическая технология
Парацентрическая технология (автор Н.Н. Суртаева)– одна из нетрадиционных технологий, для которой характерны общие признаки:
самостоятельность деятельности учащихся (до 80-90% учебного времени);
индивидуализация;
иная деятельность учителя (организатор, помощник)
отказ от традиционной классно – урочной системы.
Термин «парацентрическая технология» означает обучение в парах со средствами обучения при помощи методической инструкции. В дальнейшем предполагается выход на контроль и собеседование с учителем. При данной технологии возможно реальное осуществление процесса индивидуализации и право выбора метода и способа обучения благодаря организации различных видов диалогового обучения.
Литосфера
Этап реализации
ИВУ
ОВУ
1 час
ПЦТО
1 час
П
3 часа
Кп
1 час
1 час
ИВУ – информационный ввод учителя
ОВУ – организационный ввод учителя
П – практическая работа
Кп – контроль (письменный, устный, индивидуальный)
Технологическая карта. Тема: «Земная кора».
Тема урока
Знать
Литосфера. Земная кора.
1.Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли.
2.Разнообразие форм рельефа
3. Движение земной коры
4. Главные формы рельефа.
5. Рельеф дна океана.
6. Человек и земная кора.
7. Итоговый урок по теме.
Уметь
Понятие «литосфера», «рельеф»;
Строение Земли;
- Формы рельефа суши и моря;
- Строение земной коры;
Типы полезных ископаемых;
Внутренние, внешние; техногннные процессы;
Стихийныя явления в литосфере: землетрясения, вулканы, гейзеры и т.д.
-определять свойства минералов, горных пород, полезных ископаемых;
-выявлять зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых;
- Сиротин В.И. «Рабочая тетрадь по географии с комплектом контурных карт». Москва, «Дрофа», 2011 год.
- Дронов В.П., Савельева Л.Е. «География. Землеведение». Москва: «Дрофа», 2009 год. - Сиротин В.И. «Рабочая тетрадь по географии с комплектом контурных карт». Москва, «Дрофа», 2011 год.
Элькин Г.Н. «Физическая география 6 класс. Справочно-информационные материалы к урокам». Санкт-Петербург, «Паритет», 2003 год.
Элькин Г.Н. «Физическая география 6 класс. Справочно-информационные материалы к урокам». Санкт-Петербург, «Паритет», 2003 год.
- Агеева И.Д. «Веселая география на уроках и праздниках. Методическое пособие». Москва, «СФЕРА», 2002 год.
Лазаревич К.С.
-«Занимательная география». Москва, «Дрофа», 2005 год.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 6 класс. 2005 год.
-ресурсы Интернета
- Атласы и физические карты Мира
- Агеева И.Д. «Веселая география на уроках и праздниках. Методическое пособие». Москва, «СФЕРА», 2002 год. Лазаревич К.С. -«Занимательная география». Москва, «Дрофа», 2005 год. - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 6 класс. 2005 год. -ресурсы Интернета - Атласы и физические карты Мира
Информационный лист: «Земная кора. Литосфера»
Средства обучения
СО 1
Задания
Схема внутреннего строения Земли
СО 2
Подпишите схему, сформируйте понятия названий частей строения Земли
Набор минералов
СО 3
Определите минералы магматического, осадочного и метаморфического происхождения.
Учебник стр. 45-46
СО 4
Нарисовать схему строения земной коры
Атлас, контурная карта
СО 5
СО 6
Раб. тетрадь
Нанести крупные формы рельефа на контурные карты, определить высоты и глубины
Стр.37 – зад.15 .
Ресурсы интернета
СО 7
Составить проспект «Путешествие к вулкану», «Путешествие к эпицентру» и т.д..
Учебник стр.68- 72
СО 8
1.Составьте рассказ от лица альпиниста «Восхождение на Эверест» в виде презентации.
2.Нарисуйте рисунок высоких и низких гор и равнины.
Компьютерная игра: «Морской бой»
Проверь свои знания
Знания складываются в одну матрешку
Лист учёта за деятельностью учащихся.
№
Фамилия Имя
1
Средства обучения
2
1
2
3
3
4
4
5
5
6
7
8
1
2
3
4
5
игра
Алгоритм работы по ПЦТО.
Изучи информационный лист для учащихся
Выбери 6-8 СО (матрешек)
Познакомься с методичкой инструкцией для СО1 (матрешки №1) и начинай работу
После выполнения заданий переходи к новым СО (матрешкам)
Проработав 6-8 СО ( матрешек) выходи на контроль и собеседование с учителем
Организация ученических мест в классе .
Достоинства ПЦТО
Реальное осуществление индивидуализации обучения
Формирование навыков самостоятельной деятельности, возможности выбора
Повышение уровня учебной мотивации
Изменение характера общения « Ученик – Учитель»
Формирование знаний, специальных и общеучебных умений
Использование различных учебников
Отсутствие дробной подготовки к каждому уроку
Нет традиционных домашних заданий и «2»
Не предполагается ежеурочных баллов.
Недостатки ПЦТО
Нет идеальной дисциплины в классе;
Требует расстановки парт по кругу или периметру, но не рядами;
Учебники составлены по параграфам, а не по темам, может возникнуть путаница.
Требуется много дополнительного материала.
Земля устроена хитро
Сложней любой игрушки:
Внутри находится ЯДРО,
Но не ядро от пушки!
Потом, представьте, МАНТИЯ
Лежит внутри Земли.
Но не такая мантия, что носят короли!
Потом – ЛИТОСФЕРА (Земная кора).
Выбрались мы на поверхность. Ура!
А посреди этой ЛИТО -
ГИДРОСФЕРА разлита.
ГИДРО не ГИДРА.
Еще иногда
Люди ее называют –ВОДА!
Ну, а за этою сферой
Встречаемся мы с АТМОСФЕРОЙ.
(Это и воздух, и облака...)
А что там за ней? – Неизвестно пока!
А биосфера связала все
И гидро-, и лито-, и атмо- едины
И не разделимы, пойми, человек
Планета Земля одна во всем Мире !!!
СО 1
СО 1
СО 1
«Осколки»
Мантия
Покрывало
Пластичная
Оболочка
ядро
Мантия – пластичная оболочка, покрывающая ядро
СО 2
Интересные факты про объект на картинках
Платина
Отгадайте полезное ископаемое по фрагменту и определите зону где он проживает:
СО 2
Миеральная вода
СО 2
?
Ответить на вопрос:
1. Стекло появилось в России 300 лет назад. Его начали производить при Петре1. Какой минерал использовался на Руси до стекла??
Слюда
?
Заполни таблицу
СО 3
Тектоническое строение
Форма рельефа
Русская платформа
Полезные ископаемые
Восточно-Европейская равнина
Западно – сибирская плита
Западно сибирская равнина
Кайназойская эпоха складчатости
Осадочные: уголь, нефть, соль
Осадочные: нефть, газ
Кавказ
Каледонская эпоха складчатости
Алтай
Магматические: руды
Магматические: руды
СО 4
Час идешь и два идешь Поле все не обойдешь Эта чудная картина Называется … Едешь день и два и три Все смотри, смотри, смотри Высоко под небесами, Чудо с белыми плечами И куда на бросишь взгляд Камни разные лежат …
У нас в Башкортостане в Салаватском районе, родине Салавата Юлаева есть необычная гора Янган – тау, в переводе с башкирского «горящая гора». Из-за постоянно выходящего пара, гора как бы дымится и , даже зимой, на ней тает снег. Можно назвать ее вулканом ?
Урок-игра «Путешественники»
СО 7
Бывает двух типов
1. Урок обобщения знаний ( учащиеся заранее приносят материал по теме и составляют либо маршруты путешествия, либо проспекты по изученной теме).
2. Урок изучения нового материала (подходит для изучения великих путешественников, первооткрывателей, ученых географов и изучения морей и океанов) Для второго типа данного урока-игры главным предметом игры становится «Бутылка с джином», где ребята находят основные сведения по теме.
Заключение.
В ходе реализации технологии осуществляется разноуровневая система обучения, совместная деятельность.
Вырабатывается единая педагогическая стратегия и тактика.
Технология позволяет обучать детей самостоятельности, расширить интерес к предмету, активизировать учебную деятельность учащихся на уроках.
Заложены основы взаимопомощи и коллективизма.
Основной деятельностью на уроке становится проектная деятельность.
Снижается время подготовки учителя к уроку.
Правда ли, что А.С. Пушкин был неплохим экологом?
Писал статьи по экологии;
совсем о ней ни чего не писал
сердцем ее (экологию) предчувствовал.
“ Сказка – ложь, да в ней намек…”. На что же намекает пушкинская сказка о золотой рыбке?