kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Нестандартные уроки географии" (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

« Нестандартные уроки географии»

    Как добиться наибольшей эффективности урока сегодня? Как же сделать урок географии интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы). Какими средствами поднять у детей духовную потребность в знаниях и стремление овладевать ими, совершенствовать их?

 Одним из способов выявления организационных форм урока и приёмов обучения, которые нравятся учащимся, было анкетирование, которое я провела с учениками 5-9 классов. Учащимся были заданы такие  вопросы: 1. Какая форма урока тебе больше всего нравится? Почему? 2. На каких уроках ты лучше всего понимаешь материал? 3.  Если бы ты был учителем, какие уроки ты бы проводил?

Вот некоторые ответы школьников: «Если бы я был учителем, я бы проводил уроки в виде соревнования или праздника, так как на таких уроках меньше эмоциональной напряженности»,  «Мне нравится, когда учитель беседует с нами, выслушивает наше мнение, дискутирует», «Больше всего мне нравятся ролевые игры, экскурсии. На таких уроках мы имеем возможность проявлять свои способности, лучше узнаем, друг  друга, учимся использовать географию в повседневных ситуациях », «Плохо усваиваю материал урока, когда учитель  долго говорит сам», «Не люблю нудных, неинтересных уроков, когда нужно целый урок делать одно и то же».

      Исходя из ответов учащихся, мною были определены формы проведения уроков, ведущие к повышению речевой активности учащихся и повышению интереса к предмету. Одной из наиболее удачных форм проведения уроков географии, на мой взгляд, является нестандартная форма организации урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Нестандартные уроки географии" (из опыта работы)»

« Нестандартные уроки географии»


Как добиться наибольшей эффективности урока сегодня? Как же сделать урок географии интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы). Какими средствами поднять у детей духовную потребность в знаниях и стремление овладевать ими, совершенствовать их?

Одним из способов выявления организационных форм урока и приёмов обучения, которые нравятся учащимся, было анкетирование, которое я провела с учениками 5-9 классов. Учащимся были заданы такие  вопросы: 1. Какая форма урока тебе больше всего нравится? Почему? 2. На каких уроках ты лучше всего понимаешь материал? 3.  Если бы ты был учителем, какие уроки ты бы проводил?

Вот некоторые ответы школьников: «Если бы я был учителем, я бы проводил уроки в виде соревнования или праздника, так как на таких уроках меньше эмоциональной напряженности»,  «Мне нравится, когда учитель беседует с нами, выслушивает наше мнение, дискутирует», «Больше всего мне нравятся ролевые игры, экскурсии. На таких уроках мы имеем возможность проявлять свои способности, лучше узнаем, друг друга, учимся использовать географию в повседневных ситуациях », «Плохо усваиваю материал урока, когда учитель  долго говорит сам», «Не люблю нудных, неинтересных уроков, когда нужно целый урок делать одно и то же».

      Исходя из ответов учащихся, мною были определены формы проведения уроков, ведущие к повышению речевой активности учащихся и повышению интереса к предмету. Одной из наиболее удачных форм проведения уроков географии, на мой взгляд, является нестандартная форма организации урока. Нестандартный урок - это педагогический феномен, расширяющий представление об обычном школьном уроке. Основная функция нетрадиционного урока в системе образования заключается в создании необходимого дидактического фона для проявления и удовлетворения личностных потребностей учащихся и педагогов. Пришло время отойти от общепринятых форм, искать свои методы и приёмы. Традиционный урок мало приспособлен для свободного обсуждения и не представляет возможности раскрыться каждому ученику, в наименьшей степени способствует их творческому развитию. Поэтому я пришла к выводу, что использование необычных форм проведения уроков географии (игр, соревнований, конкурсов, круглых столов, конференций и многих других) помогает серьезный и напряжённый труд сделать занимательным и интересным, дает широкие возможности для активизации учебного процесса.

     Например, стремление к открытости реализуется в уроках такого типа как «пресс-конференция»; тяга к размышлениям, дискуссиям, спорам, в ходе которых рождается истина, – в уроках-диспутах, дискуссиях; потребность в инициативе – в уроках - проектах, в творческих выставках и отчетах. Осознание важности делового партнерства приходит на уроках с использованием групповых форм работы. Потребность уважать дело, уметь его выполнять, судить о человеке по конкретным делам, а не только, по словам – на уроках – деловых играх.

Приведу несколько примеров нестандартных форм проведения уроков, используемых мною в педагогической деятельности.  

  1. Урок - проект

     Создание различных проектов на уроках географии способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Законченный проект может быть представлен в самых разнообразных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж, презентация, видеофильм и многие другие, которые затем представляются в классе для обсуждения.   Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений  и их творческое применение в новых условиях.  В своей работе я часто использую метод проектов. Например, на уроках географии в 7 классе при изучении любого материка ребята на протяжении нескольких уроков работают над проектом по созданию устного журнала. Эта работа осуществляется в несколько этапов: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий; обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; отчет по проекту, оценка выполнения проекта.  Учащиеся с интересом включаются в работу по созданию проекта, а моя роль сводится к оказанию помощи по планированию работы, текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.

(показ журналов, видео)

2. Урок-экскурсия.

     Уроки-экскурсии проводятся мной в 9 классе при изучении своего региона. «Экскурсия - посещение полевого стана» В ходе таких уроков учащиеся с интересом составляют план-маршрут экскурсии с посещением крестьянского хозяйства, выступая при этом в роли экскурсовода,  создают презентации, показывающие красоту и привлекательность родного края, трудовую деятельность населения. При изучении в 6 классе темы «Гидросфера» дети совершают заочную экскурсию выступая в роли капельки и путешествуя по озерам, рекам, болотам, океанам, побывают в тучке и оказываются в стакане воды из крана. С помощью такой формы организации урока, учащиеся начинают понимать некоторые явления природы.

3 Урок – игра

Это активная форма учебного занятия, во время которого возникает игровое состояние – эмоциональное отношение к исторической или настоящей действительности. Через понимание мыслей, чувств и поступков дети как бы примеряют на себя роль взрослых людей моделируя реальность. Знания, полученные на уроке, становятся для них личностно – значимыми, эмоционально окрашенными.

Игры классифицируют по разным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности

Приведу примеры некоторых игр используемых на уроке:

Игра №1

«Да — нет». Один ученик загадывает географический объект, класс пытается угадать его, задавая вопросы, требующие только одного ответа: «да» или «нет».

Игра №2 «Казаки – разбойники»

Эта игра используется при изучении географических координат, с целью отработки навыков определения их на географической карте. Класс делится на две команды.» Разбойники прячутся на географической карте, а «Казаки» по сообщениям (координатам) определяют места укрытия «разбойников» Здесь можно добавить не только поиск объектов, но и их описание

Игра №3 «Самое, самое»

Учащиеся называют географические объекты, которые выделяются среди подобных своими размерами. Самые высокие горы, самое глубокое озеро.

Игра №4 «Найдите ошибки»

Игра №5 «Географическая эстафета» и многие другие.

Часто использую при повторении и обобщении знаний географические уроки-игры: Звездный блиц, Геошанс, Фотоохота, Географическое лото и многие другие. Дети с большим интересом участвуют в таких играх.

4  . Следующая форма нетрадиционного урока это урок-семинар.

На мой взгляд, применение такой формы организации урока возможно в старших классах школы. При подготовке к семинару учащиеся используют материалы из различных источников: сайтов, газет, журналов, справочников и других интернет-ресурсов. Работа может быть представлена в форме доклада, презентации, рисунков. Также обязательна устная защита работы, после чего все учащиеся принимают активное участие в оценивании работы, дополняют, высказывают свое мнение по предложенному вопросу, участвуют в оценивании работы, выступая в роли экспертов. На уроке-семинаре мы обычно рассматриваем 3-4 вопроса. Такой вид работы приучает учащихся выделять главное из большого объема информации, слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение.



5. Интересным, на мой взгляд, является «урок - дискуссия».

Так в шестом классе по теме « Движения земной коры. Землетрясение.» можно провести « урок – дискуссию».


6. Уроки - дебаты провожу в 8 классе при изучении темы «Основные экологические проблемы Казахстана» и в 5 классе при изучении темы

« Окружающая среда и место человека в ней» Тему дебатов в 5 классе предлагаю такую « Человек - царь природы ?» а в 8 классе «Природа – храм или среда обитания.»

6. Интегрированные уроки география-биология, физика, химия, физическая культура и т.д. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формирования умений переносить знания из одной области в другую. На этих уроках успешно происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной

7.Интересно проходят «уроки-соревнования», планируемые как - обобщающие в 7-8 классах. На уроке преобладает групповая форма работы.



8. Урок с использованием интернет-ресурсов и видео уроков.

     В своей работе я широко использую ресурсы сети Интернет. Например, для получения различной страноведческой информации, так как нередко в учебниках этого материала недостаточно либо он преподносится не так интересно и красочно. Прекрасная возможность посмотреть достопримечательности городов дают различные онлайн-экскурсии, что, несомненно, повышает интерес к стране. Предлагаю ученикам работать в парах или группах по трое, изучить статьи, охватывающие все стороны жизни страны: население, хозяйство, транспорт. Преимуществом такой работы является вовлеченность всего класса в сочетании с дифференциацией заданий: сильные ученики занимаются изучением более трудных статей, а менее сильные анализируют ЭГП, природные ресурсы, население страны. Использование сети Интернет существенно повышает интерес к самому процессу изучения географии.

5. Не менее интересными являются нетрадиционные уроки, пришедшие из средств массовой информации и телевидения (пресс-конференции, "круглые столы", уроки-состязания, КВН, "Что? Где? Когда?" и другие), они привлекают внимание необычностью форм, состязательностью, интересным содержанием, они хорошо учитывают психологию школьного возраста. Ученик не декларативно, а действительно становится в центре учебного процесса.

   Итак, мною представлены лишь некоторые из форм нестандартных уроков, но наблюдение за образовательным процессом с использованием нестандартных форм урока или отдельных нестандартных по форме этапов урока доказывает, что их применение даёт возможность повысить интерес к предмету, даёт возможность более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении. Я убедилась, что с помощью таких уроков можно развивать память детей, внимание, логическое мышление, сообразительность и их общий кругозор. Кроме того, уроки позволяют учащимся « проявить себя», самоутвердиться, испытать чувство успеха.

Таким образом, несмотря на трудоемкость процесса внедрения и применения нестандартных форм организации урока, он представляется весьма результативным. Но не стоит каждый урок проводить в нетрадиционной форме, как правило, такие уроки проводятся после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока осуществляются при обязательном участии всех учеников класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности.

Необходимо отметить, что нетрадиционные технологии проведения уроков имеют как свои преимущества, так и свои недостатки.

Применение данных форм проведения нестандартных уроков будет успешно лишь в том случае, если учитель досконально подготовит их. Я считаю что, нестандартные формы организации обучения должны занять соответствующее место в современной школе наряду с традиционными уроками.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Нестандартные уроки географии" (из опыта работы)

Автор: Китаева Наталья Сергеевна

Дата: 05.02.2017

Номер свидетельства: 387923

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения в 8 классе "
    ["seo_title"] => string(152) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-ghieoghrafii-chieriez-ispol-zovaniie-tiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "121586"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413998548"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Основные формы и методы активного обучения на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(72) "osnovnyie-formy-i-mietody-aktivnogho-obuchieniia-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "127937"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415387746"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Методическая тема: «Использование мультимедийных презентаций на уроках географии» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-tiema-ispol-zovaniie-mul-timiediinykh-priezientatsii-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "220655"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434726725"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Технология организации исследовательских практикумов на уроках географии. "
    ["seo_title"] => string(85) "tiekhnologhiia-orghanizatsii-issliedovatiel-skikh-praktikumov-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "133682"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416567076"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Аспекты компетентностно-ориентированного урока (статья). "
    ["seo_title"] => string(59) "aspiekty-kompietientnostno-oriientirovannogho-uroka-stat-ia"
    ["file_id"] => string(6) "125090"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414909055"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства