kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика формирования эмоциональных отношений на уроках географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

За основу методики развития эмоционально-ценностных отношений мы взяли ТКВ и принципы воспитания Н.Е. Щурковой. Раскроем примеры реализации этих принципов на примере уроков географии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика формирования эмоциональных отношений на уроках географии»

Методика формирования эмоциональных отношений на уроках географии

Примеры реализации принципов воспитания.


За основу методики развития эмоционально-ценностных отношений мы взяли ТКВ и принципы воспитания Н.Е. Щурковой. Раскроем примеры реализации этих принципов на примере уроков географии


Пример 1. Урок «Виды выветривания» 6 класс.

Часто можно увидеть, как в трещинах камней, на старых домах, на асфальте растут трава, кус­ты и даже деревья. Их корни по мере углубления в трещины как бы расталкивают в стороны куски породы или кирпичи. Асфальт над такими корнями сначала вздувается, а потом разрушается.

Выделяющиеся при разложении органических остатков углекис­лый газ и гуминовые кислоты попадают в воду, которая при этом увеличивает растворяющую способность. Это процесс биогенного выветривания. Педагог формирует идею, проживая вместе с детьми ценностное отношение и выходя на обобщение « от жизненного факта до жизненного явления, а в жизненном явлении обнаруживая закономерность жизни».


Пример 2. Урок «Горные породы и минералы»

( принцип ценности)

На уроке по теме «Горные породы и минералы», говоря о значении каменного угля, следует отметить:


Высказывание своего мнения


Методика «договора»

Именно из древовидных папоротникообразных каменноугольного периода образовались залежи каменного угля, который мы используем и как топливо и как сырье для химической промышленности. Ведь это удивительно, мы используем энергию солнечного луча, упавшего на землю миллионы лет тому назад и преобразованную в энергию органических соединений


Выскажите своё мнение, как мы должны относиться к тому богатству, которым нас одарила природа?

Зная значение и ценность папоротникообразных, давайте договоримся, что мы не будем безумно срывать эти растения в лесу, и если придётся заготавливать лекарственное сырьё, то будем пользоваться рекомендациями учёных.


Пример3. Урок «Разнообразие и распространение живых организмов» 6 класс


Говоря о значении растений, следует отметить:

« С огромным уважением мы должны относиться и к современным растениям, произрастающим в тени наших лесов. Они придают лесу неповторимый вид и создают определённый микроклимат, к которому приспособились и животные и растения. Произрастая по краям тенистых оврагов, они укрепляют почвы. Например, папоротник азолла применяется на рисовых полях для фиксации атмосферного азота. Многие папоротники, являясь ядовитыми, не поедаются животными, но некоторые виды используются как лекарственное сырьё. Так, щитовник мужской издавна использовался в народной медицине для борьбы с ленточными паразитами. А молодые листья Орляка обыкновенного применяются в пищу. Ценность молодых листьев состоит в том, что они хорошо выводят из организма радионуклиды. Это очень важно знать и применять людям нашей области».

Принцип подразумевает также и «опредмечивание» отношений, то есть воплощение ценностного отношения в реально осязаемые материализуемые формы: в действия, слова, предметы, поступки - в то, что доступно ощущениям и восприятию людей.


Пример4. Урок «Горные породы и минералы»


Раскрывая значение горных пород и минералов, особенно следует обратить

внимание на роль древних папоротников в образовании

энергетических ресурсов планеты:

« Когда-то такие гигантские, вечнозелёные папоротники были широко распространены по всей Земле, образуя сумрачные, влажные леса. Именно из таких лесов образовались залежи каменного угля, который мы используем как топливо и как сырьё для химической промышленности. Ведь это удивительно, мы используем энергию солнечного луча, упавшего на землю миллионы лет тому назад.

Интонационная выразительность, яркая пластика, адекватная внутренним отношениям, точная поза создают образность проживаемому отношению и обладают силой эмоционального заражения.

Формулировка принципа «здесь и сейчас» включает в себя следующее: «здесь и сейчас сделай то, что ты говоришь», «здесь и сейчас скажи то, что ты считаешь нужным или что ты хотел бы сказать человеку», «здесь и сейчас поторопись сделать то, что нужно было бы сделать на этой Земле, а то не успеешь»…


Пример 5. Урок «Разнообразие и распространение живых организмов» 6 класс


Завершая повествование о многообразии и значении растений, учитель инициирует высказывания учащихся об их личном участии в осуществлении действий по охране растений:

«Давайте подумаем,, как же быть, если нам захотелось собрать прекрасный букет и украсить его листьями папоротника и , в тоже время мы знаем, что их следует охранять в природе, и прямо сейчас сформулируем правила, которыми будем руководствоваться в жизни».


Пример 6. Урок «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека» 8 класс.


При изучении любой темы радела «Человек и природа» учащихся можно поставить перед проблемой выбора здорового стиля жизни. Так перед изучением темы «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека» можно спросить: «Хотите ли вы быть счастливыми и что вы под этим понимаете?» После выслушивания ответов легко подвести под понимание того, что одним из слагаемых счастья и условием жизненного успеха является здоровье индивида и членов его семьи, прежде всего детей. А здоровье ваших детей и даже внуков зависит от вашего здоровья и образа жизни. Далее, после объяснения овогенеза, сперматогенеза и влияния алкоголя, никотина и др. вредных веществ на гаметы и развивающийся зародыш (с привлечением цифр и фотографий) показать всю ответственность перед следующими поколениями за те вредные привычки, от которых не желает избавляться человек и человечество в целом.

Ведь когда ребенку предоставляется «свободный выбор», то никак не подразумевается, что данный выбор будет производиться на уровне невежества или импульсивности натуры человека. Этот выбор производит человек, поднявшийся на уровень осмысления проблемы жизни и решения этой проблемы на уровне истинных ценностей, то есть, в контексте современной для него культуры и на основании накопленного человечеством практического опыта.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методика формирования эмоциональных отношений на уроках географии

Автор: Сергеева Марина Евгеньевна

Дата: 13.01.2017

Номер свидетельства: 379055

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Методическая тема: «Использование мультимедийных презентаций на уроках географии» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-tiema-ispol-zovaniie-mul-timiediinykh-priezientatsii-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "220655"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434726725"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Курсовая работа по теме "Модель деятельности учителя начальных классов, направленная на формирование гражданской идентичности обучающихся". "
    ["seo_title"] => string(160) "kursovaia-rabota-po-tiemie-modiel-dieiatiel-nosti-uchitielia-nachal-nykh-klassov-napravliennaia-na-formirovaniie-ghrazhdanskoi-idientichnosti-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "167135"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423053856"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Эффективность повышения учебного процесса . "
    ["seo_title"] => string(49) "effiektivnost-povyshieniia-uchiebnogho-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "118079"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413031488"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Мастер - класс "Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики" "
    ["seo_title"] => string(88) "mastier-klass-razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "228931"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441550550"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России"
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia_proghramma_po_okruzhaiushchiemu_miru_1_klass_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "342749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1473275774"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства