1.Организационный момент Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; | Приветственное слово учителя: Прозвенел уже звонок – Начинаем наш урок. Открываем все тетрадки, В книжках нужные закладки. На вопросы отвечаем, Когда нужно – замолкаем. В теме будем разбираться, Главное – не отвлекаться! Здравствуйте дорогие ребята, я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке. Давайте узнаем, с каким настроением мы пришли на урок. На доске висит изображение трех лиц: веселое, нейтральное и задумчивое, Прошу вас прикрепить свой лучик к тому лицу, какое у вас настроение сейчас на душе. Розовый лучик – великолепное Голубой – хорошее Желтый – чудесное Коричневый – тоскливое Зеленый – нормальное Черный – мрачное Серый – так себе (под красивую музыку дети прикрепляют свои лучики) Спасибо большое за вашу честность рассказать нам о своем настроении. И я надеюсь, что солнышко, которое у нас получилось, будет нам светить в нашем путешествии. | Приветствуют учителя Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2. Актуализация знаний Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. | Сегодня на уроке мы начнем путешествие по планете Земля. Какой материк мы сегодня изучим? На этот вопрос нам поможет ответить составленный пазл. Раздать учащимся разрезанную карту материка Африка. А как вы думаете, чем может быть известен этот материк? | Диалог с учителем. Отвечают на вопросы Собирают пазл, определяют материк Отвечают, что Африка является первым материком, который заселили люди | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) |
3. Этап изучения новых знаний и способов действий Постановка учебной цели. Поиск информации Цель: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания. | -Давайте, определим тему нашего урока. -Итак, тема нашего урока « Путешествие по Африке». Подумайте, какова цель нашего путешествия? Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни пригодятся эти знания? Запишите тему урока в тетрадь. Вы узнаете: О размерах и географическом положении материка. О природных «рекордсменах» материка. Почему природа материка разнообразна. Нам предстоит ответить на главный вопрос: Как размеры материка повлияли на разнообразие его природы? Раздает индивидуальные маршрутные листы. - Итак, своё путешествие по Африке мы начнем с географического положения материка. (раздает памятки) План ГП: Размеры материка. Океаны и моря, омывающие материк. Соседние материки. Части света. Адрес материка нам известен. Давайте теперь познакомимся с природой материка. Задания по группам: (раздает карточки – задания, фото географических объектов) 1группа - Особенности рельефа материка 2группа – Особенности климата 3 группа – Внутренние воды Африки 4 группа – Особенности растительного и животного мира 5 группа – Население материка. Слово предоставляется представителям из групп. | Работают с физической картой полушарий и учебником. Ученики у доски дают характеристику ГП. Учащиеся отмечают на к/карте океаны и моря. Работают с картой атласа. Заполняют маршрутные листы (задание 1) Выполняют задания в карточках с помощью текста учебника и атласа, составляют тексты – описания, представляют материал другим учащимся, прикрепляют к карте фото объектов. Оценивают выступления представителей групп. | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; формирование логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (прогнозировать, слушать собеседника, умение выражать свою точку зрения). познавательные: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника. выполнять логические операции самостоятельно... Коммуникативные Регулятивные УУД проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
| Прослушав все сообщения, давайте попробуем ответить на главный вопрос нашего урока: Как размеры материка повлияли на разнообразие его природы? | Пытаются ответить на вопрос Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Заполняют маршрутные листы (задание 2) | ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания. Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего учения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. |
4.Этап закрепления изученного, обобщения и систематизации Цель: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания. | Чему равна площадь Африки? Какие часть света образует материк Африка? Какими океанами омывается территория Африки? С каким материком Африка связана Суэцким перешейком? Как называется самая крупная по площади пустыня материка? Как называется крупнейшее по площади озеро Африки? Какие полезные ископаемые добывают на территории Африки? Какие государства Африки самые крупные по площади? Самое глубокое озеро – Танганьика – 1470 м Самое большое озеро материка – Виктория – 68 800 кв.км Самые высокие горы – влк. Килиманджаро - 5895 м. | Отвечают на вопросы. Корректируют ответы свои и одноклассников. | Личностные УУД: формирование мотивации Регулятивные УУД: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном) Познавательные УУД: анализ, синтез. |
5.Этап обобщения и подведения итогов Цель: подвести итог о проделанной работе на уроке. | Организует самостоятельную работу с взаимопроверкой по эталону. 1.По площади Африка занимает второе место?(+) 2. Наивысшей точкой материка является вулкан Килиманджаро?(+) 3. По особенностям климата Африка является самым жарким материком?(+) 4. На материке находится самое глубокое озеро мира?(-) 5. На материке протекает самая длинная река мира?(+) 6. Материк омывается водами всех океанов Земли?(-) Выставляют оценки в маршрутные листы. | Выполняют самостоятельную работу и выставляют друг – другу оценки | Личностные УУД: формирование мотивации Регулятивные УУД: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном) Познавательные УУД: анализ, синтез. |
6.Этап рефлексии Цель: организовать рефлексию и самооценку своей деятельности на уроке. | Беседа с учащимися. Используется прием «Острова» (на доске прикрепляет острова «Знаний», «Страха», «Скуки», «Мечты», «Уверенности»). | Учащиеся делятся впечатлениями от проделанной работы, отмечают трудности, которые у них возникли в ходе ответов в тестах. На доску прикрепляют кораблики к островам. | Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. |
7. Этап информации о домашнем задании Цель: назначение вопросов и критерии домашних заданий самими учащимися. | П.21. выполнить задания на выбор: 1) в рабочей тетради разгадать кроссворд. 2) обозначить географические объекты на контурной карте. 3) составить публицистический рассказ (5 предложений) о материке Африка с ошибками (письменно в рабочих тетрадях). | Задают необходимые вопросы. Записывают д/з. | Личностные УУД: формирование мотивации. |