Урок 9 Слайд № 1
Тема: География болезней.
Цель: познакомить учащихся с новым термином «нозоареал»
Задачи:
- Сформировать знания о типах нозоареалов, локальных и эндемических заболеваниях
- Формирование УН самостоятельного мышления, анализирования и формулирования выводов; ценностного отношения к своему здоровью
- Развитие интереса к предмету
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, атласы.
Ход урока.
I. Этап «Орг. момент».
Проверка готовности уч-ся к уроку.
II. Этап «Проверка знаний». Прием «Мозговой штурм». Слайд № 2
1. Что означает термин «здоровье»?
2. С каким понятием связано здоровье индивидума?
3. О каком приоритете в стратегии модернизации государства в своих посланиях народу Казахстана говорит Н.А. Назарбаев одним из приоритетов в стратегии модернизации государства?
4. Назовите статистические показатели здоровья.
5. Назовите факторы здоровья.
6. Какой из них является главным фактором?
III. Этап «Изучение нового материала». Слайд № 3
Учитель: Нозоареал (от греч. nósos — болезнь и ареал), ареал болезни, т. е. совокупность территорий, на которых имеются в настоящее время или были в недалёком прошлом активные очаги болезни. Понятие нозоареал применяют к инфекционным болезням.
Помимо ареалов отдельных болезней, существуют и групповые нозоареалы (совокупные ареалы нескольких близких болезней). Слайд № 4
По величине различают нозоареалы: Слайды № 5-6
- глобальные, охватывающие все населённые территории земного шара (например, нозоареалы кори, гриппа);
- зональные, приуроченные к определённому географическому поясу (например, нозоареалы фрамбезии, приуроченный к тропическому поясу);
- региональные, приуроченные к определённым районам (например, нозоареалы сонной болезни в тропической Африке).
Особенности нозоареалов: Слайды № 7-8
Границы нозоареалов могут изменяться под влиянием различных природных и социально-экономических факторов:
- они могут расширяться (например, нозоареалы шистосоматозов)
- регрессировать (например, нозоареалы малярии)
Внутри нозоареала могут быть выделены участки, различающиеся по интенсивности воспроизводства возбудителя, устойчивости эпидемического процесса и др.
Особенности ареалов и их границы хорошо изучены для заболеваний, распространяемых животными — источниками инфекции — и членистоногими переносчиками, которые заселяют определённые ландшафты, Например, чума встречается в степной, полупустынной и пустынной зонах, заселённых сусликами, сурками, песчанками и др. естественными носителями чумы в природе; заболевания клещевым энцефалитом отмечают в лесной зоне, где обитают иксодовые (пастбищные) клещи — переносчики вируса этой болезни. Размеры ареалов и характер их границ зависят от разнообразных природных, социальных и экономических факторов, тщательное изучение которых необходимо для успешной борьбы с инфекционными болезнями и их профилактики. Слайд № 9
Работы в этой области имеют большое практическое значение, т.к. позволяют разрабатывать медико-географические прогнозы на малообжитые, экономически ещё слабо освоенные территории, а также предвидеть возможный характер влияния новых комплексов, возникающих в результате преобразования человеком природы, на состояние здоровья населения и его заболеваемость.
Издавна было замечено, что многие болезни человека встречаются лишь в определённых частях земного шара, эти болезни называются локализованными: например, жёлтая лихорадка в странах Южной Америки и Африки, лейшманиоз появляется только в жарких странах, в частности в Средней Азии и Закавказье, холера — в Индии и ближайших к ней странах Азии и т.д. Даже болезни, распространённые повсеместно, в одних районах встречаются чаще, чем в других. Слайд № 10
Существуют заболевания, связанные с аномальным содержанием некоторых элементов в почве, водоемах той или иной географической зоны. Такие заболевания называются эндемическими. Слайды № 11
В живых организмах, в том числе и в организмах людей, протекают специфические биохимические реакции. Территория земного шара по геохимическим особенностям весьма различна. Таежно-лесная нечерноземная зона характеризуется недостатком кальция, фосфора, калия, кобальта, меди, йода, бора, цинка, достаточным количеством магния и относительным избытком стронция, особенно по речным поймам. В лесостепной и степной черноземной зоне наблюдается достаточное количество кальция, кобальта, меди, марганца. Наблюдения, сделанные, в различных точках мира показали, что имеется определенная связь между содержанием химических элементов в почве, воде пище и частотой возникновения некоторых заболеваний.
Изучив природу происхождения эндемических болезней, можно сделать вывод о том, что знания особенностей той местности, в которой проживает человек необходимы для обоснования мер по профилактике заболеваний: пополнять недостаток элементов, за счет правильного питания или контролировать их избыток, например, использовать фильтры для воды. Слайд № 12
Физминутка « Суша и вода». Слайд № 13
Выбирают ведущего
Остальные учащиеся встают из- за парт. Ведущий говорит «вода», ученики прыгают. Когда говорит «суша» приседают на корточки или на стул.
Вместо слова «вода» ведущий может сказать «озеро», «болото», «
Гибралтарский пролив», «Хуанхэ», «Инд» и.т.д. А слово «суша» заменить на «остров», «берег», «Урал», «Сахара», «Гималаи» и. т.д
IV. Этап «Закрепление учебного материала». Слайды № 14-16
Тесты:
1. Понятие нозоареал применяют преимущественно к болезням:
А) сердечно - сосудистым
Б) обмена веществ
В) инфекционным*
2. По величине различают нозоареалов:
А) 2
Б) 3*
В) 4
3. Нозооареалы, охватывающие все населённые территории земного шара:
А) глобальные*
Б) зональные
В) региональные
4. Нозоареалы, приуроченные к определённому географическому поясу:
А) глобальные
Б) зональные*
В) региональные
5. Нозоареалы, приуроченные к определённым районам:
А) глобальные
Б) зональные
В) региональные*
6. Болезни человека встречающиеся лишь в определённых частях земного шара:
А) эндемические
Б) локализованные*
В) шгеографические
7. Заболевания, связанные с аномальным содержанием некоторых элементов в почве, водоемах той или иной географической зоны:
А) эндемические*
Б) локализованные
В) географические
VI. Этап «Итоговый». Выставление оценок.
VII. Этап «Рефлексия». Слайд № 17
Устно. Выбери одно предложение.
Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня и получил заслуженную оценку.
Урок был интересен, урок был в определенной степени полезен для меня.
Пользы от урока я получил мало и небыло интересно.
VIII. Этап «Домашнее задание» Слайд № 18
С помощью Интернет – ресурсов определите:
Какие заболевания возникают из-за недостатка железа?
Какие продукты содержат железо?