Урок 27 Слайд № 1
Тема: Ландшафт как фактор здоровья.
Цель: доказать, что ландшафт является фактором здоровья
Задачи:
- Воспроизвести в памяти понятия «ландшафт», «урбанизация», виды ландшафтов
- Интегрировать учеников в деятельность, направленную на поддержание высокого экологического качества городской среды.
- Воспитывать бережное отношение к природе
Оборудование: интерактивная доска, презентация.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока:
I. Этап «Орг.момент». Психологический настрой
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Этап «Проверка домашнего задания» Слайд № 2
Анализ анкетирования о влиянии погодных условий на организм человека среди своих родных, соседей
III. Этап «Актуализация знаний» Слайды № 3-4
Обратите внимание на основные понятия к теме урока.
- Что такое ландшафт?
- Сравните две иллюстрации ландшафта. Какой можно назвать природным и антропогенным? Почему?
- Как изменяется ландшафт под влиянием деятельности человека?
- Какой вред наносит ландшафту сведение лесов?
Составьте схему антропогенного влияния на зеленые насаждения. Слайды № 5-6
- В чем выражается эстетическая выразительность ландшафта? (ученики анализируют иллюстрации картин известных художников по выбору; читают стихотворения о природе, допускается чтение авторских стихотворений - опережающее задание).
- Как можно выразить ландшафт? (цветом, рельефом, звуком). Приведите примеры.
- Ребята, сядьте поудобнее, закройте глаза… послушайте звуки природы из цикла музыкальных релаксационных произведений “Звуки природы”.
- Какие картины природы вы представили?
- Расскажите о своих чувствах, ощущениях в процессе прослушивания.
- Почему человеку необходим звуковой ландшафт природы неизмененный индустриализацией?
- Обратите внимание на эпиграф урока: “Здоровое тело – продукт здорового рассудка”.
- Поясните смысл этих слов. Слайд № 7
Психологический тест. Выбирают цвет. Слушают результат Слайды № 8-10
IV. Этап «Осмысление» Слайды № 11-14
Работа с текстом в группах.
Группа 1 Слайды № 11-12
Задание: выясните, что представляет собой городская экосистема.
- Что значит для вас понятие «современный город»?
- Назовите особенности городской экосистемы.
- Как вы думаете, почему города называют «паразитами биосферы»?
- Какой вред здоровью наносит урбанизация?
Группа 2 Слайды № 13-14
Задание: дать характеристику термину «городской ландшафт».
- Выясните, что означает термин «городской ландшафт»?
- Назовите структурные элементы городского ландшафта.
- Какие элементы относятся к антропогенным, а какие к природным?
- Какие функции должен выполнять городской ландшафт?
V. Этап «Закрепление нового материала» Слайды № 15-16
Составьте схему загрязнителей городского ландшафта: Слайд № 17
А) Проблемные вопросы для обсуждения.
1. Заполните схему: Слайд № 18
- Выделение кислорода;
- Очищение воздуха;
- Снижение шума;
- Увеличение количества птиц;
5. Эстетическое значение.
Б) Выполнение практической работы «Город, в котором я живу». Слайд № 19
Цель:
- Закрепить знания о факторах, влияющих на здоровье, о значении урбосистемы, влиянии экосинизаций на здоровье; совершенствовать умения логически мыслить, самостоятельно работать;
- Воспитывать любовь к родному городу, краю, чувство патриотизма. Ответственности за чистоту и порядок в родном городе.
Задание: Заполните таблицу о городском ландшафте: Слайд № 20
Положительное
Отрицательное
- Красивый
- Преуспевающий
- Чистый
- Здоровый
- Привлекательный
- Выразительный
- Интересный
- Тихий
- Светлый
- Зеленый
- Ухоженный
- Уродливый
- Бедный
- Замусоренный
- Нездоровый
- Отталкивающий
- Безликий
- Скучный
- Шумный
- Темный
- Деревьев, травы нет
- Запущенный
VII. Этап «Рефлексия» Слайд № 21
Город
Живой, удивительный, красивый
Кормит, одевает, радует, живет
Город – паразит биосферы
Дом
VIII. Этап «Домашнее задание» Слайд № 22
Задания:
- Объясните выражение: город это «…самое худшее и чудовищное явление, которым в мирное время может быть угнетено население».
- Запишите свой рацион питания в течение одного рабочего дня