kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект, краткосрочный план и презентация 10 урока элективного курса "Медицинская география"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 10

Тема: Солнечная радиация и биосфера. Слайд № 1

Цель: сформировать у учащихся систему знаний о взаимодействии солнечной радиации и биосферы.

Задачи:

  • Продолжить развитие умений выявлять взаимосвязь между живой и неживой природой;
  • Продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы.
  • Развивать коммуникативные навыки при работе в группах, воспитывать биологическую культуру.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: портрет В.И.Вернадского; схемы; интерактивная доска, презентация.

Ход урока:

I. Этап «Орг. момент»

Проверка готовности уч-ся к уроку.

II. Этап «Проверка домашнего задания» Слайд № 2

III. Этап «Мотивация» Слайд № 3

     Уже сотни людей побывали в космосе и через иллюминаторы космических летательных аппаратов видели внешний облик нашей планеты. Но ещё в начале XX века В.И. Вернадский сумел взглянуть на Землю с ещё более далёкого расстояния и силой могучего воображения увидел главное, что отличает Землю от других планет – наличие на ней “проникнутой жизнью оболочки!” “…Сейчас в ней происходит бурный рассвет. Мы знаем только маленькую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки…” В.И. Вернадский.

- О чём идёт речь?

IV. Этап «Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности» Слайд № 4

-Где вы встречались с этими словами? Что входит в понятия «солнечная радиация» и “биосфера”?

   Учение о биосфере было создано русским геохимиком В. И. Вернадским в 20 – 30 годах XX в. В его основу было положено представление о планетарной биогеохимической функции живого вещества и о сложной организованности биосферы.

-Вспомните, какие сферы Земли составляют биосферу? Слайды № 5-6

- Если биосфера объединяет эти сферы, то существуют её границы. Где они проходят по вашему предположению? Какие гипотезы можете выдвинуть?

- Что такое солнечная радиация? Назовите ее виды

Что такое альбедо? У какой поверхности альбедо больше?

- Итак, каждый из вас для себя может определить, что он знает и что хотел бы узнать о взаимодействии солнечной радиации и биосферы.

ЗНАЮ

ИЗУЧИТЬ

Оболочки Земли;

Взаимодействие солнечной радиации и биосферы

Биосфера

Географические и геофизические факторы

Солнечная радиация

Зона дефицита ультрафиолетовых  лучей

Альбедо

Зона ультрафиолетовой радиаций

Инфракрасное излучение

Зона ультрафиолетового комфорта.

Снежная слепота

Ультрафиолетовое голодание

V. Постановка учебной цели. Слайд № 7

- Каковы же цели нашего урока? (Изучить границы, состав и функции биосферы).

- При решении этих задач нам помогут слова Б. Васильева:

“ Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща”.

- У каждого на столе “Лист достижений ученика”, который вы заполнять будете в течение урока.

VI. Изучение нового материала. Слайд № 8-9

     Вопросы изучения новой темы:

  1. Взаимодействие солнечной радиации и биосферы.
  2. Альбедо.
  3. Географические и геофизические факторы. Зона дефицита ультрафиолетовых лучей, зона ультрафиолетовой радиаций, зона ультрафиолетового комфорта.
  4. Инфракрасное излучение.
  5. Снежная слепота.
  6. Ультрафиолетовое голодание.

Эпиграф: “…Сейчас в ней происходит бурный рассвет. Мы знаем только малую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки…”.

В. И. Вернадский.

Физминутка. Прием «Раз - подняться, потянуться». Слайд № 10

Один из учеников проводит разминку, заранее подготовленную:

Раз - подняться, потянуться, 
Два - нагнуть, разогнуться, 
Три - в ладоши, три хлопка, 
Головою три кивка. 
На четыре - руки шире, 
Пять - руками помахать, 
Шесть - на место ти.

Построение проекта выхода из затруднения. Слайд № 11-12   

-         Выберите главную мысль о взаимодействии солнечной радиации и биосферы.

-         А знаете ли вы, что витамин «Д» образуется под влиянием солнечных лучей?

-         Сделайте предположение об искусственном ультрафиолетовом излучении.

-         Что такое альбедо?

-         Не забудьте оценить ваши действия на данном этапе.

Валеологический компонент. Слайды № 13-14

Кто может вспомнить и рассказать о влиянии ультрафиолетовых лучей на организм? Слушайте, дополните, что вы ещё знаете.

(Доказано, что умеренная солнечная радиация вызывает отложение пигмента меланина (загар), благоприятно влияющего на здоровье. И, наоборот, неумеренное солнечное облучение, особенно с 11 до 16

ч. обостряет такие хронические заболевания, как туберкулёз, заболевания женской половой системы, провоцирует образование злокачественной опухоли. Избыток солнечной радиации вызывает старение кожи – одно из важнейших органов человека. Защищаясь от вредного действия лучей, клетки кожи начинают быстро и беспорядочно делиться, чтобы верхний слой кожи утолщился и не пропускал губительный для организма ультрафиолет в глубь тканей. Этот процесс способствует появлению мутантов- видоизменённых клеток, которые и становятся причиной злокачественных опухолей.

    В понятие «географические факторы» включаются рельеф, климат, почвы, воды суши, моря и океаны, растительный и животный мир. Под геофизическими факторами окружающей среды понимают совокупность многих физических явлений, происходящих в околоземном пространстве и внутри Земли.       

   По степени интенсивности ультрафиолетового излучения на земном шаре выделяют несколько зон.

Предлагаю заполнить таблицу, в которую нужно вписать особенности зон ультофиолетового излучения.

- Проверяем (высвечивается таблица на доске). Слайды № 15

Название зоны

Географическое положение

Особенности

Зона дефицита ультрафиолета

Площадь от полюсов до 57,5° с.ш. и ю.ш.

В этой зоне самая низкая интенсивность ультрафиолетовой радиации, отмечают «биологические сумерки», понимая под этим заторможенность протекания многих биологических процессов в живых организмах

Зона ультрафиолетового комфорта

Площадь от 57,5° с.ш. до 42,5° ю.ш.

Наблюдается  уменьшение ультрафиолетовой радиации в середине зимы. В южном полушарии уменьшение ультрафиолетовой радиации почти не происходит, поэтому биологическая активность живых организмов сохраняется в течение всего года.

Зона избыточной ультрафиолетовой радиации

Площадь от 42,5° с.ш. и ю.ш. до экватора.

Чрезмерное солнечное облучение приводит к отрицательным явлениям — к поражениям кожи (их называют фототоксикозы); к поражению органов зрения (возникает так называемая фотоофтальмия — воспаление слизистой глаз, слезотечение, светобоязнь). Подобное нарушение органов зрения возникает за счет отражения лучей Солнца от поверхности снега (снеговая слепота).

    Задание: По схеме «Альбедо разных подстилающих поверхностей», предложенной вам, сделайте вывод об разнице отражения солнечных лучей разной подстилающей поверхностью (на столах схема) Слайд № 16

Инфракрасное излучение. Слайды № 17-18

Просмотр видеосюжета «Снежная слепота». Обсуждение видеосюжета. Слайд № 19-21

Выступление ученика с докладом «Ультрафиолетовое голодание» Слайд № 22

VII. Первичное закрепление во внешней речи. Слайд № 23

В качестве закрепления предлагаю экспресс-опрос:

  1. Какие изменения в организме человека возникают в результате значительного поглощения энергии вследствие ультрафиолетового облучения?
  2. Что такое альбедо? Приведите примеры.
  3. Назовите зоны по степени интенсивности ультрафиолетового излучения на земном шаре.
  4. Какие заболевания могут возникнуть при длительном воздействии инфракрасного излучения?
  5. Назовите причины возникновения и профилактику такого заболевания, как снежная слепота. Как можно вылечить снежную слепоту?
  6. Как ты понимаешь термин «ультрафиолетовое голодание»?

VIII. Этап «Самостоятельная работа с самопроверкой» Слайды № 24-26

     В качестве закрепления я вам предлагаю тест. (По завершении работы учащиеся проверяют свою работу.) Отметили в “Листе достижений ученика”.

IХ. Этап «Рефлексия деятельности (итог урока)»

    С каким животным ассоциируется ваша деятельность на уроке? Слайд № 27

Просмотр содержимого документа
«урок 10 КСП»

Календарный план 10 урока курса «Медицинская география»

Урок 10

Тема урока

Солнечная радиация и биосфера.

Цель

Сформировать у учащихся систему знаний о взаимодействии солнечной радиации и биосферы.

Задачи

- Продолжить развитие умений выявлять взаимосвязь между живой и неживой природой;

- Продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы.

- Развивать коммуникативные навыки при работе в группах, воспитывать биологическую культуру.

Оборудование

Презентация, учебное пособие, бумага А4, стикеры, фломастеры, портрет В.И.Вернадского

Тип урока

Комбинированный

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг. момент. Проверка готовности учащихся к уроку

1. Приветствие

2. Психологический настрой.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

3. Предлагает поделиться на группы по цвету стикера

1. Приветствуют учителя

2. Учащиеся приветствуют друг друга и желают добра

3. Рассчитываются на 1-5. Затем дети объединяются по номерам и образуют 5 групп


Этап «Проверка домашнего задания»

Ответьте на вопросы, ответы на которые вы должны были найти дома

  1. Какие заболевания возникают из-за недостатка железа?

  2. Какие продукты содержат железо?

Учащиеся отвечают на вопросы домашнего задания

Этап «Мотивация»

Учитель говорит, что уже сотни людей побывали в космосе и через иллюминаторы космических летательных аппаратов видели внешний облик нашей планеты. Но ещё в начале XX века В.И. Вернадский сумел взглянуть на Землю с ещё более далёкого расстояния и силой могучего воображения увидел главное, что отличает Землю от других планет – наличие на ней “проникнутой жизнью оболочки!” “…Сейчас в ней происходит бурный рассвет. Мы знаем только маленькую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки…” В.И. Вернадский.

- О чём идёт речь?

Размышляют, отвечают на вопрос

IV. Этап «Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности»

Задает вопросы:

-Где вы встречались с этими словами?

Что входит в понятия «солнечная радиация» и “биосфера”?





-Вспомните, какие сферы Земли составляют биосферу? Слайды № 225-226. Ответ дайте в виде схемы.

- Если биосфера объединяет эти сферы, то существуют её границы. Где они проходят по вашему предположению? Какие гипотезы можете выдвинуть?

- Что такое солнечная радиация? Назовите ее виды

Что такое альбедо? У какой поверхности альбедо больше?

- Итак, каждый из вас для себя может определить, что он знает и что хотел бы узнать о взаимодействии солнечной радиации и биосферы. Ответ внесите в таблицу (см. Приложение 1)

Дают предположительный ответ:

Учение о биосфере было создано русским геохимиком В. И. Вернадским в 20 – 30 годах XX в. В его основу было положено представление о планетарной биогеохимической функции живого вещества и о сложной организованности биосферы.



Учащиеся рассуждают, оформляют схему



V. Постановка учебной цели.

- Каковы же цели нашего урока?  При решении этих задач нам помогут слова Б. Васильева:

“ Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща”.

- У каждого на столе “Лист достижений ученика”, который вы заполнять будете в течение урока.

Отвечают:

Изучить границы, состав и функции биосферы. Изучают листы достижений учащегося

Изучение нового материала.

Предлагает познакомиться с вопросами изучения новой темы:

  1. Взаимодействие солнечной радиации и биосферы.

  2. Альбедо.

  3. Географические и геофизические факторы. Зона дефицита ультрафиолетовых лучей, зона ультрафиолетовой радиаций, зона ультрафиолетового комфорта.

  4. Инфракрасное излучение.

  5. Снежная слепота.

  6. Ультрафиолетовое голодание.

Эпиграф нашего урока будут слова В. Вернадского: “…Сейчас в ней происходит бурный рассвет. Мы знаем только малую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки…”.

Изучают вопросы, читают эпиграф

Физминутка. Прием «Раз - подняться, потянуться»

Предлагает одному из учеников провести небольшую разминку


Один из учеников проводит разминку, заранее подготовленную:

Раз - подняться, потянуться, 
Два - нагнуть, разогнуться, 
Три - в ладоши, три хлопка, 
Головою три кивка. 
На четыре - руки шире, 
Пять - руками помахать, 
Шесть - на место ти...

Построение проекта выхода из затруднения. Слайд № 229


1) Раздает заранее подготовленные тексты и дает задание:

- Выберите главную мысль о взаимодействии солнечной радиации и биосферы.

- А знаете ли вы, что витамин «Д» образуется под влиянием солнечных лучей?

- Сделайте предположение об искусственном ультрафиолетовом излучении.

- Что такое альбедо?

- Не забудьте оценить ваши действия на данном этапе.

Читают текст, выбирают главную мысль о взаимодействии солнечной радиации и биосферы, делают предположение об искусственном ультрафиолетовом излучении, дают пояснение термину «альбедо».

Оценивают свои действия на данном этапе

Валеологический компонент. Слайды № 230 - 232

2) Учитель задает вопрос: Кто может вспомнить и рассказать о влиянии ультрафиолетовых лучей на организм? Слушайте, дополните, что вы ещё знаете. Назовите географические факторы и ответ оформите в виде схемы.

3) По степени интенсивности ультрафиолетового излучения на земном шаре выделяют несколько зон.

Предлагаю заполнить таблицу (см. Приложение 2), в которую нужно вписать особенности зон ультофиолетового излучения.

- Проверяем (высвечивается таблица на доске). Слайды № 233-234

4) Дает следующее задание: По схеме «Альбедо разных подстилающих поверхностей», предложенной вам, сделайте вывод об разнице отражения солнечных лучей разной подстилающей поверхностью (на столах схема) Слайд № 235

5) Предлагает послушать сообщение ученика: «Инфракрасное излучение». Слайды № 236-238

Просмотр видеосюжета «Снежная слепота». Обсуждение видеосюжета. Слайд № 239-240

Выступление ученика с докладом «Ультрафиолетовое голодание» Слайд № 241

Учащиеся слущают, дополняют. Составляют схему «Географические факторы». Слайд № 232



Заполняют таблицу 2, затем проверяют свои ответы с ответами на доске.





Изучают схему, формулируют вывод об разнице отражения солнечных лучей разной подстилающей поверхностью.



Слушают выступление ученика.


Смотрят и обсуждают видеосюжет по снежной слепоте.


Слушают выступление ученика.


Первичное закрепление во внешней речи. Слайд № 242

В качестве закрепления предлагает экспресс-опрос:

  1. Какие изменения в организме человека возникают в результате значительного поглощения энергии вследствие ультрафиолетового облучения?

  2. Что такое альбедо? Приведите примеры.

  3. Назовите зоны по степени интенсивности ультрафиолетового излучения на земном шаре .

  4. Какие заболевания могут возникнуть при длительном воздействии инфракрасного излучения?

  5. Назовите причины возникновения и профилактику такого заболевания, как снежная слепота. Как можно вылечить снежную слепоту?

  6. Как ты понимаешь термин «ультрафиолетовое голодание»?

Принимают активное участие в проведении экспресс-опроса

Этап «Самостоятельная работа с самопроверкой» Слайды № 243-245

В качестве закрепления я вам предлагает поработать с тестом. (см Приложение 3)

По завершении работы, учащиеся проверяют свою работу. Отмечают в “Листе достижений ученика”.

Этап «Итоговый». Формативное оценивание

Предлагает подвести итоги по листам достижений

Учащиеся подсчитывают результаты работы.

Этап «Рефлексия деятельности (итог урока)»

Проводит рефлексию:

С каким животным ассоциируется ваша деятельность на уроке? Слайд № 246

Выбирают животного, с которым ученик ассоциируют свою деятельность. Слайд № 246



Приложение 1

ЗНАЮ

ИЗУЧИТЬ

Оболочки Земли;

Взаимодействие солнечной радиации и биосферы

Биосфера

Географические и геофизические факторы

Солнечная радиация

Зона дефицита ультрафиолетовых лучей

Альбедо

Зона ультрафиолетовой радиаций

Инфракрасное излучение

Зона ультрафиолетового комфорта.

Снежная слепота

Ультрафиолетовое голодание



Приложение 2

Название зоны

Географическое положение

Особенности

Зона дефицита ультрафиолета

Площадь от полюсов до 57,5° с.ш. и ю.ш.

В этой зоне самая низкая интенсивность ультрафиолетовой радиации, отмечают «биологические сумерки», понимая под этим заторможенность протекания многих биологических процессов в живых организмах

Зона ультрафиолетового комфорта

Площадь от 57,5° с.ш. до 42,5° ю.ш.

Наблюдается уменьшение ультрафиолетовой радиации в середине зимы. В южном полушарии уменьшение ультрафиолетовой радиации почти не происходит, поэтому биологическая активность живых организмов сохраняется в течение всего года.

Зона избыточной ультрафиолетовой радиации

Площадь от 42,5° с.ш. и ю.ш. до экватора.

Чрезмерное солнечное облучение приводит к отрицательным явлениям — к поражениям кожи (их называют фототоксикозы); к поражению органов зрения (возникает так называемая фотоофтальмия — воспаление слизистой глаз, слезотечение, светобоязнь). Подобное нарушение органов зрения возникает за счет отражения лучей Солнца от поверхности снега (снеговая слепота).



Приложение 3

Тестовые задания:

  1. Недостаток в организме витамина «Д» вызывает заболевание:

А) бронхит

Б) рахит

В) анемия

2. У какой поверхности самое большое альбедо?

А) травяного покрова

Б) воды

В) снега

3. У какой поверхности самое низкое альбедо?

А) травяного покрова

Б) воды

В) снега

4. Общее альбедо земного шара состаляет

А) около 40%

Б) около 5 %

В) около 25 %

5. В северном и южном полушариях, занимает площадь от полюсов до 57,5° с.ш. и ю.ш.:

А) Зона избыточной ультрафиолетовой радиации

Б) Зона дефицита ультрафиолета

В) Зона ультрафиолетового комфорта

6. От 42,5° с.ш. и ю.ш. до экватора расположена:

А) Зона избыточной ультрафиолетовой радиации

Б) Зона дефицита ультрафиолета

В) Зона ультрафиолетового комфорта

7. Эта зона занимает площадь от 57,5° с.ш. до 42,5° ю.ш.

А) Зона избыточной ультрафиолетовой радиации

Б) Зона дефицита ультрафиолета

В) Зона ультрафиолетового комфорта

8. Ожог конъюнктивы и роговой оболочки глаза ультрафиолетовыми лучами солнца, отраженными от снежных кристаллов:

А) горная болезнь

Б) ультрафиолетовое голодание

В) снежная слепота

Ключ к вопросам:

1 – Б, 2 – В, 3 – Б, 4 – А, 5 – Б, 6 – А, 7 – В, 8 - В



Просмотр содержимого документа
«урок 10 конспект»

Урок 10

Тема: Солнечная радиация и биосфера. Слайд № 1

Цель: сформировать у учащихся систему знаний о взаимодействии солнечной радиации и биосферы.

Задачи:

  • Продолжить развитие умений выявлять взаимосвязь между живой и неживой природой;

  • Продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы.

  • Развивать коммуникативные навыки при работе в группах, воспитывать биологическую культуру.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: портрет В.И.Вернадского; схемы; интерактивная доска, презентация.

Ход урока:

I. Этап «Орг. момент»

Проверка готовности уч-ся к уроку.

II. Этап «Проверка домашнего задания» Слайд № 2

III. Этап «Мотивация» Слайд № 3

Уже сотни людей побывали в космосе и через иллюминаторы космических летательных аппаратов видели внешний облик нашей планеты. Но ещё в начале XX века В.И. Вернадский сумел взглянуть на Землю с ещё более далёкого расстояния и силой могучего воображения увидел главное, что отличает Землю от других планет – наличие на ней “проникнутой жизнью оболочки!” “…Сейчас в ней происходит бурный рассвет. Мы знаем только маленькую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки…” В.И. Вернадский.

- О чём идёт речь?

IV. Этап «Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности» Слайд № 4

-Где вы встречались с этими словами? Что входит в понятия «солнечная радиация» и “биосфера”?

Учение о биосфере было создано русским геохимиком В. И. Вернадским в 20 – 30 годах XX в. В его основу было положено представление о планетарной биогеохимической функции живого вещества и о сложной организованности биосферы.

-Вспомните, какие сферы Земли составляют биосферу? Слайды № 5-6

- Если биосфера объединяет эти сферы, то существуют её границы. Где они проходят по вашему предположению? Какие гипотезы можете выдвинуть?

- Что такое солнечная радиация? Назовите ее виды

Что такое альбедо? У какой поверхности альбедо больше?

- Итак, каждый из вас для себя может определить, что он знает и что хотел бы узнать о взаимодействии солнечной радиации и биосферы.

ЗНАЮ

ИЗУЧИТЬ

Оболочки Земли;

Взаимодействие солнечной радиации и биосферы

Биосфера

Географические и геофизические факторы

Солнечная радиация

Зона дефицита ультрафиолетовых лучей

Альбедо

Зона ультрафиолетовой радиаций

Инфракрасное излучение

Зона ультрафиолетового комфорта.

Снежная слепота

Ультрафиолетовое голодание


V. Постановка учебной цели. Слайд № 7

- Каковы же цели нашего урока? (Изучить границы, состав и функции биосферы).

- При решении этих задач нам помогут слова Б. Васильева:

“ Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща”.

- У каждого на столе “Лист достижений ученика”, который вы заполнять будете в течение урока.

VI. Изучение нового материала. Слайд № 8-9

Вопросы изучения новой темы:

  1. Взаимодействие солнечной радиации и биосферы.

  2. Альбедо.

  3. Географические и геофизические факторы. Зона дефицита ультрафиолетовых лучей, зона ультрафиолетовой радиаций, зона ультрафиолетового комфорта.

  4. Инфракрасное излучение.

  5. Снежная слепота.

  6. Ультрафиолетовое голодание.

Эпиграф: “…Сейчас в ней происходит бурный рассвет. Мы знаем только малую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки…”.

В. И. Вернадский.

Физминутка. Прием «Раз - подняться, потянуться». Слайд № 10

Один из учеников проводит разминку, заранее подготовленную:

Раз - подняться, потянуться, 
Два - нагнуть, разогнуться, 
Три - в ладоши, три хлопка, 
Головою три кивка. 
На четыре - руки шире, 
Пять - руками помахать, 
Шесть - на место ти...

Построение проекта выхода из затруднения. Слайд № 11-12

  • Выберите главную мысль о взаимодействии солнечной радиации и биосферы.

  • А знаете ли вы, что витамин «Д» образуется под влиянием солнечных лучей?

  • Сделайте предположение об искусственном ультрафиолетовом излучении.

  • Что такое альбедо?

  • Не забудьте оценить ваши действия на данном этапе.

Валеологический компонент. Слайды № 13-14

Кто может вспомнить и рассказать о влиянии ультрафиолетовых лучей на организм? Слушайте, дополните, что вы ещё знаете.

(Доказано, что умеренная солнечная радиация вызывает отложение пигмента меланина (загар), благоприятно влияющего на здоровье. И, наоборот, неумеренное солнечное облучение, особенно с 11 до 16

ч. обостряет такие хронические заболевания, как туберкулёз, заболевания женской половой системы, провоцирует образование злокачественной опухоли. Избыток солнечной радиации вызывает старение кожи – одно из важнейших органов человека. Защищаясь от вредного действия лучей, клетки кожи начинают быстро и беспорядочно делиться, чтобы верхний слой кожи утолщился и не пропускал губительный для организма ультрафиолет в глубь тканей. Этот процесс способствует появлению мутантов- видоизменённых клеток, которые и становятся причиной злокачественных опухолей.

В понятие «географические факторы» включаются рельеф, климат, почвы, воды суши, моря и океаны, растительный и животный мир. Под геофизическими факторами окружающей среды понимают совокупность многих физических явлений, происходящих в околоземном пространстве и внутри Земли.

По степени интенсивности ультрафиолетового излучения на земном шаре выделяют несколько зон.

Предлагаю заполнить таблицу, в которую нужно вписать особенности зон ультофиолетового излучения.

- Проверяем (высвечивается таблица на доске). Слайды № 15

Название зоны

Географическое положение

Особенности

Зона дефицита ультрафиолета

Площадь от полюсов до 57,5° с.ш. и ю.ш.

В этой зоне самая низкая интенсивность ультрафиолетовой радиации, отмечают «биологические сумерки», понимая под этим заторможенность протекания многих биологических процессов в живых организмах

Зона ультрафиолетового комфорта

Площадь от 57,5° с.ш. до 42,5° ю.ш.

Наблюдается уменьшение ультрафиолетовой радиации в середине зимы. В южном полушарии уменьшение ультрафиолетовой радиации почти не происходит, поэтому биологическая активность живых организмов сохраняется в течение всего года.

Зона избыточной ультрафиолетовой радиации

Площадь от 42,5° с.ш. и ю.ш. до экватора.

Чрезмерное солнечное облучение приводит к отрицательным явлениям — к поражениям кожи (их называют фототоксикозы); к поражению органов зрения (возникает так называемая фотоофтальмия — воспаление слизистой глаз, слезотечение, светобоязнь). Подобное нарушение органов зрения возникает за счет отражения лучей Солнца от поверхности снега (снеговая слепота).


Задание: По схеме «Альбедо разных подстилающих поверхностей», предложенной вам, сделайте вывод об разнице отражения солнечных лучей разной подстилающей поверхностью (на столах схема) Слайд № 16

Инфракрасное излучение. Слайды № 17-18

Просмотр видеосюжета «Снежная слепота». Обсуждение видеосюжета. Слайд № 19-21

Выступление ученика с докладом «Ультрафиолетовое голодание» Слайд № 22

VII. Первичное закрепление во внешней речи. Слайд № 23

В качестве закрепления предлагаю экспресс-опрос:

  1. Какие изменения в организме человека возникают в результате значительного поглощения энергии вследствие ультрафиолетового облучения?

  2. Что такое альбедо? Приведите примеры.

  3. Назовите зоны по степени интенсивности ультрафиолетового излучения на земном шаре .

  4. Какие заболевания могут возникнуть при длительном воздействии инфракрасного излучения?

  5. Назовите причины возникновения и профилактику такого заболевания, как снежная слепота. Как можно вылечить снежную слепоту?

  6. Как ты понимаешь термин «ультрафиолетовое голодание»?

VIII. Этап «Самостоятельная работа с самопроверкой» Слайды № 24-26

В качестве закрепления я вам предлагаю тест. (По завершении работы учащиеся проверяют свою работу.) Отметили в “Листе достижений ученика”.

IХ. Этап «Рефлексия деятельности (итог урока)»

С каким животным ассоциируется ваша деятельность на уроке? Слайд № 27


Просмотр содержимого презентации
«презентация 10 урока»

Урок 10 Тема: Солнечная радиация и биосфера Цель:  сформировать систему знаний о взаимодействии солнечной радиации и биосферы.  Задачи: продолжить развитие умения выявлять взаимосвязь между живой и неживой природой; продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы. развивать коммуникативные навыки при работе в группах, воспитывать биологическую культуру. Тип урока: комбинированный Оборудование урока :  портрет В.И.Вернадского; схемы; интерактивная доска, презентация . Ход урока: Этап «Орг. момент» Этап «Проверка домашнего задания» III. Этап «Мотивация» IV. Этап «Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной   деятельности» V. Этап «Постановка учебной цели» VI. Этап «Изучение нового материала» VII. Этап «Первичное закрепление во внешней речи» VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой. IХ. Этап «Рефлексия деятельности» (итог урока)

Урок 10

Тема: Солнечная радиация и биосфера

Цель: сформировать систему знаний о взаимодействии солнечной радиации и биосферы.

Задачи:

  • продолжить развитие умения выявлять взаимосвязь между живой и неживой природой;
  • продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы.
  • развивать коммуникативные навыки при работе в группах, воспитывать биологическую культуру.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока : портрет В.И.Вернадского; схемы; интерактивная доска, презентация .

Ход урока:

  • Этап «Орг. момент»
  • Этап «Проверка домашнего задания»

III. Этап «Мотивация»

IV. Этап «Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной   деятельности»

V. Этап «Постановка учебной цели»

VI. Этап «Изучение нового материала»

VII. Этап «Первичное закрепление во внешней речи»

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой.

IХ. Этап «Рефлексия деятельности» (итог урока)

Этап «Проверка домашнего задания» Ответьте на вопросы, ответы на которые вы должны были найти дома

Этап «Проверка домашнего задания»

Ответьте на вопросы, ответы на которые вы должны были найти дома

  • Какие заболевания возникают из-за недостатка железа?
  • Какие продукты содержат железо?
III. Этап «Мотивация»  Уже сотни людей побывали в космосе и через иллюминаторы космических летательных аппаратов видели внешний облик нашей планеты. Но ещё в начале XX века В.И. Вернадский сумел взглянуть на Землю с ещё более далёкого расстояния и силой могучего воображения увидел главное, что отличает Землю от других планет – наличие на ней “проникнутой жизнью оболочки!” “…Сейчас в ней происходит бурный рассвет. Мы знаем только маленькую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки…” В.И. Вернадский. - О чём идёт речь?

III. Этап «Мотивация»

Уже сотни людей побывали в космосе и через иллюминаторы космических летательных аппаратов видели внешний облик нашей планеты. Но ещё в начале XX века В.И. Вернадский сумел взглянуть на Землю с ещё более далёкого расстояния и силой могучего воображения увидел главное, что отличает Землю от других планет – наличие на ней “проникнутой жизнью оболочки!” “…Сейчас в ней происходит бурный рассвет. Мы знаем только маленькую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки…” В.И. Вернадский.

- О чём идёт речь?

IV. Этап «Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной   деятельности» -Где вы встречались с этими словами? Что входит в понятия «солнечная радиация» и “биосфера”?  Учение о биосфере было создано русским геохимиком В. И. Вернадским в 20 – 30 годах XX в. В основу учения было положено представление о планетарной биогеохимической функции живого вещества и о сложной организованности биосферы. -Вспомните, какие сферы Земли составляют биосферу? В. И.Вернадский

IV. Этап «Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной   деятельности»

-Где вы встречались с этими словами?

Что входит в понятия «солнечная радиация» и “биосфера”?

Учение о биосфере было создано русским геохимиком В. И. Вернадским в 20 – 30 годах XX в. В основу учения было положено представление о планетарной биогеохимической функции живого вещества и о сложной организованности биосферы.

-Вспомните, какие сферы Земли составляют биосферу?

В. И.Вернадский

- Если биосфера объединяет эти сферы, то существуют её границы. Где они проходят по вашему предположению? Какие гипотезы можете выдвинуть? - Что такое солнечная радиация? Назовите ее виды Что такое альбедо? У какой поверхности альбедо больше? - Итак, каждый из вас для себя может определить, что он знает и что хотел бы узнать о взаимодействии солнечной радиации и биосферы. Давайте заполним таблицу: Знаю Изучить

- Если биосфера объединяет эти сферы, то существуют её границы. Где они проходят по вашему предположению? Какие гипотезы можете выдвинуть?

- Что такое солнечная радиация? Назовите ее виды

Что такое альбедо? У какой поверхности альбедо больше?

- Итак, каждый из вас для себя может определить, что он знает и что хотел бы узнать о взаимодействии солнечной радиации и биосферы.

Давайте заполним таблицу:

Знаю

Изучить

ЗНАЮ ИЗУЧИТЬ Оболочки Земли; Взаимодействие солнечной радиации и биосферы Биосфера Географические и геофизические факторы Солнечная радиация Зона дефицита ультрафиолетовых  лучей Альбедо Зона ультрафиолетовой радиаций Инфракрасное излучение Зона ультрафиолетового комфорта. Снежная слепота Ультрафиолетовое голодание

ЗНАЮ

ИЗУЧИТЬ

Оболочки Земли;

Взаимодействие солнечной радиации и биосферы

Биосфера

Географические и геофизические факторы

Солнечная радиация

Зона дефицита ультрафиолетовых лучей

Альбедо

Зона ультрафиолетовой радиаций

Инфракрасное излучение

Зона ультрафиолетового комфорта.

Снежная слепота

Ультрафиолетовое голодание

VI. Этап «Постановка учебной цели». - Каковы же цели нашего урока? (Изучить границы, состав и функции биосферы). - При решении этих задач нам помогут слова Б. Васильева: “ Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому,  надо думать сообща”. - У каждого на столе “Лист достижений ученика”, который вы заполнять будете в течение урока.

VI. Этап «Постановка учебной цели».

- Каковы же цели нашего урока? (Изучить границы, состав и функции биосферы).

- При решении этих задач нам помогут слова Б. Васильева:

Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща”.

- У каждого на столе “Лист достижений ученика”, который вы заполнять будете в течение урока.

V. Этап «Изучение нового материала»  Вопросы изучения новой темы: Взаимодействие солнечной радиации и биосферы. Альбедо. Географические и геофизические факторы. Зона дефицита ультрафиолетовых лучей, зона ультрафиолетовой радиаций, зона ультрафиолетового комфорта. Инфракрасное излучение. Снежная слепота. Ультрафиолетовое голодание.

V. Этап «Изучение нового материала»

Вопросы изучения новой темы:

  • Взаимодействие солнечной радиации и биосферы.
  • Альбедо.
  • Географические и геофизические факторы. Зона дефицита ультрафиолетовых лучей, зона ультрафиолетовой радиаций, зона ультрафиолетового комфорта.
  • Инфракрасное излучение.
  • Снежная слепота.
  • Ультрафиолетовое голодание.

Эпиграф: “…Сейчас в ней происходит бурный рассвет.  Мы знаем только малую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей  загадки…”. В. И. Вернадский .   Построение проекта выхода из затруднения.

Эпиграф: “…Сейчас в ней происходит бурный рассвет. Мы знаем только малую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей

загадки…”.

В. И. Вернадский .

 

Построение проекта выхода из затруднения.

  • Выберите главную мысль о взаимодействии солнечной радиации и биосферы.
  • А знаете ли вы, что витамин «Д» образуется под влиянием солнечных лучей?
  • Сделайте предположение об искусственном ультрафиолетовом излучении.
  • Что такое альбедо?
  • Не забудьте оценить ваши действия на данном этапе.
Физминутка. Прием « Раз - подняться, потянуться» Один из учеников проводит разминку, заранее подготовленную: Раз - подняться, потянуться,   Два - нагнуть, разогнуться,   Три - в ладоши, три хлопка,   Головою три кивка.   На четыре - руки шире,   Пять - руками помахать,   Шесть - на место ти...

Физминутка. Прием « Раз - подняться, потянуться»

Один из учеников проводит разминку, заранее подготовленную:

Раз - подняться, потянуться,  Два - нагнуть, разогнуться,  Три - в ладоши, три хлопка,  Головою три кивка.  На четыре - руки шире,  Пять - руками помахать,  Шесть - на место ти...

Взаимодействие солнечной радиации и биосферы

Взаимодействие солнечной радиации и биосферы

Образование витамина «Д» под влиянием солнечных лучей Взаимодействие солнечной радиации и биосферы Искусственное ультрафиолетовое излучение.

Образование витамина «Д»

под влиянием солнечных лучей

Взаимодействие солнечной

радиации и биосферы

Искусственное ультрафиолетовое

излучение.

Валеологический компонент. -  Кто может вспомнить и рассказать о влиянии ультрафиолетовых лучей на организм? Ознакомьтесь, дополните, что вы ещё знаете.  (Доказано, что умеренная солнечная радиация вызывает отложение пигмента меланина (загар), благоприятно влияющего на здоровье. И, наоборот, неумеренное солнечное облучение, особенно с 11 до 16ч. обостряет такие хронические заболевания, как туберкулёз, заболевания женской половой системы, провоцирует образование злокачественной опухоли. Избыток солнечной радиации вызывает старение кожи – одно из важнейших органов человека. Защищаясь от вредного действия лучей, клетки кожи начинают быстро и беспорядочно делиться, чтобы верхний слой кожи утолщился и не пропускал губительный для организма ультрафиолет в глубь тканей. Этот процесс способствует появлению мутантов- видоизменённых клеток, которые и становятся причиной злокачественных опухолей.

Валеологический компонент.

Кто может вспомнить и рассказать о влиянии ультрафиолетовых лучей на организм? Ознакомьтесь, дополните, что вы ещё знаете.

(Доказано, что умеренная солнечная радиация вызывает отложение пигмента меланина (загар), благоприятно влияющего на здоровье. И, наоборот, неумеренное солнечное облучение, особенно с 11 до 16ч. обостряет такие хронические заболевания, как туберкулёз, заболевания женской половой системы, провоцирует образование злокачественной опухоли. Избыток солнечной радиации вызывает старение кожи – одно из важнейших органов человека. Защищаясь от вредного действия лучей, клетки кожи начинают быстро и беспорядочно делиться, чтобы верхний слой кожи утолщился и не пропускал губительный для организма ультрафиолет в глубь тканей. Этот процесс способствует появлению мутантов- видоизменённых клеток, которые и становятся причиной злокачественных опухолей.

Географические и геофизические факторы Воды суши Климат Почвы Рельеф Географические  факторы Моря и океаны Растительный мир Животный мир Геофизические факторы окружающей среды - совокупность многих физических явлений, происходящих в околоземном пространстве и внутри Земли

Географические и геофизические факторы

Воды суши

Климат

Почвы

Рельеф

Географические

факторы

Моря и океаны

Растительный мир

Животный мир

Геофизические факторы окружающей среды - совокупность многих физических явлений, происходящих в околоземном пространстве и внутри Земли

По степени интенсивности ультрафиолетового излучения на земном шаре выделяют несколько зон.

Название зоны

Географическое положение

Зона дефицита ультрафиолета

Особенности

Площадь от полюсов до 57,5° с.ш. и ю.ш.

Зона ультрафиолетового комфорта

В этой зоне самая низкая интенсивность ультрафиолетовой радиации, отмечают «биологические сумерки», понимая под этим заторможенность протекания многих биологических процессов в живых организмах

Площадь от 57,5° с.ш. до 42,5° ю.ш.

Зона избыточной ультрафиолетовой радиации

Наблюдается уменьшение ультрафиолетовой радиации в середине зимы. В южном полушарии уменьшение ультрафиолетовой радиации почти не происходит, поэтому биологическая активность живых организмов сохраняется в течение всего года.

Площадь от 42,5° с.ш. и ю.ш. до экватора.

Чрезмерное солнечное облучение приводит к отрицательным явлениям — к поражениям кожи (их называют фототоксикозы); к поражению органов зрения (возникает так называемая фотоофтальмия — воспаление слизистой глаз, слезотечение, светобоязнь). Подобное нарушение органов зрения возникает за счет отражения лучей Солнца от поверхности снега (снеговая слепота).

По схеме «Альбедо разных подстилающих поверхностей», предложенной вам, сделайте вывод о разнице отражения солнечных лучей разной подстилающей поверхностью.

По схеме «Альбедо разных подстилающих поверхностей», предложенной вам, сделайте вывод о разнице отражения солнечных лучей разной подстилающей поверхностью.

Инфракрасное излучение.   Инфракрасное излучение — другая часть солнечного спектра. При непродолжительном воздействии на ткани инфракрасные лучи вызывают расширение сосудов, ускоряют рост клеток, усиливают их питание. При длительном воздействии этих лучей могут возникнуть ожоги, рак кожи.  Инфракрасное излучение - инфракрасные лучи, электромагнитное излучение, занимающее спектральную область между красным концом видимого света и коротковолновым радиоизлучением.  Экспериментально было доказано, что существует непрерывный переход от видимого излучения к инфракрасному излучению.

Инфракрасное излучение.

Инфракрасное излучение — другая часть солнечного спектра. При непродолжительном воздействии на ткани инфракрасные лучи вызывают расширение сосудов, ускоряют рост клеток, усиливают их питание. При длительном воздействии этих лучей могут возникнуть ожоги, рак кожи.

Инфракрасное излучение - инфракрасные лучи, электромагнитное излучение, занимающее спектральную область между красным концом видимого света и коротковолновым радиоизлучением. Экспериментально было доказано, что существует непрерывный переход от видимого излучения к инфракрасному излучению.

Проходя через земную атмосферу, инфракрасное излучение ослабляется в результате рассеяния и поглощения.  Азот и кислород воздуха не поглощают инфракрасное излучение и ослабляют его лишь в результате рассеяния. Пары воды, углекислый газ, озон и др. примеси, имеющиеся в атмосфере, поглощают инфракрасное излучение Особенно сильно поглощают инфракрасное излучение пары воды.  Мощным источником инфракрасного излучения является Солнце, около 50% излучения которого лежит в инфракрасной области. Значительная доля (от 70 до 80%) энергии излучения ламп накаливания с вольфрамовой нитью приходится на инфракрасное излучение.

Проходя через земную атмосферу, инфракрасное излучение ослабляется в результате рассеяния и поглощения.

Азот и кислород воздуха не поглощают инфракрасное излучение и ослабляют его лишь в результате рассеяния. Пары воды, углекислый газ, озон и др. примеси, имеющиеся в атмосфере, поглощают инфракрасное излучение Особенно сильно поглощают инфракрасное излучение пары воды.

Мощным источником инфракрасного излучения является Солнце, около 50% излучения которого лежит в инфракрасной области. Значительная доля (от 70 до 80%) энергии излучения ламп накаливания с вольфрамовой нитью приходится на инфракрасное излучение.

Инфракрасное излучение также называют «тепловым» излучением, так как инфракрасное излучение от нагретых предметов воспринимается кожей человека как ощущение тепла. При этом длины волн, излучаемые телом, зависят от температуры нагревания: чем выше температура, тем короче длина волны и выше интенсивность излучения.  Кроме ультрафиолетового и инфракрасного излучений, солнечный спектр включает мощный поток видимого света. Он оказывает специфическое действие не только на органы зрения, но и на функциональное состояние центральной нервной системы, на реактивность организма. Естественное освещение очень важно для создания соответствующих гигиенических условий, как в быту, так и в производственной деятельности человека

Инфракрасное излучение также называют «тепловым» излучением, так как инфракрасное излучение от нагретых предметов воспринимается кожей человека как ощущение тепла. При этом длины волн, излучаемые телом, зависят от температуры нагревания: чем выше температура, тем короче длина волны и выше интенсивность излучения.

Кроме ультрафиолетового и инфракрасного излучений, солнечный спектр включает мощный поток видимого света. Он оказывает специфическое действие не только на органы зрения, но и на функциональное состояние центральной нервной системы, на реактивность организма. Естественное освещение очень важно для создания соответствующих гигиенических условий, как в быту, так и в производственной деятельности человека

Снежная слепота. Снежная слепота - это ожог конъюнктивы и роговой оболочки глаза ультрафиолетовыми лучами солнца, отраженными от снежных кристаллов. Особенно часто снежная слепота возникает весной, в период так называемого «сияния снегов», когда отражательная способность снежного покрова возрастает.   При снежной слепоте сначала начинает чувствоваться дискомфорт в глазах, возникает ощущение, что в глаза попал песок, появляется слезотечение.Затем развивается светобоязнь: непереносимость вначале яркого, а потоми любого, даже относительно слабого света. Далее появляется резь в глазах, они воспаляются, и человек попросту слепнет. Но паниковать не нужно! Это явление обратимо, и через несколько дней зрение полностью восстанавливается без каких-либо последствий.

Снежная слепота. Снежная слепота - это ожог конъюнктивы и роговой оболочки глаза ультрафиолетовыми лучами солнца, отраженными от снежных кристаллов. Особенно часто снежная слепота возникает весной, в период так называемого «сияния снегов», когда отражательная способность снежного покрова возрастает.

При снежной слепоте сначала начинает чувствоваться дискомфорт в глазах, возникает ощущение, что в глаза попал песок, появляется слезотечение.Затем развивается светобоязнь: непереносимость вначале яркого, а потоми любого, даже относительно слабого света. Далее появляется резь в глазах, они воспаляются, и человек попросту слепнет. Но паниковать не нужно! Это явление обратимо, и через несколько дней зрение полностью восстанавливается без каких-либо последствий.

Очень важна профилактика. Единственным надежным профилактическим средством в данном случае

является ношение специальных очков - светофильтров. Если в данный момент у вас нет очков, то вы можете сделать их заменители из кусочков дерева, картона, полосок темной ткани с точечными отверстиями или узкими прорезями для глаз.

Очки или их заменители необходимо носить не только в солнечную, яркую погоду, но и в пасмурные дни, т. к. и в эти дни существует опасность появления снежной слепоты. Более того, как это ни парадоксально, но в облачный день опасность заболеть снежной офтальмией значительно выше, чем в ясный, солнечный. Причина этого заключается в том, что в облачный день из-за рассеянного света все вокруг становится одинаково белым: и небо, и снег, и лед. Бугры и снежные уступы, даже крупные, не отбрасывают теней и становятся неразличимыми.Чтобы не налететь на препятствие или не угодить в яму, приходится до предела напрягать зрение. В результате этого зрачки расширяются, а глаз лишается природного защитного механизма,который при ярком освещении ограничивает попадание в него отраженного ультрафиолета.

Ультрафиолетовое голодание. Ультрафиолетовое голодание - это нарушение жизнедеятельности организма человека в результате длительного отсутствия или недостаточного непосредственного действия солнечного света на кожные покровы. Нарушается, а иногда и полностью прекращается процесс образования в коже витамина «D», вследствие чего нарушается фосфорно - кальциевый обмен, у детей развивается рахит; отмечается предрасположение к кариесу зубов Снижается сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, в частности к гриппу Ультрафиолетовое голодание: Нарушает защитную функцию кожи, что создает условия для развития дерматитов Появляется повышенная чувствительность к влиянию резких климато-погодных колебаний, значительно снижается работоспособность

Ультрафиолетовое голодание.

Ультрафиолетовое голодание - это нарушение жизнедеятельности организма человека в результате длительного отсутствия или недостаточного непосредственного действия солнечного света на кожные покровы.

Нарушается, а иногда и полностью прекращается процесс образования в коже витамина «D», вследствие чего нарушается фосфорно - кальциевый обмен, у детей развивается рахит; отмечается предрасположение к кариесу зубов

Снижается сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, в частности к гриппу

Ультрафиолетовое голодание:

Нарушает защитную функцию кожи, что создает условия для развития дерматитов

Появляется повышенная чувствительность к влиянию резких климато-погодных колебаний, значительно снижается работоспособность

VII. Этап « Первичное закрепление во внешней речи» В качестве закрепления предлагаю экспресс-опрос:

VII. Этап « Первичное закрепление во внешней речи»

В качестве закрепления предлагаю экспресс-опрос:

  • Какие изменения в организме человека возникают в результате значительного поглощения энергии вследствие ультрафиолетового облучения?
  • Что такое альбедо? Приведите примеры.
  • Назовите зоны по степени интенсивности ультрафиолетового излучения на земном шаре .
  • Какие заболевания могут возникнуть при длительном воздействии инфракрасного излучения?
  • Назовите причины возникновения и профилактику такого заболевания, как снежная слепота. Как можно вылечить снежную слепоту?
  • Как ты понимаешь термин «ультрафиолетовое голодание»?
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой. В качестве закрепления я вам предлагаю тест: Недостаток в организме витамина «Д» вызывает заболевание: А) бронхит Б) рахит В) анемия 2. У какой поверхности самое большое альбедо? А) травяного покрова Б) воды В) снега 3. У какой поверхности самое низкое альбедо? А) травяного покрова Б) воды В) снега 4. Общее альбедо  земного шара состаляет А) около 40% Б) около 5 % В) около 25 %

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой.

В качестве закрепления я вам предлагаю тест:

  • Недостаток в организме витамина «Д» вызывает заболевание:

А) бронхит

Б) рахит

В) анемия

2. У какой поверхности самое большое альбедо?

А) травяного покрова

Б) воды

В) снега

3. У какой поверхности самое низкое альбедо?

А) травяного покрова

Б) воды

В) снега

4. Общее альбедо земного шара состаляет

А) около 40%

Б) около 5 %

В) около 25 %

5. В северном и южном полушариях, занимает площадь от полюсов до 57,5° с.ш. и ю.ш.: А) Зона избыточной ультрафиолетовой радиации Б) Зона дефицита ультрафиолета В) Зона ультрафиолетового комфорта 6. От 42,5° с.ш. и ю.ш. до экватора расположена: А) Зона избыточной ультрафиолетовой радиации Б) Зона дефицита ультрафиолета В) Зона ультрафиолетового комфорта 7. Эта зона занимает площадь от 57,5° с.ш. до 42,5° ю.ш. А) Зона избыточной ультрафиолетовой радиации Б) Зона дефицита ультрафиолета В) Зона ультрафиолетового комфорта 8. Ожог конъюнктивы и роговой оболочки глаза ультрафиолетовыми лучами солнца, отраженными от снежных кристаллов: А) горная болезнь Б) ультрафиолетовое голодание В) снежная слепота

5. В северном и южном полушариях, занимает площадь от полюсов до 57,5° с.ш. и ю.ш.:

А) Зона избыточной ультрафиолетовой радиации

Б) Зона дефицита ультрафиолета

В) Зона ультрафиолетового комфорта

6. От 42,5° с.ш. и ю.ш. до экватора расположена:

А) Зона избыточной ультрафиолетовой радиации

Б) Зона дефицита ультрафиолета

В) Зона ультрафиолетового комфорта

7. Эта зона занимает площадь от 57,5° с.ш. до 42,5° ю.ш.

А) Зона избыточной ультрафиолетовой радиации

Б) Зона дефицита ультрафиолета

В) Зона ультрафиолетового комфорта

8. Ожог конъюнктивы и роговой оболочки глаза ультрафиолетовыми лучами солнца, отраженными от снежных кристаллов:

А) горная болезнь

Б) ультрафиолетовое голодание

В) снежная слепота

Ключ к вопросам:  1 – Б 2 – В 3 – Б 4 – А 5 – Б 6 – А 7 – В 8 - В

Ключ к вопросам:

1 – Б

2 – В

3 – Б

4 – А

5 – Б

6 – А

7 – В

8 - В


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Карюгина Марина Леонидовна

Дата: 14.05.2015

Номер свидетельства: 211575

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Конспект, краткосрочный план и презентация 28 урока элективного курса "Медицинская география" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-kratkosrochnyi-plan-i-priezientatsiia-28-uroka-eliektivnogho-kursa-mieditsinskaia-ghieoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "211747"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431679694"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект, краткосрочный план и презентация 5 урока элективного курса "Медицинская география" . "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-kratkosrochnyi-plan-i-priezientatsiia-5-uroka-eliektivnogho-kursa-mieditsinskaia-ghieoghrafiia-1"
    ["file_id"] => string(6) "211550"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431629526"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Конспект, краткосрочный план и презентация 12 урока элективного курса "Медицинская география" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-kratkosrochnyi-plan-i-priezientatsiia-12-uroka-eliektivnogho-kursa-mieditsinskaia-ghieoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "211581"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431633356"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект, краткосрочный план и презентация 8 урока элективного курса "Медицинская география" "
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-kratkosrochnyi-plan-i-priezientatsiia-8-uroka-eliektivnogho-kursa-mieditsinskaia-ghieoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "211568"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431631442"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Конспект, краткосрочный план и презентация 33 урока элективного курса "Медицинская география" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-kratkosrochnyi-plan-i-priezientatsiia-33-uroka-eliektivnogho-kursa-mieditsinskaia-ghieoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "211759"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431680580"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства