№ урока | Тема урока | Дата проведе-ния | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) универсальные учебные действия (УУД) | Виды деятельности | Практические работы | Домашнее задание |
предметные | метапредметные | личностные |
ВВЕДЕНИЕ (1 час) |
1 | Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля-планета Солнечной системы. | | Называть методы изучения Земли; называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий. | планировать свою деятельность; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми | Обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию. | Обозначение на контурной карте маршрутов великих путешественников. Работа с рисунками «Планеты Солнечной системы», «Вращение Земли вокруг Солнца» | | § 1- 2 |
ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (9 часов) |
План местности (4 часа) |
2. | Понятие о плане местности. Масштаб. Входной контроль. | | Называть и объяснять значение терминов; приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой; читать план местности. | Работать в соответствии с предложенным планом; оценивать работу одноклассников; высказывать суждения, подтверждая их фактами. | Обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию. | Работа с планом местности. Отработка умений выбирать масштаб, переводить численный масштаб в именованный | | § 3-4 |
3. | Стороны горизонта. Ориентирование. | | Ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов; определять азимут, направление. | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; высказывать суждения, подтверждая их фактами; классифицировать информацию. | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | Определение сторон горизонта по компасу. Определение направлений и азимутов по плану местности. | Пр. р. № 1. Определение направлений и азимутов по плану. | § 5 |
4. | Изображение на плане неровностей земной поверхности. | | Называть и давать определение терминам; читать план. | Выделять главное, существенные признаки понятий; классифицировать информацию по данным признакам; определять критерии для сравнения фактов, событий, объектов. | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности | Определение по плану местности высот холмов и глубин впадин. Определение по расположению горизонталей крутого и пологого склонов холма. | Изображение с помощью горизонталей холма и впадин. | § 6 |
5. | Составление простейших планов местности. | | Производить простейшую съемку местности; определять направления, расстояния на плане, карте и местности. | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; классифицировать информацию по заданным признакам. | Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека. | Составление плана местности методом маршрутной съемки | Пр. р. № 2. Составление плана местности методом маршрутной съемки. | § 7 |
Географическая карта (5 часов) |
6. | Форма и размеры Земли. Географическая карта. | | Давать определение понятиям, знать размеры Земли; читать карту; приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой; | Выделять главное, существенные признаки понятий; высказывать суждения, подтверждая их фактами. | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности | Работа с глобусом и картами различных масштабов. Определение по глобусу и карте направлений и расстояний | | § 8 -9 |
7. | Градусная сеть на глобусе и картах. | | Находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; | Участвовать в совместной деятельности. Сравнивать объекты, факты, явления по заданным критериям. | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности | Определение по глобусу и картам различных параллелей и меридианов. | | § 10 |
8. | Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты. | | Классифицировать информацию по заданным признакам; называть и показывать элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности. | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; учувствовать в совместной деятельности. | Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к человеку и его мнению. | Определение географических координат объектов. | Пр. р. № 3. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам. | § 11-12 |
9. | Изображение на физических картах высот и глубин. | | Читать план местности и карту; определять по карте высоты и глубины. | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; учувствовать в совместной деятельности. | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности | Определение по картам высот и глубин объектов. | | § 13 |
10. | Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | | | | | Выполнение тестовых заданий | | |
СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ, ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ (22 часа) | |
Литосфера (5 часов) | |
11. | Земля и ее внутреннее строение | | Объяснять значение терминов; виды земной коры; внутреннее строение Земли. | Работать в соответствии с поставленной задачей; участвовать в совместной деятельности; оценивать работу одноклассников. | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности | Выполнение в тетради рисунка «Внутреннее строение Земли». Определение минералов и горных пород по отличительным признакам. Сравнение горных пород, различающихся по происхождению. | | § 14 |
12. | Движение земной коры. Вулканизм. | | Называть и показывать основные географические объекты; называть методы изучения земных недр; определять на карте сейсмические районы мира. | Высказывать суждения, подтверждая их фактами; классифицировать информацию по заданным признакам; создавать тексты разных типов. | Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к человеку и его мнению | Подготовка сообщений о крупнейших землетрясениях и извержениях вулкана. Оценка влияния природных катастроф, связанных с литосферой, на деятельность населения и способов их предотвращения. | | § 15 |
13. | Рельеф суши. Горы. | | Приводить примеры основных форм рельефа и объяснять их связь с тектоническими структурами; определять абсолютную и относительную высоту точек. | Работать в соответствии с предложенным планом; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. | Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к человеку и его мнению | Определение по карте расположения на материках различных гор, их протяженности и высоты; высочайших горных вершин в Европе, Азии, Африке, Северной и Южной Америке. | | § 16 |
14. | Равнины суши. | | Классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению. | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать работу одноклассников. | Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности | Определение по карте расположения на материках наиболее крупных равнин, их протяженности. Сравнение полезных ископаемых равнин и горных районов. | Пр. р. № 4. Составление описания форм рельефа. | § 17 |
15. | Рельеф дна Мирового океана | | Называть и показывать основные географические объекты; работать с контурной картой. | Работать с поставленной задачей, в соответствии с предложенным планом | Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к человеку и его мнению | Определение по картам шельфов материков и их частей, материковых островов, серединно-океанических хребтов океанов. | | § 18 |
Гидросфера (6 часов) | |
16. | Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана. | | Называть и показывать основные географические объекты. | Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | Составление схемы мирового круговорота воды. | Обозначение на контурной карте океанов, крупных внутренних и внешних морей. | § 19-20 |
17. | Движение воды в океане | | Объяснять особенности движения вод в Мировом океане. | Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. | Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей. | Составление схемы возникновения приливов и отливов под воздействием притяжения Луны | Обозначение на контурной карте теплых и холодных течений. | § 21 |
18. | Подземные воды. | | Объяснять значение терминов; объяснять способы образования подземных вод. | Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания. Устанавливать причинно-следственные связи. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | .Выполнение в тетради рисунка «Грунтовые воды» | | § 22 |
19. | Реки. | | Называть и показывать на карте части реки; давать определения терминам; наносить на контурную карту крупнейшие реки мира и России. | Вычитывать все уровни текстовой информации. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. | Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. | Описание реки своей местности по плану. | Обозначение на контурной карте наиболее крупных рек России и мира. Выявление наиболее протяженных и полноводных рек, каналов. | § 23 |
20. | Озера. | | Виды озерных котловин; составлять краткую характеристику объекта по плану. | Вычитывать все уровни текстовой информации. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. | Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. | Обозначение на контурной карте крупных озер и водохранилищ. | Пр. р. № 5. Составление описания внутренних вод. | § 24 |
21. | Ледники. | | Называть и объяснять термины; объяснять происхождение ледников и вечной мерзлоты; показывать на карте. | применять методы информационного поиска; уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики | Обозначение на контурной карте крупных горных и покровных ледников, границ зоны вечной мерзлоты. Выдвижение гипотез возможного использования человеком ледников и вечной мерзлоты. | | § 25 |
Атмосфера (7 часов) |
22. | Атмосфера: строение, значение, изучение. | | Объяснять строение, значение атмосферы; объяснять особенности циркуляции атмосферы. | уметь самостоятельно выделять познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию; формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ. | формирование навыков самокоррекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности | Выполнение в тетради рисунка «Строение атмосферы». Доказательство изменения плотности атмосферы и состава воздуха в верхних слоях по сравнению с поверхностным слоем. | | § 26 |
23. | Температура воздуха. | | Определять температуру воздуха, амплитуды температур. | осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий. | формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | Выявление зависимости между географическим положением территории и температурой воздуха в пределах этой территории. Расчет средней температуры. Формулирование вывода о зависимости между температурой воздуха и высотой Солнца над горизонтом. | Пр. р. № 6. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. | § 27 |
24. | Атмосферное давление. Ветер. | | Измерять атмосферное давление, направление и силу ветра. | Планировать свою деятельность под руководством учителя; уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. | формирование познавательного интереса к предмету изучения | Измерение атмосферного давления с помощью барометра. Выполнение рисунка: изображение направления движения воздуха в дневном и ночном бризе. Сравнение температуры и давления над сушей и морем днем и ночью. | Пр. р. № 7. Построение розы ветров. | § 28 |
25. | Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. | | Знать виды атмосферных осадков; объяснять способ определения влажности; измерение количества атмосферных осадков. | Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач | Формирование познавательного интереса к предмету исследования | Выявление зависимости количества воды в воздухе от его температуры. Определение количества воды в насыщенном воздухе при заданных температурах | Пр. р. № 8. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным. | § 29 |
26. | Погода. Климат. | | Описывать погоду и климат своей местности. | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; добывать недостающую информацию с помощью вопросов; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Заполнение календаря погоды. Измерение среднесуточной температуры зимой и летом. Сравнение розы ветров и диаграммы облачности, характерных для своей местности. Описание климата своей местности по плану. Обозначение на контурной карте основных факторов, влияющих на его формирование. | | § 30 |
27. | Причины, влияющие на климат. | | Тепловые и климатические пояса Земли: называть и показывать на карте; объяснять причину образования. | Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач | Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | Выполнение в тетради рисунка: изображение положения Земли по отношению к Солнцу днем и ночью; положения земной оси по отношению к Солнцу зимой и летом; областей, для которых характерны полярный день и полярная ночь. | | § 31 |
Биосфера. Географическая оболочка (4часа) |
28. | Разнообразие и распространение организмов на Земле. | | Объяснять значение терминов; объяснять размещение живых организмов на Земле и Мировом океане; объяснять влияние живых организмов на природу Земли. | Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач | Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | Характеристика одной из природных зон по плану. Работа с картой «Природные зоны мира». Подготовка сообщений по теме «Охрана биосферы». Рассказы о заповедниках, национальных парках и представителях растительного и животного мира. | Обозначение на контурной карте границ природных зон. | § 32 |
29. | Распространение организмов в Мировом океане. | | Объяснять воздействие организмов на земные оболочки | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. | Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | Работа в группах: изучение жизни и деятельности наиболее интересных представителей морской фауны, подготовка иллюстрированных сообщений. | | § 32 |
30. | Природный комплекс. | | Называть и показывать на карте ПК, объяснять причины образования. Составлять характеристику ПК. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. | Изучение ПК своей местности и их описание по плану. | Пр. р. № 9. Составление характеристики природного комплекса. | § 33 |
31. | Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки.» | | | | | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом, контурной картой. | | |
НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (3 часа) |
32. | Население Земли | | Уметь рассказывать о численности населения Земли; называть основные типы населенных пунктов; называть и показывать объекты на карте. | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. | Изучение этнографических особенностей различных народов. Описание особенностей жилища, одежды, еды, быта, праздников. Посещение краеведческого музея. | Обозначение на контурной карте численности населения каждого материка; границ наиболее заселенных стран; городов с населением более 10 млн. человек. | § 34 |
33. | Человек и природа. | | Рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий; приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях. Показывать районы распространения стихийных природных явлений на карте мира. | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Определение порядка действий при угрозах различных стихийных бедствий. | | |
34. | Обобщение и контроль знаний по разделу «Население Земли» | | | | | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом и контурной картой. | | |
35. | Обобщение и контроль знаний по курсу «География.Начальный курс». | | | | | | | |