Календарно - тематическое планирование по географии в 5 классе
Календарно - тематическое планирование по географии в 5 классе
Календарно-тематическое планирование по географии в 5 классе составлено на основе рабочей программы учебного предмета «География» для 5-9 классов (автор Шеховцова Т.А.). Данное планирование по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебно – методическому комплексу «классической» линии, выпускаемому издательством «Дрофа», составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по географии; программы основного общего образования по географии. 5—9 классы / авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин - Учебно – методическое пособие / сост. С.В.Курчина. - М.: Дрофа, 2014 г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование по географии в 5 классе »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №15»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
учителей по горизонтали
Протокол от «19» августа 2014 г. №1
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
МБОУ «ООШ № 15»
_______Е.Ю.Орехова
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол от «28» августа 2014 г. № 1
УТВЕРЖДЕНО
приказом
МБОУ «ООШ №15»
приказ от «02» сентября 2014г. №163
Календарно-тематическое планирование
«География»
5 класс
Учитель: Шеховцова Татьяна Алексеевна
Старый Оскол
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Календарно-тематическое планирование по географии в 5 классе составлено на основе рабочей программы учебного предмета «География» для 5-9 классов (автор Шеховцова Т.А.).
Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплекс:
География. Начальный курс. 5 класс: учебник / И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2014 – 140 с.
География. Начальный курс. 5 класс. Рабочая тетрадь /Н. И. Сонин, С. В. Курчина. - М.: Дрофа, 2015.
География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие /И. И. Баринова, Т.А. Карташева. - М.: Дрофа.
География. Начальный курс. 5 класс. Электронное приложение.
Географический атлас. 5 класс. – М.: Дрофа, 2014.
На изучение географии в 5 классе отводится 34 ч в год (1 ч в неделю).
Количество практических работ – 4.
Изменения, внесенные в КТП:
В 5 классе сокращен 1 час авторской программы за счет использования резервного времени в связи с тем, что учебный план рассчитан на 34 учебные недели, а авторская рабочая программа на 35 учебных недель (35 часов в год) - 1 ч в неделю.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п
Наименование раздела и тем
Характеристика деятельности учащихся
(основные учебные умения и действия)
Часы учебного време
ни
Плановые сроки прохождения
Примечание
1
Что изучает география
5
1.
Мир, в котором мы живём
1.Приводить примеры живой и не живой природы
2.Объяснять значение понятий: «природа», «явления природы»
3. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)
4. Формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов
1
04.09
2.
Науки о природе
Называть основные естественные науки и знать, что они изучают
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)
Формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов
1
11.09
3.
География-наука о Земле. Входной контроль
Объяснять значение понятий: «рельеф», «Мировой океан», «горные породы»
Приводить примеры географических наук
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)
1
18.09
4.
Методы географических исследований
Приводить примеры методов географических исследований (географическое описание, картографический, сравнительно-географический, статистический)
Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях
Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение
1
25.09
5.
Обобщение знаний по разделу "Что изучает география"
Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира
Формирование коммутативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности
Уметь организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы.
Уметь объяснять роль географии в изучении Земли
1
02.10
2
Как люди открывали Землю
5
6.
Географические открытия древности и Средневековья
Знать географические открытия, которые люди совершали в древности и Средневековья
Осознание ценности географических знаний, как совершали в древности и Средневековья.
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт
09.10
7.
Важнейшие географические открытия
Знать великих путешественников и называть географические объекты, названные в их честь
Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира
Формирование и развитие посредством географических знаний важнейшего компонента научной картины мира
16.10
8.
Открытия русских путешественников
Знать русских путешественников, называть географические объекты, названные в их честь
Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт
23.10
9.
Открытия русских путешественников
Научиться самостоятельно составлять презентацию по опережающему заданию о великих русских путешественниках
Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России
Уметь устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать.
Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач
06.11
10.
Обобщение знаний по разделу "Как люди открывали Землю"
Научиться находить информацию и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания
Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России
Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.
Уметь применять методы информационного поиска.
Уметь объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса
13.11
3
Земля во Вселенной
9
11.
Как древние люди представляли себе Вселенную
Знать великих учёных и представления о Вселенной древних народов
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля
Формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов
20.11
12.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней
Объяснять значение понятий: «галактика», «Вселенная»
Уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений
Умения управлять своей познавательной деятельностью
27.11
13.
Соседи Солнца
Знать особенности всех планет Солнечной системы
Уметь сравнивать планеты земной группы и планеты группы гигантов
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)
Формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов
04.12
14.
Планеты-гиганты и маленький Плутон
Знать особенности всех планет Солнечной системы
Уметь сравнивать планеты земной группы и планеты группы гигантов
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений
11.12
15.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Промежуточный контроль (тестирование)
Объяснять значение понятий: небесные тела, метеоры и метеориты
Уметь называть малые небесные тела
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт
18.12
16.
Мир звёзд
Объяснять значение понятия звезда, созвездия
Знать на какие группы звёзды делятся
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений
25.12
17.
Уникальная планета - Земля
Знать особенности планеты Земля, отличие Земли от других планет.
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)
Формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов
15.01
18.
Современные
исследования космоса
Объяснять значение понятий: астрономия
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт
22.01
19.
Обобщение знаний по разделу "Земля во Вселенной"
Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий.
Формирование познавательного интереса к предмету исследования.
Уметь организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Уметь устанавливать "космический адрес" и строение Солнечной системы по картам атласа.
29.01
4
Виды изображений поверхности Земли
5
20.
Стороны горизонта
Объяснять значение понятий: горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта
Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира
Формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов
05.02
21.
Ориентирование
Объяснять значение понятий: ориентирование, компас
Знать способы ориентирования на местности
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)
Формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)
Знать внутреннее строение земли, свойства мантии
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений
12.03
26.
Землетрясения и вулканы
Практическая работа №5. Сейсмоактивные зоны Земли (обучающая)
1. Объяснять значение понятий: землетрясение, очаг землетрясения, эпицентр
2.Уметь называть и показывать на карте зоны землетрясений
3. Объяснять значение понятий: вулкан, кратер, жерло, магма, вулканическая бомба
4.Знать виды вулканов
5. Уметь называть и показывать на карте зоны активной вулканической деятельности
6. Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель)
7. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт
19.03
27.
Путешествие по материкам
Объяснять значение
понятий: материк, остров, часть света
Уметь показывать на карте полушарий все материки
Осознание себя как члена
общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт
02.04
28.
Вода на Земле
1. Объяснять значение понятий: «гидросфера», «океан», «море»
2. Показывать по карте основные географические объекты
3. Наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты.
4. Понимание специфических свойств гидросферы и его составных частей
5. Уметь приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении геоэкологических проблем человечества
09.04
29.
Воздушная одежда Земли
1. Объяснять значение понятий: «атмосфера», «погода»
2. Описывать погоду своей местности
3.Проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты
4. Использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
5. Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение
16.04
30.
Живая оболочка
Земли
Объяснять значение понятий «биосфера»
Понимание специфических черт живой оболочки Земли
Умение работать с различными источниками информации.
Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.
Готовить сообщения и презентации.
Проводить наблюдения (в том числе инструментальные)
23.04
31.
Почва — особое
природное тело
Различать изученные географические объекты, процессы и явления,
Сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи
Уметь организовывать и планировать учебное сотрудничество.
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере
30.04
32.
Человек и природа. Итоговое тестирование
Оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития
Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности
Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной, групповой работы.
Уметь проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Уметь объяснять взаимосвязи в ПК
07.05
33.
Обобщение
знаний по разделу
«Природа Земли». Итоговое тестирование
Давать определение понятиям;
Устанавливать причинно-следственные связи
Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования
Ставить проблему, аргументировать её актуальность;
Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
14.05
34.
Обобщение
знаний по разделу
«Природа Земли»
Давать определение понятиям
Устанавливать причинно-следственные связи
Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования
Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя ставить проблему, аргументировать её актуальность; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия
21.05
Формы и средства контроля
В процессе изучения курса используются следующие формы контроля: тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.
Входной и промежуточный контроль на основании локального акта школы проводятся в рамках темы урока согласно календарно – тематического планирования. В конце учебного года — итоговое тестирование.
Практические работы
Практическая работа № 1.
Важнейшие открытия древности и Средневековья.
Цель работы: познакомиться с историей открытий древности и Средневековья
б) насколько его размер нужно уменьшить, чтобы он уместился на листке,— так вы определили масштаб плана;
в) определите, чему будут равны длина и ширина пришкольного участка на листке бумаги.
2. Начертите контуры участка на листке.
а) Определите, как расположены основные стороны горизонта. Отметьте на плане стрелкой направление «север — юг»;
б) изобразите на плане здание школы, пришкольного сада, спортивной площадки при помощи условных знаков. Соблюдайте масштаб вашего плана и положение этих объектов относительно сторон горизонта. Условные знаки расшифруйте в тетради.
Итоговое тестирование
Вариант 1
1. Земля отличается от других планет Солнечной системы:
1) наличием спутника
2) наличием жизни
3) вращением вокруг своей оси
4) наличием атмосферы
2. Какую из наук относят к физической географии?
1) демографию
2) инженерную географию
3) геоморфологию
4) военную географию
3. Кто из великих географов древности первым установил зависимость между географической широтой и длиной дня и ночи?
1) Геродот
2) Эратосфен
3) Бартоломео Диаш
4) Пифей
4. В чем заслуга экспедиции Фернана Магеллана?
1) было доказано, что Америка — новый материк
2) было доказано единство Мирового океана
3) был найден кратчайший путь в Индию
4) была открыта Австралия
5. В чем заслуга экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева?
1) была открыта Северная Америка
2) была открыта Антарктида
3) был найден пролив между Евразией и Северной Америкой
4) был исследован Северный Ледовитый океан
6. Аристотель и Птолемей центром системы мира и Вселенной считали:
1) Солнце
2) Землю
3) сферу неподвижных звезд
4) Луну
7. Какая из перечисленных планет земной группы имеет плотную облачную атмосферу?
1) Меркурий
2) Венера
3) Юпитер
4) Марс
8. Какая из перечисленных планет Солнечной системы имеет самые большие размеры?
1) Юпитер
2) Сатурн
3) Уран
4) Нептун
9. Яркой светящейся черточкой на ночном небе нам видятся:
1) кометы
2) астероиды
3) спутники
4) метеоры
10. Если встать лицом на север, то с правой стороны будет:
1) юг
2) восток
3) запад
4) северо-восток
11. Что показано зеленым цветом на физической карте?
1) растительность
2) низкие равнины
3) болота
4) места, где живут люди
12. Литосфера — это:
1) твердое ядро Земли
2) вещество между ядром и земной корой
3) верхняя твердая оболочка Земли
4) все горные породы и минералы
13. В Южной Америке протекает самая длинная и полноводная река мира:
1) Нил
2)Миссисипи
3) Янцзы
4) Амазонка
14. Гидросфера — это:
1) вся вода Мирового океана
2) водяной пар в атмосфере
3) водная оболочка Земли
4) вода в жидком состоянии
15. Где проводят границы биосферы?
1) там же, где нижнюю границу литосферы и верхнюю атмосферы
2) нижнюю в почве, а верхнюю — по самым высоким горам
3) нижнюю на глубине 5 км, а верхнюю — на уровне озонового слоя
4) нижнюю — по дну океана, а верхнюю — по самым высоким облакам
Вариант 2
1. Какая наука изучает происхождение небесных тел, их строение, состав, движение в космическом пространстве?
1) география
2) физика
3) химия
4) астрономия
2. К какому методу географических исследований относят создание карты почв какого-либо района?
1) к картографическому
2) к сравнительно-географическому
3) к аэрокосмическому
4) к статистическому
3. Кто из путешественников Средневековья побывал в Китае и описал жизнь и быт китайцев?
1) Марко Поло
2) Бартоломео Диаш
3) Васко да Гама
4) Христофор Колумб
4. В чем заслуга экспедиции Джеймса Кука?
1) было доказано единство Мирового океана
2) было доказано, что Австралия — самостоятельный материк
3) был найден кратчайший путь в Индию
4) была доказана шарообразность Земли
5. В чем заслуга экспедиции С. И. Дежнева?
1) было доказано, что Евразия и Северная Америка не соединены между собой
2) были исследованы берега Антарктиды
3) были описаны внутренние районы Сибири
4) была открыта и исследована Камчатка
6. Николай Коперник центром мира считал:
1) Землю
2) звезды
3) Луну
4) Солнце
7. Какая из перечисленных планет земной группы имеет спутники?
1) Меркурий
2) Венера
3) Марс
4) Нептун
8. Какая из перечисленных планет Солнечной системы имеет самые маленькие размеры?
1) Венера
2) Плутон
3) Земля
4) Нептун
9. Метеоритами называют космические тела, которые:
1) упали на Землю
2) сгорели в земной атмосфере
3) имеют твердое ядро и хвост, состоящий из газов и мелкой пыли
4) вращаются вокруг Солнца и образуют пояс между Марсом и Юпитером
10. К какой стороне горизонта нужно повернуться лицом, чтобы справа оказался север?
1) к югу
2) к востоку
3) к западу
4) к юго-востоку
11. Что показано зеленым цветом на плане местности?
1) растительность
2) низкие равнины
3) болота
4) места, где живут люди
12. Землетрясения и извержения вулканов чаще всего происходят:
1) в южных районах
2) в центрах плит земной коры
3) на границах плит земной коры
4) на побережье океана
13. В Африке расположена величайшая пустыня Земли:
1) Килиманджаро
2) Сахара
3) Виктория
4) Эйр
14. Атмосфера — это:
1) все облака над Землей
2) воздушная оболочка Земли
3) тонкий слой озона
4) все ветры Земли
15. Как появилась почва?
1) она всегда была на планете
2) в результате извержений вулканов
3) из рыхлого слоя горных пород, измененного растениями и животными
4) в результате распашки полей человеком
Вариант 3
1. Какое из перечисленных явлений относят к физическим?
1) восход солнца
2) листопад
3) смена окраски меха животных зимой
4) цветение деревьев
2. Какая наука изучает разнообразные явления природы?
1) астрономия
2) география
3) физика
4) химия
3. Кто из великих географов древности вычислил размеры земного шара?
1) Геродот
2) Эратосфен
3) Пифей
4) Бартоломео Диаш
4. Первое кругосветное путешествие совершил:
1) Христофор Колумб
2) Джеймс Кук
3) Бартоломео Диаш
4) Фернан Магеллан
5. В чем заслуга экспедиции С. И. Дежнева?
1) была открыта Антарктида
2) был открыт Северный полюс
3) были открыты Командорские острова
4) было доказано, что Евразия и Америка не соединены между собой
6. Джордано Бруно считал, что Вселенная:
1) ограничена Солнечной системой
2) вращается вокруг Солнца
3) бесконечна и не имеет единого центра
4) бесконечна и вращается вокруг Земли
7. Какая из перечисленных планет земной группы по размерам лишь немного меньше Земли?
1) Меркурий
2) Венера
3) Луна
4) Марс
8. Какая из перечисленных планет Солнечной системы известна своими яркими кольцами?
1) Юпитер
2) Сатурн
3) Уран
4) Нептун
9. Что представляет собой хвост кометы?
1) скопление газов и мелкой пыли
2) скопление частичек льда
3) скопление плазмы
4) скопление капель воды
10. Если встать лицом на юг, то справа окажется:
1) север
2) восток
3) запад
4) юго-запад
11. Каким цветом на физической карте показаны горы?
1) голубым
2) зеленым
3) желтым
4) коричневым
12. В самом центре Земли находится:
1) мантия
2) земная кора
3) литосфера
4) ядро
13. В Евразии расположены высочайшие горы Земли:
1) Скалистые
2) Анды
3) Гималаи
4) Кавказ
14. Больше всего пресной воды содержится:
1) в ледниках
2) в озерах
3) в реках
4) в болотах
15. Почва — это:
1) объект живой природы
2) объект неживой природы
3) особое природное тело
4) результат деятельности человека
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного
материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную
литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
ли не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Оценка качества выполненияпрактических и самостоятельных работ.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено
плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование
в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы.
Не забудьте подписать работу внизу карты!
Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!