№ | Содержание (раздел, темы, практические работы) | Кол-во часов | Дата | Оборудование | Требования к результатам УУД |
План | Факт |
| Введение | 1 | | | | |
1 | Что изучает география | 1 | | | Карта полушарий, атласы, интернет-ресурсы, ПК, МДО. | Формулирование определения понятия «география», ее значение. (Л) Выявление особенностей изучения Земли географией по сравнению с другими науками. (Л) Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о роли географии в современном мире. (П) |
| Раздел 1. Накопление знаний о Земле. | 5 | | | | |
2 | Познание Земли в древности | 1 | | | Карта полушарий, атласы, интернет-ресурсы. | Работа с картой: определение территорий древних государств Европы и Востока. Сравнение современной карты с картой, составленной Эратосфеном. (Р) Изучение по картам маршрутов путешествий арабских мореплавателей, Афанасия Никитина, Марко Поло. (П) |
3 | Великие географические открытия | 1 | | | Карта полушарий, атласы, карта Великих географических открытий, интернет-ресурсы. | Описание по картам маршрутов путешествий в разных районах Земли. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий.(П) Поиск информации (в Интернете и других источниках) о путешественниках эпохи Великих географических открытий, подготовка сообщения (презентации) о них.(К) Обсуждение значения открытия Нового света и всей эпохи Великих географических открытий. (К) |
4 | Открытие Австралии и Антарктиды | 1 | | | Карты полушарий, Австралии и Антарктиды, атласы. | Описание по картам маршрутов путешествий Дж. Кука, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий. (П) |
5 | Современная география. Практическая работа №1 «Работа с географическими картами» | 1 | | | Атласы, карта полушарий | Высказывание мнения о значении карт и возможности их использования. Оценка результатов. (Р) |
6 | Итоговый урок по разделу: «Накопление знаний о Земле» | 1 | | | Атласы, карта полушарий, ПК, МДО. | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом. (П) |
| Раздел 2. Земля во Вселенной. | 7 | | | | |
7 | Земля и космос | 1 | | | Карта звездного неба, ПК, МДО. | Поиск на картах звездного неба важнейших навигационных звезд и созвездий. Определение сторон горизонта по Полярной звезде. (П) |
8 | Земля – часть Солнечной системы | 1 | | | Таблица «Земля и Солнце», атласы, карта полушарий, ПК, МДО. | Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы.(П) Составление «космического адреса» планеты Земля.(Р) Описание уникальных особенностей Земли как планеты.(П) |
9 | Влияние космоса на Землю и жизнь людей | 1 | | | Атласы, карта полушарий, ПК, МДО. | Составление описания очевидных проявлений воздействия на Землю Солнца и ближнего космоса в целом. Описание воздействия на Землю ее спутника — Луны. Поиск дополнительных сведений о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю.(П) |
10 | Осевое вращение Земли | 1 | | | Глобусы, атласы, карта полушарий, ПК, МДО. | Измерять (работа в парах) «земные окружности» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус — наиболее точная модель Земли.(К) |
11 | Обращение Земли вокруг Солнца | 1 | | | Теллурий, модель «Змля-Луна-Солнце», карта полушарий, ПК, МДО. | Изучать модель «Земля — Луна — Солнце». Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси. (П) Составлять рассказ своим родителям по плану о четырёх особых положениях Земли.(К) |
12 | Форма и размеры Земли | 1 | | | Глобусы, атласы, карта полушарий, ПК, МДО. | Поиск информации (в Интернете, других источниках) и подготовка сообщения на тему «Представление о форме и размерах Земли в древности».(К) Составление и анализ схемы «Географические следствия размеров и формы Земли».(Р) |
13 | Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной». Практическая работа № 2 «Характеристика видов движений». | 1 | | | Глобусы, атласы, карта полушарий, ПК, МДО. | Работа с итоговыми вопросами по разделу «Земля во Вселенной» в учебнике. (П) Подготовь сообщение о Земле по плану. (К) |
| Раздел 3. Географические модели Земли. | 10 | | | | |
14 | Ориентирование на земной поверхности | 1 | | | Компасы, топографическая карта, ПК, МДО. | Определение по компасу направлений на стороны горизонта. Определение азимутов направлений на предметы (объекты) с помощью компаса.(П) |
15 | Изображение земной поверхности | 1 | | | Карта полушарий, аэрофотоснимки, глобусы, атласы, план местности. | Изучение различных видов изображения земной поверхности: карт, планов, глобуса, атласа, аэрофотоснимков.(П) Сравнение плана и карты с аэрофотоснимками и фотографиями своей местности. (Р) |
16 | Масштаб и его виды | 1 | | | Топографическая карта, линейки, атласы, ПК, МДО. | Определение по топографической карте расстояний между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба( работа в парах). (К) Решение практических задач по переводу масштаба из численного в именованный и обратно. (П) |
17 | Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах | 1 | | | Карта полушарий, атласы, план местности, ПК, МДО. | Определение по физическим картам высот (глубин) с помощью шкалы высот и глубин. Поиск на физических картах глубоких морских впадин, равнин суши, гор и их вершин.(П) Обозначение на контурной карте самых высоких точек материков и самой глубокой впадины Мирового океана (работа в группах). (К) Решение задач по определению абсолютной и относительной высоты точек.(П) |
18 | Планы местности и их чтение | 1 | | | Атласы, план местности, транспортир ПК, МДО. | Поиск на плане местности и топографической карте условных знаков, пояснительных подписей. (П) Описание маршрута по топографической карте (или плану местности) с помощью условных знаков и определение направлений по сторонам горизонта, определение на плане азимутов направлений на объекты, ( работа в паре). (К) |
19 | Составление плана местности. Практическая работа № 3 «Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки» | 1 | | | Набор топографических инструментов. | Проводить полярную съёмку пришкольного участка (работа в группах). (К) Самостоятельно провести маршрутную съёмку местности и составлять план «Мой путь из дома в школу». (Р) |
20 | Параллели и меридианы | 1 | | | Карта полушарий, атласы, ПК, МДО. | Сравнение глобуса и карт, выполненных в разных проекциях, для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов.(Р) Поиск на глобусе и картах экватора, параллелей, меридианов, начального меридиана, географических полюсов. (П) Определение по картам сторон горизонта и направлений движения. |
21 | Градусная сеть. Географические координаты. Практическая работа №4 «Определение географических координат объектов и расстояний между объектами с помощью градусной сетки» | 1 | | | Карта полушарий, атласы, ПК, МДО. | Определение по картам географической широты и долготы объектов. Поиск объектов на карте и глобусе по географическим координатам.(П) Сравнение местоположения объектов с разными географическими координатами.(Р) Определение расстояний с помощью градусной сети, используя длину дуги одного градуса меридианов и параллелей, (работа в паре) (К). |
22 | Географические карты | 1 | | | Карта полушарий, план местности, атласы, глобусы, ПК, МДО. | Чтение карт различных видов, определение зависимости подробности карты от ее масштаба. (П) Сопоставление карт разного содержания, поиск на них географических объектов, определение абсолютной высоты территории.(Р) Сравнение глобуса и карты полушарий для выявления искажений в изображении крупных географических объектов. (Р) |
23 | Итоговый урок по разделу: «Географические модели Земли» | 1 | | | Карта полушарий, план местности, атласы, глобусы, ПК, МДО. | Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу: «Географические модели Земли» в учебнике (работа выполняется в парах). (К) |
| Раздел 4. Земная кора. | 11 | | | | |
24 | Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. | 1 | | | Карты полушарий, таблицы: «Земля как планета», Атласы, ПК, МДО. | Описание модели строения Земли. (П) Выявление особенностей внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнение оболочек между собой. (К) |
25 | Разнообразие горных пород. Практическая работа №5 «Определение горных пород и описание их свойств» | 1 | | | Карты полушарий, коллекция горных пород и минералов, ПК, МДО. | Сравнение свойств горных пород различного происхождения. (К) Определение горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам.(П) Анализ схемы преобразования горных пород.(П) |
26 | Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли | 1 | | | Карты полушарий, коллекция горных пород и минералов, таблицы: «Земля как планета», ПК, МДО. | Сравнение типов земной коры. (К) Анализ схем (моделей) строения земной коры и литосферы. (П)Установление по иллюстрациям и картам границ столкновения и расхождения литосферных плит.(Р) |
27 | Разнообразие форм рельефа Земли | 1 | | | Карта полушарий, атласы, ПК, МДО. | Распознавание на физических картах в атласе разных форм рельефа.(П) Определение на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа, крупнейших гор и вершин, их географического положения (работа в паре). (К) |
28 | Движение земной коры | 1 | | | Карта полушарий, атласы, ПК, МДО. | Создавать модели литосферных плит. Работать с конструктором литосферных плит. (Р) |
29 | Землетрясения. Вулканизм | 1 | | | Карты полушарий, таблицы «Землетрясение», «Вулкан», ПК, МДО. | Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалы. (П) Определять положение Тихоокеанского огненного кольца. Обозначать на схеме действующие вулканы (работа в парах).(К) |
30 | Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра | 1 | | | Карта полушарий, атласы, таблицы «Выветривание», ПК, МДО. | Описание облика создаваемых внешними силами форм рельефа. (П) Составление и анализ схемы, демонстрирующей соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа.(Р) Сравнение антропогенных и природных форм рельефа по размерам и внешнему виду. Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о причинах образования оврагов.(Р) |
31 | Главные формы рельефа суши | 1 | | | Карта полушарий, атласы, ПК, МДО. | Распознавание на физических картах гор и равнин с разной абсолютной высотой.(П) Составление по картам атласа описания рельефа одного из материков.(Р) Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин суши, горных вершин.(П) |
32 | Рельеф дна океанов | 1 | | | Карта океанов, атласы, ПК, МДО. | Выявление особенностей изображения на картах крупных форм рельефа дна океана.(П) |
33 | Человек и земная кора | 1 | | | Карта полушарий, атласы, ПК, МДО. | Описание по иллюстрациям способов добычи полезных ископаемых, работа в парах. (К) Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о ценных полезных ископаемых и их значении в хозяйстве.(П) |
34 | Итоговый урок по разделу «Земная кора». Практическая работа №6 «Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт» | 1 | | | Карта полушарий, план местности, атласы, глобусы, ПК, МДО. | Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Земная кора» в учебнике.(К) Подготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов Интернета) обсуждения проблемы воздействия хозяйственной деятельности людей на земную кору.(П) |
| Итого: 34 урока, пр.р. – 6. | | | | |