kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательский метод обучения на уроках географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский метод обучения на уроках географии»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.Г. Маркелова

с.Красная Звезда Ртищевского района Саратовской области»







Конспект урока:
"Исследовательская деятельность на уроках географии"












Выполнила: Кабардина Ирина Алексеевна

учитель географии и экологии






















Содержание





1.Вступление.


2.Основная часть.


А) Экологическая направленность уроков географии.


Б) Использование исследовательской технологии на примере

урока географии в 5 классе по теме «Описание водного объекта»

3. Заключение.



4.Список литературы.





























1. Вступление.

География -один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.

Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.

Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.

В мировой образовательной практике понятие исследовательской деятельности подразумевает творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога.

Занимаясь развитием исследовательской деятельности, я решаю следующие задачи:

- обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;

- учить приемам осмысленной географической мыследеятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения; помогать использовать разные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа;

- подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации.

Целью моей деятельности является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность.

Познавательную деятельность организую как на уроке, так и вне его и направляю на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению географии. Научно-исследовательскую деятельность обучающихся на уроке и во внеурочное время разделила на несколько видов.

На учебном занятии: применение исследовательского метода обучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера.

Во внеурочное времянаписание исследовательской работы, работа на факультативах, спецкурсах и кружках, исследовательские экспедиции, олимпиады и конкурсы, научно-практические конференции, учебные проекты.

Применяя исследовательский метод обучения, развиваю навыки исследовательской деятельности и формирую положительную мотивацию к географии.

Свои уроки я строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе моих уроков лежит деятельностный способ обучения, т.е. личностное включение школьника в процесс. Его использую при изучении таких фундаментальных тем как “Оболочки Земли”, “Глобальные проблемы человечества”, “Народы и страны”. В любой науке, при исследовании какого-либо предположения, необходимы различные методы.

К поисковым методам я отношу: учебный диалог, решение проблемных или исследовательских задач.

Очень тщательно продумываю вопросы и задания к каждому уроку, так как чем больше факторов, которыми можно объяснить особенности объекта, явления, территории, тем выше исследовательский потенциал такого задания, как и его проблемность. Именно поэтому и необходим учебный диалог как система вопросов, цель которой -последовательное выявление соответствующих причин и на этой основе развитие мышления.

Предлагаемые мною вопросы имеют разную трудность. Анализ ситуации обычно начинаю с прошлых событий. При определении причины иногда напоминаю, что современное состояние любого объекта на планете зависит от двух основных факторов: истории развития и современных условий. Выяснить их-правило любого исследования. Поэтому, решая исследовательскую задачу, устанавливаем, что влияло на объект на прошлых этапах его развития, а затем переходить к анализу современных причин.

В учебном исследовании, как и в научном, велика роль гипотезы. Выдвижению гипотез учу с помощью познавательных вопросов, обучая их постановке. Объясняю, что такое познавательный вопрос и зачем он необходим. Опыт показывает, что простого требования ставить вопросы по карте или тексту учебника недостаточно. Оно стимулирует лишь выяснение фактического материала, иногда особенностей изучаемого. Нужны вопросы “Почему…”, “Чем объяснить…”, свидетельствующие о понимании самого главного в теме.

Данные методы научного исследования очень эффективны, в дальнейшем позволяют учащимся выходить с работами на более высокий муниципальный и региональный уровень.

Считаю, что идея усиления исследовательского, поискового характера обучения соответствует не только сущности многих современных образовательных технологий, основанных на организации активной познавательной деятельности учащихся, но и идее о модели учебного процесса как системы решения познавательных обучающих задач. На их основе строю изучение темы урока по логическим частям. Развертывание учебного процесса в этом случае идет от решений одной образовательной задачи к следующей, составляющей с ней содержательное единство. В основе такой организации учебного процесса лежит система упражнений по освоению приемов исследовательской деятельности. Для этого реализую на уроках идеи проблемного обучения, личностно-ориентированного образования, индивидуализации обучения. Все эти идеи помогают осуществить учебно-исследовательскую деятельность школьников.

2. Основная часть.

  Главный объект географических исследований – окружающая среда во всем многообразии и сложности, ее природа и сложные изменения, происходящие вследствие естественных циклических колебаний и в результате усиливающегося и многократно усложняющегося антропогенного воздействия. Школьный курс географии обладает исключительными возможностями для эффективного экологического образования и воспитания школьников. При планировании уроков в курсе «География России. Природа» 8  класс  я усиливаю экологическую направленность за счет более глубокого анализа и осмысления с позиций современной экологии всех процессов и явлений, происходящих в окружающей природной среде. Именно сейчас цели изменились, и мы обязаны готовить каждого своего ученика к жизни, т.е. к поведению в природе, в обществе, в государстве, на производстве, осознавая всю серьезность влияния на окружающую среду.

          Сегодня федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед каждым учителем, какой бы предмет он ни преподавал, задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Для нынешнего времени важно понять, что вооружая знаниями, необходимо воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. Именно сейчас важен в работе учителя географии творческий подход к организации учебной деятельности.

               В процессе формирования экологических знаний  на уроках использую следующие  методы учебно-исследовательской и практической деятельности учащихся:

- наблюдение прямое, косвенное с целью описания биотических и абиотических компонентов природных систем и влияние на них деятельности человека;

- экспериментирование: формулирование проблемы, гипотезы и исследовательской задачи, составление плана, проведение вариантов опыта, оформление результатов;

- мониторинг за состоянием окружающей среды: взятие проб, учет биологического разнообразия, формулирование выводов;

-владение приемами оформления данных наблюдений и опытов в виде таблиц, диаграмм, графиков;

- моделирование проектов решения экологических проблем;

- анкетирование, опрос, беседы.

             По форме проведения уроки экологической направленности применяю самые разнообразные: уроки заочного путешествия, семинары, ролевые и деловые игры, практикумы, дискуссии, коллективные и индивидуальные проекты. При изучении курса уделяю большое внимание экологически проблемам своего города, района, края.

Обсуждение экологических проблем планирую в следующей последовательности:

 На уроке по теме «Этапы  и методы географического изучения  территории»  происходит знакомство с нормами экологической морали (составление памяток, буклетов);

На уроке «Человек и литосфера» происходит  защита проекта «Рекультивация карьеров по добыче огнеупорных глин »;

На уроке «Климат и человек» обсуждаются результаты экологической экспертизы  воздуха  в городе Ртищево, проведенной группой учащихся;

На уроке «Водные ресурсы и человек» проводится   конференция «Экологические проблемы рек  и отдельно реки Хопер»;

На уроке «Почвенные ресурсы» проводится  дискуссия проблемного характера по теме «Урожайность черноземов»;

На уроке «Биологические ресурсы» - составление прогноза видового и количественного состава растительного и животного мира   Ртищевского района;

После изучения темы  «Природное районирование» на уроке повторения и обобщения проводится групповая работа «Моделирование процессов влияния хозяйственной деятельности человека на природную зону  степи. Составление экологического паспорта природного объекта»;

На завершающем этапе изучения природы России проводится урок-защита проектов в виде презентаций, статей в газету, рисунков на экологическую тематику.

             На уроках географии я выстраиваю экологическое воспитание так, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для педагога и для учащихся. На мой взгляд, только при этом условии удастся изменить систему моральных ценностей молодежи,  перевести ее с хищническо-потребительской эгоистической позиции на пути совершенствования экологического сознания и нравственного развития личности.



Технологическая карта урока по теме «Описание водного объекта»    

                               

Класс: 5

Предмет: география

Дидактическая цель урока:  создать условия для применения и закрепления полученных знаний

Тип урока:  урок закрепления и применения знаний

Планируемые  результаты.

Предметные: (знания, умения, представления) давать определения понятиям: река, исток реки, речная система, бассейн реки; представление о реках родного края; умение описать реку по плану, определять физические свойства воды, направление и скорость течения, строить схему речной сети, умение пользоваться картой.

Метапредметные: (познавательные, регулятивные,  коммуникативные УУД): умение взаимодействовать с людьми, развитие умения вести самостоятельное исследование по плану, анализ информации, её преобразование, осознавать, что водные объекты нашей местности – это часть гидросферы, которые участвуют в мировом круговороте воды.

Личностные: (личностные УУД): осознание ценности географических знаний как важного компонента научной картины мира, формулировать собственное мнение и позицию, жизненное самоопределение.

Образовательная цель: закрепление знаний о реке, определение на карте местоположение объектов, показать значение местной реки для населения, природы.

Развивающая цель: умение делать описания географических объектов по плану, развитие навыка работы с компасом, термометром, секундомером, рулеткой, топографической картой, анализировать данные полученные в ходе исследования.

Воспитательная цель: способствовать воспитанию экологической культуры учащихся, культуры делового общения.

Методы обучения: проблемный, исследовательский, репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности:  фронтальная, групповая.

Средства обучения: тетрадь-практикум «Планета Земля» для 6 класса УМК «Сферы», топографическая карта района проживания, компас ученический, оборудование для исследования реки (термометр водный, рулетка, секундомер, стакан, верёвка, груз, пустые пластиковые бутылки для поплавков, колышки высотой около 1 м, линейка, печатный текст с высотой букв 3,5 мм)

 

 

Этапы урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые УУД

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

 

1

Организационный момент

Приветствует уч-ся.

Приветствие, проверка готовности.

 

 

 

 

2

Целеполагание, мотивация

Предлагает проблемный вопрос: школьник нашей школы, прочитав в приключенческом романе о бутылочной почте, решил отправить письмо другу, живущему в г. Балашов.

Приводят различные доводы в разрешении вопроса.

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Формулировать собственное мнение и позицию

Слушать и понимать речь других, формулировать и аргументировать своё мнение

Целеполагание

3

Актуализация

Мы на берегу  Хопра. Наша малая река – это часть гидросферы. Чтобы исследовать реку, нужно вспомнить понятия: река, исток, речная система, притоки, бассейн реки.

Отвечают на вопросы

Осознание того, что водные объекты нашей местности – это часть гидросферы, которые участвуют в мировом круговороте воды

 

Действие смыслообразования

Взаимодействие с учителем во время опроса

Самоконтроль

4

Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий

Для подтверждения возможности бутылочной почты, хозяйственного использования, исследуем реку, используя инструкцию. Приложение №1.

 

Знакомство с инструкцией для работы в группах

Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов

Жизненное самоопределение

Планирование учебного сотрудничества со свертсниками и учителем

Планирование

5

Практическая часть урока

 

Курирует деятельность уч-ся в группах

Практическая деятельность в группах по плану, заполнение листа-отчёта

Умение вести самостоятельное исследование по плану, анализ информации, её преобразование

Умение взаимодействовать с людьми

Учебное сотрудничество

Волевая саморегуляция

6

Отчёт, обсуждение и интерпретация полученных результатов работы

Предлагает уч-ся отчитаться о проделанной работе и сделать вывод по предложенным вопросам. Приложение №1.

 

Отчёт групп по итогам работы

Преобразовывать информацию, выстраивать логическую цепочку рассуждения

Формулировать собственное мнение и позицию

Уважение ситуации успеха партнёра

Определение уровня успешности. Оценка действий партнёра.

7

Домашнее задание

Предлагает дифференцированное д/з:

найти информацию о толковании и происхождении названия реки

предложить меры охраны реки

 

 

 

 

 

8

Рефлексия

«Комплимент». Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в работу и благодарят друг друга и учителя за проведенный труд. (Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого)

 

Произносят слова-комплименты

 

Установление связи между целью  деятельности и её результатом

Владение монологической и диалогической формами речи

Осознание причин успеха и неуспеха

 

        

Приложения.

Приложение №1. План-инструкция для практической работы.

1 группа –

Цель:  определение направления течения реки, описание течения реки по карте.

Оборудование: компас, топографическая карта.

Действия:

1.С помощью компаса определите направление течения реки в месте вашего исследования

2.Найдите реку на карте, её исток. Определите, притоком какой более крупной реки она является.

3.Опишите путь следования предполагаемого сообщения в бутылке (реки, населённые пункты)

4. Занесите данные в таблицу


Название реки

Направление течения реки

Описание пути следования сообщения

 

 

 

Ответьте на вопрос: возможна ли доставка сообщения жителям г.Балашова бутылочной почтой?

 

 

2 группа –

Цель: определение физических свойств воды (температура, прозрачность)

Оборудование: водный термометр, верёвка, стакан, линейка, печатный текст с высотой букв 3,5 мм, груз

Действия:

  1. Погрузите неглубоко в воду термометр, снимите показания температуры поверхностных вод реки через 5 минут погружения. Прикрепите груз к термометру и опустите термометр на дно. Через 5 минут снимите показания температуры воды.

  2. Прозрачность воды определите следующим способом: под стакан поместите печатный текст с высотой букв 3,5 мм и постепенно заполняйте ёмкость взболтанной пробой воды до тех пор, пока текст не станет плохо различим. Измерьте линейкой высоту столба воды в стакане и запишите полученное значение с точностью до 1 см. Для источников хозяйственно-питьевого водоснабжения вода должна быть прозрачной в столбике воды высотой около 20 см, а для водоёмов, используемых для купания и бытовых целей – около 10 см.

  3. Занесите данные в таблицу

 


Название реки

Физические свойства воды

 

 

 

Температура у поверхности

Температура у дна

Прозрачность

 

 

 

 

  1. Ответьте на вопрос: возможно ли хозяйственное использование реки местными жителями?

 

3 группа –

Цель: измерение скорости течения реки, расчёт времени передвижения письма.

Оборудование: рулетка, 2 секундомера, бутылки-поплавки, колышки высотой до 1 м

Действия:

1.Проложите через реку 3 створа через 10 м, как показано на рисунке тетради –практикума с.22. На берегу у среднего и нижнего створа встать с секундомерами, запустить бутылки поплавки от верхнего створа: по одному от каждого берега и 1 по центру реки. Время прохождения поплавков через средний и нижний створы засекать с секундомерами. Для точности можно повторить измерения 3 раза.

2.Подсчитайте среднюю скорость реки и примерное время письма в пути до г. Балашов (примерное расстояние 92 км)

3. Занесите данные в таблицу тетради-практикума с. 22

4.Ответьте на вопрос: через какое время будет доставлено сообщение в г.Балашов?

















3.Заключение.


Таким образом, на данном уроке  использовалась технология исследовательской деятельности, которая позволила мне показать детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развить свои универсальные умения. Она позволила:
-    повысить мотивацию изучения предмета;
-    принимать самостоятельные решения;
-    поверить в свои силы.

Меняется роль учителя. Из всеведущего, непререкаемого наставника он постепенно превращается в компетентного коллегу, старшего партнёра по исследованию, в квалифицированного эксперта-консультанта, инициатора интересных начинаний, способствующего дальнейшему развитию сообразительности, изобретательности и творческой фантазии учеников.

Современная школа призвана формировать и развивать умения находить, выявлять, по возможности чётче формулировать и отыскивать приемлемые решения многим проблемам. И один из путей решения этого - исследовательская деятельность.


Как показывает опыт, применение исследовательской деятельности в обучении способствует повышению эффективности учебного процесса, оптимизации деятельности учащихся. Использование данной технологии увеличивает познавательную активность ребят, делает учебную деятельность необычной и интересной

 Неслучайно, древнекитайская мудрость гласит:

«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».

























Используемая литература: 

1.Максимова А.В. Научно- исследовательская деятельность учащихся на уроках географии. // Научный электронный архив. 
URL: http://econf.rae.ru/article/6695 

2.«Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал.// Редакция «Народное образование».

3.Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.

4.Воровщиков С. Г., Новожилова М. М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. //Управленческий аспект: страницы написанные консультантом по управлению и директором школы. – М.: 5 за знания, 20006.

5.Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций.// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80.

6.Данильцев Г. Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся. // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 127-134.

7.Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.

8.Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения.// Народное образование, № 10, 1999.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательский метод обучения на уроках географии

Автор: Кабардина Ирина Алексеевна

Дата: 30.08.2017

Номер свидетельства: 426860

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Технология организации исследовательских практикумов на уроках географии. "
    ["seo_title"] => string(85) "tiekhnologhiia-orghanizatsii-issliedovatiel-skikh-praktikumov-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "133682"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416567076"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Использование ИКТ на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(42) "ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "235274"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443637440"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Исследовательская работа учащихся как форма организации деятельности учащихся на уроках географии"
    ["seo_title"] => string(80) "issledovatelskaia_rabota_uchashchikhsia_kak_forma_organizatsii_deiatelnosti_ucha"
    ["file_id"] => string(6) "630899"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1683275812"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Основные формы и методы активного обучения на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(72) "osnovnyie-formy-i-mietody-aktivnogho-obuchieniia-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "127937"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415387746"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Применение инновационных педагогических технологий на уроках географии . "
    ["seo_title"] => string(88) "primienieniie-innovatsionnykh-piedaghoghichieskikh-tiekhnologhii-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "149197"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420006429"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства