преобразовывать, применять информацию для решения поставленных
проблем.
Мотивационный ресурс, как развитие способности к самоорганизации
–умению ставить цели, планировать, полноценно использовать личностные ресурсы.
Технологический ресурс –урок, как поле использования современного технологического инструментария.
Коммуникативный ресурс –возрастание роли личностногокоммуникативного ресурса ученика, его способность работать в команде. Формирование коммуникативной компетентности, как умения эффективно сотрудничать с другими людьми.
Понимание результата –как компетентность в решении учебных и
личностных задач на основе развития опыта учебной и метапознавательной
деятельности. Как способность к самообразованию готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
преобразовывать, применять информацию для решения поставленных
проблем.
Мотивационный ресурс, как развитие способности к самоорганизации
–умению ставить цели, планировать, полноценно использовать личностные ресурсы.
Технологический ресурс –урок, как поле использования современного технологического инструментария.
Коммуникативный ресурс –возрастание роли личностногокоммуникативного ресурса ученика, его способность работать в команде. Формирование коммуникативной компетентности, как умения эффективно сотрудничать с другими людьми.
Понимание результата –как компетентность в решении учебных и
личностных задач на основе развития опыта учебной и метапознавательной
деятельности. Как способность к самообразованию готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность
1
2.Основная часть
2.1 Актуальность
Научно-технический прогресс в нашей стране предъявляет все более высокие требования к общеобразовательной подготовке подрастающего поколения. Реформа общеобразовательной школы уделяет большое внимание активизации процесса обучения, повышению его научного уровня. В решении этих задач определенное внимание уделяется краеведению.
Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории - своего края, под руководством учителя.
Цель моей работы: воспитывать патриотов своей малой Родины через преподавание краеведческого материала на уроках географии.
При этом выполняются следующие задачи:
1. Получить стройную систему знаний о географии своей малой Родины;
2. Формировать географическую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по краеведению.
3 Использовать материал по краеведению для выполнения исследовательских работ учащихся;
Гипотеза моей работы звучит так: если использовать краеведческий принцип на уроках географии, то это поможет школьникам лучше понять особенности окружающей природы и хозяйственной деятельности населения и уяснить, что Амурская область- это органическая и неотъемлемая часть всей России.
2
2.2Литературный обзор
Краеведческий принцип предполагает использование таких знаний, которые непосредственно получены при изучении своей местности.
Существующая программа предусматривает изучение рельефа, вод, климата, почв, растительности, животного мира, населения, с рассмотрением его быта и хозяйственной деятельности.
Цели, задачи, содержание, как и время, отводимое на изучение своей местности, четко отражены в программе школьного курса. Однако, место и дидактические цели изучения географии своей области; степень интеграции его содержания с содержанием основного курса и число часов на изучение разделов еще не достаточно определены.
Опыт показывает,что обучение географии родного края должно быть глубоко увязано с содержанием основного курса географии России. Поэтому я при планировании учебного процесса, я определяю и степень интеграции содержания, и объем часов.
Программа указывает на то, что при изучении каждого основного компонента природы, населения и экономики страны необходимо использовать краеведческий принцип.
Краеведческая основа обучения дает возможность выполнить две важные дидактические функции:
а) опираясь на изученные географические объекты и явления, характерные для своей области, конкретизировать и углублять содержание изучаемых тем о природе, населении и экономике России;
б) дать учащимся возможность при изучении почти всех тем из общих обзоров природы, населения и экономики России получить стройную систему знаний о географии своей республики.
Существуют различные формы изучения своего края. Это программные учебные занятия, экскурсии, практические работы на местности (съемки территории, метеорологические и гидрологические наблюдения, почвенные исследования, экономико и эколого-географическое изучение местных предприятий и т.д.), походы на природу, краеведческие кружки и др.
Ресурсы современного урока для реализации краеведческого аспекта
Информационный ресурс урока, который включает в себя развитие
преобразовывать, применять информацию для решения поставленных
проблем.
Мотивационный ресурс, как развитие способности к самоорганизации
–умению ставить цели, планировать, полноценно использовать личностные ресурсы.
Технологический ресурс –урок, как поле использования современного технологического инструментария.
Коммуникативный ресурс –возрастание роли личностногокоммуникативного ресурса ученика, его способность работать в команде. Формирование коммуникативной компетентности, как умения эффективно сотрудничать с другими людьми.
Понимание результата –как компетентность в решении учебных и
личностных задач на основе развития опыта учебной и метапознавательной
деятельности. Как способность к самообразованию готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность
4
2.Методы исследования
Успех краеведческого изучения своей местности в школе зависит от того, насколько подготовлен к этой работе учитель. В частности важно обладать умениями, пользоваться методами географического исследования:
1. Литературным;
2. Картографическим;
3. Статистическим;
4. Наблюдений.
Картографический метод связан с изучением имеющихся карт данной местности (использование ведомственных картографических материалов). Этот метод предполагает так же составление картосхем, на которые наносят результаты исследований. Могут быть составлены картодиаграммы и картограммы, на которых отображены данные о размещении сельского хозяйства - посевы наиболее характерных для изучаемого района с/х. культур, ведущие отрасли животноводства. Составление картограмм и картодиаграмм способствует не только укреплению графических навыков, но и созданию новых наглядных пособий по географии своего края.
Статистический метод заключается в отборе количественных показателей и их обработке, особенно, при изучении климата, населения и хозяйства республики.
Использование этого метода способствует укреплению умений обобщать и анализировать цифровые показатели и делать необходимые выводы, с последующей их демонстрацией в виде графиков. Например: динамика роста численности населения, сельскохозяйственной и промышленной продукции и др.
Метод наблюдений дает возможность развивать творческую изыскательную деятельность непосредственно в природе. При организации полевых исследований необходимо определить границы территории, которая будет изучаться, выделить основные объекты и время на их исследование. Составить план для изучения этих объектов.
Из выше сказанного следует, что краеведческий принцип, если им оперировать умело, является важной частью учебно-воспитательного процесса.
5
3. Практическая часть
Организуя изучение родного края, я всегда помню слова М..И. . Калинина, который очень кратко, но емко сказал о важности этого вопроса: "Знакомство с "местной географией", с небольшим уголком окрестностей земли позволит детям более сознательно отнестись к географии всей страны и, кроме того, сделать их любовь к Родине более живой и непосредственной".
На просторах нашей Родины Амурская область поражает богатством и разнообразием природных условий и ресурсов, населения и хозяйства, культуры и искусства, я стараюсь продумать как интереснее и доходчивее преподнести это детям.
Природу области нужно рассматривать как часть природной среды обширного Дальневосточного региона. Для этого я всегда пользуюсь методом сравнительного анализа. При этом наряду с общими свойствами особо выделяю наиболее четко просматривающиеся специфические черты, природы своей области. Эта местная особенность природных компонентов и их территориальных сочетаний определяет своеобразие хозяйственного развития и проблемы рационального использования природных ресурсов Дальнего Востока.
После длительной хозяйственной деятельности человека природные ландшафты значительно изменились, превратившись в антропогенные (возделываемые поля, огороды, сенокосы, пастбища, города, территориально-рекреационные системы, строительство нефтепровода).
Антропогенные ландшафты характеризуются высокой и стабильной продуктивностью. Они служат основным местом жительства и труда населения области. Но, к сожалению, на них же больше всего следов разрушений (отработанные карьеры, вырубленные леса, обмелевшие реки). Говоря о них, указываю не необходимость проведения природоохранных мероприятий.
Знание особенностей природы своей территории, закономерностей ее развития и использование этих знаний на уроках физической и экономической географии я считаю одной из своих основных задач в преподавании предмета.
За время преподавания географии мною накоплен достаточный опыт ведения уроков, с применением конкретного материла из окружающей природы. Выработана система ведения таких уроков с 6-го по 9 класс.
6
Так, уроки географии в 6-м классе по темам "Рельеф", "Равнины суши" всегда проходят с обязательным использованием местного материла. Приведу в качестве примера несколько фрагментов, которые станут подтверждением выше сказанного.
Фрагмент из урока по теме "Рельеф суши", 6 класс
- Я подвожу ребят к понятию «рельеф», так, чтобы они свободно могли сами сформулировать этот термин. Далее выясняю, какие силы влияют на его формирование. Учащихся самостоятельно знакомятся с основными формами рельефа и приходят к выводу о том, что рельеф бывает равнинный и горный. Затем подвожу их к мысли о рельефе своей местности.
- Ребята, давайте подумаем, какой рельеф характерен для нашей местности?
- Равнинный.
- Какие силы повлияли на формирование рельефа нашей местности?
- Повлияли внутренние и внешние силы.
После того, как я добиваюсь у учащихся удовлетворительного ответа на поставленные вопросы, рассказываю о рельефе нашей области, подчеркиваю его разнообразие и, идя от общего к частному, стараюсь составить представление о рельефе Белогорского района, а затем и окрестностей нашего села.
В практике своей работы я заметила, что учащимся очень интересны темы, которые по содержанию близки им в силу того, что сами живут на равнинной местности.
Местный материал можно использовать и при изучении темы "Воды суши". Уроки по темам "Подземные воды" и "Реки" целесообразно проводить, опираясь на местный материал.
Наше село расположено на левой надпойменной террасе реки Томь. Терраса крутым обрывом подходит к пойме реки. Здесь можно наблюдать выходы подземных вод. Поскольку наша школа находится недалеко от реки, урок по теме "Реки" я провожу у реки, где на крутом берегу можно увидеть течение реки, ее берега, извилистость, примерную глубину, часть речной долины.
7
Фрагмент из урока по теме “Подземные воды”, 6 класс
Я объясняю, что горные породы различаются по их способности пропускать воду. Те горные породы, которые легко пропускают воду, называются водопроницаемыми. Тутже выясняем, через какие горные породы просочилась вода.
Учащиеся отмечают, что вода прошла через песок, галечник, гравий, а глина не пропускает воду – это водоупорный слой.
Я обращаю внимание учащихся на то, что выше слоя глины лежит слой, насыщенный водой или водоносный слой. Здесь же ученики узнают о том, что вода, находящаяся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называется грунтовой.
На этом уроке учащиеся наглядно наблюдают изучаемые природные явления и объекты, что способствует овладению более глубокими и прочными знаниями.
Фрагмент урока по теме "Реки", 6, 8 классы
Ребята самостоятельно дают понятия реки, что называется речной долиной, истоком, устьем и речное системой. Затем следуют понятия бассейна реки и водораздела.
Применение местного материала уместно при разборе третьего подпункта параграфа - реки горные и равнинные. Если позволяет погода, урок чаще всего провожу на берегу р. Томь. Учащиеся определяют характер течения реки, скорость, глубину и ширину реки в месте наблюдения.
Краеведческий принцип уместно использовать в тех классах, где изучается география России. В 8 кл. после завершения изучения темы "Природные комплексы" я провожу практическую работу “Природный комплекс в руке”.
Фрагмент урока по теме «Природный комплекс», 8 класс
- Рука является неотъемлемой частью человека - она может создавать и разрушать природные комплексы.
Практическую работу начинаем с того, что каждый ученик в своей тетради обводит карандашом свою левую руку, каждый палец - соответствует одному компоненту природы. От центра ладони к каждому компоненту природы проводится луч
8.
Ниже точки, где все лучи сходятся, подписывается - Охрана ПК. Затем проводим стрелку к основанию ладони и пишем "человек". Это символизирует, что в руках человека судьба природного комплекса.
Далее практическая работа посвящена изучению ПК своей местности.
В 9 классе изучается экономическая география России. Наряду с темами, изучаемыми по общему курсу экономической географии России, я провожу органическую связь с конкретным местным материалом. На этих уроках я вместе с ребятами даю характеристику развития хозяйства области, раскрываю особенности природно-ресурсной базы, какие межотраслевые комплексы получили развитие на территории Амурской области. Затем, переходя от общего к частному, приходим к выводу о том, что в нашем селе достаточно быстрыми темпами развивается одна из отраслей сельского хозяйства – животноводство.
Фрагмент урока по теме «Агропромышленный комплекс России: животноводство», 9 класс
- Какова продукция животноводческого комплекса нашего села??
- Что является сырьем для производства этой продукции?
- Куда поставляется продукция ?
- Есть ли местные потребители данной продукции?
- Экологическая оценка предприятия.
Такое ведение урока способствует лучшему восприятию изучаемой темы.
Из сказанного видно, что почти все уроки и физической и экономической географии можно проводить с упором на конкретный краеведческий материал.
Тема «План и карта», изучаемая в 6 классе, не имеет продолжения в
следующих классах. Это принижает ее значимость в глазах учителей, что
незаслуженно, ведь знания и умения учащихся по ориентированию и
топографии имеют большое прикладное значение. Ведь любая практическая
работа на местности связана с умениями наносить изучаемые объекты на план. Не надо забывать и об огромном воспитательном значении данной темы.
Первые уроки по географии в 6 классе могут оказать значительное влияние на отношении к предмету на все последующие годы.
В начале курса физической географии в теме «План и карта» дается
материал, который будет необходим для дальнейших практических занятий на местности, которая находится в непосредственной близости к школе.
9
Одним из таких уроков географии, предусмотренной программой, является
практическое занятие «Измерение относительной высоты и ориентирование на местности. Азимут».
Две темы «Ориентирование на местности. Азимут» и «Изображение на плане неровностей земной поверхности» объединяются в два урока. На первом уроке дается теория, второй урок –практическое занятие на местности.
Несколько лет подряд провожу такую практическую работу с шестиклассниками перед школой. Школа находится на некоторой высоте от шоссе на улице Набережной.. Наша задача -определить относительную высоту места, где находится школа.
На первом уроке учащиеся знакомятся с понятиями «ориентирование»,
«азимут», приемами работы с компасом. Дают определения понятиям
относительная и абсолютная высота, горизонталь. Знакомимся с прибором нивелир. Рассказываем, как можно сделать этот прибор. На доске
схематически дается рисунок. Так как дальнейшая работа будет проходить в группах, на следующем этапе урока класс разбивается на группы-4 группы по 4-5 человека. Выбирается ответственный в каждой группе, определяются обязанности всех членов группы: кто делает нивелир (сам, или вся группа, могут помогать родители), кто составляет планшет, кто колышек, кто ответственный за компас. Кто будет измерять расстояние в шагах, и превращать в метры. Учитель предупреждает учащихся, чтобы они подошли к работе ответственно.
На практическом занятии на местности учащиеся должны уметь: использовать теоретические знания: работа с приборами (компасом, нивелиром) определение азимута и относительной высоты места, на практике; -связать знания, полученные на уроках географии с природой своей местности. нести ответственность за результаты своей деятельности в группе объективно оценивать свою работу.
Тип урока: Групповая практическая работа на местности.
Для работы на местности дается 30 минут, 5 минут для перехода в класс и 10
минут для получения домашнего задания
Принципиальной особенностью ФГОС является нацеленность на
формирование универсальных учебных действий. Целью современного
образования является овладение действиями, и через действие —знаниями. Задача учителя состоит в создании условий, инициирующих это действие, то есть учитель побуждает учащихся к действиям.
10
Краеведческий аспект может реализовываться через разные формы проведения уроков. Это уроки экскурсии, уроки с использованием фотографий, исследования, презентации, уроки-путешествия по родному краю. Уроки-экскурсии очень увлекательная и доступная форма проведения
урока географии. Можно выйти на пришкольный участок и провести наблюдение за различными компонентами природы (за погодой, за
гидрологическими объектами, почвой, за растительным покровом). Можно
провести самую обычную глазомерную съемку, и результат —это овладение
практическими умениями —а это то, что в новом стандарте прописано как УУД. Можно расширить изучаемое пространство и предложить ребятам
экскурсии к интересным природным объектам села(река Томь, парк, овраг в парке, и др.)
11
4.Перечень творческих заданий по краеведению
1.Установите правильную последовательность, в направлении с севера на юг следующих населенных пунктов Амурской области. При необходимости воспользуйтесь соответствующими картами.
А. Благовещенск
Б. Шимановск
В. Райчихинск
Г. Зея
Д. Белогорск
Е. Тында
Ж. пос. Бурея
З. Завитинск
2.Прямоугольник условно обозначает всю территорию России.
Покажите штриховкой долю в площади страны, занятую Амурской
областью, учитывая ее площадь.
3.Заполнение таблиц на основе сопоставления карт (например, сопоставить карты «Тектоническую карту Амурской области» и «Физическую карту Амурской области». Выявить закономерности в размещении месторождений полезных ископаемых).
4. Определить наиболее удобный способ доставки груза из одного города в другой
Группа №1: из г. Шимановска в г. Зею доставить мебель.
Группа №2: доставить зерно из пос. Пояркова в г. Белогорск
Группа №3: из г. Благовещенска в г. Белогорск доставить овощи и фрукты.
12
5.Задание.
Уважаемые члены международной экологической организации! Вам необходимо разработать проект международной экологической станции по изучению и охране исчезающих растений и животных Амурской области
6.Рекламный плакат, проспект. Например: «Приглашение в село Васильевку»,
7.Проект туристического маршрута по Амурской области
8. Сказка (объяснить, что отразить, проследить в этой творческой работе. а) Можно дать начало сказки «В некотором царстве, в некотором государстве…. Однажды….» б) Учитель может дать название сказки «В споре рождается истина»
9. Стихи о своей малой Родине
10. Пользуясь учебниками и дополнительной литературой составить 15 тестовых вопросов по данной теме для игры «Кто хочет стать отличником по географии?» (с градацией вопросов от простых к сложным). Из всех предложенных вопросов можно выбрать наиболее интересные и составить сценарий игры.
11. Кроссворды, включающие не менее 15 слов.
12. Исследовательская работа по различным направлениям.
Хорошим творческим эффектом обладает работа учащихся по рецензированию предложенного учителем материала. Можно предложить детям следующие варианты работы с текстом:
-Догадайтесь, что имел в виду автор в данном отрывке
Молчащих названий практически нет. В каждом из них кроется народная память о чем-либо. Возможно, вы не раз задумывались, откуда пошло то или иное название села, улицы, местности, реки, ручья, озера. Попробуйте заняться “расшифровкой” их. И не пожалеете: увлекательное и полезное занятие!
13
14. Используя текст, заполните таблицу:
Название(поселка, реки, озера)
Происхождение название (язык)
Смысловое значение
15. Определите по карте области места, где селились лебеди, можно было встретить медведей и диких туров.
16. Предложите версии происхождения названий районных центров Амурской области.
17 .Конкурс «Географическая почта»
Во время предварительной подготовки изготавливаются несколько комплектов конвертов по числу команд с надписями: « зона тайги», « зона смешанных лесов», « степная зона» (3 конверта на команду). Каждой команде раздаются карточки(24) с надписями почв, видов животных, растений произрастающих в данных природных зонах.
почвы
животные
растения
Торфяно-болотные
Хорёк
Лиственница
Серые лесные
Жаворонок
Ясень
Дерново-подзолистые
Глухарь
Ель
Чернозём
Бурый медведь
Вяз
Рысь
Ольха
Бобр
Рябина
Барсук
Ковыль
Ёж
Мятлик
Кабан
Жимолость
Ястреб
Шиповник
Задача команды правильно разложить эти карточки по адресам за определённое время – 4 минуты.
Скорость и правильность выполнения задания оценивает жюри.
14
Ключ:
Конверт «Тайга»
Конверт «Смешанные леса»
Конверт «Степная зона»
Торфяно-болотные
Серые лесные
Чернозём
Дерново-подзолистые
Барсук
Хорёк
Глухарь
Ёж
Жаворонок
Бурый медведь
Кабан
Ястреб
Рысь
Ясень
Ковыль
Бобр
Вяз
Мятлик
Лиственница
Ольха
Жимолость
Ель
Рябина
Шиповник
18. Конкурс-кроссворд «Какие это реки?»
Командам дается задание разгадать кроссворд о реках Амурской области.
Игра «Реки Амурской области»
Правила игры.
В игре участвуют 2 команды (или 2 игрока). Игроки команд по очереди вытаскивают карточку по любой из3-х тем: «Реки нашего края», «Растения и животные водоемов», «Охрана вод». Карточки
3-х цветов, обозначающих сложность вопроса (золотой - сложный, оценивается в 3 балла, серебристый - менее сложный- 2 балла и черный - самый простой 1 балл). Игрок выбирает карточку по своим силам, читает вопрос и отвечает на него. Затем сам проверяет правильность ответа по карточке на дорожке под номером вопроса. Если ответ правильный, то фишка передвигается вперед на число баллов карточки вопроса. Если ответа нет или он неверен, то фишка остается на месте. Побеждает команда (или игрок), которая придет к финишу первой.
Вопросы к теме «Реки нашего края»:
Какое влияние оказал рельеф на характер течения р.Томь? (рельеф- равнина, течение спокойное).
15
Какова протяженность реки Томь? (101 км).
Каково питание рек района? (Смешанное).
Где начинается и куда впадает р.Томь?
Сколько рек в нашем районе?
Как называется розлив рек весной? (Половодье).
Какая река протекает в нашем селе?
Есть ли притоки у р.Томь?
На каком берегу р. Томь расположена наша школа?
Вопросы по теме «Охрана водоёмов»:
Почему воду считают чистой, если в водоеме много ручейников? (Для развития яиц ручейников надо много кислорода и света, т. е. чистой воды).
Что может поступать в воду с площади водосборного бассейна вместе с поверхностным стоком? (Песок, глина, мусор, минеральные удобрения, гербициды, пестициды, мазут и другое).
Как узнать, чистая ли вода в водоеме? (Если есть раки, то вода чистая).
Почему минеральные удобрения нельзя вносить весной на талый снег? (Почва мерзлая и вместе с талыми водами они попадут в реку).
О чем свидетельствует бурное развитие роголистника, рдеста плавающего, ряски? (Водоем загрязнен химическими веществами).
Укажите основные источники загрязнения р.Томь? (Мусор, сток с ферм и дороги).
Почему на поверхности одних водоемов есть водомерки, а на других нет? (Они живут в чистой воде).
Назвать орудия лова, разрешённые для рыболова любителя, а также запрещенные. (Разрешены удочка, спиннинг; запрещены – сеть).
Какой вывод можно сделать, если в реке обнаружены больные рыбы? (Вода загрязнена).
16
Как предотвратить заморы рыб в водоемах зимой? (Делать лунки).
Какие водные растения подлежат охране? (Белая и желтая кувшинки).
Игра для ученика - это увлекательное занятие, требующее напряжения умственных и эмоциональных сил. Начинается игра со вступительного слова учителя, нацеливающего учащихся на активную и творческую познавательную деятельность.
Активность участников игры во многом зависит от контактов учителя со школьниками. Именно в игре строятся непринужденные отношения между учеником и учителем, когда учитель ориентирован не только на школьный предмет географию, но и на личность ученика. В процессе игры учитель может по-новому открыть ребенка для себя и в дальнейшем строить обучение его в соответствии с особенностями личности учащегося, что делает процесс обучения более эффективным.
17
1V/ Вывод
В результате своего исследования я пришла к выводу о том, что серия работ с использованием местного материала позволила установить, что прочны лишь знания, добытые собственным трудом с приложением мыслительных усилий. Активный творческий поиск, который создается при проведении самостоятельных работ, позволяет ученику пережить радость успеха, поверить в свои силы, научиться преодолевать трудности, воспитывать в себе навыки самообразования.
18
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение