Исследовательскую деятельность я начинаю организовывать с 5 класса. Можно выделить три уровня: учебный, учебно-исследовательский и научно-исследовательский. Первый уровень позволяет привлечь достаточное количество учащихся, но тематика при этом довольно простая , а работа представляет собой просто поиск информации по первоисточникам. Этот уровень, как правило, реализуется на уроках. Обоснованным здесь является использование проблемных ситуаций, исследовательских задач, дискуссии, проблемный анализ текста, написание творческих работ, эссе, докладов, сообщений, создание презентаций по выбранной учеником тематике, деловые игры, практикумы. Второй уровень обязательно требует помимо умения работать с первоисточниками также, накопления данных для построения таблиц, графиков, диаграмм, проводить опрос по значимым вопросам. Учащиеся знакомятся с научной терминологией, видами научных источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и критериями оценки проекта. Учащиеся получают справочные материалы: “Типовая структура исследовательской работы”, “Как выступить с докладом”, “Как написать аннотацию”, “Как выступить с рецензией”. Например, памятка в помощь учащемуся по содержанию и формам исследовательской работы. На уроках использую: технические средства обучения, организационно-педагогические средства; (учебные планы, диаграммы, таблицы, схемы, карточки-задания, тестовые работы. Творчество учащегося не может ограничиваться рамками одного урока – оно выходит на уровень внеурочного дополнительного образования, а это третий уровень. Третий уровень предполагает не только практическую значимость выбранной темы, но и новизну ее разработки, т.е. построение своих логических умозаключений, собственных предложений, трактовку их результатов и.т.д. Кроме этого мы с учащимися создаем собственные компьютерные презентации в программе Power Point Компьютерное творчество помогает развить исследовательские и творческие способности учащихся в ходе выполнения самостоятельных творческих заданий, развить навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач, развить умение вести индивидуальную работу, умение самостоятельного поиска решения новой задачи, Сегодняшним подросткам необходимо не только преподнести информацию. необходимо дать возможность прожить ситуацию, понять её, самим осознать суть предложенной проблемы, сделать выводы или, что еще лучше, самим найти решение проблемы. Очень важно систематизировать и осмыслить те, зачастую отрывочные, сведения, которые уже имеют школьники. Исследовательский способ работы позволяет преодолеть отрыв теоретических знаний от общественной практики. Учащиеся могут усвоить инструментарий, с помощью которого он сможет познать действительность, выстроить свою позицию по общественно-значимому вопросу и аргументировать ее. Системный подход в организации исследовательской деятельности учащихся подразумевает - большую подготовительную работу, которую проводит учитель в начале учебного года. Важно выявить желающих заняться исследовательской работой. Основные мотивы учащихся заняться исследовательской работой: интерес к предмету; желание углубить свои знания, расширить кругозор; связь с будущей профессией; удовлетворение процессом работы; желание самоутвердиться; получить награду на конкурсе. Занятие научно-исследовательской деятельностью – это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях. Моя задача, как преподавателя – организатора исследовательской работы, - выявить одаренных учащихся и спланировать совместную работу таким образом, чтобы ребята смогли проявить себя в том или ином направлении деятельности. Научно-исследовательская деятельность учащихся является наиболее эффективным средством углубления и расширения приобретённых знаний, умений, навыков и способствует выведению их на более высокий уровень усвоения. Анализируя результативность работы учащихся в технологии учебного исследования, можно сделать следующие выводы: усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся; значительно расширяется учащихся в предметных областях; вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке; формирует социальный опыт учащихся в труде и общении.
|