kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование проектной деятельности учащихся11 класса на уроках географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

   В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие практического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую они выполняют за определенный отрезок времени.

   В процессе реализации программы по географии для учащихся 11 классов ребятам была предложены практические работы по выполнению экологического проекта «Оценка экологического состояния природы своей местности и прогнозирование возможного его изменения», а также разработка проекта «Предложения по охране  уникального уголка  природы своей местности (района, города)» на выбор.

   В процессе работы всем ребятам было предложено придерживаться определенных требований при выполнении и оформлении проектов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование проектной деятельности учащихся11 класса на уроках географии »









Использование проектной деятельности

учащихся11 класса

на уроках географии






Учитель: Вишневская Елена Николаевна






























Традиционный способ обучения с каждым годом становится все более несостоятельным, неспособным решить стоящие перед школой задачи. Возникает необходимость поиска новых методов, технологий обучения, которые бы позволили подготовить обучающихся на более высоком уровне, сделать конкурентоспособными не только в нашей стране, но и за рубежом. Одним из таких методов является проектный метод обучения. Суть этого метода – стимулировать интерес к определенным проблемам, предполагающим владение определенным объемом знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Другими словами от теории к практике.

В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие практического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую они выполняют за определенный отрезок времени.

В процессе реализации программы по географии для учащихся 11 классов ребятам была предложены практические работы по выполнению экологического проекта «Оценка экологического состояния природы своей местности и прогнозирование возможного его изменения», а также разработка проекта «Предложения по охране уникального уголка природы своей местности (района, города)» на выбор.

В процессе работы всем ребятам было предложено придерживаться определенных требований при выполнении и оформлении проектов.

Требования к проекту:

1. Содержание проекта должно быть изложено логично, доступным и понятным языком;

2. Все материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав, то есть ссылки на источник информации, на автора цитаты и пр.

3. Приветствуются оригинальные идеи, исследовательский подход к собранным и проанализированным материалам, использование большого количества первоисточников,

эстетика оформления.

4. Если проект выполняется группой учащихся, то в этом случае должна быть видна роль каждого разработчика проекта.

5. При создании проекта учащиеся должны были продемонстрировать все те знания и умения, которые представлены в критериях оценивания знаний и умений на достаточно высоком уровне.

6. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, точность информации.

7. Использование в проекте соответствующей научной терминологии.

8. Результаты выполнения проектов должны быть конкретными, т е если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – то конкретный результат, готовый к внедрению.

До сведения учащихся были доведены критерии оценивания проектов.

Учитывая ограниченность времени (урок), ребятам было рекомендовано создать мини – проекты.

Несмотря на большую загруженность учащихся 11 класса, выполнение проектов вызвало большой интерес и активную работу по их реализации.

Работа над первым проектом осуществлялась в группах. Каждая группа выбирала один из компонентов природы, указывала основные источники загрязнения, степень загрязнения прогнозировала возможные изменения природного компонента, предлагала способы восстановления. В результате сложилась целостная картина состояния природы нашего района. Были представлены проекты: «Оценка экологического состояния поверхностных и подземных вод своей местности и прогнозирование возможного их изменения». В процессе подготовки ребята изучали литературу, карты района, использовали интернет – ресурсы.

Проектная деятельность дала возможность ученикам выполнять работы на очень разных уровнях. Сильные ученики углубляли свои знания, работая над конкретными задачами. Остальные ученики пополняли задания по темам, которые не были усвоены в ходе уроков Результаты проектной деятельности учащимися выполнялись в форме докладов, рефератов, сочинений, плакатов, использовались компьютерные презентации.

На этапе защиты проекта учащиеся представляли свой проект, отвечали на возникшие у слушателей вопросы.

В процессе работы над проектами ребята приобретали опыт творческой деятельности - умственные действия разного характера (сравнения, обобщения, классификации, умозаключения и т); формировались, развивались, обобщались и закреплялись теоретических знания по географии, проверялся уровень усвоения учащимися умений, необходимых для выполнения самостоятельных работ.

Несомненно, что работа над проектами способствовала укреплению эмоционально-волевой сферы учащихся и создавала положительную мотивацию для самообразования.

Таким образом, процесс работы над проектами способствовал формированию умений и навыков.

1. Общеучебных:

-умений по организации учебного труда (выбор рационального и оптимального способа достижения цели, планирование самостоятельной работы на уроке и вне школы);

- умений по работе с книгой и другими источниками информации;

Выполняя проект, учащиеся обращались к учебникам и другой учебно-методической литературе.

- навыков поиска источников информации;

- навыков работы с разнообразным справочным материалом (умение работать с информацией, с текстом, выделять главную мысль, вести поиск нужной информации по разнообразным направлениям, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, выстраивать систему доказательств и т. п.);

- умений и навыков использования современных информационных технологий;

- умений систематизировать и обобщать полученные знания;

- умений выявлять проблемы в разных областях знания, в окружающей действительности;

-умений, связанные с культурой устной и письменной речи;

- коммуникативных умений (организация сотрудничества и делового общения, навыки совместной выработки решений, опыт публичных выступлений, презентации результатов работы, дискутирования, умения разрешения конфликтных ситуаций демократическим путем, умения работать в коллективе, решая познавательные, творческие задачи в сотрудничестве)

- социальных: коллективная деятельность, самодисциплина, терпимость к мнению других;

- литературно-лингвистических: описание идеи, импровизация в процессе защиты (речь, мимика, жесты и т. д.)

- умений вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;


2. Специфических географических

- фиксировать данные наблюдений;

- пользоваться масштабом, градусной сеткой и условными знаками карт;

- строить графики, диаграммы.

- выбирать карты нужного содержания в зависимости от учебной задачи и устанавливать на основе их анализа и по другим источникам географической информации главные черты географических объектов;

- по тематическим и физическим картам устанавливать зависимость между объектами, явлениями и процессами;

- анализировать статистические данные для характеристики географических объектов, процессов и явлений.

В результате всего сказанного можно сделать вывод, что проектная деятельность несомненно способствует:

- адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;

- обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;

- развитию творческих способностей и активности учащихся;

- формированию географической культуры личности;

- формированию высоких мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.



























ПРИЛОЖЕНИЕ А


Экологический проект «Оценка экологического состояния почв своей местности и прогнозирование их возможного изменения»


Проблема: прогрессирующее загрязнение почв с.Новодевичье и Шигонского района

Цель работы:

определить причины загрязнения почв района и найти возможные пути решения проблем;

составить прогноз возможного изменения состояния почв.

Задачи:

1. Определить экологическое состояние почв в настоящее время

2. Указать основные источники загрязнения почв и самые загрязнённые районы

3. Предложить меры по очистке почв

4. Составить прогноз изменения состояния почв


1. Экологическое состояние почв в настоящее время:

- развитие водной и ветровой эрозии

- загрязнение химическими веществами

- уплотнение почв

- радиационное загрязнение

- повышение кислотности почв


2. Источники загрязнения и загрязняющие вещества


Фактор

Причины, источники загрязнения

Загрязняющее вещество

Следствие

Водная и ветровая эрозия

Механическое воздействие ветра и воды вследствие неправильной распашки земель


Разрушение почв, снос плодородного слоя

Загрязнение химическими веществами

Сельское хозяйство- чрезмерное внесение удобрений, ядохимикатов

Калий, фосфор, хлор, натрий, нитраты

Повышенная кислотность, «грязные» продукты питания

Повышение кислотности почв

Выбросы в атмосферу предприятиями г.Сызрань вредных веществ

Кислотные дожди

Повышение кислотности почвы, ухудшение плодородия








3. Основные районы загрязнения и степень загрязнения


Степень загрязнения

Хозяйства, территории

Проблемы

Средняя

«к-з «Луговской»

Эрозия, химическое загрязнение


4. Меры по поддержанию плодородия почв и их очистке

1. Посадка лесных полос для закрепления почв, предохранение от выдувания песчаных и торфяных почв.

2. Правильная распашка склонов

3. Разуплотнение почв (разрушение барьера для проникновения влаги и воздуха в почву)

4. Соблюдение норм использования удобрений и химикатов

5. Создание навозохранилищ

6. Установка на предприятиях высокоэффективных систем очистки воды, воздуха

7. Культура земледелия


5. Прогноз изменения состояния почв

На данный момент экологическое состояние почв города и района в удовлетворительном состоянии.Наблюдается повышение кислотности почв, уплотнение, эрозия, произошедшие вследствие антропогенного и природного воздействия. Если в ближайшее время не будут приняты определённые меры по поддержанию плодородия почв, защите её от негативных природных процессов, очистке, экологическое состояние будет ухудшаться. Всё это естественно повлияет на плодородие почв, на качество выращенного урожая и в итоге на жизнь и здоровье человека.





















ПРИЛОЖЕНИЕ Б


Предложения по охране уникального уголка природы – реки Волги


Цель работы:

- выполнить научное обоснование целесообразности охраны природной территории, расположенной в пойме р. Волги в пределах села Новодевичье

- предложить меры по охране данной территории.

Научное обоснование целесообразности охраны данной территории.

Территория расположена в пойме р.Волги в пределах Шигонского района. Она простирается от с.Подвалье вдоль правобережья Волги до села Климовка. Эта территория уникальна, т.к. играет важную роль в поддержании биологического и ландшафтного разнообразия .

Сохранившаяся в естественном состоянии правобережная часть поймы р. Волги может быть оценена как уникальный природный ландшафт, имеющий европейское значение. Новодевичьи горы -меловые холмы в окрестностях села Новодевичьего , по которому и названы. Приволжская возвышенность Самарской области относится к Среднему Поволжью и лежит в среднем течении крупнейшей в Европе реки Волга. К территории исследования относятся два административный района Самарской области – Сызранский и Шигонский. Геологическое строение исследуемой территории подробно рассмотрено многими авторами, которые относят ее к обширной платформенной области – Восточно-Европейской равнине (Русской платформе), в пределах Восточно-Русской синеклизы. Русская платформа представлена жестким докембрийским фундаментом (глубиной 1500-5000 метров). Над ним залегают отложения, относящиеся к палеозойской, мезозойской и кайнозойской эрам.

Наиболее высокие участки её расположены у западной границы территории. По направлению к Самарской Луке возвышенность понижается и расчленяется на отдельные всхолмления .

Учитывая орографическое (высотное) и геологическое строение различных участков территории Самарской области местность представляет собой высокое (до 300 м) плато, пересеченное глубокими речными долинами, балками и оврагами. Поверхность плато лежит не на одном уровне и образует два, а местами три яруса, спускающихся ступенями к долинам рек.

Для рельефа характерно сильное эрозионное расчленение, обусловленное наличием мягких пород, легко поддающихся размыву. Ступенчатый рельеф образовался под влиянием тектонических движений, денудационных процессов и трансгрессий палеогенового и акчагыльского морей, имевших различный базис эрозии. На формирование рельефа оказали некоторое влияние оползни, абразии и другие геоморфологические процессы.

Район сложен верхнемеловыми карбонатными и палеогеновыми породами. Последние представлены песками и песчаниками. Почвенный покров слагают серые лесные почвы, оподзоленные и выщелоченные со средним содержанием гумуса черноземами в основном легкого механического состава. Провинция Приволжской возвышенности Самарской области располагается в пределах двух зон - лесостепи и степи. Лесистость провинции Приволжской возвышенности Самарской области достигает 40%., в то время как по области в целом она составляет лишь 13%. Помимо сосновых массивов присутствуют березняки, дубовые насаждения, смешанные леса. На территории встречаются также луговые, степные, водные и болотные формации. Удивительными являются виды растений, произрастающие на единственных в области верховых болотах, таёжных участках и уникальных меловых склонах.Меловые леса южной части Сенгилеевской возвышенности (Гурьев овраг) (Шигонский район) – (446 видов). Рельеф местности представлен глубоким каньонообразным оврагом, выходящим к Куйбышевскому водохранилищу. Его верховья состоят из многочисленных оврагов и лощин, по днищу течет ручей. Правый берег оврага пологий, занят пашней, лугами и выгонами. Левая сторона более высокая, имеет обнажения материнских пород - мел, который в прошлом разрабатывался. Мягкие рыхлые породы местами задернованы и образуют каменистые степи, другие участки – травяно-ковыльные степи, луговые степи. Непосредственно к травянистым сообществам примыкают леса: смешанные, березовые колки, посадки сосны. На территории памятника природы сосредоточено большое число раритетных видов. Левашовска степь (Шигонский район) – представлена каменистой степью на меловом субстрате с уникальными эндемичными и реликтовыми видами растений. Рельеф местности представляет собой меловые обнажения в виде широких лбов, разделённых овражками и распадками. Меловая гряда обращена на юг, а отдельные склоны имеют восточную, западную экспозицию. Растительный покров на лбах представлен каменистыми степями, а в распадках, у подножья склонов и на вершине гряды, где сформированы маломощные чернозёмные почвы и задерживается влага, идут разного характера степи и луга. Наверху пирамиды размещается лес. Оползневые террасы у с. Подвалье (Шигонский район) на склонах меловых холмов, создают оригинальный рельеф в устье затона, с геологическими обнажениями, богатыми морской фауной. Растительные сообщества, входящие в состав исследуемых памятников природы и прилегающих к ним территориям имеют высокую видовую насыщенность и представляют большую ценность в научном плане.

Исследование показало, что сокращение популяций редких видов и их мест произрастания связаны как с природными катаклизмами (оползни, абразии и пр.), так и с антропогенной нагрузкой (свалки, строительство дорог и жилых массивов, туризма, сбора растений на букеты, в лекарственных и бытовых целях и др.). Необходима организация 3 новых ООПТ, где отмечены популяции раритетных видов растений: Сердовинский бор (Сызранский район), р.Уса (Сызранский, Шигонский районы) и урочище Мадьяры (Шигонский район).

Леса Сызранского и природная территория Шигонского районов находятся под охраной ЮНЕСКО (Сертификат от 27 октября 2006г.).



К основным вилам угроз можно отнести:

  • загрязнение почв;

  • вырубку лесов;

  • замену природных сообществ лесными культурами;

  • обеднение биологического разнообразия растений и животных в ходе
    лесохозяйственных и лесозаготовительных мероприятий (санитарные рубки
    и рубки ухода, очистка лесов от захламленности и т.д.);

  • весенние палы;

  • лесные пожары;

  • выпас скота;

  • гидротехническую мелиорацию;

  • распашку естественных лугов;

  • биологическое загрязнение природных экосистем в результате экспансии
    видов, не характерных для естественных природных сообществ;

  • действие фактора беспокойства на животный мир в связи с практикуемыми охотами;

  • браконьерство;

  • загрязнение побережья отдыхающими.


Меры по охране данной территории:

Т.к. данная территория, безусловно, уникальна, то для ее сохранения следует

ввести специальный природоохранный режим, запрещающий или ограничиваюший

виды деятельности, которая наносит существенный вред устойчивому

функционированию экосистем, изменяет исторический облик ландшафтов,

нарушает структуру наиболее ценных растительных сообществ и среду обитания животных

Поэтому на этой территории должны быть запрещены следующие виды деятельности:

  • проведение гидромелиоративных и других работ, связанных с изменением естественного ландшафта и существующего гидрологического режима;

  • добыча полезных ископаемых: перезалужение естественных лугов;

  • применение химических средств защиты растений и гербицидов;

  • сброс неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод в водоемы и водотоки;

  • стационарное пребывание туристов и стоянка автомобилей в местах, не предназначенных для этих целей;

  • движение механизированного транспорта вне дорог, кроме машин, выполняющих сельскохозяйственные и лесохозяйственные работы.

При ведении лесохозяйственной деятельности на данной территории должны быть запрещены:

  • сплошнолесосечные и постепенные рубки главного пользования в дубравах, а также в насаждениях ольхи черной, ясеня и граба;

  • все виды рубок главного пользования в особо ценных сообществах коренных пойменных дубрав, сосен редких по структуре.

Учитывая высокую пожарную опасность необходимо запретить огневую очистку лесосек, вести активную борьбу с весенними палами.

При проведении лесовосстановительных работ необходимо ориентироваться на естественное заращивание лесосек после сплошных рубок главного пользования. Лесные культуры проводить только в исключительных случаях, когда невозможно добиться возобновления леса другим способом. При проведении лесокультурных мероприятий запретить производство посадок (посевов) растений интродуцентов.

Кроме того, на отдельных, наиболее ценных участках необходимо регламентировать выпас скота, в местах произрастания охраняемых видов водных и околоводных растений необходимо запретить использование сетей для рыбной ловли, для обеспечения охраны популяций птиц необходимо периодически (раз в 2-3 года) вводить запрет на весеннюю охоту.Строительство зданий и сооружений, линий электропередачи, дорог, прокладка трубопроводов и прочих инженерных коммуникаций на данной территории должно осуществляются по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерством архитектуры и строительства .

Вывод:

чрезвычайно высокие показатели биоразнообразия территории, ее размещение в пойме р.Волги, важное значение для мигрирующих видов птиц, роль а поддержании популяций ряда глобально угрожаемых видов позволяют сделать обоснованный вывод, что данная территория уникальна и нуждается в охране, а предложенные мною меры являются важным шагом для ее сохранения.

















ПРИЛОЖЕНИЕ В

Предложения по охране природы уникального уголка своей местности – реки Волга



Цель проекта:

предложить меры по охране уникального уголка природы – реки Волги


Задачи проекта:


  1. дать общую характеристику реки Волга, показать уникальность этого природного уголка;

  2. рассмотреть основные источники загрязнения реки;

  3. предложить меры по охране природы р. Волга.



  1. Общая характеристика реки Волга


Волга (в древности - Ра, в средние века - Итиль, или Этель), - река в Европейской части России, одна из крупнейших рек земного шара и самая большая в Европе. Длина 3530 км (до постройки водохранилищ 3690 км). Площадь бассейна 1360 тыс. км2. Волга берёт начало на Валдайской возвышенности на высоте 228 м и впадает в Каспийское море. Устье лежит на 28 м ниже уровня океана. Общее падение - 256 м. Волга принимает около 200 притоков. Левые притоки многочисленнее и многоводнее правых. Речная система бассейна Волги включает 151 тыс. водотоков (реки, ручьи и временные водотоки) общей протяжённостью 574 тыс. км. Бассейн Волги простирается от Валдайской и Среднерусской возвышенностей на западе, до Урала на востоке. На широте Саратова бассейн резко суживается и от Камышина до Каспийского моря Волга течёт, не имея притоков. Основная, питающая часть водосборной площади Волги, от истоков до Нижнего Новгорода и Казани, расположена в лесной зоне, средняя часть бассейна до Самары и Саратова - в лесостепной зоне, нижняя часть - в степной зоне до Волгограда, а южнее - в полупустынной зоне.

Волгу принято делить на три части: верхняя Волга - от истока до устья Оки, средняя Волга - от впадения Оки до устья Камы и нижняя Волга - от впадения Камы до Каспийского моря. После сооружения Куйбышевского водохранилища границей между средней и нижней Волгой обычно считают Жигулевскую ГЭС выше Самары.


Исток Волги - ключ у деревни Волговерховье в Тверской области. В верхнем течении, в пределах Валдайской возвышенности Волга проходит через небольшие озёра - Верхит, Стерж, Вселуг, Пено и Волго. В истоке из озера Волго ещё в 1843 была сооружена плотина (Верхневолжский бейшлот) для регулирования стока воды и поддержания судоходных глубин в межень. Между Тверью и Рыбинском на Волге созданы Иваньковское водохранилище с плотиной и ГЭС у Дубны, Угличское водохранилище (ГЭС у Углича) и Рыбинское водохранилище (ГЭС у Рыбинска). В районе Рыбинск - Ярославль и ниже Костромы река протекает в узкой долине среди высоких берегов, пересекая Угличско-Даниловскую и Галичско-Чухломскую возвышенности. Далее река течёт вдоль Унженской и Балахнинской низменностей. У Городца (выше г. Нижнего Новгорода) Волга, перегороженная плотиной Нижегородской ГЭС, образует Горьковское водохранилище. Главнейшие притоки верхней Волги - Селижаровка, Тверца, Молога, Шексна и Унжа. В среднем течении, ниже впадения Оки, Волга становится ещё более полноводной. Она течёт вдоль северного края Приволжской возвышенности. Правый берег реки высокий, левый - низменный. У Чебоксар сооружена Чебоксарская ГЭС, выше которой расположилось одноименное водохранилище. В силу ряда причин, ГЭС до сих пор не выведена на проектную мощность, а уровень Чебоксарского водохранилища находится ниже проектной отметки на 5 метров. В связи с этим участок от Нижегородской ГЭС до Нижнего Новгорода остается крайне мелководным, и судоходство на нем осуществляется благодаря попускам воды с Нижегородской ГЭС в утреннее время. В настоящий момент окончательное решение о заполнении Чебоксарского водохранилища до проектной отметки не принято. В качестве альтернативного варианта рассматривается возможность сооружения выше Нижнего Новгорода низконапорной плотины, совмещенной с автодорожным мостом. Наиболее крупные притоки Волги в её среднем течении - Ока, Сура, Ветлуга и Свияга.


В нижнем течении, после впадения Камы, Волга становится могучей рекой. Она протекает здесь вдоль Приволжской возвышенности. Около Тольятти, выше Самарской Луки, которую образует Волга, огибая Жигулёвские горы, сооружена плотина Жигулевской ГЭС (бывшая Волжская ГЭС им. В. И. Ленина); выше плотины простирается Куйбышевское водохранилище. Ниже по течению - в районе города Балаково возведена плотина Саратовской ГЭС. Нижняя Волга принимает сравнительно небольшие притоки - Самару, Большой Иргиз, Еруслан. В 21 км выше Волгограда от реки отделяется левый рукав - Ахтуба (длина 537 км), которая течёт параллельно основному руслу. Обширное пространство между Волгой и Ахтубой, пересечённое многочисленными протоками и староречьями, называется Волго-Ахтубинской поймой; ширина разливов в пределах этой поймы достигала прежде 20-30 км. На Волге между началом Ахтубы и Волгоградом находится Волжская ГЭС (бывшая Волжская ГЭС им. 22-го съезда КПСС).


Основное питание Волги осуществляется снеговыми (60% годового стока), грунтовыми (30%) и дождевыми (10%) водами. Естественный режим характеризуется весенним половодьем (апрель - июнь), малой водностью в период летней и зимней межени и осенними дождевыми паводками (октябрь). Годовые колебания уровня Волги до сооружения каскада гидроузлов достигали у Твери 11 м, ниже Камского устья - 15-17 м и у Астрахани - 3 м. С постройкой водохранилищ сток Волги зарегулирован, колебания уровня резко уменьшились.


Среднегодовой расход воды у Верхневолжского бейшлота 29 м3/сек, у Твери - 182, у Ярославля - 1110, у Нижнего Новгорода - 2970, у Самары - 7720, у Волгограда - 8060 м3/сек. Ниже Волгограда река теряет около 2% своего расхода на испарение. Максимальные расходы воды в период половодья в прошлом ниже впадения Камы достигали 67000 м3/сек, а у Волгограда в результате разлива по пойме не превышали 52000 м3/сек. В связи с регулированием стока максимальные расходы половодья резко снизились, а летние и зимние меженные расходы сильно повысились.


До создания водохранилищ в течение года Волга выносила к устью около 25 млн. т наносов и 40-50 млн. т растворённых минеральных веществ. Температура воды реке в середине лета (июль) достигает 20-25°С. Вскрывается Волга у Астрахани в середине марта, в 1-й половине апреля вскрытие происходит на верхней Волге и ниже Камышина, на всём остальном протяжении - в середине апреля. Замерзает река в верхнем и среднем течении в конце ноября, в нижнем - в начале декабря; свободной от льда остаётся около 200 дней, а близ Астрахани около 260 дней. С созданием водохранилищ тепловой режим Волги изменился: на верхних бьефах продолжительность ледовых явлений увеличилась, а на нижних стала короче.


В 19 в. происходит значительное развитие Волжского торгового пути после соединения Мариинской речной системой бассейна Волги и Невы (1808); возникает крупный речной флот (в 1820 - первый пароход), на Волге работает огромная армия бурлаков (до 300 тыс. чел.). По Волге совершаются крупные перевозки хлеба, соли, рыбы, а позже нефти и хлопка. Крупное экономическое значение приобретает Нижегородская ярмарка.


Во время Гражданской войны 1918-1920 на Волге происходили крупные военные действия, и она приобрела важное военно-стратегическое значение. С конца 30-х гг. 20 века Волга начинает использоваться также и как источник гидроэнергии. В период Великой Отечественной войны 1941-45 на В. произошла крупнейшая Сталинградская битва 1942-43. В послевоенный период экономическая роль Волге значительно усилилась, особенно после создания ряда крупных водохранилищ и гидроэлектростанций. После окончания постройки Волжско-Камского каскада ГЭС общая выработка электроэнергии достигла 40-45 млрд. кВт.-ч в год, площадь зеркала водохранилищ - около 38 тыс. км2, полный объём - 288 км3, а полезный - 90 км3. Волга соединена с Балтийским морем Волго-Балтийским водным путём; с Белым морем - через Беломорско-Балтийский канал и Северодвинскую систему; с Азовским и Чёрным морями - через Волго-Донской канал. Важную роль выполняет Канал имени Москвы, связывающий Волгу с Москвой и созданный в целях судоходства, водоснабжения столицы и обводнения реки Москвы. В настоящее время регулярное судоходство по Волге осуществляется от города Твери. (По материалам сайта: www.riverfleet.ru)



2. Основные источники загрязнения реки Волга.

Основными источниками загрязнения реки Волга и впадающих в нее малых рек являются:

  1. хозяйственно-бытовые и промышленные сточные воды,
    образующиеся в расположенных на водосборах населенных пунктах;

  2. поверхностный и дренажный сток с сельскохозяйственных угодий, в том числе и с мелиорированных;

  3. отходы и сточные воды животноводческих комплексов;

  4. сток, отводимый дождевой канализацией.

  5. захламление побережья реки в районах крупных городов и сельских населённых пунктов, а также рекреационных зон бытовыми отходами, мусором отдыхающих на его берегах (презентация)

3. Мероприятия по охране реки Волга.

Охрана реки Волга от загрязнения зависит в первую очередь от защитных мероприятий впадающих в нее малых рек.

В качестве защитных мероприятий можно рекомендовать залужение склонов, облесение оврагов и развеваемых песков, создание лесополос, устройство водоохранных зон и полос, а также снижение до возможного минимума применения удобрений и соблюдение технологии их внесения.

Мероприятиями по защите реки Волга и впадающих в нее малых рек от загрязнений, поступающих с животноводческих ферм и комплексов, являются:

  1. утилизация обработанных животноводческих стоков;

  2. обеспечение технологических узлов, связанных с отходами ферм, надежной гидроизоляцией, исключающей фильтрацию жидких стоков;

3. совершенствование систем водоснабжения и водоотведения;

  1. ограничение мощностей животноводческих комплексов

  2. сбор дождевых стоков с застроенной территории ферм.

Защита реки Волга и впадающих в нее малых рек от загрязнения промышленными стоками предусматривает внедрение на предприятиях бессточных безотходных технологий производства, сбор и очистку дождевых стоков с застроенных территорий промышленных предприятий.

Водоотведение стоков промышленных предприятий города Сызрань осуществляется через систему канализации на городские очистные сооружения.

Снижение сбросов тяжелых металлов (железа, хрома, цинка, меди) может быть достигнуто прекращением сброса недостаточно очищенных стоков Тяжмаш г.Сызрань в реку Волга и подачей их на городские очистные сооружения, а также максимально-возможной заменой гальванических покрытий на электровакуумные защитно-декоративные покрытия на ОРМЗ и других предприятиях г.Сызрань.

Контроль загрязненности сточных вод предприятий района осуществляется межрайонной лабораторией аналитического контроля Сызранской райинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды.






Вид р.Волга у села Новодевичье














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование проектной деятельности учащихся11 класса на уроках географии

Автор: Вишневская Елена Николаевна

Дата: 19.12.2014

Номер свидетельства: 145602

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "«Использование проектной технологии на уроках»"
    ["seo_title"] => string(50) "ispol-zovaniie-proiektnoi-tiekhnologhii-na-urokakh"
    ["file_id"] => string(6) "301589"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456940093"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Использование ИКТ на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(42) "ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "235274"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443637440"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "использование информационных технологий на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(69) "ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "124583"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414745761"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "конспект урока географии в 7 классе по теме" Атлантический океан" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-7-klassie-po-tiemie-atlantichieskii-okiean"
    ["file_id"] => string(6) "125030"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414866589"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Методы интеграции 7 модулей в уроки географии"
    ["seo_title"] => string(47) "mietodyintieghratsii7modulieivurokighieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "295643"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455858645"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства