Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии».
Автор: Тимофеев Александр Григорьевич
Должность автора: учитель географии
Место функционирования: МБОУ «Майинская средняя общеобразовательная школа им.В.П.Ларионова с углубленным изучением отдельных предметов»
Введение
Как учитель - предметник я стараюсь использовать ИКТ в своей педагогической деятельности, в данный момент у меня сформировался опыт по внедрению ИК технологий в свою практическую деятельность, которым хочу с вами поделиться.
Предмет «География» я преподаю в 5-11 классах. Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Использование ИКТ при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка.
Можно сказать, что большинство учащихся нуждаются в более наглядном представлении учебного материала, что позволит лучшему усвоению полученной информации, а так же развитию их творческих способностей. Эти задачи позволяют решать используемые мной педагогические технологии и применение информационно-коммуникативных технологий на уроках.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование ИК технологий на уроках географии »
20
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Республики Саха Якутия
Муниципальный район «Мегино-Кангаласский улус»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Майинская средняя общеобразовательная школа
имени В.П.Ларионова с углубленным изучением отдельных предметов»
Доклад для участия в педчтениях учителя географии Тимофеева Александра Григорьевича (педагогический опыт) Тема:Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках географии
Майя 2013
Справочно-информационные сведения
Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии».
Автор: Тимофеев Александр Григорьевич
Должность автора: учитель географии
Место функционирования: МБОУ «Майинская средняя общеобразовательная школа им.В.П.Ларионова с углубленным изучением отдельных предметов»
Введение
Как учитель - предметник я стараюсь использовать ИКТ в своей педагогической деятельности, в данный момент у меня сформировался опыт по внедрению ИК технологий в свою практическую деятельность, которым хочу с вами поделиться.
Предмет «География» я преподаю в 5-11 классах. Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Использование ИКТ при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка.
Можно сказать, что большинство учащихся нуждаются в более наглядном представлении учебного материала, что позволит лучшему усвоению полученной информации, а так же развитию их творческих способностей. Эти задачи позволяют решать используемые мной педагогические технологии и применение информационно-коммуникативных технологий на уроках.
Актуальность работы. Успешность обучения во многом зависит от того, в какой форме организована познавательная деятельность учащихся. Любой урок осуществляется путем функционирования различных форм деятельности учителя и учеников, форм их взаимодействия.
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
-учащиеся имеют значительные учебные нагрузки в связи с увеличением объема содержания образования;
-приоритетными являются репродуктивные методы обучения;
-в силу исторически сложившихся взаимоотношений между учителем и учеником, последний, являющийся одновременно объектом и субъектом, не всегда может проявить свою субъективную сущность.
Поэтому информационно-коммуникативные технологии занимают важное
место в современном образовательном процессе. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках географии текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.
В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий.
Цельмоей работы понять и оценить возможности использования информационных и коммуникативных технологий для обеспечения качественного и доступного образования, показать эффективность метода для активизации познавательной деятельности учащихся.
Педагогические задачи:
1. Обеспечить качество усвоения знаний по предмету;
Я систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемого мной предмета, обновляю методическую литературу, стараюсь использовать новые технологии в своей работе, в том числе и информационно-коммуникативные.
Тема самообразования, взятая мной, звучит так: «Информационно-коммуникативные технологии на уроках географии». К данной теме я обратился в связи с тем, что столкнулся со снижением интереса к моему предмету. Я остановился на информационно-коммуникативных технологиях, потому что они способствуют развитию познавательной активности на уроках.
в разработке модели применение компьютерных технологий, учитывающих метапредметный подход к обучению;
в интерактивном взаимодействии "учитель- ученик - компьютер";
в создании и использовании презентаций Power Point и материалов Интернет.
В. А. Сухомлинский сказал: «Страшная это опасность – безделье, безделье за партой, безделье шесть часов подряд ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли».
Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями. ИКТ позволяют представлять обучаемому информацию в различной форме: тест, графика, аудио, видео, анимация и т. д.;
-выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;
- активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;
- мобилизовать внимание обучаемого; - значительно снижать временные затраты преподавателя на контроль нормативных знаний;
- быть точным и объективным в оценке знаний;
- печатать, воспроизводить и комментировать информацию;
- выходить в мировое информационное сообщество.
В 2005 году Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании был опубликован меморандум «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СРЕДНЕМ ОБРАЗОВАНИИ», где есть такие фразы:
-Можно без преувеличения сказать: будущие поколения столкнутся с необходимостью адаптироваться к новой социальной среде, где не материя и энергия, а информация и научное знание станут основными факторами, определяющими стратегический потенциал общества и перспективы его развития.
Мы живём в информационном обществе.
ИКТ служат средством доступа к обучению и способом обеспечения его непрерывности.
Поэтому, информационно-коммуникационные технологии являются основой современного образования.
У Германа Константиновича Селевко в книге «Современные образовательные технологии», есть определении только информационных технологий»
«В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Но так как ЭВМ, аудио, кино, видео сегодня объединены в одном – и имя его компьютер, то такие технологии правильнее будет называть информационно – компьютерные или сейчас иногда говорят новые информационные технологии»
На уроке будут использованы ИКТ, если:
- урок информационно насыщен, если информацию предоставляет не только учитель и учебник, а и: дополнительная литература, справочники, сообщения самих учеников, причём у ребят есть возможность выбора информации, которая заинтересовала;
-на уроке организована коммуникация всех участников – обязательно присутствует на том или ином этапе различная групповая работа, есть возможность обсудить, высказать своё мнение, выступить перед товарищами, есть возможность получить консультацию учителя, обязательно услышать от него слова одобрения.
Технологичность работы
Активное проникновение в учебный процесс информационных технологий ставит задачи методологического и методического обоснования этого нового средства преподавания.
Ведущей целью заявленного опыта является применение ИКТ в образовательном процессе, как условие повышения качества образовательных услуг. Результатом является формирование более эффективной модели обучения и воспитания.
Научность в представляемом педагогическом опыте Концепция модернизации образования нормативно оформила требования к выпускнику общеобразовательного учреждения как личности, обладающей высоким уровнем общей культуры и сформированными компетенциями, необходимыми для успешной адаптации и социализации в постиндустриальном информационном обществе. Основная проблема: - как эффективно использовать ИКТ в образовательной деятельности? Как измерить эффективности применения ИКТ на уроке с точки зрения реальных достижений обучающихся? Какой должна быть роль учителя при организации урока с компьютерной поддержкой? Мною выдвинута гипотеза что, если в структуре образовательных процессов в современных условиях образовательного пространства школы использовать ИКТ-технологии с учетом их методических и дидактических особенностей, то образовательные процессы станут более эффективными. Объектом моей работы стали ИКТ технологии на уроках географии. Предметом – выявление и применение наиболее лучших форм работы с ИКТ по предмету. Использование информационно коммуникационных технологий на уроках географии
При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую как традиционные, так и нетрадиционные подходы в преподавании географии, активно использую новые информационные технологии.
Выделяю три основные формы работы с ИКТ на уроках географии.
Во-первых, это их непосредственное применение в учебном процессе. Компьютер становится ученику и учителю верным помощником, ведь из окна даже самых лучших учебников мы видим лишь верхушку айсберга называемого Землей. Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности.
Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса географическими картами, то, например, с использованием интерактивной доски и комплекта интерактивных ресурсов стало возможным карту, по мере необходимости, вывести на экран и использовать в учебном процессе.
Особенно это касается курса экономической географии, где данные об экономическом состоянии стран мира меняются постоянно. Каждый год происходят изменения, а данные о них появляются в печатных изданиях с опозданием, поэтому приходится обращаться к более мобильным источникам, в том числе к Интернет.
Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для составления компьютерных сценариев уроков, для контроля знаний учащихся, подготовки к ЕГЭ, выполненных в программе для создания презентаций Power Point. Презентации с помощью данной программы, при необходимости можно изменять и дополнять.
Информационно-коммуникативных средств, которые можно использовать в общеобразовательной школе, достаточно много. Несомненным прогрессом педагогической практики географического образования признано внедрение в учебный процесс мультимедийных электронных учебников.
Мультимедийные учебники для 6-10 классов позволяют существенно экономить время, как на уроке, так и во время подготовки к нему.
В 2008 году на уроках я начал использовать мультимедийные учебники по географии для 6-10 классов, электронную энциклопедию и коллекцию мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия. Диски содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения еще более эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Информация в них помещена в файлах стандартных форматов, так что учебные материалы с этих дисков можно использовать и независимо от программы.
Но помимо готовых электронных образовательных ресурсов мной создана и собрана достаточно большая собственная коллекция-копилка по различным темам и разделам школьной программы.
Вторая форма работы – этоприменение ИКТ для организации самостоятельной работы, проектной и исследовательской деятельности учащихся по географии вне школьных занятий.
Учителя географии часто сталкиваются с работой со статистическим материалом, трудность работы с ним заключается в его быстром устаревании, сложности усвоения. Для решения этой проблемы удобно использовать технологию учебных проектов. Например, по теме «Заповедники и национальные парки России» проект содержит несколько интересных картосхем, диаграмм, пирамид, дополняющих и углубляющих информацию учебника, для создания которых учащиеся собирали статистический материал в сети Интернет и ежедневной прессе. Продуктом этого проекта – презентацией я пользуюсь при объяснении темы «Заповедники и национальные парки России». Работая над созданием презентации, ребята использовали программу Power Point, которой обучились на уроках информатики.
Мои ученики также очень много создают различные тематические презентации.
Таким образом, внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.
Я также провожу уроки с использованием Интернет, т.е. с непосредственным выходом в сеть. С применением Интернет на уроках можно расширить кругозор учеников и повысить их интерес к любому предмету школьной программы, в том числе и к географии, особенно это касается материала, изучаемого в старших классах, так как ученики открывают для себя мир в целом и каждой страны в отдельности.
Большое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю учебно-исследовательской и реферативной работе с учащимися:
а) в учебном процессе; б) во внеурочное время.
Исследовательский метод выступает как обязательный при реализации краеведческого принципа обучения географии и актуален при изучении региональной географии.
Этапами исследовательской деятельности является:
Знакомство со статистическими данными переписи населения.
Обсуждение социальных проблем.
Социологический опрос населения по данной проблеме.
Обработка полученных результатов и их анализ. Построение графиков в программе Excel
Составление компьютерной презентации.
Самостоятельное представление результатов исследования работы на конференции.
Особая ценность этих работ заключается в следующих «ключевых» словах:
междисциплинарность – проекты включают несколько дисциплин и требуют от ребенка поиска и соединения различных знаний;
оригинальность – в основе проекта – нестандартная идея, оригинальный способ решения задачи;
технологичность – поскольку в школе имеется необходимое компьютерное оборудование и цифровые устройства (сканеры, принтеры, видеокамера, мультимедиа) и с ними интересно работать;
завершенность – проект интересен в готовом виде и его интересно преподносить аудитории.
Третья форма – это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.).
Всем известно, что различные формы внеучебной деятельности имеют сравнимую, а иногда большую эффективность в образовательном процессе.
Опыт нашей школы свидетельствует, что существует достаточное количество областей внеурочной деятельности учащихся, которые поддаются информатизации. Так, например, возможно комплексное использование средств ИКТ:
в подготовке и проведении общешкольных праздников;
в организации работы в классных коллективах при подготовке классных часов, родительских собраний, интеллектуальных игр и др.;
в работе кружков, секций и объединений дополнительного образования;
в организации работы с органами ученического самоуправления.
Итак, компьютерные технологии помогают мне сделать работу на уроке и внеурочное время интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой.
Я мог бы еще продолжить свое повествование о том, как можно повысить желание ученика учиться, познавать этот удивительный предмет – география, но позволю себе сделать выводы.
Внедрение новых информационных технологий и компьютерной техники в образовательный процесс позволяет изменять традиционную систему образования. Это относится и к географии, в которой наряду с традиционными формами, методами и средствами обучения, заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий мультимедийных средств.
Следует отметить, что использование ИКТ дает учителю широкие возможности планировать свой урок, составлять конспект занятия, использовать кинофрагменты, электронные презентации и осуществлять контроль усвоения знаний.
На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении.
Таким образом, очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках географии сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета.
Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Он отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, повышается мотивация к обучению. При сочетании ИКТ с традиционными и нетрадиционными методами и приемами обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование такого подхода в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.
Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.
Я сам постоянно повышаю свою квалификацию в области применения новых педагогических технологий. Я самостоятельно научился создавать мультимедийные презентации с помощью программы Power Point, сайты, освоил программу Microsoft Excel, выполнять операции в растровом графическом редакторе Adobe Photoshop, использовать инструменты графического редактора Paint, искать информацию в сети Интернет, общаться в сети и многое другое.
Активизация познавательной деятельности учащихся
на уроках географии средствами ИКТ
Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения современных информационных технологий на практике. Поэтому я высоко оцениваю возможности информатизации. Образовательные ресурсы нового поколения позволяют на качественно новом уровне преподавать историю, используя самые разнообразные методы и технологии. Это, прежде всего, возможность для учителя иметь под рукой огромное количество иллюстративного материала, а главное очень быстрый доступ к нему, возможность подготавливать для школьников ресурсы, содержащие необходимый материал, возможность для учителя создавать самостоятельно тесты для проверки усвоения определенного материала, непосредственное знакомство учителя с новинками методической литературы. На мой взгляд, своевременным является появление в учебном процессе учебно-методических комплексов, где наряду с учебником, программами, методичками разработаны мультимедийные электронные учебники. Эти учебники - находка для учителя и учащихся он способствует повышению интереса к изучению предмета. Применение этих мультимедиа учебников на уроках позволило мне разнообразить формы и методы работы с классом, использовать их на самых разных этапах работы на уроках, поскольку они одновременно являются и учебником, и рабочей тетрадью, и атласом, и хрестоматией и справочником с учебным видеофильмом. У моих учеников благодаря этим учебникам есть уникальная возможность не только наглядно увидеть видеосюжеты по темам, но услышать литературные произведения в авторском исполнении, что делает урок эмоционально более насыщенным. Учитывая психологические особенности ребенка и каналы восприятия информации, считаю необходимым говорить об использовании и применении ИКТ с точки зрения наглядности. Самый простой метод использования ИКТ - демонстрационно-иллюстративный. При этом текст параграфа учебника или рассказ учителя иллюстрируется соответствующими Цифровыми Образовательными Ресурсами (ЦОР), расширяя представления учащихся об изучаемом материале, реализуя принцип наглядности и обогащая информационный ряд процесса обучения. При использовании набора ЦОР достигается особенно важный для учащихся результат - визуализация изучаемого материала. Начиная изучение раздела и крупных подразделов, я рекомендую продемонстрировать учащимся изображения местности изучаемого региона или страны, изображения людей, которые там живут, растительный и животный мир территории. Например, начиная тему «Африка», я демонстрирую вид долины Нила, реку Нил и другие реки Африки, показываю природу изучаемой территории, а так же использую различные схемы, диаграммы отражающие особенности территории.
Очень важно использовать ИКТ также в качестве наглядности при изучении вопросов растительного и животного мира региона, населения и его хозяйственной деятельности. Иллюстраций учебника явно недостаточно, чтобы дать полное представление об особенностях природы и населения изучаемой территории. Мы не всегда имеем возможности для организации выездных экскурсий за пределы села или района, поэтому большим потенциалом в реализации принципа наглядности с использованием ИКТ является организация виртуальных экскурсий. Это возможно благодаря возможностям Интернета.
Работа с картами является необходимым навыком при изучении географии. Недостаток оснащенности кабинетов географии картами возможно компенсировать за счет заданий с использованием карт в ЦОРах и карт из Интернета. Мною собрана достаточно большая коллекция карт из Интернета, которые прилагаются в приложении. В ЦОРах содержатся задания, предполагающие работу с контурными картами, которые я в основном применяю при закреплении, обобщении и систематизации знаний.
Однако, на мой взгляд, имеется и определенный недостаток. Каждый учитель географии знает, что работа с картой начинается со знакомства с памяткой по работе с картой, мы учим учащихся как правильно показывать границы государства или тот или иной район восстания, реку или город и т.п., а при использовании карт на ЦОРах этот навык не формируется. Преодолеть этот недостаток мне помогаю возможности интерактивной доски, возможности которой я широко применяю на уроках.
Практика показывает, что большой интерес у учащихся вызывают ОМС и географическое видео. Возможность увидеть то или иное явление природы, с соответствующими комментариями существенно повышают интерес учащихся к предмету.
Чтобы всем детям было интересно на уроках географии я, конечно, применяю на уроках ИКТ. В большинстве случаев это - вспомогательное средства для возбуждения познавательного интереса и создания проблемных ситуаций. Это настраивает учащихся на изучение определенного материала и такой урок характеризуется разнообразием форм организации учебной деятельности учащихся.
Для повторения, систематизации и обобщения знаний, можно спланировать урок-игру, который превращает в соревнование занятия по самому обычному школьному материалу. Он вносит новую струю в однообразное течение уроков, вызывая большую активность даже слабых учеников.
Кроме этого я считаю, что при подготовке и проведении уроков просто необходимо использовать Интернет. Я рассматриваю Интернет как важнейшую часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Я использую образовательные ресурсы Интернета для поиска источников информации, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов, презентаций и др. Хотелось бы сказать, что ни компьютер сам по себе, ни ИКТ ни какое - либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Цель, главным образом, состоит во включении компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и педагогически обоснованной учебной и внеурочной деятельности. С моей точки зрения, применение ИКТ надо рассматривать как одну из возможных технологий преподавания предмета, разумно сочетая с традиционными формации обучения, не увлекаясь и не чрезмерно злоупотребляя модным веянием в современной школе. Использование ИКТ в большей степени говорит нам о единстве образовательного процесса, поскольку их применение должно быть ориентировано на учебную нагрузку школьников и не нарушать здоровьесберегающих факторов развития ребенка, иначе результативность их использования будет невысокой.
Этапы урока с использованием информационно-коммуникативной технологии
ИКТ использую при объяснении, закреплении и обобщении учебного материала на уроках географии. Чтобы урок с использованием ИКТ прошел успешно, я использую:
учебные электронные издания, материалы из Интернета, либо собственные разработки уроков.
Применяю следующие виды уроков:
Комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с применением ИКТ и работу учащихся (индивидуальную, групповую, парную) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа-презентации.
Урок-лекция по изучению нового материала, который предполагает в течение всего занятия использование ИКТ в качестве иллюстративного материала.
Урок-семинар, когда учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИКТ.
Защита проектных работ учащимися с использованием ИКТ.
Урок обобщения, когда в течение всего занятия используются ИКТ (включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы, материалы готовых CD-ROM, мультимедиа-презентации, разработанные, учителем, учащимися).
Компьютер позволяет оптимизировать труд учителя. Он дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. Это позволяет сэкономить массу времени при подготовке и проведении урока. Весь материал упорядочен по классам в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Учитель получает неограниченные возможности в изготовлении раздаточных печатных материалов к каждому уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей учащихся. Компьютер позволяет использовать готовые электронные программные продукты. Это мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, галереи, тестовые программы и тренажеры для подготовки к ГИА и ЕГЭ.
Использование учебных дисков на уроке объяснения нового материала
Появление различных образовательных ресурсов, посвященных географии, существенно облегчило и разнообразило работу учителя. Используя желание детей смотреть кинофильмы, можно ненавязчиво вызвать их интерес к теме или вообще географии, показать, что материал урока может быть легко усвоен, а затем на этой базе строить ситуацию успеха ребенка.
Несомненно, следует обратить внимание и на некоторые сложности, возникающие в процессе применения компьютерных технологий. Если с нерабочим настроем детей перед просмотром мультимедийного ролика удается справиться ко второму-третьему уроку, то вскоре появляются проблемы иного рода. Они во многом связаны с тем, что интерактивные ресурсы созданы для усредненных школьников, но мы имеем дело с личностями. Кто-то из детей просто не успевает вникать в суть происходящего на экране, потому, что вынужден вслушиваться и привыкать к голосу диктора, ведь у каждого учителя своя манера говорить, а нужно еще что-то запомнить! Учитель корректирует фразы и подстраивается под ритм жизни, дыхания каждого класса, каждого ребенка, делая паузы и варьируя темп речи, диктор, же этого не делает. Именно поэтому, на мой взгляд, компьютер никогда не заменит живого учителя, способного чувствовать настрой и настроение ученика. Важно использовать их правильно, максимально адаптировано, в необходимых количествах и наилучшего качества. Отдельного разговора заслуживает вопрос о качестве ресурса. Скорее всего, наилучшим является тот, который учитель делает для себя сам, ориентируясь на конкретных детей. Но не менее важно и то, как он будет «подан» детям.
Был опробован такой вариант использования интерактивного ресурса, подразумевающего звуковые. Ресурс используется в процессе объяснения новой темы, причем, на доске заранее записываются вопросы, на которые дети должны ответить в результате просмотра ролика. Таким образом, ученики заранее настраиваются на работу, выделение главного, размышление. По мере просмотра может возникнуть необходимость записать что-то в тетради, поскольку зачастую пауз в ролике не делается, следует приостановить просмотр, а если это не возможно, наложением голоса учителя обратить внимание детей на тот или иной факт. Конечно, внимание детей будет несколько рассеяно, но вскоре, как видно из опыта, они привыкают слушать учителя и диктора одновременно. После просмотра ролика необходимо дать детям время подвести итоги, вновь обратиться к вопросам, заданным в начале объяснения новой темы, позволить им задать вопросы уточняющего характера и затем приступать к обсуждению. Естественно, следует варьировать качественные характеристики вопросов для старших и младших классов, добавляя по мере взросления детей аспекты проблемности.
Как показывает практика, использование медиа-ресурсов не только разнообразит уроки, но способствует более глубокому, заинтересованному включению детей в образовательный процесс.
Использование информационных технологий в процессе обобщения и контроля знаний
На уроках географии применяю также презентации с элементами контроля усвоения знаний – это такие задания, как тесты. Их же можно применить на уроках, где необходимо, например, из предложенных растений и животных выделить те, которые произрастают и проживают на определенной территории или природной зоне и т. д.
Я самостоятельно создаю тестовый материал, адаптированный к требованиям уровня знаний школьников и к применению в урочном процессе. Мною и моими учениками созданы электронные тесты на программе «Tester», которые я часто применяю на уроках (приложение №5). «Эти тестирующие материалы не исключают индивидуальную подготовку и дают возможности контроля. Сейчас накоплены интерактивные тесты, задания частично взяты из сборников по подготовке к ЕГЭ разных лет.
Компьютер позволяет осуществлять обратную связь. По ходу работы дети сами и учитель сразу могут видеть результат. Если не удавалось составить цепь правильно, доступа к следующему заданию нет. Тогда дети рассуждают, где они ошиблись, что сделали не так, т.е. мы наблюдаем формирование навыков самоконтроля и самооценки. Если ребенок испытывает серьезные затруднения, на помощь приходит учитель – осуществляется индивидуальный подход к ученику. Формируем навыки подлинно исследовательской деятельности.
Средства наглядного представления можно использовать не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Очевидно, что с точки зрения педагогики лучшим является то пособие, которое изготовлено самими учащимися. Для этого необходимо обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Учащиеся самостоятельно готовят сообщения о путешественниках, географических открытиях и т.д. Также составляют презентации, посвященные различным темам. Я нахожу в сети большие возможности для методической поддержки процесса обучения.
Использование Интернета на уроках географии значительно увеличивает объем информации, задействованной в географическом образовании, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и модульные.
Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует разработки совершенно новой методики преподавания географии, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. Существует острый дефицит методической поддержки уже созданных продуктов.
С точки зрения использования ИКТ на уроке, представляется разделить эти уроки на четыре группы:
Уроки демонстрационного типа. Этот тип уроков самый распространенный на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока.
Уроки компьютерного тестирования. Тестовые программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Они укрепляют обратную связь в системе учитель- ученик.
Уроки тренинга или конструирования. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью достижения какой-то цели.
Интегрированные уроки. Такой урок проводят учитель-предметник и учитель информатики.
Особенно удобно использовать компьютер для контроля знаний. Дети получают возможность занять место у машины, им предлагаются задания: ответить на вопросы теста, расшифровать обозначения на рисунке и так далее. Получается очень интересно, быстро, удобно. Учащиеся закрепляют знания, проверяют себя и при этом совершенствуют навыки работы на компьютере.
Технология опыта:
- создание информационной среды процесса обучения географии;
- выявление уровней развития самостоятельной деятельности обучаемых;
- отбор учебного материала для самостоятельной деятельности учащихся направленных на развитие у учащихся основных мыслительных операций, которые необходимы для обработки и оценки информации;
- разработка учебных занятий, где осуществляется познавательная самостоятельная деятельность трех типов:
репродуктивная
поисковая, которая нацелена на поиск новых знаний и различных источников информации.
творческая, которая связана с применением приобретенных знаний и умений в нестандартных ситуациях.
- применение компьютерных технологий на различных этапах проведения урока;
- применение различных типов и видов самостоятельных работ на основе компьютерных технологий;
- изменение позиции учителя: из транслятора содержания обучения в организатора информационных коммуникаций и эксперта,
- поддержка учащихся в ходе самостоятельной деятельности;
-мониторинг учебных достижений.
Результативность педагогического опыта
Организация самостоятельной работы на уроках географии с применением ИКТ показывает, что:
1. Повысился познавательный интерес учащихся к географии: сократилось количество учеников, у которых ведущим мотивом учебной деятельности был мотив стабильности.
2. На основе обеспечения индивидуальных образовательных траекторий и дифференциации в содержании образования и его контролем вырос уровень освоения стандарта образования по географии.
3. Использование средств компьютерных технологий повлекло изменение методов обучения: увеличена доля исследовательских приемов: ученики отмечают личностные приобретения – «научился планировать свою работу», «нравится делать презентации, материал становится понятным для всех», «нравится руководить группой, потому что я должен знать несколько больше других».
4. Работа с разноплановой информацией по содержанию, форме подачи, источнику повлекло за собой изменение построения образовательного процесса на основе компетентностно-ориентированных технологий. Освоена технология развития критического мышления, проектный метод обучения.
5. Применение информационных технологий в преподавании географии на всех этапах урока, выполнение проектов по географии способствовали увеличению доли учеников, владеющих новыми информационными умениями.
6. Увеличилась доля учеников, способных к самостоятельной работе в обучении на уровнях продуктивной и творческой деятельности.
Использование ИКТ на уроках способствует формированию следующих компетенций у учащихся:
Компетенция
Характеристика
Учебно-познавательная компетенция
осуществляется в процессе обращения к принципиально новым познавательным средствам и способам совершенствования познавательной деятельности, таким как интерактивность, моделирование различных ситуаций и сред, анимации, резкому повышению скорости поиска и обработки информации и т.п.;
Общеучебная компетенция
получает новый толчок за счет использования учащимися программных продуктов, разнообразных как по алгоритмам, так и по видам интерактивных сред, позволяющих оптимизировать его учебную деятельность.
Информационная компетенция.
напрямую связана со способами рациональной работы с большим объемом учебной и научной информации, предоставляемыми ИК технологиями;
Коммуникативная компетенция
Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Социально-политическая компетенция или готовность к решению проблем.
В данном случае речь идет не столько о реальной эффективности принимаемых решений, сколько о психологического готовности принимать их и брать на себя ответственность за них.
Проблемы личного, межличностного, социального, академического и иного характера возникают в жизни любого человека. Подчас именно психологическая неготовность человека реагировать на сложившиеся обстоятельства, пассивная позиция, неумение определить суть проблемы переводят ее из разряда ординарной житейской ситуации в план неразрешимого личного социального конфликта.
Общекультурная компетенция
Круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
Социально-трудовая компетенция
Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
ИКТ используется мной практически на каждом уроке. Это может быть и использование справочного материала Интернет-ресурсов, и готовый программный продукт и программный продукт, выполненный лично мной или учащимися. При внедрении ИКТ на уроках я столкнулся со следующими проблемами, которые необходимо учитывать и преодолевать в дальнейшем.
Варианты работы с ИКТ
Возможные трудности
Способы решения проблемы
Поиск информации
Учащиеся, зачастую, теряются в огромном объеме информации, затрудняются в выборе необходимых данных.
Не обрабатывают и не оформляют, полученный текст.
Давать больше заданий на работу с текстом, на составление конспектов и развернутых планов, как письменно, так и в электронном виде
Составление графиков и диаграмм
Некоторые учащиеся плохо разбираются даже в примитивных возможностях программы Office Excel
Наглядно показывать способы работы с программой Office Excel
Составление презентаций и другого наглядного материала
Иногда презентации бывают «перегружены» тексом или анимацией, что затрудняет восприятие предложенных работ
Тактично указывать на недостатки и недочеты выполненной работы, иногда презентации можно составлять на уроке, обсуждая выбранную информацию и оформление работы
Выступления учащихся с использованием ИКТ
Многие учащиеся заменяют свое выступление презентацией, в место того, что бы сделать презентацию ярким дополнением выступления
Предлагать заменить текст в презентации устным выступлением.
Использование тренажеров и электронных тестов
___________________
Данный тип работы все учащиеся выполняют легко и с удовольствием
Я использую ИКТ на уроках географии в течение десяти лет и за это время накопил большое количество электронного контролирующего и наглядного материала. Основная часть этих работ выполнена мной или учащимися, некоторые работы взяты из Интернет-ресурсов и в дальнейшем скорректированы.
Применение информационно-коммуникативной технологии на уроках географии для обеспечения качества усвоения материала
Система современного образования ведет к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. Информационно-коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом урока географии в современной школе и современный учитель – это высокопрофессиональный педагог, использующий в своей работе информационные технологии. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Компьютерная культура – это вид культуры, гармонично сочетающий культуру работы с дидактическими средствами, культуру работы со СМИ, культуру диалога. Источником информации является компьютер. Его преимущество здесь очевидно. Это и постоянное обновление информации, и возникновение новых возможностей: создание презентаций, сетевые информационные системы, Интернет, электронная почта, электронные учебники, журналы, игры.
В процессе применения ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего количества источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, делать выводы.
Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:
- развитие наглядно-образного, интуитивного, творческого видов мышления;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование умений принимать оптимальные решения;
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
ИКТ влияет на все уровни учебно-воспитательного процесса, обеспечивая: - повышение эффективности и качества обучения за счет реализации ИКТ;
- обеспечение побудительных мотивов, обуславливающих активизацию познавательной деятельности;
- углубление межпредметных связей.
Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии.
Активное применение ИКТ в учебном процессе как показывает практика:
- способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей;
- позволяет более оптимально расходовать силы и средства педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития;
- позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса;
- ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания.
Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. Существует масса технологий, которые, выполнив свою миссию, ушли в прошлое. ИК технологии к таким технологиям не относятся, т.к. за ними - будущее. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании. Использование ИКТ отвечает данным требованиям.
Заключение
Целесообразность использования информационных и информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе вообще и на уроках истории в частности не вызывает сомнения. Инновационность данного метода на современном этапе заключается в иных подходах, чем это было ранее, к организации учебной и внеурочной деятельности учителя и учащихся.
Традиционные методы и приёмы обучения на уроках географии имеют свои определенные достоинства, но они не в полной мере способствуют развитию и саморазвитию учащихся в условиях современного информационного общества. Использование на уроках ИКТ способствует изменению методов и приемов обучения, структурированию элементов урока, увеличению объема получаемой в различных видах информации. Развивается творческая инициатива и самостоятельная деятельность учащихся.
Использование компьютерной техники и информационных технологийзначительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках истории, позволяет во многом реализовать информационные технологии. Они позволяют оперировать большим объемом информации и работают с большим быстродействием, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и усиления мотивации учащихся к учебной деятельности.
Как учитель географии, работающий над темой «Информационно-коммуникативные технологии на уроках географии», я зарегистрирован на сайтах «Про Школу», «Сеть творческих учителей», «Открытый класс» и других, которые позволяют воспользоваться ресурсами накопленные моими коллегами и размещать собственные работы на сайте.
В заключении мне бы хотелось отметить, что применение в практике преподавания географии информационных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.
ВЫВОД: Используя ИКТ на уроках географии в течение десяти лет, я получил подтверждение тому, что использование информационно-коммуникативной технологии на уроке географии позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
- изменяется к лучшему взаимоотношение с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК;
- изменяется, особенно у шести - семиклассников, отношение к ПК, как к дорогой увлекательной игрушке. Ребята начинают его воспринимать в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности;
- появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителя информатики и географии.
И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знания учащихся.
Литература
Гусева А.И., Смольникова И.А.,Филиппов С.А, Чиркова М.А.Применение ИКТ в учебном процессе. Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе»;
Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 5, 2004 г, с. 48;
Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 4, 2004 г, с. 46;
Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе» Разработка презентаций средствами MS Power Point для профессионалов и другие работы.
Баринова И.И. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии (из опыта работы), М.: Просвещение, 1983.
Герасимова Т.П. О новом подходе к методике обучения географии // География в школе. - 1989. №3. – с. 87-91
Душина И.В. Методика преподавания географии,- М.: Московский лицей, 1986.
Жильцова О.А. Обучающие технологии в естественно - научном образовании школьников. – М..: Полиграф сервис, 2003.