Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения на уроках гуманитарного цикла (история, обществознание, география, английский язык)»
Департамент образования Администрации города Ноябрьск
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа микрорайона Вынгапуровский»
муниципального образования город Ноябрьск
Активные методы
обучения на уроках гуманитарного цикла
(история, обществознание, география, английский язык)
Методическое объединение учителей общественных наук
Руководитель МО: Скидан Н.Е.
Методическое объединение учителей английского языка
Руководитель МО: Амирова Ф.А.
Ноябрьск
Оглавление
Аннотация
3
Пояснительная записка
4
Глава I. Активные формы и методы обучения на уроках английского языка
8
Глава II. «Активные методы обучения на уроках географии в 5 классе в условиях введения ФГОС ООО»
12
Глава III. Активные методы и приемы преподавания истории и обществознания в основной школе
16
Заключение
23
Список литературы
24
Аннотация
Современное образование, определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставит умения применять полученные знания в новых ситуациях в условиях самостоятельной жизни, а также умения нестандартно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения. Проблемы формирования устойчивой мотивации у современного школьника требуют от педагога осознанного подхода к проведению урока. С переходом на новые ФГОС ученик становится «центром» учебно-воспитательного процесса, «добывая» знания, применяя их на практике в учебной и повседневной жизни. Для решения поставленных задач требуются эффективные формы организации образовательного процесса, новые педагогические технологии, активные методы обучения. Данная статья, подготовленная педагогами методических объединений учителей истории, обществознания, географии и английского языка МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский, посвящена проблеме инновационных подходов к обучению в школе, к которым относят и активные формы, методы, технологии обучения, инновационная деятельность преподавателя в условиях перехода на стандарты третьего поколения.
Пояснительная записка
В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Новые ФГОС и национальный проект образования указывают на то, что для достижения поставленных целей необходимо усовершенствовать формы организации образовательного процесса, внедрить новые технологии и методы обучения, повысить мотивацию школьников к обучению. Формирование универсальных учебных действий является основной задачей образования. В ходе обучения ученик должен не просто приобрести набор предметных знаний, но и уметь применять эти знания в реальной жизни, иметь сформированные навыки самообразования, набор ключевых компетенций, которые помогут во взрослой жизни. Учащийся должен быть мотивирован на постоянное продолжение обучения на протяжении всей жизни.
Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. В этом учителю помогают активные методы обучения.
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. АМО способствуют формированию положительной учебной мотивации, развивают творческие способности учащихся, активно вовлекают учащихся в образовательный процесс, раскрывают личностно-индивидуальные возможности учащихся, развивают нестандартное мышление, повышают познавательную активность учащихся, позволяют с большей эффективностью усваивать большой объём материала, развивают коммуникативные качества личности, умение работать в команде, вести совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свою позицию и прислушиваться к чужому мнению, нести ответственность за себя и команду.
Термин ``активные методы обучения'' или ``методы активного обучения'' (АМО или МАО) появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Ю.Н. Емельянов использует его для характеристики особой группы методов, используемых в системе социально-психологического обучения и построенных на использовании ряда социально-психологических эффектов и феноменов (эффекта группы, эффекта присутствия и ряда других). Вместе с тем активными являются не методы, активным является именно обучение. Оно перестает носить репродуктивный характер и превращается в произвольную внутренне детерминированную деятельность учащихся по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности.
Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д Ушинского и других. Всю историю педагогики можно рассматривать как борьбу двух взглядов на позицию ученика. Приверженцы первой позиции настаивали на исходной пассивности ученика, рассматривали его как объект педагогического воздействия, а активность, по их мнению, должен был проявлять только преподаватель. Сторонники второй позиции считали ученика, равноправным участником процесса обучения, который работает под началом педагога и активно усваивает социально-культурный опыт, имеющий форму теоретического знания. Из числа отечественных психологов к идее активности в разное время обращались Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и другие.
По роли обучающегося в процессе обучения выделяют три метода:
Пассивный метод– это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.
Активный метод– это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивный метод.
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
Все методы активного обучения (МАО) имеют ряд отличительных особенностей или признаков. Чаще всего, выделяют следующие признаки:
Проблемности. Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения ответа) ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью ведущего (преподавателя) и с участием других слушателей, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном и жизненном опыте, логике и здравом смысле.
Адекватности учебно-познавательной деятельности характеру будущих практических (профессиональных или ролевых) задач и функций обучаемого. Особенно это касается вопросов личностного общения, служебных и должностных взаимоотношений. Благодаря его реализации возможно формирование эмоционально-личностного восприятия обучающимися профессиональной деятельности.
Взаимообучения. Стержневым моментом многих форм проведения занятий с применением АМО обучения является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения. Многочисленные эксперименты по развитию интеллектуальных возможностей учащихся показали, что использование коллективных форм обучения оказывало даже большее влияние на их развитие, чем факторы чисто интеллектуального характера.
Индивидуализации. Требование организации учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося. Признак также подразумевает развитие у обучающихся механизмов самоконтроля, саморегуляции, самообучения.
Исследования изучаемых проблем и явлений. Реализация признака позволяет обеспечить формирование отправных начальных моментов навыков, необходимых для успешного самообразования, основанного на умении анализировать, обобщать, творчески подходить к использованию знаний и опыта.
Непосредственности, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией. При традиционном обучении педагог (равно как и весь используемый им комплекс дидактических средств) исполняет роль ``фильтра'', пропускающего через себя учебную информацию. При активизации обучения -педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействии с учебным материалом, в идеале преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества.
Мотивации. Активность как индивидуальной и коллективной самостоятельной и специально организованной учебно-познавательной деятельности обучающихся, развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем мотивов обучающихся выступают: профессиональный интерес, творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий, эмоциональная вовлеченность.
Глава I.Активные формы и методы обучения на уроках английского языка
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. АМО способствуют формированию положительной учебной мотивации, развивают творческие способности учащихся, активно вовлекают учащихся в образовательный процесс, раскрывают личностно-индивидуальные возможности учащихся, развивают нестандартное мышление, повышают познавательную активность учащихся, позволяют с большей эффективностью усваивать большой объём материала, развивают коммуникативные качества личности, умение работать в команде, вести совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свою позицию и прислушиваться к чужому мнению, нести ответственность за себя и команду.
Для каждого этапа урока мной используются активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Остановимся кратко на каждом этапе урока и соответствующих ему активных методах обучения. Большинство методов универсальны и могут использоваться не только на уроках иностранного языка, но и на занятиях по другим учебных дисциплинам.
1.Этап введения в атмосферу иноязычного общения (начало урока, знакомство). Трудно переоценить значение этого этапа. С самого начала урока важно создать благоприятный эмоциональный настрой, в этом помогают следующие активные методы.
Метод «Поздоровайся локтями»: поздороваться как можно с большим числом членов группы, назвав по-английски свое имя и коснувшись друг друга локтями, что способствует созданию неформальной обстановки в начале урока и установлению контакта между учащимися.
Очень хорош метод «Комплименты», который позволяет не только выяснить настроение, психологическое состояние учащихся, но и улучшить его, создать ситуацию успеха. Учитель спрашивает детей, как они себя чувствуют, и просит их поднять карточку, цвет которой соответствует их настроению. Интерпретация цветов дана на слайде или на доске, например: orange – happy, glad (довольный, радостный) и т. д. После этого учитель говорит, что настроение в группе различное и предлагает улучшить его, сделав соседу по парте комплимент на английском языке.
Метод «Кто ты?» позволяет учащимся рассказать о себе, что одновременно может рассматриваться как речевая зарядка. Необходимо заранее собрать много разных мелких предметов (или картинок с изображением предметов) и положить их в коробку. Каждый учащийся должен выбрать три предмета и сказать, что его связывает с этими предметами. Например: один ученик взял игрушечную собачку, мяч и солнечные очки. Онможетсказатьосебеследующее: I like dogs. I like to play football. I like summer. Учащиеся по очереди выбирают предметы и рассказывают о себе. Это упражнение можно изменить, например, предложив учащимся рассказать о своём настроении на данный момент или о планах на будущее.
Для начала урока хорошо использовать метод «Летающие поговорки»: Учащимся раздаются карточки с поговорками таким образом, чтобы одним досталось начало поговорки, а другим — окончание. Ребята должны объединиться в команды и сопоставить части поговорок. Данный метод даёт возможность развивать лексические, словопроизносительные навыки.
Этап вхождения или погружения в тему (сообщение целей урока). Существует несколько методов для успешного и комфортного вхождения в тему урока. Все они способствуют развитию логического и пространственного мышления, аналитических способностей, служат развитию эмоциональной сферы.
Метод «Ассоциаций» позволяет задействовать образное мышление, память. Первый учащийся получает карточку от учителя и называет ассоциации, которые у него возникают с этим словом. Карточка передается по цепочке до тех пор, пока не вернется к учителю. У каждого ученика есть возможность в быстром темпе высказать свои мысли.
Метод «Угадай тему»: учащимся предлагаются фрагменты нескольких паззлов. Необходимо найти недостающие фрагменты у одноклассников, сформировать группы и собрать паззлы. Затем учащимся предлагается угадать тему урока на основании картинок, которые у них получились. Например, у одной группы получилось солнышко, у другой – туча, у третьей – дождь. Тема урока — «Погода».
Метод «Голоса» предлагает учащимся догадаться, чьи голоса звучат на записи, и определить тему урока.
Метод «Иллюстрация»: Учитель заранее скачивает фильм. После просмотра фильма и обсуждения участники формулируют тему урока и его цели.
Этап формирования ожиданий и опасений учеников (планирование эффектов урока). Целеполагание и учёт потребностей и ожиданий учащихся делают образовательный процесс понятным и желанным для детей. Цели образования становятся целями самих учащихся, приобретают значительный мотивационный потенциал, обеспечивая высокую познавательную активность и самостоятельность, инициативу в процессе изучения новой темы.
Метод «Фруктовый сад» — универсальный метод. Необходимо заранее подготовить два плаката с нарисованными яблоней и лимонным деревом. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. Учитель предлагает детям попробовать определить, чего они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т. д. Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель зачитывает результаты. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений.
Метод «Прогноз»: Учитель предлагает ученикам сделать свой прогноз на конец урока, предположить, как они будут себя чувствовать, что они будут знать или не знать, что они будут уметь или не уметь делать. Для этого учащиеся выбирают варианты, данные в таблице, или дополняют таблицу своими вариантами. Далее учитель опрашивает детей, которые желают поделиться своими ожиданиями и опасениями.
Метод «Дерево»: Необходимо заранее схематично нарисовать на доске дерево; приготовить желтые и зеленые листочки с двухсторонним скотчем на обратной стороне. Каждый ученик получает два листочка: зелёный и жёлтый. На зелёном дети пишут, чего они ждут от урока, а на жёлтом — чего опасаются. Готовые листочки учащиеся сохраняют у себя до конца занятия. В конце урока ребята приклеивают свои листочки на дерево: зелёные — со сбывшимися ожиданиями или жёлтые — со сбывшимися опасениями. Если на дереве окажется больше зелёных листьев, то цели урока достигнуты. Если дерево «пожелтеет», значит, в проведении урока были допущены ошибки.
Этап презентации учебного материала.
Метод «Следопыты» направлен на то, чтобы научить ребят работать с различными источниками информации. Учитель вывешивает плакат или пишет на доске тему урока. Например, «FacesofLondon» («Достопримечательности Лондона»). Далее учащимся предлагается вспомнить основные объекты, которые связаны с этой темой: музеи и художественные галереи, исторические здания, королевские дворцы, соборы, парки и т. д. и записать их на доске. Далее переходим к проработке содержания темы.
Этап проработки содержания темы.
Метод «Карусель» направлен на раскрытие содержания темы и закрепление полученных знаний. Для использования данного метода необходимо подготовить различные источники информации: вырезки из газет и журналов, материалы из интернета, аудиозаписи, видеофрагменты. Каждая группа собирает информацию об определённых достопримечательностях. Одна группа слушает аудиозапись, находит ответы, записывает на доске. Другая группа выделяет необходимую информацию из текста, третья — из видеофрагмента, четвертая ищет ответы в интернете. Все ответы записываются на доске, дополняя друг друга. Затем полученные результаты озвучиваются и подводятся итоги.
Метод «Хвастун» используется для тренировки грамматических навыков в устной речи. Необходимо подготовить карточки с названиями временных форм английского языка, возможен также вариант без вспомогательных средств. «Хвастун» вытягивает себе время, в котором он должен придумать предложение. Остальные должны опровергнуть его утверждение (составить отрицательное предложение) или выразить удивление (задать общий вопрос). Если «хвастун» ошибается, тот, кто его поправил, становится «хвастуном».
Метод «Светофор» используется для работы с грамматикой. Учащиеся поднимают красные и зелёные карточки, выбирая правильные грамматические формы.
Метод «Станьте любознательными» можно использовать для работы с текстами. После прочтения текста учащиеся по цепочке говорят: «Я прочитал…», «Я знал…», «Я узнал…».
Этап релаксации. Динамическая пауза. Если вы чувствуете, что учащиеся устали, а впереди ещё много работы или сложная задача, сделайте паузу! Иногда достаточно 5–10 минут весёлой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, восстановить энергию.
Игра «Мим»: Учащиеся по очереди должны изобразить любое время года без слов. Другие должны угадать это время года.
Динамическая пауза «Отдохни с пользой». Учитель объясняет, например, для закрепления лексики по теме «Цвета», что если он назовёт зелёный предмет, учащиеся должны встать, если красный — сесть, желтый — хлопнуть в ладоши, голубой — подпрыгнуть и т. д.
Этап подведения итогов. Рефлексия.
Для подведения итогов можно использовать метод «ХИМС», где учащиеся по цепочке отвечают: «Хорошо…», «Интересно…», «Мешало…», «Возьму с собой с данного мероприятия…».
Также эффективен метод «Ваш новый компьютер». Каждому участнику образовательного мероприятия выдаётся четыре стикера разных цветов. Учащиеся пишут, что нового они увидели, чему научились, что поняли и какие эмоции испытали. Затем все эти высказывания приклеиваются на символический компьютер на доске. На монитор — что нового увидел, на клавиатуру — чему научился, на системный блок — что понял, на мышку — что почувствовал.
Как показывает практика, особенно ярко запоминается то, что является нестандартным! Активные методы позволяют разбавить скучные и привычные уроки и сделать их интересными и более познавательными. Активные методы и новые современные технологии позволяют подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни, уметь быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов.
Глава II.«Активные методы обучения на уроках географии в 5 классе в условиях введения ФГОС ООО»
В соответствии с новыми стандартами (ФГОС второго поколения) основным результатом образования является развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле под УУД понимается совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
При изучении курса «География. Землеведение» в 5 классе начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследования своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
В требованиях к результатам обучения по предмету выделяются метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, способность к самостоятельному приобретению новых знаний и умений.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Поэтому на уроках географии необходимо решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает использование на уроке активных методов обучения.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала на разных этапах урока. Они основаны на практической направленности, игровой деятельности, интерактивности. Активные методы дают возможность каждому ребенку проявить себя во время урока.
Активные методы обучения можно подразделить на:
- методы начала урока,
- методы постановки целей, ожидаемых результатов,
- методы организации самостоятельной работы,
- методы рефлексии,
- методы выполнения домашнего задания,
- методы подведения итогов.
В начале уроке целесообразно применить метод «Улыбнемся друг другу», забавная игра, когда дети улыбаются сидящим рядом, учителю, детям на первой парте, своему другу и т.п. Такая игра способствует установлению контакта между участниками урока.
При постановке целей урока и определении ожидаемых результатов, возможно применение методов «Мозговой штурм» или «Ассоциации». На доске записана тема урока. Обучающиеся высказывают свои предположения, о чем пойдет далее речь, учитель записывает все мнения или слова-ассоциации на доске. По ходу работы с темой все записи конкретизируются, развиваются, а в конце урока дети делают соответствующие выводы.
С понятием метода тесно связано понятие «приема обучения». Приемы обучения – конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения. Реальная деятельность состоит из отдельных приемов.
На этапе актуализации знаний использую прием «Ручеек».
Это прием организации индивидуальной работы обучающихся. По очереди друг за другом, обучающиеся называют то, что знают по ранее изученной теме. Это позволяет выяснить, что знают дети, формируется умение слушать и слышать друг друга.
Прием «Цифровой диктант», набор утверждений, составленный на материале изучаемой темы, можно провести как в устной, так и в письменной форме. Работа индивидуальная. При устной форме ученики сигнализируют с помощью специальных разноцветных карточек. В письменной форме выписываются только верные утверждения. В ответе получается цепочка цифр, ответы легко проверить и оценить, например, обменявшись работами.
Например, при проверке домашнего задания после изучения темы «Открытия древности и Средневековья», провожу небольшой диктант «Какие утверждения верны?»:
1. Древнегреческим ученым были известны все материки нашей планеты.
2. Америка была открыта Джеймсом Куком в 15 веке.
3. Антарктида была открыта русскими мореплавателями.
4. В 17 веке голландские мореплаватели открыли Австралию и обследовали ее северные, западные и южные берега.
5. Америка была открыта Колумбом.
6. Русские мореплаватели открыли первыми совершили кругосветное путешествие.
7. Первым проложил морской путь в Индию Магеллан.
Обучающиеся должны записать верные ответы: 3, 4, 5.
Такие задания позволяют выявить за несколько минут проблемы, связанные с усвоением того или иного материала, темы. Для устранения ошибок и ликвидации пробелов в знаниях достаточно быстрого разъяснения учителя. Данный прием может быть использован на любом этапе урока.
При изучении нового материала возможно использование метода «Работа с презентацией». В теме «География – наука о Земле» информацию о семье географических наук представляю в презентации. Перед просмотром презентации предлагаю обучающимся задание: определить какие из географических наук относятся к физической, а какие к экономической географии. По окончании просмотра презентации проверяем правильные ответы, обсуждаем ошибки.
Интересно и увлекательно осуществляется работа в группах при использовании приема «Пантомима». Например, при изучении темы «Явления в природе», каждая группа показывает пантомимой одно явление природы. Остальные должны угадать и рассказать об особенностях данного явления. Дети демонстрируют и знания, и творческую активность.
Работа с учебником - один из важнейших методов обучения. При работе с учебником серьезное внимание нужно обращать на выработку у школьников умения самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал. Как сделать эту работу интересной и увлекательной. Я использую электронное приложение «География 5 класс», издательство «Дрофа». Например, при изучении темы «Планеты», по ходу просмотра одноименного видеофрагмента, обучающиеся должны заполнить кластер «Характеристика планет».
При подведении итогов возможно использование метода «Синквейн». Это интересное и увлекательное упражнение, замаскированное под свободное творчество и заставляющее размышлять на заданную тему. Его строгие правила предполагают четкое формулирование своих мыслей, учат обобщать, выделять главное. Классический синквейн – пятистрочная форма по правилам: первая строчка – термин, вторая – два слова, определяющие предмет, третья строчка – три глагола, определяющие деятельность, функции главного слова, четвертая строчка – предложение из четырех слов, раскрывающее смысл главного слова, пятая строчка – одно слово, определяющее эмоцию автора по отношению к главному слову. Пример из творчества детей: «Земля. Уникальная, шарообразная. Вращается, изменяется, загрязняется. Входит в группу земных планет. Планета».
На этапе рефлексии использую прием «Рефлексивный экран». По кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу объяснить значение понятий…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Обучение может быть эффективным только при условии, если учебная работа на уроках подкрепляется хорошо организованной учебной работой дома. Домашняя работа представляет собой необходимый элемент обучения. Основными задачами, стоящими перед домашней работой как формой организации учебной работы, выступают усвоение и повторение изучаемого материала, совершенствование учебных умений и навыков, накопление обучающимися опыта самостоятельной работы.
К домашним заданиям подхожу творчески и всегда задаю дифференцированные. Например, после изучения темы «Уникальная планета – Земля» задаю:
для всех обязательно:прочитать § 14 в учебнике, или в электронном приложении «География 5 класс» тему «Уникальная планета Земля»,
дополнительно на выбор:
1. Составить рассказ на тему «Планета Земля – мой дом».
2. Используя источники информации из Интернета подготовить сообщение «Есть ли жизнь на других планетах?».
3. Нарисовать рисунок на любую из тем: «Земля –уникальная планета», «Берегите Землю!», «Человек и космос».
К активным методам обучения относятся различные диктанты, головоломки, ребусы, задания на поиск «лишнего» в предложенном списке понятий, на определение и восстановление связи между терминами или действиями, поиск географических ошибок в тексте, восстановление текста с пропущенными понятиями и т.д. В начальном курсе географии есть темы, позволяющие включить в урок элементы занимательности, «разбавить» сложный материал, снизить эмоциональную нагрузку, помочь в усвоении новых терминов и понятий.
Применение активных методов способствует разнообразному (индивидуальному, групповому, парному) изучению учебных вопросов и проблем, активному взаимодействию учителя и обучающихся, живому обмену мнениями между ними, повышает мотивацию к учению географии, трудный материал становится более доступным, а урок более интересным.
Такие уроки – один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при такой организации деятельности учащихся происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, передачи этого опыта другим ученикам, осознание при этом потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками, сотрудничество с ними.
Глава III. Активные методы и приемы преподавания истории и обществознания в основной школе
Активные формы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
Понятие "активные методы обучения" с точки зрения лингвистического значения не вполне точно отражает суть явления, так как любой метод обучения как способ взаимодействия учителя и учащихся предполагает активность обеих сторон в педагогическом процессе. В современной дидактике данное понятие обычно употребляется по отношению к методам обучения, в реализации которых максимум активности приходится на учащихся, а деятельность педагога главным образом направлена на организацию и коррекцию познавательной деятельности учащихся. К таким методам чаще всего относят проблемные беседы, учебные дискуссии, творческие практические и самостоятельные работы учащихся, дидактические игры и др.
Активные методы обучения могут использоваться на традиционном уроке, но чаще их применяют на семинарах, практикумах, факультативах, внеаудиторных и других формах организации обучения.
К активным методам обучения относятся:
Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Примером такого метода может служить методика «Ковёр идей». «Ковёр идей» - один из методов решения проблемы. Проходит в три этапа. Учащиеся делятся на 3-4 группы.
Первый этап – понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему трудно учиться в школе? Ответ группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей».
Второй этап – поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.
Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию.
Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать.
Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.
Примером данного метода может служить метод «Квадрат препятствий».
Цель:актуализировать и научиться применять на практике имеющиеся знания.
Участники: 4 группы по 4-5 человек
Время проведения:20-25 минут
Необходимые материалы: приготовленный заранее ватман или слайд презентации «Карта пути», 4 листа с заданиями, маркеры, ручки для участников, 4 стола между которыми натянута веревка или шнурок, привязанный к ножкам стульев на высоте 30 см от пола.
Проведение: каждая группа получает путевой лист, на котором будут записываться результаты прохождения каждого этапа, и задания, которые остаются на столах до конца игры. Участники выполняют задания за своим столом в течение 5 минут, затем все вместе переходят по часовой стрелке к следующему столу, перешагивая через натянутую веревку (преодолевают препятствие) – интеллектуальная активность чередуется с двигательной.
Варианты/примечания: по окончании испытаний в соответствии с путевыми листами можно отметить на «Карте пути» выполнение заданий каждой группой каждого этапа (солнышком, цветком, смайликом или звездочкой)
«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.
Анализ конкретных ситуаций (case-study) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.
Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.
Подробнее остановимся на кейс технологии.
Кейс технология – это обучение действием. Она основана на решении конкретных проблем, задач. В процессе изучения темы учащиеся идут от частного к общему, от типичных ситуаций, примеров к правилу(индукция).
Кейс – это «моментальный снимок реальности», «фотография действительности».
Суть кейс-технологии заключается в том, что учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс)
Классификация кейсов:
по форме представления
1. Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
3. Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы). Условие – содержание кейса должно быть продублировано в текстовом варианте
По размеру
- Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для командной работы в течение нескольких дней и обычно подразумевают командное выступление для презентации своего решения.
- Сжатые кейсы (3-5 страниц) предназначены для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию.
- Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к теории, преподаваемой на занятии.
В зависимости от цели обучения:
- иллюстративные;
-аналитические;
-связанные с принятием решений.
Классификация Н. Федянина и В Давыденко:
-структурированный (highlystructured) “кейс”, в котором даётся минимальное количество дополнительной информации; при работе с ним учащийся должен применить определённую модель или формулу; у задач этого типа существует оптимальное решение;
- “маленькие наброски” (shortvignetts), содержащие, как правило, от одной до десяти страниц текста и одну-две страницы приложений; они знакомят только с ключевыми понятиями и при их разборе учащийся должен опираться ещё и на собственные знания;
- большие неструктурированные “кейсы” (longunstructuredcases) объёмом до 50 страниц - самый сложный из всех видов учебных заданий такого рода; информация в них даётся очень подробная, в том числе и совершенно ненужная; самые необходимые для разбора сведения, наоборот, могут отсутствовать; студент должен распознать такие «подвохи» и справиться с ними;
- первооткрывательские “кейсы” (groundbreakingcases), при разборе которых от студентов требуется не только применить уже усвоенные теоретические знания и практические навыки, но и предложить нечто новое, при этом студенты и преподаватели выступают в роли исследователей), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена (на ранних этапах работы с кейсами.
Основные этапы работы с кейсами универсальны.
1. Подготовительный этап — преподаватель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия. При разработке или оценке содержания конкретной ситуации важно учитывать следующие обязательные требования:
пример должен логично продолжать содержание теоретического курса и соответствовать будущим профессиональным и социальным потребностям сегодняшних учащихся;
сложность описанной ситуации должна учитывать уровень возможностей учеников, т. е. быть в меру сложной, чтобы, с одной стороны, быть по силам, а с другой — вызывать желание с ней справиться и испытать чувство успеха;
ученикам должны быть предоставлены четкие инструкции работы над конкретной ситуацией).
2. Ознакомительный этап — происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации, которое может быть индивидуальным или групповым. Поэтому очень важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления. Это может быть видео-кейс, фрагмент фильма, оригинальное название кейса. (слайд)
3. Аналитический этап — это процесс выявления проблемы и выработки решения. Особенностью кейса является то, что он не предлагает учащимся проблему в открытом виде, они должны вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Слайд. Продуктивность групповой аналитической работы эффективна, если организована по определенному алгоритму – это может быть инструкция или ряд вопросов. Вопросы к кейсу можно разделить на обучающие (направленные на закрепление полученных знаний и умений) и проблемные (направленные на развитие мышления, в том числе творческого).
На данном этапе считаю целесообразно использовать метод проектирования «Зеркало прогрессивных преобразований» или «Лист решения проблем» и ТРКМ.
Какую главную проблему вы должны решить?
Какой важной информацией вы обладаете (укажите источники информации)?
Какие проблемы в работе возникли?
Какие способы решения проблемной ситуации вы знаете?
Какой способ вы считаете наилучшим и почему?
4. Итоговый этап – это презентация вариантов решения проблемы, которые ребята выработали в группах или индивидуально, в рамках дискуссии выявляется наиболее оптимальный вариант решения проблемы.
Предлагаем несколько примеров использования кейс-технологии на занятиях.
Метод инцидента.
Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать необходимую информацию. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.
Данный метод особенно подходит для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, особенно для решения 27 задания-задачи (С7).
В течение ряда лет проводились исследования по выявлению оценки россиянами уровня безработицы. Полученные данные представлены в таблице. Сформулируйте вывод по данному факту и сделайте два предположения, как может совершенствоваться политика государства по данному вопросу.
Как бы Вы оценили уровень безработицы...?
(закрытый вопрос, один ответ по каждой позиции)
2007
2008
2010
2011
В стране в целом
Очень высокий
16
12
26
15
Высокий
38
36
41
43
Средний
34
31
25
30
Низкий
5
6
2
1
Считаю, что безработицы нет
1
3
0
0
Затрудняюсь ответить
6
12
6
11
В нашем регионе
Очень высокий
20
16
28
22
Высокий
32
32
37
39
Средний
34
31
25
29
Низкий
8
9
4
3
Считаю, что безработицы нет
2
4
1
1
Затрудняюсь ответить
5
9
6
7
Решу ЕГЭ /http://soc.reshuege.ru/test?theme=143
Метод разбора деловой корреспонденции или «Баскетметод».
Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (информация должна носить избыточный характер, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение. На слайде представлена ситуация из темы курса «Право» «Личные права супругов».
Ситуация «Муж или работа?»
Нина Лихова, окончив Московский педагогический институт, стала преподавать математику в средней школе в г. Софрино. Там она познакомилась с преподавателем физики Владимиром Стаховым. После регистрации брака Нина Лихова стала жить с Владимиром в доме его матери. Мать приветливо встретила невестку, надеясь, что та поможет по хозяйству.
Однако работа в школе не позволяла Нине полностью заниматься хозяйством, и поэтому свекровь предложила ей уволиться из школы. Владимир Стахов поддержал мать, давая тем самым понять, что главной в их семье является его мать. Нина Лихова вынуждена была уволиться из школы. Однако мысль вновь пойти на любимую работу не покинула ее.
Проанализируйте описанную ситуацию. В чем состоит главная проблема молодой семьи?
Выявите моменты, когда действующие лица преступают закон и моральные принципы. Чьи права были нарушены и где они закреплены?
Как бы вы поступили на месте Нины Лиховой? Попытайтесь представить несколько путей решения проблемы. Свой ответ аргументируйте.
Документы: КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, гл. 2; Семейный кодекс РФ, раздел III, Фрагмент статьи «Семья и брак в процессе исторического развития. Эволюция семейно-брачных отношений».)
С использованием данной технологии мною разработан программа элективного курса «Гражданское право» и методические рекомендации к ней.
Это только несколько примеров использования кейсов, и одна из технологий, применяемых мной в целях развития метапредметных познавательных УУД на уроках истории и обществознания.
К преимуществам данной технологии можно отнести следующие моменты:
Кейс-технология позволяет повышать мотивацию у учеников, так как им становится понятным, зачем, в какой ситуации может пригодиться изучаемый учебный материал, как применить его в конкретной практической деятельности.
Преодолевается «сухость» и неэмоциональность в изучении сложных вопросов.
У учащихся развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.
Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.
В жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.
Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность.
Облегчает дистанционное обучение во время карантина или актировки.
Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся.
Заключение
Таким образом, уроки, построенные на основе технологии модерации и с применением АМО, позволяют применить разнообразные методы, приемы и формы работы на уроке на каждом этапе модерации, причем каждый этап урока можно рассматривать как самостоятельный образовательный элемент, в котором есть цель, задачи, анализ проведения и результат. Это очень удобно для всех субъектов образовательного процесса (учитель, коллеги и ученик).
Учитель, разрабатывающий урок, видит свой урок поэтапно. Такая дискретная структура урока позволяет эффективно использовать разнообразные приемы, методы и формы организации познавательной деятельности, направленные на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.
Как видим, активные методы обучения в первую очередь следует применять для повышения учебной мотивации, активизации познавательной активности учащихся, развития способности к самостоятельному обучению, выработки навыков работы в коллективе, коррекции самооценки учащихся, формирования и развития коммуникативных навыков (навыков общения со сверстниками, и с учителями), эффективного предъявления большого по объему теоретического материала, развития навыков активного слушания, отработки изучаемого материала, развития навыков принятия решения, эффективной проверки знаний, умений и навыков по теме.
Список литературы
Активные методы в преподавании социально-политических дисциплин http://www.6yket.ru/pedagogika/
Васильева Е., 300 английских слов за один день. Учительская техника запоминания. Издательство: АСТ, Астрель. 2008 г., 2002 г.
География: программа: 5-9 классы/ [А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин и др.]. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 320 с.
Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. /М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
Зиганов М.А., В.А. Козаренко, А.М. Семин. Техника запоминания английских слов. Москва
Корнеева Е.Н. Активные методы социально-психологического обучения. Учебное пособие. - ГОУ ВПО "Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского", 2009./http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met110/met110.html
Литвинов П.П., 3000 английских слов. Техника запоминания. Издательство. «Рольф». 2001 г.
Педагогика: Учебник для студентов. Под ред. С.А.Смирнова. – 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.
Юнина Е.А. Новые педагогические технологии: учебно-методическое пособие. – Пермь: издательство ПРИПИТ, 2008. – 148 с.