«Формы самостоятельной работы учащихся основной школы на уроках биологии и географии»
«Формы самостоятельной работы учащихся основной школы на уроках биологии и географии»
•Цель: разработка методики организации самостоятельной работы учащихся по биологии и географии на основе исследовательского подхода.
•Основные задачи:
•1.Изучить проблему организации самостоятельной работы учащихся в методической и психолого-педагогической литературе.
•2.Выявить возможности проблемного проведения самостоятельной работы по биологии.
•3.Разработать конспекты лабораторных занятий, практических работ, внеклассных занятий с использованием проблемного, частично-поискового методов при организации самостоятельной работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формы самостоятельной работы учащихся основной школы на уроках биологии и географии» »
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»Факультет профессиональной переподготовки педагогических работниковКафедра естественнонаучных дисциплин
«Формы самостоятельной работы учащихся основной школы на уроках биологии и географии»
Выполнила: Медведева Екатерина
Александровна, учитель биологии и географии МБОУ Одинцовской гимназии № 11
Москва 2015 г.
Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам.
Цель: разработка методики организации самостоятельной работы учащихся по биологии и географии на основе исследовательского подхода.
Основные задачи:
1.Изучить проблему организации самостоятельной работы учащихся в методической и психолого-педагогической литературе.
2.Выявить возможности проблемного проведения самостоятельной работы по биологии.
3.Разработать конспекты лабораторных занятий, практических работ, внеклассных занятий с использованием проблемного, частично-поискового методов при организации самостоятельной работы.
При правильной организации самоподготовка имеет решающее значение для развития самостоятельности как одной из ведущих черт ученика и выступает средством, обеспечивающим для школьников:
Сознательное и прочное усвоение знаний по предмету
Овладение способами и приемами самообразования
Развитие потребности в самостоятельном пополнении знаний
увеличение удельного веса интенсивной работы с более подготовленными учащимися
деление занятия на обязательную и творческую части
Для достижения поставленных целей большое значение имеют условия организации самостоятельной работы
исчерпывающее и своевременное информирование о тематическом содержании самостоятельной работе
регулярность консультаций с обучаемыми
В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на следующие:
- Обучающие
- Тренировочные
- Закрепляющие
- Повторительные
- Развивающие
- Творческие
- Контрольные
Существует еще одна классификация самостоятельной работы по дидактической цели, которая выделяет пять групп деятельности:
1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
2) закрепление и уточнение знаний;
3) выработка учения применять знания в решении учебных и практических задач;
4) формирование учений и навыков практического характера;
5) формирование умений и навыков творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.
Рассматривая самостоятельную деятельность в качестве познавательной, выделяют четыре ее разновидности в процессе обучения:
1.Цель и план работы ученик определяет с помощью учителя.
2.Цель учащийся определяет с помощью учителя, а план самостоятельно.
З.Цель и план учащийся определяет самостоятельно, но задание даёт учитель.
4.Без помощи учителя учащийся сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно её выполняет.
Практический опыт
1.Систематически проводимая самостоятельная работа
2.Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ
3.При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера
Психологи исследовали учебную деятельность и установили, что изучения каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из следующих трех основных этапов:
Вводно - мотивационный этап
Операционно-познавательный этап
Рефлексивно-оценочный этап
Семинары находят применение в практике обучения биологии в старших классах.Подготовка к семинару сводится к следующему плану:
Выбор темы , определение задач.
Подбор дополнительной литературы.
Подготовка вопросов для обсуждения.
Распределение заданий и тем для сообщений.
Организация предварительной работы, консультации.
Определение критериев оценки выступлений.
Выбор методов и приемов проведения.
Подбор средств наглядности.
Составление плана проведения семинара.
План рецензии:
Соблюдение регламента выступления.
Соответствие содержания выступления теме.
Логика построения выступления.
Использование наглядного материала, культура речи.
Эмоциональность.
В организации научно-исследовательской деятельности школьников можно выделить несколько этапов:
Мотивация научно-исследовательской работы
Выбор школьником направления исследования
Постановка задачи исследования
Фиксирование и предварительная обработка данных
Обсуждение результатов исследования на заседании
Оформление полученных результатов и представление их на научно-практической конференции
В методике проведения практик выделяют три этапа:
Подготовка практики
Выход учащихся к изучаемым объектам
Обработка материалов практики и подведение итогов
Заключение
В процессе рассмотрения данной проблемы выяснилось, что для эффективной организации самостоятельной работы школьника учитель должен уметь спланировать познавательный процесс учащегося и правильно выбрать способ решения задачи, при этом большое значение уделяется подборке учебного материала.
Повышение качества обучения тесно связано с совершенствованием методики организации занятий на уроке.
Для повышения качества обучения особое значение имеет развитие познавательного энтузиазма школьников, интереса к предмету. Учащиеся должны понимать, каков смысл изучения предлагаемого материала. Более того, современные школьники вправе желать, чтобы учебная деятельность была интересной, давала удовлетворение.
Развития познавательной активности школьников способствует использование на уроке текста и иллюстраций их учебника, хрестоматии, справочника, из научных и научно-популярных журналов и газет, а также интересные демонстрационные опыты, фрагменты из кинофильмов, диапозитивы и другие средства наглядности.
Однако мало обеспечить мотивацию учения и возбудить познавательный интерес ученика. Необходимо далее, во-первых, четко осознавать цели обучения и, во-вторых, показать, как эти цели могут быть достигнуты.