Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательного интереса учащихся на уроках географии в условиях модернизации образования»
«Формирование познавательного интереса учащихся на уроках географии в условиях модернизации образования»
Оглавление
I. Вводная часть
II. Основная часть
III. Вывод
Вводная часть.
Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
Обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями.
Создание структуры образовательной системы, соответствующей требованиям инновационного развития экономики.
Обеспечение доступного качественного образования вне зависимости от доходов и местожительства , формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.
Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
Противоречия, существующие между традиционно сложившейся в школе системой обучения географии и необходимостью изменить содержание и методы обучения определили выбор педагогического проекта «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках географии в условиях модернизации образования»
Воспитание познавательного интереса даёт возможность развить творческую целенаправленную личность, осознающую конечную цель и задачи обучения, но не каждый ученик способен воспринять предложенную ему информацию , проанализировать её и достичь конечного результата.
Проблема познавательного интереса — одна из самых актуальных в образовательном процессе. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения.
Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов.
Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного, очевидного), — эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания.
Смена парадигм образования от традиционной к личностно-ориентированной требует от школы раскрытия индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Изучение состояния исследуемой проблемы показали наличие комплекса противоречий между:
возросшей ролью знания в жизни отдельного человека и общества в целом и уровней его отражения сознании,
необходимостью использования целостного подхода к процессам обучения, воспитания, развития и предметной областью познания,
потребностью воспитания познавательного интереса у школьников и уровнем разработанности дидактического и методического обеспечения этого процесса при обучении географии.
Наличие этих противоречий обуславливает:
Проблему: Недостаточная сформированность у учащихся познавательного интереса к предмету, определение форм и методов организации учебно – воспитательного процесса, направленного на развитие познавательного интереса учащихся.
Познавательный интерес формируется и развивается только в деятельности. Интерес к познанию может выступать в различных модификациях: как мотив, как средство обучения, как качество личности. Последнее проявляется, прежде всего, через познавательную активность и познавательную самостоятельность. На воспитание познавательного интереса как социально — значимого качества огромное влияние оказывает мотивационная сфера.
Цель работы – сформировать познавательный интерес у учащихся в процессе обучения географии.
Объект исследования - формирование и развитие познавательного интереса у школьников.
Предмет исследования - воспитание познавательного интереса как социально-значимого качества личности, роль творческих заданий в формировании познавательных интересов школьников.
Задачи:
Формирование познавательного интереса как социально значимого качества личности;
Формирование познавательных интересов школьников через творческие задания;
Развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;
Готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
Ориентация на разнообразие способов решения задач и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве).
Ожидаемые результаты:
1.Повысится интерес ребенка к изучению предмета;
2.Улучшится качество образования за счет творческого потенциала;
3.Научатся управлять своей познавательной деятельностью;
4. Научатся принимать решения;
5. Освоят разнообразные способы решения задач и выбирать наиболее из эффективных способов;
6.Научатся задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве.
Оценка достижения планируемых результатов.
1.Разноуровневые самостоятельные и практические работы, диктанты.
2. Тесты.
3.Задания на выделение существенных признаков .
4.Задания на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи.
5. Задачи с избыточными противоречивыми данными.
6. Участие в олимпиадах и конкурсах.
Условия реализации планируемых результатов:
Личный педагогический опыт и опыт ведущих педагогов – методистов, позволяет мне выделить следующие педагогические условия, которые, на мой взгляд, способствуют формированию познавательного интереса на уроках географии:
1.Ориентация на жизненный опыт учащихся- решение разнообразных ситуационных задач взятых из жизни.
2.Разнообразные формы самостоятельных работы.
3.Проблемное обучение-ощущение трудности, способствуют выработке умения применять полученные знания в жизни, на практике. При этом повышается эффективность самого процесса обучения решению задач, что способствует повышению уровня познавательного интереса.
4.Активизация познавательной активности учащихся при выполнении конкретных заданий, помогающих глубже понять данный материал.
5.Поиск новых способов решения- к данным задачам относятся такие, которые, требуют творческой активности, эвристического поиска новых, неизвестных схем действий или необычной комбинации известных.
6.Групповая и индивидуальная форма организации учебной деятельности учащихся на уроке при выполнении практических работ, проектов.
I. Теоретическое описание познавательного интереса.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.i
Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.
Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.
Познавательный интерес в учебном процессе.
В нашей работе мы исследуем не просто интерес, а именно познавательный интерес. Проблема эта не нова; она была актуальна в педагогике всегда.ii Поэтому здесь мы рассмотрим сущность и виды интереса, а так же уделим особое внимание месту познавательного интереса в общей, системе - интересов, рассмотрим сущность, структуру, модификации и факторы формирования познавательного интереса.
Рассмотрим вначале интерес в обучении. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его видели в том, чтобы приблизить ученика к учению так, чтобы ученье для него стало желанным, было потребным, без удовлетворения которого немыслимо его благополучное формирование.
Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в интересе еще большие возможности и для обучения и для развития, и для формирования личности: ученика в целом.
Можно выделить условия формирования у школьников интереса к обучению, которые представлены следующим образом: вовлечение в процесс самостоятельного поиска; разнообразная информация и способы действий; понимание нужности и важности изучаемого материала; связь данного материала с изученным ранее; частые проверки и оценки работы; яркость эмоционального учебного процесса.
На развитие и саморазвитие человека влияет среда, в которой он живёт и действует , в процессе жизнедеятельности обретает опыт и начинает свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять средой , совершенствуя и развивая свои способности, то есть заниматься саморазвитием. Значит необходимо обеспечить развитию ребёнка такое направление , которое вело бы к самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных.
Ученик должен хотеть и уметь развивать себя, улучшать себя .В основе развития познавательных интересов лежат любопытство, любознательность, интерес, творческий поиск, стремление к истине, рефлексия. Ставка делается на самостоятельную творческую деятельность учащихся, рефлексию деятельности и своей позиции. Наиболее эффективным в формировании мотиваций учебной деятельности школьников является обучение направленное на развитие у них познавательных процессов и творческой активности .Исследования показывают , что интерес школьников к учёбе снижается с переходом из начального звена в среднее. Необходимо поддерживать у детей уровень мотивации на протяжении всего школьного обучения. Поэтому на каждом уроке я стремлюсь к тому, чтобы мышление школьников приобретало рефлексивный характер- характер размышления, самонаблюдения, самопознания. Изучение материала строю следующим образом: метод воздействия ( Расскажи мне- и я забуду); метод взаимодействия ( Покажи мне и я запомню); изучение во взаимодействии ( Позволь мне это сделать самому- и я запомню это навсегда).
При изучении нового материала даю задание для самостоятельной работы следующего содержания:
прочитать текст учебника на стр…
разработать краткий конспект
составить три вопроса
дать краткие ответы на вопросы
обменяться вопросами с партнёром
ответить на вопросы партнёра
оценить работу партнёра
Именно в процессе конструирования вопросов и поиска ответов на них наиболее эффективно тренируются мыслительные способности ученика.
Положительного результата достигаю при использовании следующей таблицы:
Что мы знаем
Что мы хотим узнать
Что мы узнали и что нам осталось узнать
Первая и вторая колонки таблицы заполняются в начале урока, третья в конце или при нехватки времени дома. Если рефлексии проводится дома, то с неё следует начать работу на следующем уроке. На мой взгляд таблицы на уроках географии очень полезны ,поскольку помогают разложить « по полочкам» огромный учебный материал.
Для реализации нового подхода на основе личностно- ориентированного обучения я начала использовать технологию проектной деятельности .Эта технология предусматривает развитие личности , самостоятельно добывающей знания и приобретающей умения. В этой технологии активно формируется опыт творческой деятельности учащихся и их эмоционально – ценностное отношение к миру. Положение географии уникально, так как география является « мостиком» между естественными и общественными науками, представляя им интеграционные возможности. Работая над проектом , учащиеся учатся проводить исследования, вынуждены чётко и ясно излагать свои мысли , ориентировать в текстовой и цифровой информации, анализировать результаты и представлять новые идеи. Учащиеся нашей школы под моим руководством подготовили и успешно защитили немало интересных и оригинальных работ в рамках школы. Вот некоторые из них : «Туризм в нашем крае», « Экологические проблемы озера Байкал», « Живи , село моё родное».Одно из достоинств проектной деятельности – создание в классе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности. Они позволяют повысить мотивацию изучения данного предмета, принимать самостоятельное решение, реализовать комплексное восприятие географии . Я , считаю, что обучать этому нужно и как можно раньше, ведь проект- это способность в повседневной жизни увидеть ситуацию, оценить её, выяснить проблему.
В зависимости от целей и задач урока в своей работе использую на уроках географии решение задач. Географические задачи- это вопросы( Почему? Как? Зачем? И другие) или предложения( найдите, докажите, установите и т.п) , требующие от ученика активной мыслительной деятельности. Задачи стимулируют продуктивную учебную деятельность, формируют познавательный интерес и развивают интеллектуальные и творческие способности .Географические задачи можно разделить на группы:
Задачи, решение которых требует от учащихся достаточно широкого кругозора, овладения широкой базой данных( Какие общие признаки имеют две крупнейшие реки Евразии – Волга и Енисей)
Задачи, требующие использования причинной связи. ( Река Б. Репида , вытекающая из о. Кургулуй, впадает в Дунай. Однако иногда река поворачивает своё течение в обратном направлении. С чем это связано?)
Задачи, требующие умения выдвигать гипотезы, объяснять определённые факты, проверять их правильность (Определение азимута и расстояния от одного предмета до другого)
Задачи, с использованием межпредметных связей ( Чтение отрывка из стихотворения или рассказа о природе и дать научное объяснение тем народным приметам, которые поэт или писатель использовал в своём произведении)
Задачи, в которых существенную роль играет динамика, изменение систем во времени. Это задания на эволюционную и экологическую тему( В 1969 году эта точка оставила Антарктиду. Сейчас она находится в Индийском океане и медленно движется в сторону Австралии). Как называется эта точка)
Одним из видов учебной работы, которые позволяют наиболее полно выполнить задачи моделирования и имитации поведения человека , являются ролевые игры, они позволяют смоделировать более адекватные , по сравнению с традиционными методами обучения, условия формирования личности . Ролевые игры проводятся на этапе обобщения знаний, когда больше внимания уделяется вопросам их практического применения, а также при изучении вопросов прикладного характера. ( Принцип размещения предприятий различных отраслей)
Применение ИКТ в преподавании географии является важным средством для развития познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении. Школьник становится активным, заинтересованным , равноправным участником обучения.
В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на уроках изучения нового материала, для обобщения и систематизации знаний, при контроле знаний и умений. Для закрепления использую программу – тренажёр, контролёр или , чаще тесты, кроссворды( География 5-6 класс. Материки , океаны, народы и страны 7 класс. География России. Природа и население. 8 класс). Информационные технологии помогают изготовить и оформить дидактический материал. Использую презентации в сети Интернет как в течение всего занятия , так на отдельных этапах учебной деятельности( http: // www.wwf.ru ; http:// geo. 1september.ru/2002/04/7.htm), а также на уроке создаю проблемные ситуации, составляю опорные конспекты, использую на уроках дополнительную литературу, работа с картами, составление кроссвордов, ребусов.
Для развития интереса к географии и расширения кругозора учеников предлагаю – создание презентаций .Использование информационных технологий на уроках географии позволило изменить отношение ученика к географии как учебному предмету, повысить активность учащихся на уроке, улучшить обработку изучаемого материала, сократить объём домашнего задания, уменьшив при этом учебную нагрузку на учащегося, развивать наглядно- образное мышление.
К развитию познавательного интереса к географии приводит содержание знаний, поддающееся способам осмысления, а так же нахождение таких приемов и средств, ярких сравнений и описаний, которые помогают закрепить в сознании и чувствах учащихся факты, определения, понятия, выводы, играющие значительную роль в системе содержания знаний.
Побуждение учеников к творческим работам, которые стимулировали бы учащихся к решению коллективных познавательных задач и развивали бы способности ученика, а так же использование средств коллективной работы при решении познавательных задач способствуют появлению активности и формированию познавательного интереса.
В условиях модернизации современного образования возникает проблема применения новых форм, методов и технологий обучения географии. В связи с этим учителя получат новые возможности для всестороннего развития личности каждого ученика, опираясь на его индивидуальные интересы и возможности.
Вывод:
Формирование познавательного интереса на уроках географии является результативным, так как обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие творческих способностей, является средством воспитания активной личности.
i
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 1975-404 с.