Активизация деятельности учащихся на уроках географии
Активизация деятельности учащихся на уроках географии
В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.
Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активизация деятельности учащихся на уроках географии»
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии
В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.
Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.
Формирование познавательных интересов и активизация личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.
Проблема интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, "зацепить" так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.
Изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я направляю свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии, на создание общей системы учебной и внеклассной работы.
При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, пословиц, кроссворды, занимательный материал, соревновательность, театрализацию, опережающие задания, смену деятельности, проблемность, задания с недостаточной информацией, необычность, юмор, физминутки как возможность движения и т.д.
В зависимости от дидактических целей урока использую различные нетрадиционные формы урока.
Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций, семинаров (в старших классах), уроков - путешествий, уроков - исследований. На уроках повторения и обобщения знаний: конкурсы, соревнования, викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ.
При проверке знаний обучающихся и других этапах урока для повышения интереса к учению использую следующие игровые приёмы, которые направлены:
на развитие самостоятельной деятельности учащихся (зачет и семинар с игровыми элементами, опережающие задания, сообщения по плану);
на развитие внимания (географический лабиринт, буквенный лабиринт «филворд», игры на внимание);
на развитие памяти (проверочные карточки, кроссворды, тесты, викторины, географические диктанты);
на развитие логического мышления ( географические задачи, игру «согласен – не согласен», географические шарады, задания на поиск общего, аналогов);
на развитие мотивации (систему жетонов, творческие задания, опережающие задания, интересные факты, воображаемые путешествия);
на развитие воображения (описания, иллюстрации, создание гипотетических объектов на основе полученных знаний);
на развитие аналитических способностей (кроссворд, тест, ребус);
на развитие речи учащихся (игра, выступления, мини-сочинения, задания с игровыми элементами);
на проверку знаний фактического материала (зачет, олимпиада, тест, викторина, проверочные задания);
Практически все задания имеют творческий характер и варьируемый уровень сложности. Их можно использовать на разных этапах урока: в начале урока, в ходе изложения нового материала, для закрепления. Это удобно и для учителя, и для учащихся - разряжается напряженный ритм работы, выпадает несколько минут интеллектуального отдыха, повышается активность учащихся, но любой приём хорош только тогда, когда применяется в нужном месте в нужное время, т. е. его применение зависит от конкретной ситуации.
Приёмы развивающего обучения на уроках географии, направленные на активизацию познавательного интереса.
Педагогические приёмы зависят не от применяемых средств обучения, а от конкретной педагогической ситуации. В развивающем обучении акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося. Основные задачи в развивающем обучении: развитие внимания, памяти, мышления.
Развитие внимания тесно связано с наблюдательностью. Умение наблюдать даёт возможность хорошо ориентироваться в учебном материале, но и в окружающей человека природе, более точно воспринимать предметы и явления, подмечать их внешние и внутренние особенности.
Одним из интересных приёмов развития внимания является «Географический лабиринт». Данный приём представляет собой особый вид текста, рассчитанный на последовательное и внимательное прохождение набора истинных и ложных утверждений. От каждого утверждения отходят стрелки с надписью «ДА» и «НЕТ». Если утверждение истинно, то следует идти по стрелке «ДА», а если ложно – по стрелке «НЕТ».
Опыт использования географических лабиринтов по разным темам показал, что учащиеся с удовольствием выполняют эти задания. Большинство учащихся успешно справляются с поставленной задачей.
Филворд- разновидность кроссворда, хорошо развивает зрительную память и учит правильному написанию слов.
Слова в филворде читаются в разные стороны, сверху вниз и снизу вверх, могут произвольно "ломаться", но никогда не идут "по диагонали" и не пересекаются.
После изучения темы «Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия» можно провести проверку знаний, предложить им разгадать «буквенный лабиринт» или филворд «Великие путешественники». Для выполнения этого задания нужна концентрация внимания. Кроме того, необходимо вспомнить и термины, загаданные в задании, а значит, развивается не только внимание, но и память. После того, как ученики найдут искомые слова, они должны соотнести имена путешественников с их портретами.
Развитие памяти — одной из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенной для сохранения, накапливания и воспроизведения информации.
Память – это процесс, состоящий из трёх последовательных стадий: запоминание, хранение, воспроизведение и узнавание.
Наиболее интересными заданиями по географии являются кроссворды. Они вызывают у учащихся интерес к изучаемой теме, вносят занимательность, заставляют глубже вникать в предмет, самостоятельно мыслить и работать с картой. Отвечая на вопросы кроссвордов, учащиеся лучше усваивают научные термины, запоминают названия географических объектов.
В отличие от простой загадки, где основа идет на словесное описание, ребус развивает еще и логическое образное мышление, учит учащихся нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память и правописание.
На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении.
Цель деятельности учителя - развитие познавательных способностей учащихся, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели. Понимание этого важно для работы учителя. Поэтому, заботясь о развитии учащегося, необходимо чаще использовать активные методы обучения.
Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод о том, что активные формы обучения, позволяют развивать у обучающихся:
- познавательные навыки и способность к самообразованию;
- целеустремленность и настойчивость;
- способность взять на себя инициативу и ответственность;
- критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации;
- коммуникабельность.
Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии.
Само содержание курса географии заключает в себе богатые возможности для развития познавательного интереса учащихся, нужна только соответствующая методика преподавания. А правильная организация работы по данной проблеме поможет созданию эмоционального настроения учащихся по решению учебно-воспитательных задач урока и тем самым обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала.