Сегодня одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников. Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» главной задачей системы образования является: «создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование развития и профессиональное становление личности на основе общечеловеческих и национальных ценностей, достижений науки и техники. В этом документе ставятся конкретные задачи по дальнейшему реформированию всей образовательной системы Республики Казахстан, главное из которых «достижение современного уровня качества образования, обеспечение равного доступа к образованию для всех в течение всей жизни. В Государственном стандарте образования, в программе по географии для школы сказано, что одной из основных задач обучения школьников является улучшение подготовки учащихся в области географии и защиты природной среды, а также формирование природоведческих понятий. Казахстанские педагоги, реагируя на вызовы XXI века, ведут активные поиски оригинальных подходов к организации и развитию системы образования на новой методологической платформе. Сутью этой платформы является «создание условий для приобретения учащимися в организациях образования «действующих знаний», то есть знаний, умений, навыков, опыта, пригодных к использованию в повседневной жизни, в решении реальных проблем современности. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в Казахстане, наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. В подростковом возрасте у учащихся развивается интерес к способам добывания знаний через самостоятельную деятельность. А самореализоваться в современном информационном обществе можно умея совершенствовать и применять приобретенные ранее знания, грамотно и глубоко работать с информацией. В настоящее время практически во всех школах нашей страны произошло подключение к сети Интернет. Однако это привело к появлению проблем, связанных с Интернет – образованием учителей–предметников. Сегодня вопрос о дистанционном образовании заявлен президентом страны как один из важнейших в современном образовательном процессе. На многих образовательных сайтах проходят курсы по обучению и подготовке учителей к созданию дистанционных курсов и работе с ними. Например, http://edu–reforma.ru, курсы А.В. Хуторского и другие. Дистанционное обучение, осуществляемое на основе использования технологий и ресурсов сети Интернет, имеет как уже было сказано выше ряд преимуществ и возможностей перед обычным обучением: условия образования для детей одаренных, «трудных», с индивидуальными особенностями более гибки. Ученики из обычной сельской школы могут иметь доступ к мировым культурным и научным ценностям, сосредоточенным в виртуальных библиотеках и на веб – сайтах. Телекоммуникационные технологии позволяют ученику дистантно общаться со сверстниками из других населенных пунктов, городов, участвовать в сетевых проектах и олимпиадах, консультироваться у высококвалифицированных специалистов, находящихся в любой точке мира. Сегодня использование ИКТ в учебном процессе очень актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти. Использование ИКТ на уроках географии позволяет учащимся в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть географические объекты в видеороликах и на фотографиях,закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме. В современной психологии отмечается значительное положительное влияние использования ИКТ в обучении на развитие у учащихся творческого, теоретического мышления, а также формирование, так называемого, операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений. Задачи: повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала и развитие творческого потенциала; автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время; большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.; возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера; помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия; приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними. Компьютерная технология развивает идеи программированного обучения, открывает совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров. Использование компьютерной технологии и дистанционного обучения на уроках географии имеет ряд преимуществ: · Экономит время. · Дает возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся. · Повышает мотивацию обучения, усиливает интерес учащихся к урокам. · Работая на компьютере, каждый учащийся выбирает свой темп работы; одни учащиеся понимают нас с полуслова, а другим требуется повторять одно и тоже несколько раз. Диалог ученика с машиной происходит индивидуально. Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности позволяет: - сообщать новые сведения; - формировать и закреплять знания; - формировать и совершенствовать умения и навыки; - повышать мотивацию к учению; - контролировать усвоение знаний; - организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний; - применять весь спектр возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе, таких как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов,функционирование лабораторий (виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др.; - привнести в учебный процесс наряду с ассоциативной прямую информацию за счет использования возможностей технологий мультимедиа, виртуальной реальности, гипертекстовых и гипермедиа систем; - объективно диагностировать и оценивать интеллектуальные возможности обучаемых, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию по дисциплинам общеобразовательной подготовки, соизмерять результаты усвоения материала в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта; - управлять учебной деятельностью обучаемых адекватно интеллектуальному уровню конкретного учащегося, уровню его знаний, умений, навыков, особенностям его мотивации с учетом реализуемых методов и используемых средств обучения; - создавать условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности обучаемых, формировать навыки самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации; - оперативно обеспечить педагогов, обучаемых и родителей актуальной своевременной информацией, соответствующей целям и содержанию образования; - создать основу для постоянного и оперативного общения педагогов, обучаемых и родителей, нацеленного на повышение эффективности обучения. В настоящее время существует два направления использования информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения. Первое направлениепредполагает овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам в определенной области учебных дисциплин. Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся. К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся: · электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, · интерактивные доски, · электронные энциклопедии и справочники, · тренажеры и программы тестирования, · образовательные ресурсы Интернета, · DVD и CDдиски с картинами и иллюстрациями, · видео и аудиотехника, · интерактивные карты и атласы, геоинформационные программы, · интерактивные конференции и конкурсы, · материалы для дистанционного обучения, · научно-исследовательские работы и проекты. · дистанционное обучение Виды компьютерных программ 1. Учебные программы ориентированы преимущественно на усвоение новых знаний. 2. Программы-тренажеры предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. 3. Контролирующие программы предназначены для контроля определенного уровня знаний и умений. 4. Демонстрационные программы предназначены для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты). 5. Имитационные и моделирующие программы предназначены для демонстрации объектов и явлений. 6. Информациюнно-справочные программыпредназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета. 7. Мультимедиа-учебники — комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ. Компьютерная лекция, разработанная средствами MS Power Point,- это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. Основная задача компьютерной лекции - объяснение нового материала. Программа разработки презентаций Power Point,позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различие средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки. Электронные таблицы Ехсеl помогут учителю использовать на уроке картограммы и картодиаграммы, построенные по последним статистическим данным, при объяснении нового материала, организовать в классе практическую работу по анализу статистических данных с построением графиков, картограмм. В этом случае графики, картограммы и картодиаграммы выполняют функции не только средства наглядности, но и источника географических знаний. Текстовый редактор Microsoft Word предназначен для того, чтобы готовить учебно-методическую документацию (тематические и поурочные планы) и раздаточный материал (карточки-задания, контрольные тесты, кроссворды и т.п.) быстро и эффективно, создать качественно оформленные документы, удовлетворяющие высоким эстетическим требованиям. Формы работы с ИКТ на уроках географии. Три основные формы работы с ИКТ на уроках географии: 1.Непосредственное применение в учебном процессе. 2.Применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по географии внешкольных занятий. 3. Применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга. Компьютеры и учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения. В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса. В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на уроке изучения нового материала, для обобщения и систематизации заданий, при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений. Уроки с использованием ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами. При изучении нового материала использую демонстративную программу,которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал. Образованные программы имеют в своём составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора. Ученики являются свидетелями происходящих на экране стихийных явлений природы. На уроке закрепления использую тренажёр, позволяющий осуществить контроль за усвоением изученного материала,интерактивные тесты и тренинги. Для подготовки тематических презентаций по географии использую программу Microsoft Office Power Point. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности. С помощью Microsoft Office Word составляю логические схемы – конспекты. На схемах используется простейший прием выделения различных элементов (разная форма элементов, разный вид и цвет шрифта), что позволяет детям без особого труда познакомиться, во-первых, с явлением а, во-вторых, проследить четкие причинно-следственные связи данного явления. Преподавание географии в старших классах предполагает проработку большого массива статистической информации. Работать с цифровыми показателями гораздо легче, если они представлены в виде различных графиков, диаграмм. И здесь огромную помощь оказывает программа Microsoft Office Excel. Эта программа позволяет переводить скучную и довольно сложную для учащихся текстовую или табличную форму в более понятный «язык» графиков и диаграмм. Контроль знаний на уроках географии с использованием компьютерных технологий Возрастает популярность тестовых заданий как средства контроля результатов обучения. Главными причинами этого процесса являются: возможность автоматизированной обработки результатов, точный подсчет числа выполненных ответов, высокая степень объективности выставляемых отметок. В связи с вводимой рейтинговой системой такие разработки становятся всё более актуальным. Дополнительный интерес к тестовому контролю предмета в последние годы связан с организацией Единого государственного экзамена. Использовать тестовые задания возможно несколькими способами. Самый распространённый способ- это индивидуальная работа учащегося с компьютером и полная обработка ответов компьютерной программой. Другой способ – выведение тестовых заданий на экран мультимедийного проектора - предполагает заполнение бумажных носителей всем классом одновременно и обработку ответов либо учителем, либо учащимися. Второй способ актуален при обучении пользованием тестами, при подготовке к ВОУДу и ЕНТ. Широко использую тестовые задания как средства контроля результатов обучения, которые составляю сама с помощью программы My Test и тестовые задания, имеющиеся в мультимедиа-учебниках. Выполняя такую работу, учащиеся учатся давать оценку работы других обучающихся и самооценку своей работы. Для составления тестов использую и программу Microsoft Power Point. |