kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья для публикации на тему: «Использование ИКТ и дистанционного обучения на уроках географии».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников.   

Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» главной задачей системы образования является: «создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование развития и профессиональное становление личности на основе общечеловеческих и национальных ценностей, достижений науки и техники.

В этом документе ставятся конкретные задачи по дальнейшему реформированию всей образовательной системы Республики Казахстан, главное из которых «достижение современного уровня качества образования, обеспечение равного доступа к образованию для всех в течение всей жизни.

В Государственном стандарте образования, в программе по географии для школы сказано, что одной из основных задач обучения школьников является улучшение подготовки учащихся в области географии и защиты природной среды, а также формирование природоведческих понятий.

Казахстанские педагоги, реагируя на вызовы XXI века, ведут активные поиски оригинальных подходов к организации и развитию системы образования на новой методологической платформе. Сутью этой платформы является «создание условий для приобретения учащимися в организациях образования «действующих знаний», то есть знаний, умений, навыков, опыта, пригодных к использованию в повседневной жизни, в решении реальных проблем современности.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в Казахстане, наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира.

Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации.

Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

В подростковом возрасте у учащихся развивается интерес к способам добывания знаний через самостоятельную деятельность.

А самореализоваться в современном информационном обществе можно умея совершенствовать и применять приобретенные ранее знания, грамотно и глубоко  работать с информацией.

В настоящее время практически во всех  школах нашей страны произошло подключение к сети Интернет. Однако это привело к появлению проблем, связанных с Интернет – образованием учителей–предметников.

Сегодня вопрос о дистанционном образовании заявлен президентом страны как один из важнейших в современном образовательном процессе.

 Сегодня использование ИКТ в учебном процессе очень актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти.

Использование ИКТ на уроках географии позволяет учащимся в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть географические объекты в видеороликах и на фотографиях,закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме.

         В современной психологии отмечается значительное положительное влияние использования ИКТ в обучении на развитие у учащихся творческого, теоретического мышления, а также формирование, так называемого, операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья для публикации на тему: «Использование ИКТ и дистанционного обучения на уроках географии». »

Статья для публикации на тему: «Использование ИКТ и дистанционного обучения на уроках географии».

Учитель географии Сейсембаева Алтынай Сакеновна


Сегодня одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников.

Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» главной задачей системы образования является: «создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование развития и профессиональное становление личности на основе общечеловеческих и национальных ценностей, достижений науки и техники.

В этом документе ставятся конкретные задачи по дальнейшему реформированию всей образовательной системы Республики Казахстан, главное из которых «достижение современного уровня качества образования, обеспечение равного доступа к образованию для всех в течение всей жизни.

В Государственном стандарте образования, в программе по географии для школы сказано, что одной из основных задач обучения школьников является улучшение подготовки учащихся в области географии и защиты природной среды, а также формирование природоведческих понятий.

Казахстанские педагоги, реагируя на вызовы XXI века, ведут активные поиски оригинальных подходов к организации и развитию системы образования на новой методологической платформе. Сутью этой платформы является «создание условий для приобретения учащимися в организациях образования «действующих знаний», то есть знаний, умений, навыков, опыта, пригодных к использованию в повседневной жизни, в решении реальных проблем современности.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в Казахстане, наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира.

Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации.

Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

В подростковом возрасте у учащихся развивается интерес к способам добывания знаний через самостоятельную деятельность.

А самореализоваться в современном информационном обществе можно умея совершенствовать и применять приобретенные ранее знания, грамотно и глубоко работать с информацией.

В настоящее время практически во всех школах нашей страны произошло подключение к сети Интернет. Однако это привело к появлению проблем, связанных с Интернет – образованием учителей–предметников.

Сегодня вопрос о дистанционном образовании заявлен президентом страны как один из важнейших в современном образовательном процессе.

На многих образовательных сайтах проходят курсы по обучению и подготовке учителей к созданию дистанционных курсов и работе с ними. Например, http://edu–reforma.ru, курсы А.В. Хуторского и другие.

Дистанционное обучение, осуществляемое на основе использования технологий и ресурсов сети Интернет, имеет как уже было сказано выше ряд преимуществ и возможностей перед обычным обучением: условия образования для детей одаренных, «трудных», с индивидуальными особенностями более гибки. Ученики из обычной сельской школы могут иметь доступ к мировым культурным и научным ценностям, сосредоточенным в виртуальных библиотеках и на веб – сайтах. Телекоммуникационные технологии позволяют ученику дистантно общаться со сверстниками из других населенных пунктов, городов, участвовать в сетевых проектах и олимпиадах, консультироваться у высококвалифицированных специалистов, находящихся в любой точке мира.

Сегодня использование ИКТ в учебном процессе очень актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти.

Использование ИКТ на уроках географии позволяет учащимся в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть географические объекты в видеороликах и на фотографиях,закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме.

В современной психологии отмечается значительное положительное влияние использования ИКТ в обучении на развитие у учащихся творческого, теоретического мышления, а также формирование, так называемого, операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Задачи:

— повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала и развитие творческого потенциала;

— автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;

— большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;

— возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;

— помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;

— приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.

Компьютерная технология развивает идеи программированного обучения, открывает совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров.

Использование компьютерной технологии и дистанционного обучения на уроках географии имеет ряд преимуществ:

· Экономит время.

· Дает возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся.

· Повышает мотивацию обучения, усиливает интерес учащихся к урокам.

· Работая на компьютере, каждый учащийся выбирает свой темп работы; одни учащиеся понимают нас с полуслова, а другим требуется повторять одно и тоже несколько раз. Диалог ученика с машиной происходит индивидуально.

Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности позволяет:

- сообщать новые сведения;

- формировать и закреплять знания;

- формировать и совершенствовать умения и навыки;

- повышать мотивацию к учению;

- контролировать усвоение знаний;

- организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний;

- применять весь спектр возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе, таких как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов,функционирование лабораторий (виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др.;

- привнести в учебный процесс наряду с ассоциативной прямую информацию за счет использования возможностей технологий мультимедиа, виртуальной реальности, гипертекстовых и гипермедиа систем;

- объективно диагностировать и оценивать интеллектуальные возможности обучаемых, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию по дисциплинам общеобразовательной подготовки, соизмерять результаты усвоения материала в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта;

- управлять учебной деятельностью обучаемых адекватно интеллектуальному уровню конкретного учащегося, уровню его знаний, умений, навыков, особенностям его мотивации с учетом реализуемых методов и используемых средств обучения;

- создавать условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности обучаемых, формировать навыки самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;

- оперативно обеспечить педагогов, обучаемых и родителей актуальной своевременной информацией, соответствующей целям и содержанию образования;

- создать основу для постоянного и оперативного общения педагогов, обучаемых и родителей, нацеленного на повышение эффективности обучения.

В настоящее время существует два направления использования информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения.
Первое направлениепредполагает овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам в определенной области учебных дисциплин.

Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся.
К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся:

· электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,

· интерактивные доски,

· электронные энциклопедии и справочники,

· тренажеры и программы тестирования,

· образовательные ресурсы Интернета,

· DVD и CDдиски с картинами и иллюстрациями,

· видео и аудиотехника,

· интерактивные карты и атласы, геоинформационные программы,

· интерактивные конференции и конкурсы,

· материалы для дистанционного обучения,

· научно-исследовательские работы и проекты.

· дистанционное обучение

Виды компьютерных программ

1. Учебные программы ориентированы преимущественно на усвоение новых знаний.

2. Программы-тренажеры предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся.

3. Контролирующие программы предназначены для контроля определенного уровня знаний и умений.

4. Демонстрационные программы предназначены для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты).

5. Имитационные и моделирующие программы предназначены для демонстрации объектов и явлений.

6. Информациюнно-справочные программыпредназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.

7. Мультимедиа-учебники — комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.

Компьютерная лекция, разработанная средствами MS Power Point,- это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. Основная задача компьютерной лекции - объяснение нового материала.

Программа разработки презентаций Power Point,позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различие средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки.

Электронные таблицы Ехсеl помогут учителю использовать на уроке картограммы и картодиаграммы, построенные по последним статистическим данным, при объяснении нового материала, организовать в классе практическую работу по анализу статистических данных с построением графиков, картограмм. В этом случае графики, картограммы и картодиаграммы выполняют функции не только средства наглядности, но и источника географических знаний.

Текстовый редактор Microsoft Word предназначен для того, чтобы готовить учебно-методическую документацию (тематические и поурочные планы) и раздаточный материал (карточки-задания, контрольные тесты, кроссворды и т.п.) быстро и эффективно, создать качественно оформленные документы, удовлетворяющие высоким эстетическим требованиям.

Формы работы с ИКТ на уроках географии.

Три основные формы работы с ИКТ на уроках географии:

1.Непосредственное применение в учебном процессе.

2.Применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по географии внешкольных занятий.

3. Применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга.

Компьютеры и учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения.

В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса.

В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на уроке изучения нового материала, для обобщения и систематизации заданий, при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений. Уроки с использованием ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами. При изучении нового материала использую демонстративную программу,которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал.

Образованные программы имеют в своём составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора. Ученики являются свидетелями происходящих на экране стихийных явлений природы.

На уроке закрепления использую тренажёр, позволяющий осуществить контроль за усвоением изученного материала,интерактивные тесты и тренинги.

Для подготовки тематических презентаций по географии использую программу Microsoft Office Power Point. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности.

С помощью Microsoft Office Word составляю логические схемы – конспекты. На схемах используется простейший прием выделения различных элементов (разная форма элементов, разный вид и цвет шрифта), что позволяет детям без особого труда познакомиться, во-первых, с явлением а, во-вторых, проследить четкие причинно-следственные связи данного явления.

Преподавание географии в старших классах предполагает проработку большого массива статистической информации. Работать с цифровыми показателями гораздо легче, если они представлены в виде различных графиков, диаграмм. И здесь огромную помощь оказывает программа Microsoft Office Excel. Эта программа позволяет переводить скучную и довольно сложную для учащихся текстовую или табличную форму в более понятный «язык» графиков и диаграмм.

Контроль знаний на уроках географии с использованием компьютерных технологий

Возрастает популярность тестовых заданий как средства контроля результатов обучения. Главными причинами этого процесса являются: возможность автоматизированной обработки результатов, точный подсчет числа выполненных ответов, высокая степень объективности выставляемых отметок. В связи с вводимой рейтинговой системой такие разработки становятся всё более актуальным. Дополнительный интерес к тестовому контролю предмета в последние годы связан с организацией Единого государственного экзамена. Использовать тестовые задания возможно несколькими способами. Самый распространённый способ- это индивидуальная работа учащегося с компьютером и полная обработка ответов компьютерной программой. Другой способ – выведение тестовых заданий на экран мультимедийного проектора - предполагает заполнение бумажных носителей всем классом одновременно и обработку ответов либо учителем, либо учащимися. Второй способ актуален при обучении пользованием тестами, при подготовке к ВОУДу и ЕНТ.

Широко использую тестовые задания как средства контроля результатов обучения, которые составляю сама с помощью программы My Test и тестовые задания, имеющиеся в мультимедиа-учебниках. Выполняя такую работу, учащиеся учатся давать оценку работы других обучающихся и самооценку своей работы. Для составления тестов использую и программу Microsoft Power Point.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сейсембаева Алтынай Сакеновна

Дата: 23.07.2014

Номер свидетельства: 110512

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1900 руб.
3170 руб.
1390 руб.
2310 руб.
1460 руб.
2440 руб.
1280 руб.
2130 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства