kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование коммуникативных умений школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном выступлении автор рсакрывает методику формирования у школьников 5 классов коммуникативных умений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных умений школьников»



Учитель географии: Коледа Валентина Николаевна


Формирование коммуникативных умений школьников – одна из важнейших проблем современного преподавания географии.

В современной методике сегодня широко используется термин «коммуникативная компетентность», т.е. индивидуальная способность человека организовать свою речевую деятельность в ее продуктивных и рецептивных видах, используя языковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения.

Коммуникативная компетенция – одна из важнейших характеристик языковой личности. Как показывает практика, учащиеся, оканчивая школу, не всегда в должной мере владеют навыками в коммуникации.

Основные причины:

  • недостаточное привлечение возможностей различных средств обучения в работу по формированию коммуникативных умений

  • отсутствие в обучении ситуаций, стимулирующих речевую активность школьников, позволяющих детям более осознанно и свободно пользоваться русским языком в учебных и других целях.

Что и повлияло на выбор методической темы.


Методика развития речевых умений пятиклассников на уроках

географии


Упражнение 1. «Интеллектуальный штурм»

Упражнение применяется в начале урока. Учитель называет ключевое слово темы. Учащиеся бегло называют по одному слову из изученного по теме. Например, тема «Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба».

Учитель: Вспоминаем изученный материал. Назовите понятия темы, связанные со словом масштаб…

Дети: Численный, именованный, линейный, топографический план, условные знаки.

Эффект от выполнения упражнения:

  • концентрация внимания детей на работу;

  • закрепление знаний;

  • формирование умения слушать;

  • установление причинно – следственных знаний;

  • развитие речи

 


Упражнение 2. «Составь задание партнеру»

Упражнение можно проводить как на уроках обобщения, так и по ходу изучения темы при работе в парах. Например, темы «Градусная сетка», «Географические координаты», «Горные породы, минералы, полезные ископаемые».

Эффект от выполнения упражнения:

  • закрепление знаний;

  • формирование умения слушать;

  • развитие речи;

  • формирование умения вести диалог

Упражнение 3. «Отзыв на работу (ответ) товарища»

Упражнение можно проводить на этапе проверки домашнего задания, уроке обобщения знаний, как в устной, так и в письменной форме. В первом случае это может быть сценка любого учащегося класса с указанием полноты воспроизведенной информации. Например, «оцените, насколько полным был ответ на вопрос?», «какую оценку поставите за ответ и почему?» Во 2ларом случае оценку с пояснением дают сильные учащиеся на письменную работу по теме. Предварительно оговариваются критерии письменной работы, по которым ее можно проверить.

Например, «Урок обобщения по теме «Горные породы и минералы»:

  • Что это за горная порода? (гранит)

  • Из каких минералов состоит гранит?

  • Что происходит с гранитом под воздействием внешних сил? (Он разрушается на составные части кварц на песчинки, полевой шпат и слюда образуют глину).

  • Какого происхождения гранит?

  • Какие горные породы называются магматическими?

Задание: написать рассказ «История происхождения песчинки». Сильные учащиеся проверяют соблюдение критериев к работе, отсутствие грубых ошибок.

Эффект от выполнения упражнения:

  • построение речевого высказывания в устной, письменной форме;

  • умение слушать и слышать;

  • отслеживание и анализ знаний по теме, рефлексия

Упражнение 4. «Диалог»

Проверка домашнего задания в парах. На вопрос учителя сначала отвечает один ученик, затем сосед по парте. Работа длится 4 – 5 минут. Дети оценивают ответы друг друга. Учитель выборочно вновь задает те же вопросы и если оценка совпадает, то ставится обоим учащимся.

Эффективность от проведения упражнения:

  • умение слушать и слышать;

  • отслеживание и анализ знаний по теме, рефлексия;

  • развитие речи, взаимопроверка

Упражнение 5. 

Упражнение проводится в форме домашнего задания или на этапе закрепления знаний по теме. Учащиеся в устной или письменной форме должны составить связный рассказ на заданную тему.

Например:

  • Напишите историю происхождения песчинки

  • Напишите в газету о своем населенном пункте (поселке, городе)

  • Объясните, с чем связана смена времен года?

  • Объясните причины отличия людей по цвету кожи.

Эффект от выполнения упражнения:

  • перевод устной речи в письменную и наоборот;

  • развитие речи;

  • закрепление знаний по теме.


Методика развития групповой работы пятиклассников

на уроках географии


Упражнение 1. «Групповая работа»

Упражнение проводится при делении класса на малые группы 4 – 6 человек. Этот вид работы можно использовать как на отдельных этапах урока, так и проведении целого урока. Например, тема «Горные породы, минералы, полезные ископаемые». Работают три группы. Этап проверки знаний.

Задание: используя конспект в тетради и текст учебника, выполните задание: 1 группа: колебания температуры воздуха, влияние ветра, текучие воды…. О каких горных породах идет речь? Объясните их образование и приведите примеры таких горных пород.

2 группа: магма, излившиеся, глубинные. О каких горных породах идет речь? Объясните их образование и приведите примеры таких горных пород.

3 группа: опускание, давление, высокая температура. О каких горных породах идет речь? Объясните их образование и приведите примеры таких горных пород.

Пример: практическая работа по теме: «Составление комплексной характеристики своей местности»

Работа в группах. Сообща по плану составить рассказ о Ставропольском крае

1 группа Географическое положение (равнина, горы, соседи, природная зона, климатический пояс)

2 группа Экономика (добыча полезных ископаемых, отрасли производства, сельское хозяйство)

3 группа Природа родного края (растения, животные)

Экспертная группа Знакомство с дополнительным материалом.

И в конце урок:

  • Напишите, что вы называете родным краем

  • В каком направлении и на каком расстоянии от Москвы он находится?


Эффект от выполнения упражнения:

  • развитие навыков коммуникации при работе в группе;

  • развитие умения работать с различными источниками географических знаний;

  • обмен результатами мыследеятельности

Упражнение 2. «Интервью» (С.С.Кашлев. Интерактивные методы обучения: учебно – методическое пособие – Минск: ТетраСистемо, 2011).

Упражнение проводится на этапе проверки домашнего задания или уроке обобщения по теме. Учащиеся разбиваются на пары и располагаются друг с другом. Далее учитель предлагает вопросы для интервью. 2 – 3 вопроса по изученной теме (не более 5 минут).

Например:

  • Как вы оцениваете возможность землетрясения на территории вашего проживания?

  • Какие движения земной коры характерны для вашей местности?

  • Какую характеристику вы дадите полезным ископаемым вашей местности?

Далее учитель поочередно предлагает оценить полученную информацию. Фиксация ответов в рабочей тетради. Рефлексия состоявшегося взаимодействия.

Эффект от выполнения упражнения:

  • обмен информацией между собеседниками;

  • проявление умения слушать и слышать;

  • закрепление знаний по теме.

Упражнение 3. «Круглый стол»

Упражнение проводится либо в форме беседы, либо дискуссии. Форма – урок изучения нового, урок обобщения знаний. Например, тема «Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города».

Учитель как ведущий объявляет тему и цель круглого стола, представляет законы «Круглого стола», далее поочередно задает вопросы для обсуждения:

  • Какими причинами вызваны внешние различия людей различных рас?

  • Приведите как можно больше доказательств, что человечество – единый биологический вид.

  • Какими причинами вызваны различия в заселенности территории мира? Подтвердите примерами.

  • Что вы знаете о различии государств по площади? Подтвердите примерами.

Ведущий (учитель) фиксирует ответы выступающих на листе результатов и делает обобщение.

Эффект от выполнения упражнения:

  • развитие умений коллективной беседы, дискуссии;

  • развитие речи;

  • развитие навыков общения через организацию политолога, мыследеятельности.

Упражнение 4. «Пресс – конференция»

Упражнение можно проводит на уроке изучения нового или уроке обобщения знаний. Участников лучше рассадить по кругу или по периметру класса. Ведущий (учитель или группа учащихся – специалистов) объявляет тему пресс- конференции с ним как со специалистом данной области. Участникам предлагается в течение двух минут сформулировать 1 – 2 вопроса. По истечении времени участники задают вопрос, при повторении пропускают ход или оперативно формулируют новый. Оцениваются вопросы, отражающие суть рассматриваемой темы.

Эффект от проведения упражнения:

  • развитие умений формулировать вопрос;

  • развитие навыков общения, через организацию смыслотворчества;

  • развитие мышления речи.


 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование коммуникативных умений школьников

Автор: Коледа Валентина Николаевна

Дата: 09.09.2016

Номер свидетельства: 342949

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Формирование коммуникативной компетентности школьников через духовно-нравственное воспитание"
    ["seo_title"] => string(103) "formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientnosti-shkol-nikov-chieriez-dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie"
    ["file_id"] => string(6) "252591"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447414449"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Формирование коммуникативных умений младших школьников на уроках и во внеурочное время в сфере ФГОС."
    ["seo_title"] => string(99) "formirovaniiekommunikativnykhumieniimladshikhshkolnikovnaurokakhivovnieurochnoievriemiavsfieriefgos"
    ["file_id"] => string(6) "271485"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451545018"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Использование игры, как средство  формирования коммуникативных умений во внеурочной деятельности. "
    ["seo_title"] => string(105) "ispol-zovaniie-ighry-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnykh-umienii-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "132057"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416274838"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка "
    ["seo_title"] => string(76) "formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientsii-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "125250"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414940444"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства