Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных умений школьников»
Учитель географии: Коледа Валентина Николаевна
Формирование коммуникативных умений школьников – одна из важнейших проблем современного преподавания географии.
В современной методике сегодня широко используется термин «коммуникативная компетентность», т.е. индивидуальная способность человека организовать свою речевую деятельность в ее продуктивных и рецептивных видах, используя языковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения.
Коммуникативная компетенция – одна из важнейших характеристик языковой личности. Как показывает практика, учащиеся, оканчивая школу, не всегда в должной мере владеют навыками в коммуникации.
Основные причины:
недостаточное привлечение возможностей различных средств обучения в работу по формированию коммуникативных умений
отсутствие в обучении ситуаций, стимулирующих речевую активность школьников, позволяющих детям более осознанно и свободно пользоваться русским языком в учебных и других целях.
Что и повлияло на выбор методической темы.
Методика развития речевых умений пятиклассников на уроках
географии
Упражнение 1. «Интеллектуальный штурм»
Упражнение применяется в начале урока. Учитель называет ключевое слово темы. Учащиеся бегло называют по одному слову из изученного по теме. Например, тема «Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба».
Учитель: Вспоминаем изученный материал. Назовите понятия темы, связанные со словом масштаб…
Упражнение можно проводить как на уроках обобщения, так и по ходу изучения темы при работе в парах. Например, темы «Градусная сетка», «Географические координаты», «Горные породы, минералы, полезные ископаемые».
Эффект от выполнения упражнения:
закрепление знаний;
формирование умения слушать;
развитие речи;
формирование умения вести диалог
Упражнение 3. «Отзыв на работу (ответ) товарища»
Упражнение можно проводить на этапе проверки домашнего задания, уроке обобщения знаний, как в устной, так и в письменной форме. В первом случае это может быть сценка любого учащегося класса с указанием полноты воспроизведенной информации. Например, «оцените, насколько полным был ответ на вопрос?», «какую оценку поставите за ответ и почему?» Во 2ларом случае оценку с пояснением дают сильные учащиеся на письменную работу по теме. Предварительно оговариваются критерии письменной работы, по которым ее можно проверить.
Например, «Урок обобщения по теме «Горные породы и минералы»:
Что это за горная порода? (гранит)
Из каких минералов состоит гранит?
Что происходит с гранитом под воздействием внешних сил? (Он разрушается на составные части кварц на песчинки, полевой шпат и слюда образуют глину).
Какого происхождения гранит?
Какие горные породы называются магматическими?
Задание: написать рассказ «История происхождения песчинки». Сильные учащиеся проверяют соблюдение критериев к работе, отсутствие грубых ошибок.
Эффект от выполнения упражнения:
построение речевого высказывания в устной, письменной форме;
умение слушать и слышать;
отслеживание и анализ знаний по теме, рефлексия
Упражнение 4. «Диалог»
Проверка домашнего задания в парах. На вопрос учителя сначала отвечает один ученик, затем сосед по парте. Работа длится 4 – 5 минут. Дети оценивают ответы друг друга. Учитель выборочно вновь задает те же вопросы и если оценка совпадает, то ставится обоим учащимся.
Эффективность от проведения упражнения:
умение слушать и слышать;
отслеживание и анализ знаний по теме, рефлексия;
развитие речи, взаимопроверка
Упражнение 5.
Упражнение проводится в форме домашнего задания или на этапе закрепления знаний по теме. Учащиеся в устной или письменной форме должны составить связный рассказ на заданную тему.
Например:
Напишите историю происхождения песчинки
Напишите в газету о своем населенном пункте (поселке, городе)
Объясните, с чем связана смена времен года?
Объясните причины отличия людей по цвету кожи.
Эффект от выполнения упражнения:
перевод устной речи в письменную и наоборот;
развитие речи;
закрепление знаний по теме.
Методика развития групповой работы пятиклассников
на уроках географии
Упражнение 1. «Групповая работа»
Упражнение проводится при делении класса на малые группы 4 – 6 человек. Этот вид работы можно использовать как на отдельных этапах урока, так и проведении целого урока. Например, тема «Горные породы, минералы, полезные ископаемые». Работают три группы. Этап проверки знаний.
Задание: используя конспект в тетради и текст учебника, выполните задание:1 группа: колебания температуры воздуха, влияние ветра, текучие воды…. О каких горных породах идет речь? Объясните их образование и приведите примеры таких горных пород.
2 группа: магма,излившиеся, глубинные. О каких горных породах идет речь? Объясните их образование и приведите примеры таких горных пород.
3 группа: опускание, давление, высокая температура. О каких горных породах идет речь? Объясните их образование и приведите примеры таких горных пород.
Пример: практическая работа по теме: «Составление комплексной характеристики своей местности»
Работа в группах. Сообща по плану составить рассказ о Ставропольском крае
1 группа Географическое положение (равнина, горы, соседи, природная зона, климатический пояс)
2 группа Экономика (добыча полезных ископаемых, отрасли производства, сельское хозяйство)
3 группа Природа родного края (растения, животные)
Экспертная группа Знакомство с дополнительным материалом.
И в конце урок:
Напишите, что вы называете родным краем
В каком направлении и на каком расстоянии от Москвы он находится?
Эффект от выполнения упражнения:
развитие навыков коммуникации при работе в группе;
развитие умения работать с различными источниками географических знаний;
Упражнение проводится на этапе проверки домашнего задания или уроке обобщения по теме. Учащиеся разбиваются на пары и располагаются друг с другом. Далее учитель предлагает вопросы для интервью. 2 – 3 вопроса по изученной теме (не более 5 минут).
Например:
Как вы оцениваете возможность землетрясения на территории вашего проживания?
Какие движения земной коры характерны для вашей местности?
Какую характеристику вы дадите полезным ископаемым вашей местности?
Далее учитель поочередно предлагает оценить полученную информацию. Фиксация ответов в рабочей тетради. Рефлексия состоявшегося взаимодействия.
Эффект от выполнения упражнения:
обмен информацией между собеседниками;
проявление умения слушать и слышать;
закрепление знаний по теме.
Упражнение 3. «Круглый стол»
Упражнение проводится либо в форме беседы, либо дискуссии. Форма – урок изучения нового, урок обобщения знаний. Например, тема «Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города».
Учитель как ведущий объявляет тему и цель круглого стола, представляет законы «Круглого стола», далее поочередно задает вопросы для обсуждения:
Какими причинами вызваны внешние различия людей различных рас?
Приведите как можно больше доказательств, что человечество – единый биологический вид.
Какими причинами вызваны различия в заселенности территории мира? Подтвердите примерами.
Что вы знаете о различии государств по площади? Подтвердите примерами.
Ведущий (учитель) фиксирует ответы выступающих на листе результатов и делает обобщение.
Эффект от выполнения упражнения:
развитие умений коллективной беседы, дискуссии;
развитие речи;
развитие навыков общения через организацию политолога, мыследеятельности.
Упражнение 4. «Пресс – конференция»
Упражнение можно проводит на уроке изучения нового или уроке обобщения знаний. Участников лучше рассадить по кругу или по периметру класса. Ведущий (учитель или группа учащихся – специалистов) объявляет тему пресс- конференции с ним как со специалистом данной области. Участникам предлагается в течение двух минут сформулировать 1 – 2 вопроса. По истечении времени участники задают вопрос, при повторении пропускают ход или оперативно формулируют новый. Оцениваются вопросы, отражающие суть рассматриваемой темы.
Эффект от проведения упражнения:
развитие умений формулировать вопрос;
развитие навыков общения, через организацию смыслотворчества;