Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме «Самостоятельная работа учащихся на уроках географии»»
МБОУ СОШ № 9 г. Георгиевска
Тема: «Самостоятельная деятельность учащихся на уроках географии при реализации ФГОС ООО»
Автор: Магарамова Ф.Р.,
учитель географии
Самостоятельная деятельность учащихся на уроках географии при реализации ФГОС ООО
На современном этапе развития человеку следует быть практичным и самостоятельным в принятии того или иного решения, чему следует научиться со школьной скамьи. Роль организатора и руководителя учебного процесса заключается не только в том, чтобы для каждого коллектива и каждого конкретного случая найти оптимальное сочетание разных приёмов учебной деятельности школьников, но и обеспечить неуклонное развитие у них активности и самостоятельности, вооружить их необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками
Одно из основных условий эффективности урока – занятость всех учеников класса продуктивной учебной деятельностью, обучению их самостоятельному добыванию знаний и привитие навыков самостоятельной работы.
Задача учителя – не просто излагать учебный материал, проверять усвоенное содержание, задавать вопросы, а организовывать деятельность учащихся с различными источниками географической информации, формулировать познавательные задачи и оказывать помощь в решении учебных проблем, осознании собственных творческих возможностей, создавать ситуации взаимодействия.
Самостоятельная работа- это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное время, при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.
Самостоятельная работа, позволяет:
вести обучение с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки учащихся;
осуществлять переход от простых знаний к более сложным;
развивать мышление и творческие способности каждого учащегося;
овладеть определенными познавательными умениями и навыками.
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке требует определённых условий, обеспечивающих её успешность:
Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме.
Наличие сформированных умений и навыков самостоятельной работы (от элементарных до более сложных).
Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие.
Соотнесение объёма и сложности работы с темпом его выполнения.
Осознание учеником цели и появление желания к её достижению.
Использование различных форм деятельности учащихся для достижения поставленной цели: фронтальная работа (все ребята выполняют одно и то же задание); коллективная деятельность (каждый выполняет какую-то часть общего задания); индивидуальная работа (каждый учащийся выполняет особое задание).
Осознание учащимися результатов своих достижений.
Организация самостоятельной работы учащихся проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования общих компетенций.
Критериями оценки результатов самостоятельной работы обучающегося являются:
уровень освоения обучающимся учебного материала;
умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
сформированность общих компетенций;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями.
Успешности и результативности своей работы достигаю за счёт того, что, наряду с традиционными формами проведения уроков, практикую нетрадиционные, при этом учитываю возрастные особенности учащихся.
Самостоятельная учебная работа выполняет следующие функции:
выработка способности работать самостоятельно;
развитие познавательной активности;
стимулирование творческого мышления;
повышение культуры умственного труда, интереса;
осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше запоминается"); формирование умения планировать время;
выработка ответственности и инициативности.
Я использую различные виды самостоятельной работы на уроках географии:
1.Работа со школьным учебником (работа с рисунком, графиком, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам.
2. Постановка проблемных вопросов и обсуждение с учащимися перед изучением новой темы.
3. Уроки- семинары, где учащиеся выступают с сообщениями по заданной теме, а одноклассники задают выступающим вопросы.
Творческий подход при подготовке сообщений. Развитие навыков выступления перед аудиторией. Развитие умения правильно формулировать вопросы.
4. «Географическая дуэль»- соревнование на быстроту нахождения географических объектов на карте.
Стремление выиграть повышает интерес к изучению географических карт, способствует зрительному восприятию и запоминанию названий и положения географических объектов на карте.
5. Защита рефератов.
Развитие умений по самостоятельной работе с источниками географических знаний - картами, учебниками, дополнительной литературой. Развитие умений выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.
6. Уроки - викторины, уроки - конкурсы.
Учащиеся заранее получают тему для подготовки к викторине или уроку конкурсу, что способствует более тщательному самостоятельному изучению темы учащимися и получению новых сведений из дополнительной литературы.
7. Проверочные самостоятельные работы.
Проведение контрольных работ с использований раздаточных материалов, включающих схемы, диаграммы способствует развитию образного мышления и концентрации внимания, приучает к самостоятельности при решении тестов и задач.
8. Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях.
Планируя каждую тему программы, необходимо продумывать, какой запас жизненных наблюдений и знаний потребуется использовать при прохождении темы. Предварительно нужно познакомиться с требованиями программы и содержанием материала по учебнику, изучить дополнительную литературу, объекты для проведения экскурсии, сроки закладывания опытов, темы наблюдений для учащихся. Готовясь к урокам, необходимо заранее продумывать все средства, при помощи которых можно пробудить пытливость ума, заставить сильнее проявить любознательность учеников.
Планируя самостоятельную работу необходимо:
предусматривать ее место в структуре урока;
ее оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала;
предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;
определять форму заданий;
устанавливать оптимальную длительность работы;
подбирать соответствующий дидактический материал;
предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.
Систематически организуемая самостоятельная деятельность способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний. Ученики, получая знания не в готовом виде, а добывая их сами, осознают при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимают и принимают систему ее норм. Организация выполнения учащимися разнообразных по цели и содержанию заданий способствует развитию у учащихся общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.