kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад «Экологическое воспитание школьников на уроках географии».

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Введение.

       Стремительное изменение природной среды в эпоху научно- технической революции связано с активным воздействием общества на природу. В результате улучшается жизнь человека, лучше обеспечиваются его конкретные потребности. Однако ширится и число нежелательных изменений в окружающей среде. Причины здесь неоднозначны. Одна из них – экологическая неграмотность населения. А кто, как не школа, должна воспитывать у детей ответственное отношение к использованию природных ресурсов, чувство заботы о состоянии окружающей среды.

1.Введение.

       Стремительное изменение природной среды в эпоху научно- технической революции связано с активным воздействием общества на природу. В результате улучшается жизнь человека, лучше обеспечиваются его конкретные потребности. Однако ширится и число нежелательных изменений в окружающей среде. Причины здесь неоднозначны. Одна из них – экологическая неграмотность населения. А кто, как не школа, должна воспитывать у детей ответственное отношение к использованию природных ресурсов, чувство заботы о состоянии окружающей среды.

1.Введение.

       Стремительное изменение природной среды в эпоху научно- технической революции связано с активным воздействием общества на природу. В результате улучшается жизнь человека, лучше обеспечиваются его конкретные потребности. Однако ширится и число нежелательных изменений в окружающей среде. Причины здесь неоднозначны. Одна из них – экологическая неграмотность населения. А кто, как не школа, должна воспитывать у детей ответственное отношение к использованию природных ресурсов, чувство заботы о состоянии окружающей среды.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Экологическое воспитание школьников на уроках географии».»

Экологическое воспитание школьников    на   уроках географии.

1.Введение.

       Стремительное изменение природной среды в эпоху научно- технической революции связано с активным воздействием общества на природу. В результате улучшается жизнь человека, лучше обеспечиваются его конкретные потребности. Однако ширится и число нежелательных изменений в окружающей среде. Причины здесь неоднозначны. Одна из них – экологическая неграмотность населения. А кто, как не школа, должна воспитывать у детей ответственное отношение к использованию природных ресурсов, чувство заботы о состоянии окружающей среды.

        В Конституции Российской Федерации обязанность граждан беречь природу и охранять ее богатства впервые приняла характер требования. Чтобы это требование превратилось в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за окружающую природу. Это чувство формируется в системе всех форм и методов воспитания личности.

       Выразительным показателем экологической культуры школьников является их реальная деятельность: недопущение действий, наносящих ущерб природной среде, посильный вклад в преодоление негативных воздействий на природу, разъяснение и пропаганда законов об охране окружающей среды.

       Сегодня экологическая культура становится важным проявлением социальной активности и гражданской зрелости выпускника общеобразовательной школы. Именно общеобразовательная школа призвана развивать у молодежи ответственное отношение к природе. Эта важная социальная задача может успешно решаться не усилиями отдельных педагогов – энтузиастов, а только систематической работой всего педагогического коллектива на метапредметной основе, органически включаясь во все элементы  учебно- воспитательного процесса в школе.

       Формирование у детей ответственного отношения к природе сложный и длительный социально – педагогический процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, эмоций, воли обучающихся, их деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды. Такого рода  учебно – воспитательная работа предполагает расширение педагогически организованных контактов детей с природной средой, организацию целенаправленного общения школьников между собой и со взрослыми в условиях обучающих (игровых и реальных) ситуаций. Все это направлено на формирование социально – активной жизненной позиции обучающихся – потребности заботливо относиться к окружающей природе. Достижение намеченных целей возможно не только в условиях сложившейся классно – урочной формы обучения, но и в системе внеурочных и внеклассных занятий.

      Отношение человека к окружающей среде проходит несколько взаимосвязанных этапов развития: на первом – формируется готовность защищать среду; на втором – формируется идеал отношения к окружающей среде; на решающем – развивается способность ученика защищать окружающую среду. В этом процессе активно формируется опыт ценностных ориентаций и принятия решений по отношению к природной среде.

Экологическое воспитание обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.

       Природа и дети – непреходящая педагогическая проблема. Классики педагогики видели в природе неиссякаемый источник воспитания ума и чувств каждой личности, правда, подчас сетовали, как мало значения придается этому источнику в теории педагогики и практике школы.

      Поэтому на  уроках географии и во внеклассной работе большое внимание уделяется общению с природой, пробуждению радости от восприятия ее красоты. Это научно – познавательное и эмоционально – эстетическое восприятие природного окружения именуют экологическим воспитанием обучающихся.

       Одним из главных направлений программы является знакомство с природой и культурой родного края Которое осуществляется постепенным введением метода экологических проектов различной сложности и продолжительности.

 Геоэкологические элементы содержания программы по     географии:

1.    Изменение поверхности Земли деятельностью человека.

2.    Охрана вод от загрязнения.

3.    Охрана атмосферного воздуха.

4.    Роль деятельности человека в изменении биосферы.

5.    Изменение лика земли в результате природных процессов и деятельности человека.

6.    Изменение природы своей местности под влиянием хозяйственной деятельности человека, мероприятия по охране природы.

7.    Международное сотрудничество в изучении природы Земли и ее охране.

8.    Африка. Заповедники Африки. Изменение природы материка под воздействием человека.

9.    Австралия. Изменение природы человеком и современные ландшафты.

10.                      Океания. Заселение человеком и изменение природы островов.

11.                      Южная Америка. Степень изменения природы человеком.

12.                      Охрана природы океанов.

13.                      Северные материки. Заповедники и национальные парки. Современные ландшафты. Территории с опасной экологической ситуацией.

14.                      Взаимодействие природы и общества. Изменение природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей.

15.                      Изменение почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв.

16.                      Экологические проблемы крупных природных районов России.

$117.                      Роль географической науки в изучении и преобразовании природы. Географический прогноз. Экологическая ситуация в России, законы об охране природы.

18.                      Концентрация населения в крупнейших городах России и мира, Обострение в них социальных и экологических проблем.

19.                      Проблемы охраны северной природы.

20.                      Экологические проблемы крупнейших рек мира.

21.                      Обострение социальных, Экономических и экологических проблем в России.

22.                      Охрана окружающей среды  и экологические проблемы регионов.

23.                      Экологические проблемы больших городов.

24.                      Глобальные проблемы человечества.

25.                      Экологическая проблема как приоритетная  проблема выживания человечества; понятие о критическом экологическом районе и их география.

              В начальном курсе физической географии (6 класс), на изучение которого выделен всего 1 час в неделю, дети еще не знакомы с понятием «экология». Закрепляется термин «экология» при изучении темы «Литосфера», а затем знакомстве с понятиями «исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы». На вопрос: «Можно ли продлить век исчерпаемым природным ресурсам и как это сделать?» дети дают самые разные ответы, порой очень интересные и мудрые не по возрасту.

       География материков и океанов (7 класс) – предполагает дальнейшее изучение экологической науки, чтобы продолжить формирование у детей значимости экологических знаний, представлений об экологии биосферы, о функциях живого вещества биосферы. Ребенку, познавшему обширный мир, окружающий его, с точки зрения экологических понятий и структуры биосферы, важно показать, что природа – колыбель человечества. Необходимо продолжить формирование обобщенного взгляда на мир, что предполагает познание глобальных проблем человечества и их тесной связи с задачами сохранения мира на планете. При изучении материка или океана я провожу большую работу по исследованию экологических проблем этого комплекса. Например, при знакомстве с природой Африки я выясняю, почему Сахара значительно расширила свою площадь, а площадь влажных экваториальных лесов и саванн сократилась, почему сократилась численность некоторых видов животных, а отдельные виды совсем исчезли с лица Земли.

Тема «Заповедники и национальные парки» - это, конечно же, просмотр видеофильма «Заповедники Африки» и презентации на данную тему.

     Изучая природу северных материков, обращаю внимание детей на проявление экологических проблем в природных зонах тундры, тайги, смешанных лесов и их специфику. Здесь решается проблема  хищнической вырубки лесов в сибирской тайге, сведения широколиственных лесов в Европе.

      Задачи экологического воспитания можно решать на каждом уроке географии, потому что каждый человек, используя опыт прошедшей жизни в настоящем, способен предвидеть последствия своих действий и отношений к другому лицу, выяснять причины наблюдаемых им явлений и творчески проявлять себя в любой возможной ситуации.

     На уроках географии можно использовать отрывки из стихотворений , прозы, драматургии, подчеркивающими красоту русской природы, а также проблемы взаимоотношений человека и природы.

Например:

6 класс «Воды Мирового океана»

А.Плотников в стихотворении «Чёрные пятна»

Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине
Черные, раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными как Боги
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно «освоили» планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету
Чёрные сотрёшь ли, человек?

Вопрос:

Какая проблема описана в стихотворении?

на уроках 8 класс «Горы Северной Осетии»

В горах играйте и гуляйте, 
Но мусор там не оставляйте – 
Когда в горах красиво и опрятно, 
И отдыхать в них тогда вдвойне приятно!



      

Заключение.

    Нашу планету часто сравнивают с гигантским космическим кораблем, летящим по просторам Вселенной. А человечество – экипаж корабля. Красивое сравнение. В чем-то даже мудрое. Но мы всегда должны помнить, что у нашего корабля «Земля» нет аварийного выхода. Зато есть множество вопросов: «Когда наши города станут чистыми, зелеными, красивыми? Кто несет ответственность за разрушение здоровья людей промышленными отходами? Как спасти родники, реки, озера, растительный и животный мир от гибели?». Древние цивилизации представляли себе Землю в образе божества, материнского и плодородного, а людей – детьми, которых она питает. Но время мифов прошло. Да и отношение человека к своей планете изменилось. Однако оно не должно быть менее уважительным и разумным. Нам нужно беречь богатство планеты – воздух, воду, землю. Мы должны воспитать умного, экологически грамотного человека, для которого принципы «Не навреди!», «Будь полезен!» являются жизненным девизом.

      Неизвестный китайский поэт еще в 500 году до нашей эры сказал: «Если вы думаете на год вперед – сейте зерна. Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья. Если вы думаете на сто лет вперед – воспитывайте человека».

      Эпоха неконтролируемого саморазвития системы «человек – природа» окончилась. Наступило время Разума, а ресурсом стало время. Поэтому мы должны иcпользовать этот ресурс и воспитать экологически культурное поколение, чтобы быть безопасными за будущее планеты Земля.

Литература:

1.    Лемешев М.Я. «Природа и мы» М.1989г.

2.    Кошелева В.Л. «Экология и нравственность». «Общественные науки и современность» 1993г. №1.

3.    Вернадский В.И. «Начало и вечность Жизни» М. 1989г.

4.    Горелов А.А. «Жить в согласии с природой» М. 1990г.

5.    Журнал «Библиотека» №3-4, 1990г.

6.    Чижевский А.Л. «Вся жизнь» М. 1974г.

7.    Лиознер В.Л. «К уроку географии» М. Издательство «Наука» 2001г.















   











Доклад

«Экологическое воспитание школьников    на   уроках географии».

















Подготовила учитель географии:

И.П.Мальцева







2019г.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Доклад «Экологическое воспитание школьников на уроках географии».

Автор: МальцеваИ.П.

Дата: 29.05.2019

Номер свидетельства: 512670

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Межпредметные связи на уроках географии (доклад) "
    ["seo_title"] => string(56) "miezhpriedmietnyie-sviazi-na-urokakh-ghieoghrafii-doklad"
    ["file_id"] => string(6) "152742"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420900952"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Программа профильного обучения 10 класс. "
    ["seo_title"] => string(44) "proghramma-profil-nogho-obuchieniia-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "206543"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430211015"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина""
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaiaproghrammapokraieviedieniiumoiamalaiarodina"
    ["file_id"] => string(6) "259839"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448826584"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства