Активизация познавательной деятельности на уроках географии и биологии
Активизация познавательной деятельности на уроках географии и биологии
В статье подробно рассматривается материал из опыта работы по развитию творческих способностей обучающихся, с приложением практических заданий, при помощи которых обучающиеся учатся анализировать, сравнивать, понимать причинно – следственные зависимости, которые пригодятся им в дальнейшей адаптации в социуме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности на уроках географии и биологии»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида по географии, вышедшей в издательстве «Владос» в 2017г, под редакцией В.В. Воронковой и не имеет с ней принципиальных расхождений. Программа рассчитана по 2 часа в неделю и 68 часов в учебном году.
Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор умственно отсталых школьников об окружающем мире
География даёт благодатный материал для патриотического, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Программа преподавания географии предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объёме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению умственно отсталыми обучающимися элементарных географических знаний.
В программе учебный материал расположен по годам обучения: 7 класс «Природа нашей Родины»,
Материал 7 класса («Природа нашей Родины») посвящён изучению природных условий и естественных богатств нашей Родины-России. Изучая географию своей страны обучающиеся узнают о необъятных просторах России, разнообразии её природных условий, растительного и животного мира, о жизни и занятиях, труде народов нашей страны. Много внимания должно быть уделено экологическим проблемам. Необходимо вскрыть причины обострения экологических ситуаций в некоторых районах нашей страны.
Цель данной рабочей программы:
формирование интереса и положительной мотивации школьников к изучению географии; а также способствовать реализации возможностей и интересов обучающихся.
Задачи:
создать у обучающихся целостное представление о Земле как планете людей;
раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения;
ознакомить их со странами и народами;
сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;
воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решение проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека,
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами, экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны знать:
положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
пояса освещённости, в которых расположена наша страна;
природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря,
природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
основное население и его занятия в каждой природной зоне и в своей области;
основные мероприятия по охране природы в России; правила поведения в природе.
Обучающиеся должны уметь:
показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь планом и картами;
показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;
устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
принимать простейшие меры по охране окружающей среды, правильно вести себя в природе.
Используемый УМК:
1.Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. География России :7 кл. : учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIIIвида---М.:Просвещение, 2004.
2.Т. М. Лифанова. Рабочая тетрадь по физической географии России. М. «Просвещение» 2000.
3.Атлас. География России. 8-9класс.
СПИСОК КАРТ:
1.Россия. Федеральные округа.
2.Российская Федерация.
3.Физическая карта России.
4.Природные зоны России.
5.Народы России.
6.Политическая карта Евразии.
Учебно-тематическое планирование по географии
7 класс
№
Тема урока
Кол-во часов
ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ХОЗЯЙСТВА РОССИИ.
11часов
1.
Географическое положение России на карте мира.
1
2.
Европейская и Азиатская части России.
1
3.
Административное деление России.
1
4.
Разнообразие рельефа.
1
5.
Полезные ископаемые, их основные месторождения.
1
6.
Климат России.
1
7.
Водные ресурсы России, их использование.
1
8.
Население России. Народы России.
1
9.
Промышленность, основа хозяйства, её отрасли.
1
10.
Сельское хозяйство, его отрасли.
1
11.
Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России.
1
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ.
2часа
12
Размещение природных зон на территории России.
1
13.
Карта природных зон России.
1
ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ.
5часов
14.
Положение на карте.
1
15.
Климат.
1
16.
Растительный и животный мир.
1
17.
Население и его основные занятия.
1
18.
Северный морской путь.
1
ЗОНА ТУНДРЫ.
8часов
19.
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые .
1
20.
Климат. Водоёмы тундры.
1
21.
Растительный мир.
1
22.
Животный мир.
1
23.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
1
24.
Города тундры: Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь.
1
25.
Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.
1
26.
Обобщающий урок по теме «Зона тундры»
1
ЛЕСНАЯ ЗОНА.
18часов
27.
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.
1
28.
Климат.
1
29.
Реки, озёра, каналы.
1
30.
Растительный мир, хвойные леса(тайга).
1
31.
Смешанные и лиственные леса.
1
32.
Животный мир.
1
33.
Пушные звери.
1
34.
Значение леса.
1
35.
Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны.
1
36.
Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.
1
37.
Города Центральной России.
1
38.
Особенности развития хозяйства Северо-Западной России.