Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии
Географические игры часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, пути решения неясны, а это приводит к творческому поиску. На своих уроках главной целью я ставлю изучить все в классе, чтобы дома осталось только повторить изученный материал, а способному ученику и повторять не приходится. Хотя конечно, есть темы, где необходимо изучить много новой номенклатуры. Например, в 6 классе в темах «Гидросфера», «Литосфера», в 7 классе – при изучении материков. Здесь, конечно, нужно потрудиться и дома, чтобы правильно запомнить произношение и местоположение географического объекта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии »
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии
В настоящее время мир переживает важнейший поворотный момент в своей истории.
Мы живем в эпоху революции средств коммуникации, которая меняет наш образ жизни, общения и мышления, а также методы достижения благосостояния. Мощь человеческого мозга, знания и творческий подход будут все больше и больше применяться в качестве основного капитала общества. Мир наших детей не будет похож на мир предыдущих поколений, будущее во многом будет зависеть от их способности понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни.
Везде, на всех континентах, наблюдается возрождение личности, ее интеллектуальной мощи и ответственности. Новый век ставит перед нами жесткие альтернативы. Обучение будет эффективным, только если оно позволит удовлетворить требования, предъявляемые новой эпохой.
Современная школа требует радикальных изменений, позволяющих учащимся адаптироваться в динамично меняющемся мире, творчески реализовать себя в личной жизни, в будущей профессиональной деятельности.
Не случайно президент Н.А.Назарбаев в своем ежегодном Послании народу одной из главнейших задач на пути к 30-ти конкурентоспособных стран мира выдвинул и современное образование, и профессиональную переподготовку, формирование основ «умной экономики», использование новых технологий, идей и подходов, развитие инновационной экономики. Ибо главным критерием успеха образовательной реформы является достижение такого уровня, когда любой гражданин нашей страны, получив соответствующее образование и квалификацию, сможет стать востребованным специалистом в любой стране.
Перебирая предметы естественно- математического цикла хотела бы конкретно остановиться на своем предмете география.
Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные. Но зайдите в разные школы: их учащиеся по-разному – с интересом и без него, с уважением и с пренебрежением отзываются об одних и тех же школьных предметах.
В чем причина столь разного отношения к предмету? Почему за дверью со знакомой табличкой «кабинет географии» для одних учащихся распахивается мир тайн и открытий, мир разнообразия природы, жизни и быта людей в ней, мир научных споров, поражений и побед, мир могущественного величия природы и ее одновременной решимости и беззащитности, а для других это просто кабинет.
Чтобы не было такого разного отношения к предмету у учащихся, над этим должен для него поработать учитель-предметник. Главной задачей для него является – дать ученикам прочные знания в соответствии со всеми требованиями программы по предмету. Для этого нужно использовать разные формы и методы в обучении географии. Без этого невозможно добиться понимания ими теоретических вопросов программы, заложить основу для будущего творческого использования географических знаний, изучения и преобразования мира. Процесс формирования познавательного интереса к предмету происходит под влиянием многих факторов.
Содержание предмета не существует само по себе, оно реализуется через методы обучения и деятельность учащихся на уроке. С другой стороны, программа по географии является лишь фундаментом, на котором построены уроки, насыщенные разными примерами и фактами. С помощью разных заданий и упражнений отрабатываются заданные программы умения.
Другим решающим фактором формирования познавательного интереса к предмету являются методы обучения, которые в методике географии делятся, традиционно по источникам знаний на словесные, практические и наглядные. При использовании разных методов надо учитывать конкретные ситуации:А) содержание учебного материала
Б) уровень подготовленности класса
В) уровень педагогического мастерства учителя
Г) наличие необходимых средств обучения
Д) взаимоотношения учителя с учениками
И, наконец, третий фактор – деятельность учащихся. Можно говорить о различных видах деятельности учащихся в зависимости от метода обучения – речевой, предметно-практической; использования на уроках в качестве наглядности произведений искусств. В то же время деятельность может быть контролем учителя, носить характер ролевой игры, т.е. быть игровой и одновременно происходить на одном из уровней познавательной самостоятельности учащихся - репродуктивном, частично поисковом, исследовательском. Задачами в моей работе являются следующее:
В целях достижения поставленных мною задач, я использую разные формы проведения учебных занятий. Нетрадиционные формы оживляют процесс обучения любого предмета и, в частности, географии; способствуют развитию самостоятельности учащихся, требуют активного участия в подготовке и проведении урока, обеспечивают глубокие и осознанные знания. При проведении нестандартных форм урока нет пассивных учеников, все активные и работают.
Велико и воспитательное значение традиционных форм обучения: они вызывают интерес к изучению предмета географии, формируют ответственное отношение к учебе. Ребята учатся оценивать работу свою и одноклассников, сотрудничать в коллективе и помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.
В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Ведь чтобы победить в игре-соревновании, надо много вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Другими словами, игра на уроке является комплексным носителем информации.
С одной стороны, игра пронизывает весь курс, органически проявляясь почти на каждом уроке, с другой, - занимает примерно пятую часть, не вытесняя ценной практической деятельности. Обучение школьника происходит воздействием на его органы зрения: демонстрация материала, чтение (в памяти остается 50% наблюдаемого, 30% прочитанного); орган слуха – монолог учителя, диалог с учителем, с одноклассником (в памяти остается 10% услышанного); практической деятельностью самого ребенка, самостоятельной работы (в памяти остается 90% сделанного самим). Выучить необходимый материал ученика можно либо заставить, либо заинтересовать его. Игра предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается все это непринужденно, как бы само с собой, при этом деятельность учащегося носит творческий, практический характер. Происходит 100% активизации деятельности учеников на уроке. Причем интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Известно, что слово сверстника имеет большой вес для подростка, чем слово учителя. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени – все эти игровые элементы - активизируют учебную деятельность учащихся, формируют интерес к предмету.
Географические игры часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, пути решения неясны, а это приводит к творческому поиску.
На своих уроках главной целью я ставлю изучить все в классе, чтобы дома осталось только повторить изученный материал, а способному ученику и повторять не приходится. Хотя конечно, есть темы, где необходимо изучить много новой номенклатуры. Например, в 6 классе в темах «Гидросфера», «Литосфера», в 7 классе – при изучении материков. Здесь, конечно, нужно потрудиться и дома, чтобы правильно запомнить произношение и местоположение географического объекта.
Вот, например, на уроке по теме «Суша в океане» изучаем местонахождение полуостровов и островов. Название объектов подписываем на контурной карте. В качестве закрепления пройденного материала на этом уроке и на подобных ему я использую игру- два ряда- две команды. Из каждого ряда по очереди выходят желающие, которых бывает всегда очень много. Вопросы типа «Покажи мне на карте» задают члены другой команды. Если участник игры показал правильно 8-10 объектов из предложенных 10, я ему ставлю «5». На следующем уроке по проверке знаний номенклатуры и местонахождения островов и полуостровов я провожу проверочную работу по вариантам. Я у доски молча показываю географические объекты отдельно для каждого варианта. Ребята записывают названия в тетрадях столбиком. Для проверки работы я использую взаимоконтроль
Так в 6 классе провела два урока путешествия по Мировому океану, урок обобщающего повторения по теме «Гидросфера» и по разделу «Географическая карта». В 5 классе урок – ассоциаций также по теме «Гидросфера». Начиная с 5-6 классах стараюсь формировать практические навыки и умения: определение сторон горизонта на местности и на карте, определение координат, измерение расстояний с помощью масштаба и географической сетки.
В старших классах, учитывая возрастные особенности учащихся, провожу уроки-зачеты. После завершения темы «Развитые капиталистические страны» каждый ученик получает задание подготовить сообщение или реферат по одному из государств Европы.
Для активизации деятельности учащихся применяю много кроссвордов, чайнвордов, ребусов.
Один из компонентов учебно-воспитательного процесса – проверка качества знаний и практических умений учащихся. Проверка позволяет осуществлять контроль за качеством знаний и не допускать пробелов в знаниях и умениях. Существуют различные виды проверок, например, тестирование. Преимущество тестовых заданий перед традиционными вопросами или заданиями по пройденной теме в том, что они позволяют сократить время, отводимое на проверку знаний, благодаря возможности получить ответ в короткой форме и быстро его оценить. Эти тестовые задания как бы заставляют учащегося работать с картой, используя необходимые приемы работы с ней.
Познавательный интерес к предмету формируется не только на уроках, но и во внеклассной работе. Внеурочное время позволяет использовать самые разные формы работы. Одной из них стал географический вечер «Последний герой» в нашей школе. В вечере принимал участие каждый желающий ученик с VIII по XI класс. Задачи данного вечера не только в том, чтобы проверить, насколько прочны знания по географии у учащихся, но и расширить их кругозор, заинтересовать познанием нового, привить навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой. Данный вечер расширил знания учащихся, развил находчивость, смекалку, умственные способности школьника, научил наблюдательности, помог глубже понять сущность отдельных явлений и процессов, позволил интегрировать знания по географии с историей, биологией. Для оценки и подведения результатов участников вечера было выбрано жюри. Победителям были вручены призы.
Мы живем в XXI веке, который требует нового подхода к современному образованию. Важную роль здесь могут сыграть информационные и коммуникационные технологии, позволяющие осуществить на практике реальную интеграцию учебных предметов и уже давно всем хорошо известную идею межпредметных связей на уровне методов исследования. По мере накопления опыта общения с компьютером на уроках и во внеурочное время постепенно приходит осознание практически безграничного расширения диапазона его применения. В своей работе использую электронные учебники для 8,9 классов по изучению нового материала, составляю презентации Power Point для иллюстрации урока. Эта программа позволяет ярко и наглядно продемонстрировать новый материал урока. Изучая тему, ученики не пассивно слушают учителя, когда от них требуется одно- внимательно слушать и запоминать, а работают парами, в группах. На слайдах представлен текст и иллюстрации новой темы, а для закрепления ученикам предлагаются различные варианты заданий, заполнить таблицы, схемы, составить кластер. Такая форма применения компьютерных технологий повышает огромный интерес к творческой деятельности ребят и формирует глубокие знания по предмету.
Сколько работаю, столько же и учусь. Посещаю уроки своих коллег. Для меня настольной книгой являются «География в школе», «Преподавание географии в школах и ВУЗах Казахстана» и другие. Как и каждый сельский учитель, испытываю трудности в техническом оборудовании кабинета, в картах, раздаточном дидактическом материале.
Еще Ушинский говорил, что школьники овладевают знаниями только благодаря проявлению самостоятельности. Если ученик сам не работает в процессе усвоения учебного материала, то он не приобретает тех знаний, которыми сможет воспользоваться в своей дальнейшей практической деятельности. Если учебные вопросы не прошли через сознание учащихся, их мысли и чувства, практическую деятельность, то они и не будут ими усвоены.
В предыдущем Послании главы нашего государства говорилось о повышении социального статуса учителя, каждый из нас понимает, что речь шла не только о повышении заработной платы, но и повышении профессиональной компетентности каждого педагога, повышении качества образования. Все это невозможно без укрепления материально- технической базы школ и я как гражданка Республики Казахстан целиком и полностью поддерживаю Президента Н.А.Назарбаева о приближении системы начального и среднего образования, а также переподготовки кадров к мировым стандартам.