Просмотр содержимого документа
«Способы активизации познавательной деятельности учащихся как субъектов образовательного процесса на уроках географии»
Голованова Любовь Анатольевна
ГУ «Меновновская средняя школа» учитель географии первой категории. Дом. тел.: 57-46-21 с. Меновное ул. Юбилейная 25 кв. 24
Сот. 87779874359
Способы активизации познавательной деятельности учащихся как субъектов образовательного процесса на уроках географии
Приобщение учащихся к творческой деятельности – это проблема, над которой я работаю в последние годы.
Творческая деятельность учащихся не ограничивается лишь приобретением нового. Работа будет творческой, когда в ней проявляются собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретаемых знаний. Используя на уроках географии современные методы и приемы, требующие активной мыслительной деятельности, у учащихся формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты (собственно обучение этим умениям и есть приобщение к творческой деятельности)
Цель работы – создание условий для повышения мотивации и развития познавательной активности учащихся на уроках географии.
Задачи обучения:
Обеспечить изучение (повторение, закрепление) основных понятий, географических закономерностей.
Продолжить формирование общеучебных умений и навыков развития
Развивать познавательный интерес учащихся
Самостоятельность, Эмоции учащихся, Инициативу, Творчество
Воспитание:
Воспитание мотивов учения и положительного отношения к знаниям мотивов труда, добросовестного отношения к учебе экологического мышления
Принципы:
Учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
Наглядности
Выбора оптимальных методов форм и средств обучения
Научность обучения и его доступность
Интеграция предметов естественного цикла
Данная система работы предполагает создание следующих условий для проявления познавательной активности
Создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе
Учебный урок – это трудовой процесс, и как любой трудовой процесс он требует работоспособности. Как известно, уровень работоспособности изменяется на различных этапах выполнения работы.
Изменение уровня работоспособности на различных этапах выполнения работы.
Срабатывание
Оптимальная работоспособность
Утомление
На первом этапе необходимо активизировать мыслительную деятельность, настроить учащихся на позитив. На данном этапе применима такая форма работы, как «снежный ком» (логическая цепочка)
6 класс тема «Атмосфера»
Азот – Термометр – Радиозонд – Дождь и т.д.
Другой формой активизации на данном этапе урока может быть «Кроссворд на слово»
Например 7 класс. Впишите названия природных зон Африки, использовав изображенные буквы
С
Л
О
Н
Прочитать запись, зашифрованную в географических координатах
10° ю.ш. 75° з.д. Перу
20° с.ш. 57° в.д. Оман
40° с.ш. 22° в.д. Греция
55° с.ш. 150° в.д. Охотское море
56° с.ш. 10° в.д. Дания
40° ю.ш. 65° з.д. Аргентина
Стихи 6 класс «Гейзеры»
Пылают грозно языки огня
Фонтаны гейзеров взрываются парами…
Следующий этап урока – этап оптимальной работоспособности. Проверка домашнего задания, изучения нового материала. При изучении новой темы практикуются различные формы организации деятельности учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные.
Во-избежании снижения активности на последнем этапе урока проводится физминутка, валеопауза, игровые моменты, ситуации удивления, приводя в пример интересные исторические факты или цифровые данные.
Результат урока зависит от того, как усвоен учащимися материал и его практический смысл.
Рефлексию урока можно провести по следующим вопросам:
Что вы узнали нового на уроке?
Что вы поняли?
С чем вы можете это сравнить?
Где вы это можете применить?
Как вы можете оценить работу на уроке?
Что вы можете предложить?
Данный вид рефлексии (по Сандерсу) дает возможность учащимся выразить свое мнение, отношение к уроку, учебному предмету, помогает учителю в подготовке последующих тем.
Результативность заключается в следующем:
Активизируется познавательная деятельность, возникают новые мотивы познавательной деятельности, растет интерес к предмету
Формируется творческое мышление
Развиваются коммуникативные способности
Выполняют задания исследовательского характера
Применяют полученные знания в жизни
Работают с дополнительной литературой
Литература:
Абилмажинова С., Бейсенова А., и др.
География Материки и океаны. Методическое руководство. Алматы: Атамура , 2007- с 19-21
Голов В. П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования. – М.: Просвещения , 1987
Есназарова У. А. Методика преподавания географии Республики Казахстан. Пособие для учителей, Алматы, 2006.
Журнал География в школе № 4, 5, 2003 стр.68-70
Крылова О.В. Интересный урок географии из опыта работы. М.: Просвещение , 1989