Красно-алые бутоны В изумрудах листьев тонут. Незабудки и пионы Обрамляют розы омут. Есть на жостовском подносе И букет, в ночи горящий, Птица-жар, что весть приносит. Есть поднос, плоды дарящий...
ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ — русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале 19 века в деревне Жостово неподалеку от подмосковных Мытищ.
История
Жостовского промысла восходит к
началу ХIХ века, когда в ряде
подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости – Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.
Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. В 1830 году производство подносов в Жостово и окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические кованые подносы, украшенные цветочной росписью. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.
Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.
Датой основания считается 1825 г.
“ Букеты сказочных цветов Глядят на нас с подносов звонких И шелк волшебных лепестков И трепет трав в сиянии тонком…
Как удивительно тепло И хмурый день наполнен светом, Когда в руках ожившим летом Горит такое мастерство ”.
Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т.п.
Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления на жостовских фабриках несколько изменился - металл теперь не куют, а прессуют, используют другие краски. Но ощущение праздника и радости жостовский узор сохранил.
ФОРМЫ ПОДНОСОВ
Композиция
букет
венок
полувенок
букет в раскидку
роспись с углов
Самым распространенным видом жостовской росписи подносов является букет ,
расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором.
Широкой кистью художник набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Создавая букет, художник следит за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен.
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами.
ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ
замалёвок
тенёжка
бликовка
чертёжка
Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.)
окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой "травкой", то есть небольшими веточками и листочками.
В Жостовский поднос вложено вдохновение лучших мастеров народного промысла, которые бережно сохраняют исключительные вековые традиции и преемственность. Роскошь, подлинность и чувственность – это уникальный Жостовский букет.
Будущие художники - жостовцы обучаются в Федоскинском художественном училище.
Жостовская лаковая роспись по металлу - на сегодняшний день в мире уже не декоративный народный промысел, а высокое искусство, ставшее неотъемлемой частью самобытной культуры.