Работа позврляет определить причину движения земной коры, рассмотреть виды движений земной коры, познакомиться с видами залегания горных пород, познакомиться с землетрясениями
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Землетрясения. Движение земной коры.»
Цели:
1. Совершенствовать вычислительные навыки действий «+», «-«, «х» с рациональными числами; научить применять к прикладным задачам.
2. Развивать логическое мышление;
3. Воспитывать культуру устных вычитаний,
4. Обобщить изученный материал по теме «Озера»;
5. Развивать умения работать с картами;
6. Обратить внимание учащихся на уникальность озера;
7. Способствовать формированию учащихся экологического сознания, эмоционального отношения к экологическим проблемам страны.
Оборудование: презентация, физическая карта России, атласы, тетради, раздаточный материал.
Ход урока:
Учитель математики: Мы с вами начали изучать очень важную тему «Действия с рациональными числами». От того, какие вычислительные навыки вы приобретете в ходе изучения этой темы, зависит как успешно вы будите изучать математику в дальнейшем, и применять эти знания при решении практических задач. Наш урок интегрированный, совместно с географией и экологией.
Учитель географии: О чем мы будим говорить касаясь географии вы узнаете ответив на следующие вопросы:
1. Как называется замкнутый водоем на поверхности суши в природном углублении, образовавшийся в результате движений земной коры, изменения русла реки.
Сегодня наш урок посвящен одному озеру. А вот о каком озере идет речь послушайте: «Это самое глубочайшее озеро нашей планеты. Оно образовалось в результате тектонических движений. Озеро содержит 20% мировых запасов пресной воды. Его называют «жемчужиной Сибири»
Слайд № 1. – Тема урока.
Сегодня на уроке мы будим решать следующие задачи.
Слайд № 2- задачи урока.
Озеро Байкал и сейчас хранит много загадок. И хотя ученые изучают озеро давно, но на многие вопросы ответов нет и сейчас. Это озеро считают одним из уникальных озер мира и мы должны с вами гордится уже тем, что расположено оно в пределах нашей страны. В чем же уникальность этого озера на этот вопрос мы ответим на нашем уроке.
И так открываем атласы и начинаем знакомство с озером. Мы видим, что озеро расположено в восточной части нашей страны. Оно образовалось в результате тектонических движений в трещине земной коры 25 мл. лет тому назад.
- А что нам указывает на то, что озеро расположено с в трещине?
Это подтверждают и снимки из космоса.
Слайд № 3- Вид на озера с космоса.
Подтверждением служит и глубина озера. Оно самое глубокое на нашей планете. Глубина -1600м, Длина – 620 км, ширина- 79 км.
Многие, кто видел это озеро называют его морем. А вот почему?
Слайд № 4- озеро- море Байкал.
Озеро, как и все содержит пресную воду. Но вода здесь очень чистая.
Слайд № 5- вода озера
Дно озера можно увидеть на глубине до 40 м. А в наших озерах такая же чистая вода?
Чистоту воды Байкала поддерживаю очень маленькие организмы, длинною 1 мм- эпишуры.
Это единственное озеро-море в мире. Которое зимой почти полностью покрывается льдом. Лед такой прозрачный, что можно сквозь него увидеть дно на глубине 3-4 метра. Зимой при сильных морозах могут образовываться нагромождения льда – торосы.
Слайд № 6- Торосы Байкала.
По льду можно ходить при толщине льда 5 см, при толщине 15-20 см можно ездить на санях. А при какой толщине льда можно ходить по льду на наших озерах? (7-12 см).
Посмотрев на карту, озеро расположено в горной местности или на равнине?
Здесь сложно прокладывать дороги, особенно зимой, поэтому когда оно замерзает по льду прокладывают дороги.
Слайд № 7- дорога по льду озера.
Учитель математики. Какой толщины должен быть лед, чтобы можно было ехать автотранспорту, мы узнаем решив следующую цепочку. Слайд № 8
Учитель географии: При больших морозах озеро промерзает на толщину до 2, 5 метров.
Байкал покрывается льдом в октябре, а таять лед начинает в апреле. Иногда даже в июне можно увидеть лед на озере. Но есть участок воду, который никогда не покрывается льдом. Местные жители не могли объяснить это явление, поэтому они наделяли это место магическими свойствами. И только ученые смогли объяснить это явление. Оказалось, что в этом месте большая скорость течения воды. А как называется это место вы узнаете, проведя математическую разминку.
Учитель математики:
Слайд № 9 – задача «Шаманский камень»
Как называется это место мы узнаем если заполним следующую таблицу.
-0,5
-7,7
-9
-7,7
-2
-1
0
-3
-17
0
-7,7
-9
1
-2
1,2
По порядку вычисляют примеры на слайде и вписываю соответствующую букву.
Учительгеографии:
Слайд № 10.Шаманский камень (Фото)
Так называется это место потому, что местные народы колдунов называли шаманами, а камень так как здесь есть подводная скала.
Слайд № 11 Карта
Посмотрите на карту. Есть ли реки, которые впадают или вытекают из Байкала?
Ангара- вытекает из реки. Почему?
Если из озера вытекают реки, в какую группу они относятся?
Что еще доказывает, что озеро сточное? ( пресная вода)
Учитель математики: Более 120 лет тому назад в 1886 году Ян Черский назвал число 336. Однако постоянно работающие экспедиции это число уточнили и оказалось не 336, а ….Сколько же рек впадает в озеро? Это число было названо боярским в 1964 году. (554 реки)На протяжении многих веков Байкал славился своими рыбными запасами. Вид очень ценной рыбы, которая водится в Байкале, вы узнаете, разгадав кроссворд. ( на доске)
1. расстояние от начала отсчета до точки с указанной координатой?
2.Число, стоящее над чертой дроби?
3. Один из компонентов деления?
4. Отношение длинны отрезка на карте, к длине соответствующего отрезка на местности?
5. Число, которое обращает уравнение в верное равенство?
По вертикале слово – осетр
Слайд № 12.
Учитель географии: длина осетра достигает 1-2 метра. Вес 20 кг. Осетровые относятся к деликатесной красной рыбе. Кроме Байкала она обитает в реках Сибири. В 1823 году его улов в озере составлял 1000 пудов.
Учитель математики: Рассчитайте сколько это килограммов?
(16400 кг)
Рыбные промышленники скупали осетра по 2 рубля серебром, а продавали в Иркутске по 4 рубля. Рассчитайте прибыль в %.
Учитель географии: так же здесь обитает другой вид ценной рыбы- омуль.
Слайд № 13. Кроме озера омуль обитает в реках Сибири. Во время войны вылавливали в больших количествах.
Но есть в озере рыба, которая обитает только здесь.
Слайд № 14. Ее вес достигает 50 кг, а может достигать до 80 кг.
Только в этом озере обитает самая интересная рыба озера. Даже в книгах о ней написаны рассказы. Слайд № 15. книга
В своей книге «Море синее Байкал» Марк Сергеев описал эту рыбку в рассказе «Стеклянная рыбка»
Почему же ее называли стеклянной?
Раньше местные жители ловили голомянку и поджигая ее освещали свои помещения, использовали вместо свечи.
Только в этом озере обитает пресноводный тюлень- нерпа. Сл № 16
Кого же можно встретить только в этом озере?
- голомянка,
-таймень,
- нерпа.
А как называются животные обитающие только в определенном месте на планете вы узнаете выполнив следующее задание.
Учитель математики. Работа по карточкам (индивидуальные задания).
Учитель географии. Животных называют эндемики. Эндемики Байкала. Сл № 17.
О каком животном эндемике озера мы говорили в начале урока? (Эпишуры).
Учитель математики. Но Байкал богат не только рыбными запасами, но и своими достопримечательностями. Одна из них- острова. Сколько же островов на Байкале? Ян Черский более 120 лет назад говорил, что их 27. Затем считали, что их 22, только в 1976 г. после тщательных подсчетов окончательно установили, что их…. Ответ мы узнаем выполнив следующее вычисление на доске.
Учитель географии. Всего 30 островов. Самый большой остров Ольхон. Сл № 18Его площадь составляет 750 км 2. На острове нет рек. Осадков выпадает мало. Лето короткое, но жаркое. Сейчас остров объявлен памятником природы. На острове много пещер с наскальными рисунками. Въезд на остров платный, переправа осуществляется с помощью парома. В начале 20 в. остров едва не стал огромной тюрьмой. Вот как писал один из генералов царю Николаю II. «Весьма подходящее место для ссыльных. Здесь необходимо выстроить казармы, приготовить склады и организовать охрану. В результате было построено 16 тюрем. Но нехватка денег не дала полностью осуществиться этому плану. Однако заключенные здесь были. Одним из них был Дмитрий Давыдов, как и ч все ссыльные он сидел на берегу острова, вспоминая своих родных, вглядываясь в даль озера. Именно тогда он написал стихотворение «Думы беглеца на Байкале». Вскоре сочинили мелодию, и таким образом появилась самая любимая песня об озере Байкал.
Сл. № 19. песня «Славное море- священный Байкал».
_О чем рассказывается в песне?
- Как вы думаете почему такие слова написал поэт?
- Что такое Баргузин?
Баргузин – это ветер. И дальше мы поговорим о ветрах.
Учитель математики. На Байкале ветра имеют много названий и выделяются в две группы: Северо- восточные и Юго – западные, продувая озеро из конца вконец. Это Верховик, Баргузин, Култук, и т. д.Но есть еще один ветер его название и скорость вы узнаете, если правильно выполните вычисления. Ответ даст порядковый номер буквы в алфавите.
Сл № 20 САРМА. – это ураганный ветер скорость его узнаете, если все результаты сложите и вычислите 13. Скорость 40 м/с =144 км /ч.
Учитель географии. Этот ветер образуется в сарминском ущелье поэтому и так называется. Были случаи когда он срывал с домов крыши, сбрасывал животных с берега. В озеро.
Но не все так хорошо и красиво на озере, как кажется с первого взгляда. Цивилизация шагнула и сюда. На побережье началось строительство заводов. Задымили трубы, отравляющие воздух, в воду стали сливать грязную воду. В 1970 г. на Байкале построили БЦБК. Это самый большой загрязнитель воды в озере. Со сточными водами в Байкал ежегодно попадает ртуть и многие другие ядовитые вещества. Сл № 21.
Учитель математики. В 1987 г. какая - то болезнь обрушилась на нерпу. Ученые до сих пор не установили причину этой болезни. Из имеющегося поголовья 70000 нерп погибло 10 %. Сколько же нерп погибло?
Экология отразилась и на жизни населения. Сл. № 22- График рождаемости исмертности. По графику мы видим, что с 70-х годов рождаемость населения уменьшается. Почему?
Учитель географии. А можем ли мы помочь этому уникальному озеру. Как?
Сл № 23.
Учитель математики. Справились ли мы с поставленными задачами?
Рефлексия Сл. 24.
Подведение итогов урока.
МБОУ Далисичская сош
Интегрированный урок математики и географии по теме «Озеро Байкал. Рациональные числа»