kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок. Почва. Почвообразующие Факторы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Почвы. Почвообразующие факторы.

 

Цели и задачи урока:   Рассмотреть понятия: «почва», «почвообразующие факторы». Дать представление о составе, свойствах почвы. Выявить особенности «механического состава почвы», «структура почвы»;Определить  влияние почвообразующих факторов на процесс образования почвы; Развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, работать по карте. Воспитывать чувство бережного отношения к природе и к почве

 

Оборудование урока: Интерактивная доска, презентация по теме урока, физическая карта Казахстана, карточки – задание.

Тип урока: Комбинированный с использованием ТСО.

Ход урока:

 

1. работа по контурной  карте на нахождение  географических объектов (слайд 1)

 3 учащихся.

2. работа по карточкам нахождение рек и форм рельефа                          3 учащихся

3. тестовые задания по теме « Внутренние воды» .                                   3 учащихся

4 . Работа по  физической карте Казахстана.                                              2 учащихся

                                                                                                                         

Подведение итогов проверки домашнего задания

 

1.Изучение нового материала.

 

План урока                                                                                                               ( слайд 4)

 

 Вопрос учащимся. Для чего нужна почва?                

 

                (Слайд 5)

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Вопрос к классу: А что же такое почва?                        \ ответы

                                                                                                                                   (Слайд 6)

Запись в тетрадь определения почва и гумус.

                                                                                                                                  (Слайд7)

 

Образование почв

                                                                                                                                    (Слайд 8-9*)

Как же образуется почва? Какие компоненты участвуют в процессе почвообразования? Работа по учебнику. Прочитать и  выписать три основных этапа или фактора повлиявшие на формирование почвы.

Закрепление по блоку                                                                      (Слайд 12)

 

  Вопрос к классу. Плодородие что это и от чего оно зависит?                   (Слайд 13)

 

 Записать  в тетрадь понятие плодородие 

 

Механический состав почв

Почва состоит из песка, глины,илистых частиц. Сооношение этих частиц определяют механический состав почв Записать в тетрадь .

.                                                                                  ( слайд 14-15)

- Подумайте, какое влияние на образование почвы оказывают горные породы?

- Как узнать, какая по механическому составу почва в нашей местности? (из увлажнённой почвы скатать жгут, и сделать из него кольцо.

 

Структура почвы.                      Записать в тетрадь                                                                                    (Слайд   16-17-18)

.

 

Закрепление по блоку ( задание в виде теста для слабоуспевающих учащихся)

                                                                                                             (Слайд19,20,21,22,23,)

 

Закрепление со всем классом                                                           ( слайд 24)

 

 

  1. Творческое задание                                                                                       ( слайд 25)

А) можно ли создать искусственную почву? Какой материал нужно для этого взять, какие условия создать?

Б) У многих есть свои участки земли , и  обнаружили в почве кротов и дождевых червей. Ваше действие. Вред или пользу приносят эти животные?

Предложите свой проект

 

Подведение итогов урока. Рефлексия  5 минут                                                                             

 

Домашнее задание. Прочитать параграф 35.Уметь объяснить новые понятия выделенные в тексте параграфа

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок. Почва. Почвообразующие Факторы »

Есть на земле чудесная кладовая. Положите в нее весной зернышко, а осенью, смотришь, колосится в кладовой огромное золотое поле пшеницы. Горстка семян становится красивой поляной цветов. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется?
  • Есть на земле чудесная кладовая. Положите в нее весной зернышко, а осенью, смотришь, колосится в кладовой огромное золотое поле пшеницы. Горстка семян становится красивой поляной цветов. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется?

Сегодня объектом нашего изучения будет ПОЧВА

П ОЧВЫ . Почвообразующие факторы

П ОЧВЫ . Почвообразующие факторы

План урока Понятие почва 2. Образование почвы 3. Состав и строение почвы 4.Свойства почв

План урока

  • Понятие почва

2. Образование почвы

3. Состав и строение почвы

4.Свойства почв

Докучаев Василий Васильевич Русский ученый Василий Васильевич Докучаев создал науку о почве, о законах ее образования, сохранения плодородия — почвоведение .  Почвоведение – это наука, изучающая почвы

Докучаев Василий Васильевич

Русский ученый Василий Васильевич Докучаев создал науку о почве, о законах ее образования, сохранения плодородия — почвоведение .

Почвоведение – это наука, изучающая почвы

Что такое почва? Почва – это особенное природное тело. Оно образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой (органической) и неживой (неорганической) природы.  Почвы являются величайшим природным богатством, пользоваться которым нужно разумно и бережно.

Что такое почва?

  • Почва – это особенное природное тело. Оно образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой (органической) и неживой (неорганической) природы.

Почвы являются величайшим природным богатством, пользоваться которым нужно разумно и бережно.

Гумус –
  • Гумус

это перегной, образовавшийся в результате переработки отмерших растений микроорганизмами

Почвообразующие факторы – это явления и объекты природы, влияющие на формирование почвы Большое влияние на образование почвы оказывают: 1. климат..... 2. рельеф.... 3. человек.... 4. время

Почвообразующие факторы – это явления и объекты природы, влияющие на формирование почвы

Большое влияние на образование почвы оказывают:

1. климат.....

2. рельеф....

3. человек....

4. время

Образование почвы 2 этап На разрушенных горных породах поселяются микроорганизмы, первые растения и лишайники, семена которых приносит ветер. Процесс образования почвы идёт очень медленно, за 100 лет образуется слой почвы всего от 0,5 см до 2 см. 1 этап  Начинается с процесса выветривания (разрушения) горных пород. При помощи ветра, солнца и осадков происходит разрушение горных массивов. В свою очередь, отколовшиеся валуны расщепляются до мелких частиц (песка, глины, известняка).Образование материнской породы 3 этап Микроорганизмы производят перегной из остатков растений и почвенных животных (личинки, черви). Песок и глина являются почвообразующими горными породами, а с перегноем (гумусом) они становятся почвой.

Образование почвы

2 этап

На разрушенных горных породах поселяются микроорганизмы, первые растения и лишайники, семена которых приносит ветер.

Процесс образования почвы идёт очень медленно, за

100 лет образуется слой почвы всего от 0,5 см до 2 см.

1 этап

Начинается с процесса выветривания (разрушения) горных пород. При помощи ветра, солнца и осадков происходит разрушение горных массивов. В свою очередь, отколовшиеся валуны расщепляются до мелких частиц (песка, глины, известняка).Образование материнской породы

3 этап

Микроорганизмы производят перегной из остатков растений и почвенных животных (личинки, черви). Песок и глина являются почвообразующими горными породами, а с перегноем (гумусом) они становятся почвой.

Какую роль играют растения и животные в почвообразовании? Как влияет рельеф на процесс почвообразования? Какова скорость образования почвы? Какие компоненты климата оказывают влияние на процесс образования почвы? С чего начинается образование почвы?

Какую роль играют растения и животные в почвообразовании?

Как влияет рельеф на процесс почвообразования?

Какова скорость образования почвы?

Какие компоненты климата оказывают влияние на процесс образования почвы?

С чего начинается образование почвы?

Состав почвы Твердая часть - минеральные и органические частицы Жидкая част ь - вода с растворёнными в ней органическими и минеральными соединениям и Газообразная часть – воздух Живая часть - почвенные живые организмы.

Состав почвы

Твердая часть - минеральные и органические частицы

Жидкая част ь - вода с растворёнными в ней органическими и минеральными соединениям и

Газообразная часть – воздух

Живая часть - почвенные живые организмы.

Основные свойства почв Плодородие почв Механический Структура состав почв  почв

Основные свойства почв

Плодородие

почв

Механический

Структура

состав почв

почв

Плодородие Способность почвы обеспечить  растения необходимым набором и количеством питательных веществ, водой, воздухом, является одним из самых основных свойств. Плодородие определяется количеством в почве гумуса ( перегноя).

Плодородие

Способность почвы обеспечить растения необходимым набором и количеством питательных веществ, водой, воздухом, является одним из самых основных свойств. Плодородие определяется количеством в почве гумуса ( перегноя).

Механический состав почв

Механический состав почв

  • Глинистые, суглинистые (тяжёлые); плохо пропускают воду
  • Песчаные, супесные (лёгкие); легко пропускают воду
Механический состав почвы Глинистые Почву слегка увлажняют и скатывают в шнур. Шнур сгибается в кольцо без разрывов Суглинистые Шнур при сгибании разламывается Супесчаные Почву удается скатать в шарик, но шнура не получается Песчаные Из почвы не получается и шарика

Механический состав почвы

Глинистые

Почву слегка увлажняют и скатывают в шнур. Шнур сгибается в кольцо без разрывов

Суглинистые

Шнур при сгибании разламывается

Супесчаные

Почву удается скатать в шарик, но шнура не получается

Песчаные

Из почвы не получается и шарика

Структура почвы – способность почвенных частиц соединяться в относительно устойчивые комочки. Форма, величина и прочность этих комочков не одинаковы в разных типах почв. Структура почвы зависит от количества перегноя ( гумуса).

Структура почвы – способность почвенных частиц соединяться в относительно устойчивые комочки.

Форма, величина и прочность этих комочков не одинаковы в разных типах почв. Структура почвы зависит от количества перегноя ( гумуса).

Структура почв. Каждый почвенный тип характеризуется определенной структурой.

Структура почв. Каждый почвенный тип характеризуется определенной структурой.

Структура почвы Структурная почва Бесструктурная почва Состоит из маленьких комочков. Она рыхлая. В ней лучше сохраняется вода. На таких почвах хорошо растут растения. Корни получают достаточно воздуха и влаги.  Состоит из мелких раздробленных пылеватых частиц. Подвержена смыву водой и выдуванию. ПЛОДОРОДНА  Диаметр комочков почвы  достигает 10 мм НЕПЛОДОРОДНА Диаметр комочков менее 10 мм

Структура почвы

Структурная почва

Бесструктурная почва

Состоит из маленьких комочков. Она рыхлая. В ней лучше сохраняется вода. На таких почвах хорошо растут растения. Корни получают достаточно воздуха и влаги.

Состоит из мелких раздробленных пылеватых частиц. Подвержена смыву водой и выдуванию.

ПЛОДОРОДНА

Диаметр комочков почвы

достигает 10 мм

НЕПЛОДОРОДНА

Диаметр комочков менее 10 мм

1.Какой фактор почвообразования является главным? климат а рельеф б человек В

1.Какой фактор почвообразования является главным?

климат

а

рельеф

б

человек

В

В 2. Что такое плодородие почвы? Способность почвы давать высокие урожаи сельскохозяйственных культур а Способность почвы обеспечивать растения необходимым набором и количеством питательных веществ, водой, воздухом б Высокое содержание гумуса

В

2. Что такое плодородие почвы?

Способность почвы давать высокие урожаи сельскохозяйственных культур

а

Способность почвы обеспечивать растения необходимым набором и количеством питательных веществ, водой, воздухом

б

Высокое содержание гумуса

3.Верхний слой … материнская порода а гумусовый б горная порода В

3.Верхний слой …

материнская порода

а

гумусовый

б

горная порода

В

4.Какое из свойств почвы является главным? структура а механический состав б плодородие В

4.Какое из свойств почвы является главным?

структура

а

механический состав

б

плодородие

В

5. Какое время необходимо для создания почвы слоем 1-2 см? 100-200 лет а 300-400 лет б 500-1000 лет В

5. Какое время необходимо для создания почвы слоем 1-2 см?

100-200 лет

а

300-400 лет

б

500-1000 лет

В

1. Что такое почва?  2. Перечислите факторы почвообразования.  3. Как различаются почвы по механическому  составу?  4. Назовите основное свойство почвы.  5. Почему почва должна быть рыхлой?  6. Если в почве нет дождевых червей, о чем  это говорит?

1. Что такое почва?

2. Перечислите факторы почвообразования.

3. Как различаются почвы по механическому

составу?

4. Назовите основное свойство почвы.

5. Почему почва должна быть рыхлой?

6. Если в почве нет дождевых червей, о чем

это говорит?

Творческое задание

Творческое задание

  • Можно ли создать искусственную почву? И что для этого необходимо?
Прочитать параграф 35. Ответить на вопросы страница 135. Обратить внимание на новые понятия по теме.
  • Прочитать параграф 35. Ответить на вопросы страница 135.
  • Обратить внимание на новые понятия по теме.

Домашнее задание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок. Почва. Почвообразующие Факторы

Автор: Кульманова Кульзипа Абаевна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 101982

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Презентация для урока "Почвы Казахстана" "
    ["seo_title"] => string(45) "priezientatsiia-dlia-uroka-pochvy-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "136059"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417021624"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Модель-конспект урока. Почва."
    ["seo_title"] => string(29) "modiel_konspiekt_uroka_pochva"
    ["file_id"] => string(6) "422425"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1497858845"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Урок Географии 8 класс по теме « Образование почв и их разнообразие» "
    ["seo_title"] => string(73) "urok-gieoghrafii-8-klass-po-tiemie-obrazovaniie-pochv-i-ikh-raznoobraziie"
    ["file_id"] => string(6) "144087"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418652996"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Урок Географии 8 класс по теме « Почва- особое природное тело.» "
    ["seo_title"] => string(66) "urok-gieoghrafii-8-klass-po-tiemie-pochva-osoboie-prirodnoie-tielo"
    ["file_id"] => string(6) "144093"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418653336"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Типы почв Казахстана"
    ["seo_title"] => string(22) "tipy-pochv-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "277887"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453016823"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства