Цель этапа: Воспроизведение знаний, полученных на предыдущих уроках и из жизненного опыта. Методы: рассказ, беседа. Методы: беседа, иллюстративный (показ слайда). Методы: рассказ, беседа, иллюстративный (показ слайда). Методы: рассказ, беседа, иллюстративный (показ слайда). Обобщающая беседа. | Учитель: «Ребята, послушайте» Есть просто храм, Есть храм науки. 1 слайд
А есть еще природы храм – С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь.
«Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и чтимым». «Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы его жизнь не возможна?» (Без земли.) «Еще эту святыню называют кладовой природы. Послушайте рассказ «Чудесная кладовая» (М.Ильин, Е Сегал)» 2 слайд Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. «Как вы думаете, сказка это или не сказка и почему?» (Нет, это не сказка). «Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется?» «Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет загадка:
Бьют меня ногами, Режут ножами. Каждый хочет растоптать. А я с подарками опять.
«Интересно, не правда ли, какая же это святыня, если ее бьют, колотят, ворочают и режут?» (Ответы детей)
«Подумайте, что видит космонавт в иллюминаторе?» (Земля – название нашей планеты, на которой мы живем) «Почему с заглавной буквы?» (Имя собственное) «Матрос крикнул: Земля! Земля!» «О чем сообщил матрос? Как вы понимаете значение слова – земля?» (Земля – суша, как противоположность водному и воздушному пространству) «Это моя родная земля!» (Родина, земля в понимании страна, государство, какая-нибудь большая территория.) «Вспомните сказку «Репка». Где выросла репка?» (В земле)
«Слово «земля» имеет много значений – оно многозначное. Давайте составим схему, где раскроем все значения слова «Земля», оговоренные нами». «Сравните вашу схему со схемой на слайде». Земля Планета Почва Суша Страна
Слайд 3 «Земля, на которой растут растения, называется – почва». «Людям, какой профессии нужны знания о почве?» (Почвоведы, агрономы, ландшафтные дизайнеры, строители, цветоводы) «А вам знания о почве могут пригодиться? Когда?» (Ответы детей)
| Формируемые УУД: Регулятивные УУД: делать выводы, устанавливать взаимосвязь. Коммуникативные УУД: умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение. Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся. Регулятивные УУД: делать выводы, устанавливать взаимосвязь. Познавательные УУД: приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные УУД: умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение. Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся. Регулятивные УУД: делать выводы, устанавливать взаимосвязь, оценивать результаты деятельности (сравнивать с эталоном). Познавательные УУД: применять схемы для получения информации. Коммуникативные УУД: умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение. Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся. | | Слушают стихотворение, отвечают на вопросы, формируют и высказывают предположения, смотрят презентацию. Отвечают на вопросы, формируют и высказывают предположения. Отвечают на вопросы, формируют и высказывают предположения, смотрят презентацию. Отвечают на вопросы, формируют и высказывают предположения. Отвечают на вопросы, формируют и высказывают предположения. Составляют схему. Отвечают на вопросы. |
Цель этапа: Создание условий для решения учебной задачи. Методы: рассказ, беседа. Методы: рассказ, беседа. Практический (выполнение опытов). Методы: рассказ, беседа, практический (выполнение опытов). Методы: рассказ, беседа, практический (выполнение опытов). Обобщающая беседа. Методы: рассказ, беседа, практический (выполнение опытов). Обобщающая беседа. | Учитель: «Сегодня у вас необычный урок. Сегодня мы находимся не просто в классе, а в учебной лаборатории, поскольку сегодня вы на уроке не просто ученики, а исследователи. Поэтому будьте внимательны, наблюдательны и аккуратны».
«Посмотрите, в нашу лабораторию пришла посылка с просьбой изучить данный объект (учитель показывает образец почвы). Как вы думаете, что же это такое?» (Ответы детей).
«Кто догадался, какая тема нашего урока?» (Ответы детей).
«Сегодня на уроке нам предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит, можно ли её отнести к живой или неживой природе. Какое значение имеет почва для всего живого на нашей планете: растений, животных, человека».
«Для начала нам нужно дать определение слову «Почва», как вы думаете, что такое «Почва»?» (Ответы учеников). «Откройте учебник на стр.67 и прочитайте определение».
«Почва – это верхний, рыхлый, плодородный слой Земли, на котором растут растения».
Ученикам раздаются образцы почвы. «Рассмотрите верхний слой почвы. Что увидели? (остатки травы, растений, корешков, насекомых) «Что вызревает осенью на деревьях?» (Плоды) «А что нужно, чтобы были плоды у деревьев?» (Ответы учеников).
«А что является самым важным из перечисленного вами?» (Плодородие почвы). «То есть, каким же важным свойством обладает почва? Это – плодородие». «Как Вы понимаете смысл этого слова?» (Выслушиваются ответы детей). «Прочитаем значение этого слова в толковом словаре». «Что, по вашему мнению, делает почву плодородной?» (Выслушиваются ответы детей)
Практическая работа. Проведение опытов. «Проверить ваши предположения нам помогут опыты. Сейчас вы будете выполнять очень важную исследовательскую работу, в результате которой будет составлена схема».
Опыт №1. «Через лупу рассмотрим почву. Какие частицы вы увидели? (остатки листьев, корешки, частицы насекомых). «Кто знает, как называются остатки листьев, корешки, частицы насекомых?» (Это перегной). Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее».
Опыт № 2 «Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?» (Из почвы выходят пузырьки воздуха). «Какой вывод можно сделать?» (В почве есть воздух). «Размешайте воду в стакане и отставьте в сторону»
Опыт № 3 «Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?» (В почве есть вода).
Опыт № 3 «Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?» (Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах). «Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?» (В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, червей, из этого получается перегной). «Чем больше перегноя содержится в почве, тем плодороднее она».
Опыт № 4 «Возьмите стаканы с водой и почвой. Что вы видите?» (На поверхности воды плавают останки насекомых, листьев. На дне стакана муть). «Рассмотрите внимательно эту муть на дне стакана. Что вы видите?» (Песок поверх которого осела глина). «Какой вывод можно сделать?» (В почве есть песок и глина).
Опыт № 5 «Посмотрите, я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что это?» (Это похоже на соль). Детям предлагается рассмотреть налет на стекле
«Итак, мы сейчас по результатам опыта составим схему «Состав почвы»» «Что нам показали эксперименты, что содержится в почве, из чего она состоит?» «Что из вами перечисленного относится к органическим и неорганическим элементам?» Состав почвы
Органическая Механическая часть (запах) часть (остатки горных пород)
«Ребята, скажите, связаны ли органическая и механическая части почвы?» (Ответы детей)
«Конечно, органическая и механическая части почвы неразрывно связаны между собой, поэтому мы ставим прямую и обратную связь в схеме между этими частями»
«Скажите, можно ли назвать почву сложным природным комплексом?» (Ответы детей) «Давайте составим схему «Почвообразующие факторы»»
Почвообразующие факторы
Горные Животные Вода породы Растения Черви Температура микроорганизмы «Ребята, теперь давайте подумаем, что произойдет с почвой, если: Не будет горной породы? (Не будет структурной, не будет разбиваться на комочки); Не будет растений и животных (не будет органической части и питания для растений); Не будет воды (Не будет разложения, т.е не будет сформирована органическая часть); Не будет червей и микроорганизмов? (Убираем все факторы, кроме t). «Какой вывод мы можем сделать?» (Ответы детей) «Все почвообразующие факторы зависят друг от друга, тем самым мы смогли доказать, что почва - это сложный природный комплекс». | Формируемые УУД: Регулятивные УУД: делать выводы, устанавливать взаимосвязь. Познавательные УУД: сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам. Коммуникативные УУД: умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение. Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся. Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата. делать выводы, устанавливать взаимосвязь. Познавательные УУД: выделять существенное. Коммуникативные УУД: умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета. Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся. Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результатов, делать выводы, устанавливать взаимосвязь. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положением в пространстве. Коммуникативные УУД: умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение, характеризовать качества, признаки объекта, составлять небольшие монологические высказывания, удерживать логику повествования. Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся. Регулятивные УУД: делать выводы, устанавливать взаимосвязь. Познавательные УУД: применять схемы для получения информации. Коммуникативные УУД: умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение, характеризовать существенные признаки разбиения объектов на группы. Регулятивные УУД: делать выводы, устанавливать взаимосвязь. Познавательные УУД: применять схемы для получения информации, высказывают предположения. Коммуникативные УУД: умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать свое мнение. Личностные УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащимся. | Работа с натуральными объектами Проведение опытов, работа с натуральными объектами. Проведение опытов, работа с натуральными объектами. Проведение опытов, работа с натуральными объектами. Проведение опытов, работа с натуральными объектами. | Ведут диалог, высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы. Дают определение термину «Почва». Отвечают на вопросы, ведут диалог, высказывают свое мнение. Выполняют практические работы, ведут диалог с учителем и одноклассниками. Выполняют практические работы, ведут диалог с учителем и одноклассниками. Выполняют практические работы, ведут диалог с учителем и одноклассниками. Выполняют практические работы, ведут диалог с учителем и одноклассниками. Отвечают на вопросы. Составляют схему. Отвечают на вопрос, ведут диалог с учителем и одноклассниками. Ведут диалог с учителем и одноклассниками, составляют схему. Отвечают на вопросы учителя, ведут диалог с одноклассниками. |