МБС(К)ОУ «С(К)ОШ V вида»
Урок географии в условиях реализации
ФГОС нового поколения
Выполнила: Мелентьева Н.В.
учитель географии
I квалификационной категории
г.Березники
2015
Два голоса – минимум жизни, минимум бытия. Жизнь по природе своей диалогична.
Жить – значит участвовать в диалоге.
М.М.Бахтин
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечено, что глобальная цель российского образования направлена на формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей, формирование у школьников навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования.
Проблемой современной школы является и то, что в рамках современного урока недостаточно внимания уделяется учащимся с особыми образовательными потребностями, так как учитель, зачастую, работает на «среднего» или «слабого» ученика. Решить проблему «поддержки» в условиях реализации государственного образовательного стандарта с целью их творческой самореализации возможно, применяя технологию индивидуального сопровождения. Как решать данную проблему в условиях современной школы с учётом специфики нашей школы? Как создать такие условия образовательной деятельности, чтобы каждый ребёнок имел возможность определения себя относительно общекультурных человеческих ценностей?
Решая эти задачи с учётом коррекционной направленности необходимо предоставить обучающимся в процессе получения образования возможность выбора направлений творческой деятельности. Но для этого рядом с ним должен быть педагог, способный оказать необходимую помощь и поддержку. Все вышеизложенное определяет актуальность моей работы.
Современная школа должна способствовать решению следующих задач:
- формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объёмами информации;
- формировать навыки самостоятельной работы и работы в парах с учебным материалом с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- формировать навыки самообразования;
- формировать навыки работы в группе, в команде;
- развивать навыки самоконтроля.
Поставленные задачи решаю на всех образовательных ступенях учебно-воспитательного процесса через практическую реализацию образовательных программ, определяющих цели, задачи, содержание обучения; программное, методическое и техническое обеспечение; принципы внедрения программ и критерии оценки их эффективности.
Данные задачи решаются путем оптимизации образовательного процесса с использованием инновационных технологий: личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, технологии деятельностного обучения, метода проектов, технологии индивидуального сопровождения.
Их сочетание и системное применение позволяют формировать
следующие компетенции:
информационную (способность грамотно выполнять действия с информацией);
коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятым);
социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей);
предметную (способность применять полученные знания на практике).
Для развития творческих способностей учащихся следую следующим правилам: свобода выбора, правило открытости, правило деятельности, правило «идеальности», правило обратной связи, правило индивидуальности.
В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения вышеперечисленные задачи являются основополагающими, но в настоящее время решить их на должном уровне в рамках современной классно-урочной системы не является возможным. Проблемой является и то, что в рамках современного урока недостаточно внимания уделяется индивидуальной работе и работе в парах (группах). Решить проблему «поддержки» школьников возможно, применяя технологию индивидуального сопровождения.
Поэтому ставлю перед собой цель - воспитание активной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями, способной включаться в самостоятельный поиск, делать собственные открытия, самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за конечный результат.
Как заинтересовать учащихся волшебным миром географии? Вот здесь и нужна педагогическая находчивость учителя, который сможет благодаря увлечённости своим делом, поддержать в каждом ребёнке веру в свои силы и возможности. Атмосфера сотрудничества с учениками при выполнении того или задания, а также творческая личность самого учителя – вот необходимые условия для того, чтобы добиться одной цели – заинтересовать школьника учёбой. Проявления интереса к предмету можно добиться путём применения новых современных технологий в обучении. На своих уроках я успешно применяю многие из известных на данный момент нововведений, одним из которых является работа в парах
Учебная работа в парах используется с давних пор. Однако в отличие от других форм учебного взаимодействия (например, групповой и индивидуальной), она меньше всего изучена; в литературе можно встретить лишь редкие эмпирические описания, не говоря уже об обобщенных технологических рекомендациях, как, например, книга В.В. Архиповой «Коллективная организационная форма учебного процесса».
Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий:
Личностных (в паре ученик необходимо самоопределяется относительно учебной задачи, относительно партнера, относительно своей и другой точки зрения, таким образом учебная работа приобретает личностный смысл; осуществляя в паре роли учителя и ученика, ребенок начинает чувствовать себя более компетентным и значимым, повышается самооценка, растет познавательная активность и мотивация)
Регулятивных (партнеры сорегулируют свою деятельность, определяют цель, план и контролируют результат)
Познавательных (за счет интенсификации общения как мыследеятельности в диалоге возрастает глубина понимания материала, происходит рефлексия способов познания, отбор наиболее адекватных задаче умственных действий)
Коммуникативных (развивается способность точно выражать свои мысли и понимать сообщение собеседника, договариваться относительно способов действий, разрешать разногласия с помощью аргументов, быть справедливыми и толерантными)
Работа в парах позволяют создать более широкие контакты между школьниками, чем при традиционных формах классно-урочной системы. Воспитательная ценность заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Из опыта работы замечено, что учащиеся лучше выполняют задания в парах, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке.
Обучение в парах привносит новизну в организацию традиционного процесса, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и учащимися, учащихся между собой. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.
Цель моей коррекционной работы: включение в посильный диалог (общение всех пар) всех учащихся класса, в которых обучающийся выступает поочередно то учеником, то учителем.
Введение ребенка в отношения учебного сотрудничества начинается с освоения ролей «учитель-ученик». Учитель должен задать норму выполняемого действия: поставить учебную задачу, требующую от партнера-ученика поиска способов ее решения, стимулировать его к появлению вопросов о недостающих данных, ориентировать в пространстве поиска.
Самостоятельная работа учащихся на уроках географии может вестись с использованием трех видов пар: статической, динамической и вариационной.
Статическая пара. Совместно работают учащиеся, сидящие вместе за одной партой.
Динамическая пара. Работа объединяет учащихся, сидящие за соседними партами. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров.
Вариационная пара. В этом варианте коллективной работы в малой группе каждый работает то с одним, то с другим соседом. При этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы.
Статическая пара формируется по желанию учащихся, так как фактор контактности и доброжелательности играет в этой паре решающую роль. Не следует навязывать партнера, можно лишь посоветовать или попросить помочь товарищу. Статическая пара является школой подготовки к работе в динамических и вариационных парах. В этой паре сидящие за одной партой учащиеся постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга, работая в режиме «взаимообучение», могут контролировать друг друга, работая в режиме «взаимоконтроль».
Взаимоконтроль способствует воспитанию нравственных качеств личности. Взаимопомощь становится типичным видом взаимоотношений в паре независимо от уровня подготовленности и общей обученности партнеров. Успешно работают вместе и два сильных, и два слабых учащихся, и сильный со слабым при условии взаимного расположения друг к другу. Статическая пара является также школой перехода к использованию технических средств и индивидуальной работе с учителем. После совместной работы, в течение некоторого времени, по желанию учащихся может происходить смена партнеров, что и создает предпосылки для перехода к работе в динамической и вариационной парах.
При отборе учебного материала необходимо уточнить, какие виды заданий будут представлены для совместного выполнения работы (понятия, факты, законы, методические знания, оценочные знания и т.д.). Надо помнить, что не всякий учебный материал подходит для данной учебной деятельности обучающихся. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования:
по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи и подпункты;
содержание материала должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать различные точки зрения, не совпадение позиций.
Чем более трудным является задание, тем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы.
Одно из важных условий эффективной организации работы в парах- правильное, продуманное комплектование. При комплектовании в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы или по однородности (гомогенные группы), или по разнородности (гетерогенные группы) учебных успехов. Гомогенные группы могут состоять либо из сильных, либо из средних, и даже слабых учеников (хотя группа состоящая только из слабых учеников себя не оправдывает). Решение обучающих и воспитательных задач лучше всего осуществляется в гетерогенной группе, где и создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. При комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений учащихся. Психолог Ю.Н.Кулюткин по этому поводу пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх». /Ю.Н. Кулюткин. Психология обучения взрослых.-М.,1985, с.119/
Одновременно учитель задает «культурную норму» взаимодействия: уточнение (парафраз) смысла высказывания ученика, проявляет уважение к его точке зрения, приводит аргументы, благодарит за работу. Все эти нормы, при постоянном их использовании учителем, будут непременно воспроизводиться детьми в их учебном общении друг с другом.
Ограниченность возможностей пары «учитель – ученик» кроется в незаметном «перетекании» рефлексии к взрослому. Для того чтобы развить у детей подлинную учебную самостоятельность, учитель должен выйти из ситуации непосредственного взаимодействия, организовав действия самих детей.
В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. При этом учащиеся получают индивидуальную помощь, как от учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем слабый ученик, поскольку его знания актуализируются, закрепляются при объяснении своему однокласснику данной темы.
Учитель при этом выполняет разнообразные функции:
Работа в парах на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ, лабораторных работ.
Не стоит думать, что можно сформировать у детей навыки работы в паре раз и навсегда. Дети растут, изменяются, меняется их отношение к себе, к окружающим людям, миру, развивается их мышление, усложняются задачи – и качество работы в паре также будет меняться: становиться более или (вдруг!) менее продуктивным, приносить больше или меньше удовлетворения ее участникам.
К работе в паре стоит обращаться неоднократно, особенно в тех случаях, когда учитель замечает трудности и низкую продуктивность взаимодействия учащихся в индивидуальной или групповой урочной и внеклассной работе. Именно в паре можно отработать и зафиксировать на уровне рефлексии наиболее эффективные приемы учебного сотрудничества, делового и личного общения.
Работу в парах начинаем с «Разминки пальчиков» - соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).
- Установление контакта и настрой на совместную работу, умение слушать партнера и слышать то, что он говорит. Это умение нельзя сформировать заранее, оно будет развиваться в течение всего времени работы в паре. Для того, чтобы договориться, понять друг друга, дети будут невольно стараться строить речевое высказывание так, чтобы быть понятым.
Согласованность может быть достигнута на первых порах за счет введения соответствующего «этикета», правил вежливого спора:
- высказав свое мнение, спроси партнера: «Ты согласен?»
- послушав партнера, уточни, правильно ли ты его понял. Скажи своими словами его мысль и спроси: «Я правильно понял?»
- если ты не согласен, спроси у партнера: «Почему ты так считаешь? Это можно доказать?»
В работе использую такие приемы как: «Составления кластеров» т.е. графических систематизаторов, которые показывают несколько различных типов связи между объектами или явлениями. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто высказываться по вопросу какой-либо темы. Например, при изучении темы «Внутренние воды», учащимся необходимо подобрать ассоциации к словам: река, озеро, родник и т.д.Ученики записывают в центре листа ключевое понятие, и подбирают к нему ассоциации. В результате получается примерная схема
река
?
исток
устье
приток
дельта
?
Изучение географии невозможно без активной работы с
разнообразными источниками информации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником. Чтобы работа была эффективной, необходимо научить правильно читать информацию, т.е. обучить культуре чтения. На своих уроках я часто использую различные приёмы в работе в парах.
Я представлю наиболее интересные и часто используемые мной на уроках методические приемы.
«Парная мозговая атака». Пара учащихся составляет список того, что они знают или думают, что знают по данной теме. Время – пять минут. Парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых затруднительно высказывать свое мнение перед большой аудиторией. Зачастую, обмениваясь мнениями с товарищами, такой ученик обретает уверенность и легче выходит на контакт со всем классом. И, разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.
«Знаем, хотим узнать, узнали». Этот прием применим для чтения или прослушивания лекции на протяжении одного урока. Он также хорошо направляет исследовательскую деятельность учащихся, которая длится несколько дней. Это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся предлагаю разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные географические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность. Я использовала данный прием в 8 классе по теме «Великобритания» и др. страны Европы.
«Верите ли вы, что …» Каждая группа должна ответить на поставленный перед ними вопрос и обосновать свое мнение. Учащиеся обсуждают вопросы в группах, вырабатывают общую позицию. Затем класс выслушивает ответы каждой группы.
Когда учащиеся припомнили, что знали, прикинули, в чем уверены вполне и в чем сомневаются, задались конкретными вопросами, поставили цели, они готовы приступить к следующей стадии, стадии осмысления. На этой стадии можно применить несколько методических приемов, например:
Система маркировки текста, стратегия «Инсерт», «Пометки на полях». Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Я знакомлю учеников с рядом маркировочных знаков и предлагаю им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе.
Пометки могут быть следующие:
Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации, воспитывает культуру чтения.
На практике ученики часто пропускают то, что не поняли. В данном случае маркировочный знак «вопрос» подсказывает им быть внимательными и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Весьма интересным, на мой взгляд, в данном приеме является знак «вопрос». Именно он «включает» интеллектуальную деятельность учащегося, заставляет искать его ответы на вопросы, формулировать их. Именно поэтому знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует школьников к поиску неизвестного, обращению к разным источникам информации. Работая в паре смотрят по другому на свою деятельность.
Опыт работы показал, что прием «Пометки на полях» эффективен в классах, где учащиеся обладают высокой техникой чтения. В классах, где у учеников низкая техника чтения, на эту работу уходит достаточно много времени, поэтому, я прошу их применять данный прием при чтении домашнего параграфа.
Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление «Маркировочной таблицы». В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ):
З (знаю) | У (узнал) | Х (хочу узнать) |
| | |
В колонки необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» дает возможность проконтролировать работу каждого ученика в паре, так как один заполняет одну колонку, другой вторую, третью совместно, с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если не успевают по времени, то можно предложить завершить ее дома.
Например, при изучении темы по географии в 8 классе «Экологические проблемы» учащимися была составлена следующая таблица:
Знаю | Узнал | Хочу узнать |
1.природа развивается сама по себе 2.человек использует природу. 3.человек губит природу, истребляет животных | 1 природа – естественная среда обитания человека, он связан с природой. 2..природа – это биосфера. 3. ноосфера – это разумная деятельность человека в отношении природы. | 1. подробнее о ноосфере 2.об экологической морали |
Таким образом, использование вышеназванных приемов обеспечивает создание условий для развития у школьников аналитического мышления (происходит анализ информации, отбор необходимых фактов, сравнение, сопоставление), их информационной и коммуникативной культуры.
Очень важно, на мой взгляд, формировать целостное осмысление, обобщение полученной информации, а так же собственное отношения к изучаемому материалу. Здесь я использую прием синквейна – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Работая в парах, учащиеся отлично справляются с этим заданием.
Синквейн – быстрый, мощный инструмент для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации, развития речи, он позволяет научить школьников излагать личное отношение к событию, личные чувства по отношению к историческому деятелю, подводить итоги размышления по проблеме. Например: по обществознанию в 8 классе по теме «Природа России»
природа существительное
богатая, щедрая прилагательное прилагательное
кормит, лечит, вдохновляет глагол глагол глагол
человек живет ею фраза из 4 слов
мать - кормилица существительное (вывод)
Очень нравится детям такой вид работы, как «Карусель», когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.
Технология «Аквариум» заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.
Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.
Дерево решений - класс делится на пары. Каждая пара обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом пары меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.
Часто используют и такую форму интеракции, как, «Займи позицию». Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.
Взаимоопрос. Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
Формирование познавательного интереса у детей при работе в парах проходит в три этапа:
Любопытство (ситуативный интерес),
Любознательность (неустойчивый интерес),
Устойчивый познавательный интерес.
Задача в данном случае состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и последовательно формировать у школьников устойчивый интерес к предмету.
В результате изучения темы ученик должен знать:
географическую номенклатуру;
природно-географическую характеристику материка;
особенности жизни и быта народов материка.
В процессе обучения учащиеся приобретают умения:
аргументировано выражать собственное отношение к дискуссионным проблемам географии;
читать и анализировать карту;
работать с географическими источниками: диаграммами, статистическими таблицами, графиками.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности:
Во время обучения участники выступают в разных позициях.
Партнерские пары (консультант + консультант).
Решаемые задачи:
Организация площадки для активной работы успешных и мотивированных учеников, если с остальными надо отработать алгоритм, базу;
Закрепление знаний и опыта практического применения теоретического материала.
В пару включаются ученики в случае, если их уровень знаний уже установлен, т.е. спустя 1-2 урока после прохождения темы.
Алгоритм деятельности:
Участники пары получают задание.
Выполняет задание 1-й ученик, свои действия комментирует. 2-й ученик может задавать вопросы, корректировать работу, уточнять.
Затем 2-й ученик выполняет работу, комментирует ход выполнения задания. 1-й ученик слушает, задает уточняющие вопросы, корректирует.
Работа сдается на проверку.
После проверки учитель разбирает с участниками пары результаты работы
2. Другая группа: один – обучающий, другой – обучаемый. За счет организованного взаимодействия второй становится носителем того, чем владеет Таким образом, предмет обучения – информация (знания) или способы действования, которыми владеет напарник.
3. Стажерские пары (пары поддержки).
Для работы в пару включаются хорошо подготовленный и слабо подготовленный ученики.
Цель:
Алгоритм работы в паре:
Хорошо подготовленный ученик выполняет свое задание, комментируя каждое действие. Слабый ученик наблюдает, может задавать уточняющие вопросы.
Слабый ученик выполняет свое задание, сильный ученик наблюдает, корректирует, направляет.
Работа сдается на проверку.
Особенность:
При подготовке заданий для работы в паре следует учитывать, что задание слабого ученика является «производной» от задания сильного ученика.
Таким образом, работа в парах позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, позволяет создать на уроках географии условия для успешной самореализации школьников, развития их индивидуальных интеллектуальных способностей. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся получает возможность самому в процессе обучения конструировать этот процесс и отслеживать результат, возрастает авторитет среди сверстников; обучающиеся приобретают опыт публичного выступления.
Данная форма обеспечивает высокую эффективность учебного процесса, оптимальную результативность учебной деятельности при рационально расходуемом времени
Список использованной литературы
1. Архипова В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса.— СПб.: Интерс, 1995.
2. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. – М.: Народное образование, 2004.
3.Васько О.В. Использование диалогового обучения на уроках географии
4.Канищева О.В. Создание проблемных ситуаций как одно из условий активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках географии.
5.Селевко Г.Н. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование. 1998. – 255с
6. Селищев Е.Н. География для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке. – Ярославль: Академия развития, Академия и Ко, 1998. – 240 с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1.http://festival.1september.ru
2.http://oldjp.info/edu4.html