kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по теме: "Природные ресурсы мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме: "Природные ресурсы мира"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме: "Природные ресурсы мира"»

КГУ ОШ №95














На тему: «Природные ресурсы и их виды»















Учитель географии: Арзымбетова Г.А.










Алматы 2016


Описание материала:

Урок по теме «Природные ресурсы и их виды» был запланирован для учащихся 10-го класса как урок изучения нового материала, рассчитанный на 1 урок. Для наиболее успешного достижения поставленных целей урок был организован следующим образом. В течение урока соблюдался логический переход от ранее изученной темы к новой. Главный акцент урока – общее понятие о природных ресурсах и их классификации, проведение урока в игровой форме. Материалы данного урока можно использовать в качестве дополнительной информации на уроках географии в 9-ом классе при изучении темы «Природно- ресурсный потенциал Республики Казахстан».

Открытый урок в 10 классе

Тема: «Природные ресурсы и их виды»

Цели:

  1. Дать понятие о природных ресурсах, сформировать представления о классификации природных ресурсов.

  2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, анализировать и делать выводы.

  3. Воспитывать чувство бережного отношения к природе.

Оборудование:

Учебник, физическая и политическая карта мира, атлас, схемы, карточки, кроссворд

Тип урока: комбинированный

- изучение нового материала.

Ход урока:

  1. Проверка д/з.

Опрос:

  1. Дать понятие географической среды.

  2. В чем состоит сходство и различие в понятиях природа и географическая среда

  3. Почему целесообразно рассматривать взаимодействие общества и природы? Какая это проблема – биологическая или социальная

  4. К каким экологическим последствиям приведет нарушение природной среды?

Как было сказано раннее географическая среда - среда, удовлетворяющая потребности развития и деятельности общества, важнейший источник РЕСУРСОВ.

2. Изучение нового материала

Ресурсы - совокупность объектов, пригодных для использования человечеством.

  • Природные ресурсы — компоненты природы, которые на данном уровне развития общества используются или могут быть использованы в качестве средств производства и предметов потребления. 

История человечества свидетельствует о постоянном возрастании потребностей челове­ка, обо все возрастающем изъятии у природы ее ресурсов, потребляемых в разных частях мира в неодинаковых количествах. Разнообразие ресурсов, их принадлежность к тому или иному кругу явлений природы или отраслей материального производства позволяет судить об их сложной классификации.

  • Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она измеряется либо количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчёта на душу населения.

Классификация ресурсов.

Природные ресурсы можно классифицировать по ряду признаков.

Согласно природной классификации, ресурсы делятся на:

  • земельные (почвенные);

  • лесные;

  • водные;

  • биологические;

  • минерально-сырьевые (полезные ископаемые);

  • энергетические;

  • климатические.

Классификация природных ресурсов по исчерпаемости

В связи с проблемой ограниченности запасов природных ресурсов возрастает значение классификации по признаку их исчерпаемости:

  • исчерпаемые;

  • неисчерпаемые.

К практически неисчерпаемым можно отнести энергию солнца, ветра, океанов, морей, климатические ресурсы.

Важным признаком является возобновляемость природных ресурсов.

Исчерпаемые природные ресурсы делятся на:

  • возобновимые;

  • невозобновимые.

К возобновимым ресурсам относятся лес, вода, почва и т.д. Возобновимость — понятие относительное, так как есть определенные границы исчерпания, за которыми данный вид ресурса лишается способности и возможности самовосстановления и превращается в невозобновимый.

Ресурсы различаются по их заменимости. К числу заменимых относятся различные виды энергии, топлива и сырья. К практически незаменимым относятся воздух, вода, т.е. те виды ресурсов, без которых невозможна жизнь.



Минеральные ресурсы - это горные породы и минералы, которые используются или могут быть применены в народном хозяйстве: для получения энергии, в виде сырья, материалов и др. Минеральные ресурсы служат минерально-сырьевой базой хозяйства страны. В настоящее время в экономике используются более 200 видов минеральных ресурсов.

Часто синонимом минеральных ресурсов выступает термин «полезные ископаемые».

Существует несколько классификаций минеральных ресурсов.

Исходя из учета физических свойств выделяют твердые (различные руды, уголь, мрамор, гранит, соли) минеральные ресурсы, жидкие (нефть, минеральные воды) и газообразные (горючие газы, гелий, метан).

Энергетические ресурсы — это все доступные для промышленного и бытового использования источники разнообразных видов энергии. Энергетические ресурсы делятся на невозобновляемые, возобновляемые и ядерные.



Водные ресурсы нашей планеты – это запасы всей воды. Но вода – одно из самых распространенных и самых уникальных соединений на Земле, поскольку присутствует сразу в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. Поэтому водные ресурсы Земли это:

Поверхностные воды (океаны, озера, реки, моря, болота)

Подземные воды.

Искусственные водоемы.

Ледники и снежники (замерзшая вода ледников Антарктиды, Арктики и высокогорья).

Вода, содержащаяся в растениях и животных.

Пары атмосферы.


Земельные ресурсы мира — это сельскохозяйственные земли и другие земельные угодья (или иначе участки земли), которые ис­пользуются или могут быть использованы при данном уровне раз­вития производительных сил общества во многих отраслях дея­тельности человека (сельское, лесное, водное хозяйство, строи­тельство населенных пунктов, дорог и т. д.).


Агроклиматические ресурсы — свойства климата, обеспечивающие возможность ведения сельскохозяйственного производства: свет, тепло и влага. Эти свойства во многом определяют размещение растениеводства. Развитию растений благоприятствуют достаточная освещенность, теплая погода, хорошее увлажнение.

АГРОКЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ - свойства, возможности климата, обеспечивающие сельскохозяйственное производство. Сюда входит количество осадков в вегетационный период, годовая сумма осадков, сумма температур за вегетационный период, продолжительность безморозного периода и т. д.


Рекреационные ресурсы — это ресурсы всех видов, которые могут использоваться для удовлетворения потребностей населения в отдыхе и туризме. На основе рекреационных ресурсов возможна организация отраслей хозяйства, специализирующихся на рекреационном обслуживании.

  1. К природно-рекреационным ресурсам относятся морские побережья, берега рек, озёр, горы, лесные массивы, выходы минеральных вод, лечебные грязи. Главные формы: зелёные зоны городов, заповедники и заказники, национальные парки. Например: Озеро Иссык, Каньон Чарын, Аксу-Джабаглы, Боровое

  2. К рекреационным ресурсам относятся культурно-исторические достопримечательности:

Мавзолей Арыстан-баба (XIV-XX вв.)

Мавзолей Ходжы Ахмеда Яссави (Хазрет-Султана) (XIV в.)


Международный туризм особенно развит в Италии, Испании, Турции, Швейцарии, Индии, Египте и других странах мира.


Биологические ресурсы - источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ, заключенные в объектах живой природы: промысловые объекты, культурные растения, домашние животные, живописные ландшафты и т.п. Различают растительные ресурсы, ресурсы животного мира, генетические ресурсы.

Биологические ресурсы - разновидность природных ресурсов и составная часть национального богатства любой страны.
Под биологическими ресурсами понимают все живые компоненты биосферы, образующие окружающую природную среду.


Влияние хозяйственной деятельности человека на природные условия и природные ресурсы

Под влиянием хозяйственной деятельности человека происходят изменения природных компонентов ландшафтов. Во время строительства городов, дорог, плотин на реках, добыча полезных ископаемых нарушается рельеф. Неправильный обработка почв приводит к их водной и ветровой эрозии, плоскостного смыва. Распашка степей, лугов, сведение лесов, осушение болот сказываются на видовом составе растительности, а следовательно, и животного мира: естественные группировки растений вытесняются культурными (поля, сады, виноградники), обедняется видовой состав животных. Изменения этих компонентов ландшафтов влияют на климат и воды.

Очень влияют на природные условия промышленные предприятия, строительство и эксплуатация электростанций, добыча полезных ископаемых и т.д. Результатом этого воздействия является прежде всего химическое загрязнение, на которое приходится более 80 % всего объема загрязнений. Основными загрязнителями являются предприятия топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической промышленности, машиностроения, военно-промышленного комплекса, промышленности строительных материалов, пищевой промышленности, коммунального хозяйства, транспорта.


3. Практическая часть (Игра СВИ́ТОК)

На основе текста учебника и пройденной темы ответьте на вопросы, данные на свитках бумаги.

Условия игры: учащимся выдаются карточки в виде круга и квадрата, команда набравшая большее количество круглых карточек становится победителем.

Вопросы для игры:

  1. Какими природными ресурсами располагает Земля?

  2. Что такое рекреационные ресурсы?

  3. Что такое ресурсообеспеченность?

  4. Что представляют собой органические полезные ископаемые?

  5. Что относится к энергетическим ресурсам?

  6. Самая богатая водными ресурсами страна мира это

  • США

  • Китай

  • Канада

  1. Что относится к неисчерпаемым природным ресурсам?

  2. Что такое природное топливо?

Это различные виды полезных ископаемых, используемых в качестве топлива, такие, как уголь, нефть, природный газ. Они образовались когда-то из останков животных и растений, обитавших на нашей планете миллионы лет назад.


  1. Закрепление.


1. Кроссворд:

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Вопросы по горизонтали:

1 Сельскохозяйственные земли, которые используются или могут быть использованы во многих отраслях деятельности человека.

4 Разновидность природных ресурсов и составная часть национального богатства любой страны

5 Ресурсы, пригодные для использования в народном хозяйстве запасы и подземных вод.

6 Ресурсы всех видов, которые могут использоваться для удовлетворения потребностей населения в отдыхе и туризме


Вопросы по вертикали:

2 Ресурсы, которые используются или могут быть применены в народном хозяйстве: для получения энергии, в виде сырья, материалов

3 Ресурсы, обеспечивающие возможность ведения сельскохозяйственного производства, обладающие свойством света, тепла и влаги












 Ответы:

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

б

и

о

л

о

г

и

ч

е

с

к

и

е

 

 

 

 

 

 

 

 

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

з

е

м

е

л

ь

н

ы

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

м

 

 

 

 

 

 

 

5

в

о

д

н

ы

е

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р

 

т

 

 

 

 

 

 

 

6

р

е

к

р

е

а

ц

и

о

н

н

ы

е

 

 

 

 

 

 

 

 

л

 

ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ь

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ы

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 


Список лидирующих стран по добыче полезных ископаемых:

А) нефть - США, Саудовская Аравия, Россия.

Б) газ - Россия, США, Канада, Нидерланды.

B) уголь: Китай, США, Россия, Индия.

Лучшие условия добычи и страны- экспортеры - Австралия, США, ЮАР.

Г) алюминий - Франция, Индия, Суринам, США.

Д) железо - рудное сырье - США, Китай, Россия.

Е) свинец и цинк - США, Канада, Австралия.

Ж) медь - Замбия, Заир, Чили, США.


Итоговая часть.

  • Перечислите виды природных ресурсов

  • Предложите пути рационального использования минеральных ресурсов. В чем со­стоит суть комплексного освоения сырья?

Комплексное освоение сырья - безотходное использование ресурсов в быту и про­мышленности. Ученые предполагают, что в ближайшем будущем наступит эра обо­ротного (повторного) использования ресурсов, то есть, когда в экономике главным сырьем станут отходы, а естественные ресурсы будут являться резервными источни­ками снабжения.

4. Домашнее задание: повторить пройденную тему, ответить на вопросы в конце параграфа.

8


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Открытый урок по теме: "Природные ресурсы мира"

Автор: Арзымбетова Гульмира Асубековна

Дата: 22.04.2017

Номер свидетельства: 410881

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Краткосрочное планирование по географии в 7 классе на тему "Природные зоны Южной Америки" "
    ["seo_title"] => string(99) "kratkosrochnoie-planirovaniie-po-ghieoghrafii-v-7-klassie-na-tiemu-prirodnyie-zony-iuzhnoi-amieriki"
    ["file_id"] => string(6) "174864"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424187097"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Реализация деятельностного подхода на уроке географии  по теме "Охрана природы""
    ["seo_title"] => string(81) "riealizatsiiadieiatielnostnoghopodkhodanaurokieghieoghrafiipotiemieokhranaprirody"
    ["file_id"] => string(6) "303184"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457451772"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Современная политическая карта. Понятие «страна», «государство», «колония». Этапы формирования политической карты мира."
    ["seo_title"] => string(121) "sovriemiennaia-politichieskaia-karta-poniatiie-strana-ghosudarstvo-koloniia-etapy-formirovaniia-politichieskoi-karty-mira"
    ["file_id"] => string(6) "250388"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447076536"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Урок по географии 7 класс "Прирдные зоны Австралии" "
    ["seo_title"] => string(53) "urok-po-ghieoghrafii-7-klass-prirdnyie-zony-avstralii"
    ["file_id"] => string(6) "215458"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432706452"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Конспект урока на тему "Страны Европы. Общая характеристика региона, его состав. Населения. Характеристика хозяйства стран  Западной Европы""
    ["seo_title"] => string(138) "konspiekturokanatiemustranyievropyobshchaiakharaktieristikarieghionaieghosostavnasielieniiakharaktieristikakhoziaistvastranzapadnoiievropy"
    ["file_id"] => string(6) "303199"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457455282"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства