При изучении географии материков и океанов лучше всего уделить внимание самостоятельной- творческой работе учащихся.Особенно это хорошо у них получается на заключительных уроках темы. Данный урок является заключительным в данной теме. При его подготовке нужно заранее раздать темы-страны, по которым будет подготовлена визитная карточка. Необходимо провести инструктаж, что должна содержать работа. Насколько содержательней будет работа, тем интереснее будет урок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«обобщение по материку "Южная америка" »
Тема: Обобщение по теме: «Южная Америка».
Петропавловская средняя школа
Цели и задачи:
Обобщить знания учащихся о природных комплексах, о населении Южной Америки, подвести итоги изучения темы. Проверить знания учащимися характерных черт природы материка: рельефа, климата, внутренних вод, растительного и животного мира, населения, их особенностей и распределения по материку.
Продолжить формировать у учащихся умения составлять комплексную характеристику государства, устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы и населением, работать с комплексными географическими картами и другими источниками информации; работать в группах.
Воспитывать бережное отношение к природе, трудолюбие, самостоятельность; развивать интерес к географии.
Оборудование:
Выставка книг по теме «Южная Америка»;
Выставка книг по теме «Южная Америка»;
Выставка книг по теме «Южная Америка»;
Выставка книг по теме «Южная Америка»;
Выставка книг по теме «Южная Америка»;
Выставка книг по теме «Южная Америка»;
Выставка книг по теме «Южная Америка»;
Выставка книг по теме «Южная Америка»;
Выставка книг по теме «Южная Америка»;
физическая карта мира;
физическая карта Южной Америки;
карта климатических поясов;
карта «Природные зоны мира»;
таблицы по теме «Южная Америка»;
атласы, контурные карты;
карточки для индивидуальной и дифференцированной работы;
видеофрагменты «Бразильский карнавал», «Игуасу»;
фонограмма «Танго».
Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала.
Формы и методы: фронтальная работа, групповая, индивидуальная, дифференцированная, коллективная. Проблемно-поисковый, проблемный, исследовательский, репродуктивный, наглядный, вербальный, объяснительный, практический.
Ход Урока.I. Организационный этап.
Сообщение темы и постановка целей урока.
Видеоэкскурсия по материку Южная Америка.
Окруженная шумом и шепотом, Облаченная в зеленую растительность ты, О тебе, далекая Америка, Говорят все природные тайны твои. Ты являешься частью Гондваны, Континентом являешься ты, Ты богатствами нас удивляешь И веселым карнавалом любви.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами находимся на «конгрессе» стран, который проводится в Петропавловской средней школе. Делегации некоторых стран помогут нам закрепить знания по одному из наиинтереснейших материков Земли Южная Америка Площадь-17.8 млн.кв. км Население-325 млн. чел. Учитель: это удивительный материк. О нём нам поведают представители некоторых стран Южной Америки. 3. Представление делегаций. А). У нас присутствуют учёные – специалисты всего континента, которые дадут характеристику ГП, рельефа, климата, природных зон Южной Америки. Б). 2-я делегация из Бразилии ознакомит нас с разными природно-территориальными комплексами этой страны. В). 3-я делегация из Аргентины поведает нам о природных зонах этой страны и всего континента. Г). 4-я делегация из Боливии расскажет нам об интереснейших географических объектах этой страны. Д). 5-я делегация из Перу даст сравнительную характеристику различных регионов страны.
II. Этап проверки домашнего задания. Учитель: Пока команды готовятся, группа учёных- специалистов даст краткую физико-географическую характеристику Южной Америки. 1. – история открытия материка. 2. – ГП Южной Америки. 3. – Рельеф материка. 4. -Климат Южной Америки. Вы представьте, что друзья,Ведь проплыв они сюда,Много чудного узнали,О народах рассказали.
. 1 делегация- группа учёных специалистов. 1 ученик : В 15 веке мореплаватели искали путь в Индию. Однако, плавание Колумба привело к открытию пути не в Индию, а Нового Света. Он совершил 4 путешествия. В первые два он открыл острова в Карибском море: Сан-Сальвадор и Пуэрто-Рико, а третье и четвёртое – северные берега Южной Америки, хотя всю жизнь он был уверен, что это Индия. Мысль о существовании новых материков высказал мореплаватель Америго Веспуччи, в честь которого и названа Америка. Вслед за путешественниками в Америку устремились испанские и португальские завоеватели. В Европу были завезены табак, картофель, кукуруза, помидоры. 2 ученик: Южная Америка находится в Западном полушарии и её площадь составляет 17.8 млн. кв. км (таблица). Она почти полностью лежит в Южном полушарии. Если сопоставить Южную Америку и Африку, то видно, что эти материки были единым и входили в состав древнего материка Гондваны. На западе материк омывает Тихий океан, на востоке – Атлантический, на севере Карибское море .Экватор пересекает Южную Америку в северной части, а южный тропик – в южной. Крайние точки: Северный мыс – Гальинас Южный – Фроуард Западный – Кабу –Бранка Восточный мыс – Париньяс. 3 ученик: Рельеф Южной Америки чрезвычайно разнообразен. Здесь находится самая длинная горная цепь Земли – Анды с высочайшими вершинами ( Аконкагуа), самая крупная низменность – Амазонская, обширные нагорья Бразильское и Гвианское. Анды – это одна из высоких горных систем мира и протянулась на 9000 км. Между цепями Анд находится крупное высокогорное озеро Титикака. Равнинно-плоский Восток расположен на платформе. Западная часть материка – результат взаимодействия двух литосферных плит. Океаническая плита подныривает под континентальную и погружается в мантию, образуя желоб. Край континентальной плиты сминается в складки. Формирование Анд продолжается и сейчас, происходят частые землетрясения, извержение вулканов. Южная Америка богата полезными ископаемыми. Здесь сосредоточены почти все мировые запасы селитры – 98%.
2 делегация из Бразилии.
1. Представление Бразилии.
– краткие сведения о стране (таблица, флаг).
1 ученик:
Представление Бразилии (площадь, столица, государственный язык, экспорт, религия).
2 ученик:
На территории Бразилии находится самая большая на земном шаре низменность – Амазонская и крупное Бразильское плоскогорье. Река Амазонка самая полноводная в мире, питание которой преимущественно осадочное. Она имеет около 500 притоков; ей нет равных по полноводности. Одна Амазонка равна 25-ти Волгам или 12-ти Енисеям. В низовьях ширина реки более 50 км, а глубина 90 м.В сезон дождей на Бразильском плоскогорье, реки, разливаясь, несут свои воды в Амазонку и вот здесь начинается потоп. На Амазонской низменности произрастает экваториальный лес – сельва; это свыше 4000 видов деревьев, переплетённых лианами.
3 ученик:
Бразильская природа очень интересна, здесь много эндемиков, например, амазонская кувшинка – виктория-регия, её диаметр 2 м и выдерживает на своём листе вес до 72 кг.
Колибри – самая маленькая птица, вес её – 1,5 г.
Ленивец – самое маленькое млекопитающее. Пираньи – самая опасная рыба, которая охотится стаей. Анаконда – самая тяжёлая змея, весит до 230 кг, длина – 8,5 м.
Много вымирающих видов, таких как малый синий ара – попугай. Их сохранилось всего 10 штук. Пираруку – самая гигантская красная рыба, длина которой достигает 5 м, вес – 90 кг.
3 Делегация из Аргентины:
- преставление Аргентины ( таблица, флаг ).
заполняет таблицу «Природные зоны Аргентины.
1 ученик.
Представление страны (площадь, столица, язык, флаг, религия, экспорт).
2 ученик:
Аргентина – страна у которой голова (север) в тепле, а ноги (юг) в холоде. Анды тянутся через всю страну. Здесь находится наивысшая вершина – Аконкагуа. Пампа - подлинное лицо страны. Это степь с плодородными почвами и хорошими пастбищами для животных, скотоводов здесь называют гаучо ( показ иллюстраций).
Это самая густо населенная территория всей Южной Америки. Аргентина – это родина танго. Здесь танцуют все.
4 Делегация из Боливии.
Я помню чудо дивное – погоду необычную:То с ярким знойным солнышком и с проливным дождем;То с западными ветрами и с зимами холодными...В горах легко нам дышится.Чарующие звуки запали глубоко.
Представление страны.
5 Делегация из ПЕРУ.
– представление страны ( таблица, флаг, государственный язык, религия, экспорт).
Работа в группе.
1. Ученик – представление страны.
2. Ученик.
Перу - очень далекая страна. От Москвы до столицы Лима самолёт летит 12 часов. Страна объединяет 3 контрастные части Коста (берег), сьерра – горы и сельву (леса). На побережье – Коста – находится тропическая пустыня, здесь по нескольку лет не бывает дождей, причиной этому является холодное Перуанское течение. Перу – наиболее индейская страна. Большую часть населения составляют народы кечуа.
3. Ученик.
На юге Перу находится высокогорное озеро Титикака, что в переводе с индейского обозначает «Оловянное поле» и отражает особый цвет озера. Страна богата рудами цветных металлов и древесиной. Здесь выращивают кукурузу, пшеницу, картофель, бобы. Домашнее животное – ламу используют как вьючное животное.
Где-то под руками были близкоБарона Мюнхгаузена записки.Он себя считает знатоком,Этот континент ему знаком.
Комментарий:
Учащимся предлагается текст, в котором надо найти географические ошибки, если считать, что правдивой является только первая фраза текста.
Возглавляемая мною экспедиция достигла самой возвышенной точки южного полушария. С нее открывался царственный вид во все стороны. На севере – истоки одной из полноводных рек мира, которая несет свои воды в Тихий океан. На востоке и юге – пространства, покрытые степной растительностью. На западе – безбрежные пространства Атлантического океана. В пути нам пришлось преодолеть джунгли, где рычали львы и тигры, прыгали по баобабам шимпанзе. Ниже пояса джунглей мы попали в саванну, где бродили зебры и антилопы. Когда мы подошли к океану, то увидели плавающих на воде пеликанов. Под кроной одного из буков я написал отчет о своей экспедиции.
Вопросы:
1. Какую страну называют страной “зеленого золота” и “золотых плодов”:
а) Бразилия; б) Аргентина; в) Перу?
2.На гербе этой страны изображен корабль с поднятыми парусами. Кофе – главное богатство страны:
а) Бразилия; б) Колумбия; в) Венесуэла.
3. Название этой страны в переводе означает “серебро”:
а) Аргентина; б) Парагвай; в) Чили.
4. Коренное население Южной Америки – это:
а) метисы; б) самбо; в) индейцы.
5. Какая раса возникла в результате браков индейцев и негроидов:
а) самбо; б) метисы; в) мулаты.
6. Какой язык в странах Южной Америки является государственным:
а) английский; б) испанский; в) португальский.
7. Определите страну по ее краткому описанию:
Почти половину территории страны занимает Гвианское плоскогорье. Население составляют потомки европейских переселенцев, метисы, мулаты и индейцы. Государственный язык – испанский. Страна известна как одна из крупных держав мира.
Ответы: 1 2 3 4 5 6 7
а б а в а б,в Венесуэла
Учитель:
Вот мы и завершаем путешествие по материку – Южная Америка. Надеюсь, что наше путешествие было интересным и увлекательным.
III. И в конце нашего урока предлагаю повторить главное, о чем мы сегодня говорили.
Учащиеся:
Южная Америка – четвертый по площади материк с площадью 18,1 млн. км 2 .
В изучении континента большой вклад внесли Х. Колумб, А. Веспуччи, А. Гумбольдт, Н. Вавилов.
На западе материка протянулись самые длинные горы мира – Анды с самой высокой точкой 6959 м (г. Аконкагуа).
Южная Америка – самый увлажненный материк земного шара.
Амазонка – самая полноводная река мира.
Органический мир разнообразен. На материке встречаются семейства эндемичных растений и животных.
В Южной Америке насчитывается 13 стран, крупнейшая из которых Бразилия.
Большая часть населения континента говорит на испанском языке. Государственный язык Бразилии – португальский.
Расовый состав неодинаков. Представители всех трех рас живут на континенте.
Природа материка изменяется в результате хозяйственной деятельности человека, что способствует возникновению экологических проблем.
Вам открыты страны континентов,Путешествуй, отдыхай!Коль в Америку поедешь,Этикеты соблюдай.