kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Методы и формы в изучении краеведения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация для учащихся 7 класса на уроке географии важно говорить о краеведении ведь краеведение-основа воспитания патриотизма.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Методы и формы в изучении краеведения"»

Краеведение — основа воспитания патриотизма. Методы и формы в изучении краеведения. Автор: Быстров В.М. учитель географии Грабская ОШ I-II ступеней Амвросиевского района ДНР

Краеведение — основа воспитания патриотизма.

Методы и формы в изучении краеведения.

Автор: Быстров В.М.

учитель географии

Грабская ОШ I-II ступеней

Амвросиевского района ДНР

«Мира не узнаешь,  не зная края своего»  «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. »

«Мира не узнаешь,

не зная края своего» 

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. »

Краеведение  в школьном учреждении является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с Родиной.

Краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению школьников в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни.

  Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала.

  Исходя из возрастных особенностей детей школьного возраста основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно  больше нового о своей «малой Родине», т.е. формирующих устойчивый познавательный интерес к ней.

  • «Мира не узнаешь, не зная края своего» 
Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего! Цель краеведческого образования:   способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего!

Цель краеведческого образования:

  способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации

пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость, приобщая их к искусству, музыке, литературе, народной культуре; развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов воспитывать уважение к культуре других народов, готовность понимать и принимать систему иных ценностей; показать детям, что и у людей, и у вещей есть своя история; Задачи : пробудить у юных граждан чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям;

пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость, приобщая их к искусству, музыке, литературе, народной культуре;

развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов

воспитывать уважение к культуре других народов, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

показать детям, что и у людей, и у вещей есть своя история;

Задачи :

пробудить у юных граждан чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям;

Возможности данного курса позволяют объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни:  Беречь природу и окружающую среду в целом относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом беречь памятники истории и культуры сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений

Возможности данного курса позволяют объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: 

Беречь природу и окружающую среду в целом

относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом

беречь памятники истории и культуры

сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений

Изучая историю своего края, учитель часто сталкивается с рядом трудностей в подготовке и проведении уроков краеведения. Наряду с этими проблемами, возникает ряд вопросов: какие методы и формы целесообразно применять в краеведческой работе? Как сделать урок краеведения интересным и нужным нынешним школьникам? Необходимо ли изменение и преобразование консервативных методов и применение новых форм , методов, технологий? Практика изучения истории Родного Края ( краеведения) показала, что учащиеся с особым интересом воспринимают содержание полученной информации как старыми проверенными методами , так и новыми. Краеведение подразумевает работу в первую очередь практическую, где в паре , на равных условиях должны работать учащийся и учитель. Главным, как ни странно, в этой работе должен быть интерес учащегося, учитель же становится направляющей стороной. Не секрет, что, изучая историю своего края в рамках школьной программы школьники получают лишь часть знаний, тонкости учащиеся находят самостоятельно, для этого необходимо найти такие источники получения знаний которые будут интересны каждой из сторон учебного процесса. Таким источником может стать ученическое исследование, проектная деятельность, компьютерные технологии.

Научно-исследовательская работа  Наиболее продуктивный метод изучения истории родного края. Исследовательская работа подразумевает творческую работу учащегося направленную на познание окружающего мира, самостоятельность в приобретении знаний и нахождении истины. Научно- исследовательская работа -это не только теоретическая , а в большей степени практическая часть. Исследовательская работа в краеведении строится на четком понимании исследователем , что необходимо найти, узнать, сопоставить.  Для научно- исследовательской работы определяются формы, которые наиболее подходят в каждом отдельном исследовании. Формами исследования могут быть: интервью, работа в архивах, музеях, исследование исторических находок и документов с описанием, анализом и сравнением краеведческих источников. Важным аспектом исследовательской работы является формирование воспитательной функции.

Научно-исследовательская работа

Наиболее продуктивный метод изучения истории родного края. Исследовательская работа подразумевает творческую работу учащегося направленную на познание окружающего мира, самостоятельность в приобретении знаний и нахождении истины. Научно- исследовательская работа -это не только теоретическая , а в большей степени практическая часть. Исследовательская работа в краеведении строится на четком понимании исследователем , что необходимо найти, узнать, сопоставить.

Для научно- исследовательской работы определяются формы, которые наиболее подходят в каждом отдельном исследовании. Формами исследования могут быть: интервью, работа в архивах, музеях, исследование исторических находок и документов с описанием, анализом и сравнением краеведческих источников. Важным аспектом исследовательской работы является формирование воспитательной функции.

Проектная деятельность .  Метод проектов направлен на развитие самостоятельной деятельности учащихся , что не мало важно в изучении истории Родного края. При использовании метода проектов в краеведении необходимо учитывать специфику выбранных тем-проектов. Особенность проектного метода в том, что после сбора материалов, вещественных доказательств и их анализа учащиеся на конечном этапе работы должны получить конкретные, «осязаемые» результаты готовые к внедрению.  В современном мире технологий результат метода проектов может быть таким: выпуск фильма, презентации, компьютерного альбома, выставка работ, организация музейного уголка. Проектный метод ориентирован как на индивидуальную, так и групповую самостоятельную деятельность учащихся.

Проектная деятельность .

Метод проектов направлен на развитие самостоятельной деятельности учащихся , что не мало важно в изучении истории Родного края. При использовании метода проектов в краеведении необходимо учитывать специфику выбранных тем-проектов. Особенность проектного метода в том, что после сбора материалов, вещественных доказательств и их анализа учащиеся на конечном этапе работы должны получить конкретные, «осязаемые» результаты готовые к внедрению.

В современном мире технологий результат метода проектов может быть таким: выпуск фильма, презентации, компьютерного альбома, выставка работ, организация музейного уголка. Проектный метод ориентирован как на индивидуальную, так и групповую самостоятельную деятельность учащихся.

Компьютерные  технологии .    Компьютерные технологии- система получении, анализа, обработки информации с помощью современных технических возможностей. Не секрет, что в век глобальной компьютеризации человеку из провинции можно получить информацию, не выходя из дома (Интернет), это значительно сокращает поиск исторических справок, документов, информации, дает возможность доступа в архивы, библиотеки, на интернет-страницы.  С внедрением компьютерных технологий поиск и исследование проходит быстрее и качественнее. Краеведы не только могут получать информацию, но и делиться ею, общаться с другими заинтересованными краеведением людьми. Итогом работы могут стать презентации полученного материала, мультимедийные фильмы, краеведческие дистанционные олимпиады, программы тестирования, сайд –страницы.

Компьютерные технологии .  

Компьютерные технологии- система получении, анализа, обработки информации с помощью современных технических возможностей. Не секрет, что в век глобальной компьютеризации человеку из провинции можно получить информацию, не выходя из дома (Интернет), это значительно сокращает поиск исторических справок, документов, информации, дает возможность доступа в архивы, библиотеки, на интернет-страницы.

С внедрением компьютерных технологий поиск и исследование проходит быстрее и качественнее. Краеведы не только могут получать информацию, но и делиться ею, общаться с другими заинтересованными краеведением людьми. Итогом работы могут стать презентации полученного материала, мультимедийные фильмы, краеведческие дистанционные олимпиады, программы тестирования, сайд –страницы.

Наряду с применением современных методов и приемов в краеведческой работе не следует отказываться от консервативного обучения. Получение знаний путем общения ученика и учителя с использованием диалога и монолога, с применением наглядного материала дает возможность ученикам получить минимум краеведческих знаний, которые в будущем будут пополняться и обновляться уже самостоятельно каждым ( и учителем, и учеником).

Особо хотелось остановиться на экскурсионной работе. Краеведение основывается на получении и применении знаний, умений и навыков не только в урочном процессе. Экскурсии- это один из методов, который направлен на получение ЗУН и приобщение учащихся к истории предков, культуре, воспитание любви и гордости за вклад Малой Родины в историю страны. Экскурсионная работа должна быть тщательно подготовлена и спланирована.

Каждая экскурсия должна преследовать определенные цели и задачи, проходить в назначенное время и носить развивающий, обучающий и воспитательный характер. Итогом экскурсии могут стать выпуски газет, выставок, проспектов. Материал, полученный в ходе краеведческой экскурсии, учащиеся могут использовать не только на уроках истории, в краеведческой работе. Это могут быть комбинированные уроки других дисциплин ( литература, русский язык, экология и др.).

Перечисленные выше методы и приемы краеведческой работы- это часть огромного пласта педагогических знаний, которые учителя могут применять на практике. Краеведение – узкий пласт истории, который в современном процессе обучения набирает методологический аппарат, путем проб и ошибок, оставляя те методы, формы, приемы, технологии, которые более приемлемы для получения и приобретения учащимися знаний истории Родного Края. Спасибо за внимание!

Перечисленные выше методы и приемы краеведческой работы- это часть огромного пласта педагогических знаний, которые учителя могут применять на практике. Краеведение – узкий пласт истории, который в современном процессе обучения набирает методологический аппарат, путем проб и ошибок, оставляя те методы, формы, приемы, технологии, которые более приемлемы для получения и приобретения учащимися знаний истории Родного Края.

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Методы и формы в изучении краеведения"

Автор: Быстров Вячеслав Михайлович

Дата: 28.11.2017

Номер свидетельства: 441214

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Исследование в курсе краеведения "
    ["seo_title"] => string(39) "issliedovaniie-v-kursie-kraieviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "143509"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418553133"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) ""Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ ""
    ["seo_title"] => string(80) "dukhovno_nravstviennoie_i_ghrazhdansko_patriotichieskoie_vospitaniie_chieriez_kr"
    ["file_id"] => string(6) "407794"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491721419"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина""
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaiaproghrammapokraieviedieniiumoiamalaiarodina"
    ["file_id"] => string(6) "259839"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448826584"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Рабочая  программа  по  историческому краеведению для учащихся 5 класса "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-istorichieskomu-kraieviedieniiu-dlia-uchashchikhsia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "130480"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415903323"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Опыт изучения родного края, его региональный компонент"
    ["seo_title"] => string(56) "opytizuchieniiarodnoghokraiaieghorieghionalnyikomponient"
    ["file_id"] => string(6) "286816"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454404524"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства