Проектная деятельность на уроках географии
Работу выполнила учитель географии
МБОУ «СОШ №14 г. Владивостока»
Голенкова В.С.
900igr.net
Цель исследования:
Определить насколько применение метода проектов повысит эффективность и качество процесса обучения, научит учащихся работать и мыслить самостоятельно, повысит интерес к предмету, разовьет творческую активность детей, их коммуникативные способности, умения планировать работу, доводить ее до конца.
Объект исследования:
процесс преподавания школьного курса географии.
Предмет исследования :
использование проектной технологии в преподавании географии.
Задачи исследования
1. Изучить педагогическую и методическую литературу о методе проектов. 2. Отобрать и структурировать педагогические приемы проектной деятельности. 3. Разработать примерную тематику проектов для разных курсов географии. 4. Внедрить этот метод в процесс преподавания географии. 5. Проанализировать и обобщить результаты использования метода проектов в учебном процессе. 6. Наметить задачи для последующей работы по данному методу.
Актуальность применения проектной технологии в преподавании географии
Проектная технология дает возможность:
- Реализовать деятельностный поход в обучении географии
- Решить проблему сокращения часов на изучение географии
- Формирования у школьников информационной компетентности
- Овладения школьниками методами географического прогнозирования
- Участия школьников в общественных экспертизах
История вопроса
- Возник во второй половине XIX в. в США как метод проблем, авторы - Дж.Дьюи, В.Х.Килпатрик.
- В 20-х . XX века получил распространение в советской школе. Широко стал применяться лишь 90-е годы XX века в связи с модернизацией географического образования.
Что понимается под методом проектов.
- «Проект» (от лат. projectus , брошенный вперед) – план, замысел, а проектировать – это значит предполагать сделать что-либо, намечать план ( Современный словарь иностранных слов );
- «Проект» означает план, предположение, предварительный текст какого-либо документа, комплекс технических документов ( Педагогический словарь );
- Метод проектов – это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности». ( Е.С.Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»).
Основные требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
- Самостоятельная деятельность учащихся
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)
- Использование исследовательских методов , предусматривающих определенную последовательность действий:
1. определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
2. выдвижение гипотез их решения;
3. обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
4. обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
5. сбор, систематизация и анализ полученных данных;
6. подведение итогов, оформление результатов, их презентация ;
7. выводы , выдвижение новых проблем исследования.
Типология проектов
Краеведческий проект «Мой город»
Экологические,
физико-географические,
социально-экономические,
комплексные,
краеведческие,
историко-географические
Типология проектов
- По способу преобладающей деятельности :
Исследовательский проект «Чистую воду – в каждый дом»
познавательные,
творческие,
игровые,
практико-ориентированные,
исследовательские
Типология проектов
- По уровню интеграции :
- Монопредметные (выполняются на материале географии)
- Межпредметные(учитывающие содержание нескольких предметов по смежной тематике)
- Надпредметные (выполняются на основе сведений, не входящих в школьную программу)
«Природные ресурсы мира»
Типология проектов
- По продолжительности выполнения проекта
Средней продолжительности
Долгосрочные
- По включенность проектов в тематический план
Текущие
Итоговые
- По количеству участников проекта
Индивидуальные,
групповые,
Этапы работы над проектом
- Первый этап проектного цикла – ценностно-ориентированный , включает в себя следующий алгоритм деятельности учащихся: осознание мотива и цели деятельности учащимися, выделение приоритетных ценностей, на основе которых будет реализовываться проект, определение замысла проекта
- Второй этап – конструктивный , включающий собственно проектирование. На этом этапе учащиеся, объединяясь во временные группы ( из 4-5 чел.) или индивидуально осуществляют проектную деятельность: составляют план. Собирают информацию по проекту, выбирают форму реализации проекта
- Третий этап – оценочно – рефлексивный . Его основу составляет самооценка деятельности учащихся
- Четвертый этап – презентативный , на котором осуществляется защита проекта. Презентация – результат работы разных групп и индивидуальной деятельности, итог общей и индивидуальной работы
Параметры внешней оценки проекта:
- Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
- корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);
- характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
- необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;
- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
- эстетика оформления результатов проведенного проекта;
- умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы .
Примерная тематика проектов по географии
- В 6 классе чаще всего применяются игровые и познавательные проекты. Например, «Путешествие в глубь Земли», «Путешествие на воздушном шаре», «Природа – учебный географический класс», « В поисках затонувшего корабля», «Войди в природу другом», «По следам великих путешественников» и т. д.
- В 7 классе большая возможность для творческих проектов. Например, «Удивительная Африка», «Страна «Наоборот», «Репотаж из джунглей», «По следам Ливингстона» и т.д.
- В 8-9 классах обширное пространство для творческих и исследовательских проектов. Таковыми могут быть, «Памятники всемирного культурного наследия на территории России», «Создание экологической карты области», «Этнические традиции народов Поволжья» и др.
- В 10 классе тематика проектов очень обширная. Например, «Нравственные аспекты изучения глобальных экологических проблем современности», «Проектирование города XXI века»
Проект телепередачи «История географических открытий»
- I этап. Индивидуальные задания
Каждая группа получает карточку с перечнем вопросов и указанием литературы для изучения.
Как изменялись представления человека о Земле.
Эпоха великих географических открытий.
Открытие морского пути в Индию. Васко да Гама.
Открытия Нового Света: экспедиции Христофора Колумба, Америго Веспуччи, Фернана Магеллана.
Петр I . «Там, где Азия сошлась с Америкой». Путешествие Витуса Беринга.
Научные экспедиции XVIII - XX вв.
- II этап . Самостоятельная работа с литературой, поиск ответов на поставленные вопросы по заданиям
- III этап . Заслушивание и обсуждение подготовленных материалов .
- IV этап . Игра – «телепередача»
Проект "Природные зоны в жизни людей"
I этап. Индивидуальные задания
Каждая группа получает карточку с перечнем вопросов и указанием литературы для изучения по темам:
- Учение о природных зонах
- «Безмолвная» Арктика и «чуткая» Субарктика»
- «Таежная зона»
- Зона смешанных и широколиственных лесов
- Лесостепи и степи
- Полупустыни, пустыни, субтропики
- «Многоэтажность» природы гор
II этап . Самостоятельная работа с литературой, поиск ответов на поставленные вопросы по заданиям
III этап . Заслушивание и обсуждение подготовленных материалов .
IV этап . Презентация проектов
Результативность
- Повысился интерес к предмету
- Ежегодно новые учащиеся включаются в поисковую деятельность.
- Увеличился объем знаний, приобретаемых и контролируемых самостоятельно.
- Качество обучения повысилось до 75-80 %.
- Повысилась самооценка учащихся участвующих в проектах
- Не всех удается вовлечь в проектную деятельность
Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)
- В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
- Команды не соревнуются.
- Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом, и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
- Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
- Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.
- Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
- Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в проекте”.
План действий учащихся в проекте
- Выбор темы проекта (исследования).
- Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
- Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
- Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
- Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
- Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
- Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
- Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
- Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Ресурсы:
- Е. С. Полат. Метод проектов — статья на сайте Российской Академии Образования
- Сайт программы «Обучение для будущего»
- Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»
- Н. Кочетурова. Метод проектов в обучении языку: теория и практика — статья на сайте Центра лингвометодических информационных ресурсов.
- Горлицкая С. И. История метода проектов. Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования».
- Полат Е. С. Метод проектов Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования».
- http://urla.ru/1000099y
- http://urla.ru/1000099x
- http://io.nios.ru/index.php?rel=30&point=11&art=966
- http://urla.ru/1000099z