Просмотр содержимого документа
«Географические задачи»
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
овладение основными навыками нахождения, анализа, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, …
В результате изучения курса географии ученик должен уметь применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Географические задачи – это
это вопросы
(Почему? Как? Зачем?...)
или предложения
(найдите, докажите, установите…),
требующие от ученика активной мыслительной деятельности, которая позволит установить связи между фактами, выразить оригинальные гипотезы.
Задачи стимулируют продуктивную учебную деятельность, формируют познавательный интерес и развивают интеллектуальные и творческие способности.
При составлении географических задач необходимым условием является учёт основных дидактических требований, регламентирующих как репродуктивную, так и продуктивную деятельность учащихся.
Географические задачи формируют навыки:
анализировать;
синтематизировать;
сравнивать;
классифицировать;
обобщать понятия.
Репродуктивная деятельность включает:
Конкретные знания:
путём использования мыслительных операций происходит усвоение определённой суммы понятий (их структура, свойства, видимые функции).
2.В процессе накопления таких понятий происходит их обобщение:
путём сравнения, классификации, выявления общего и отличий, нахождения наиболее характерных особенностей.
При продуктивной деятельности процесс учебного познания протекает в три этапа:
1) абстракция как наиболее общее представление о явлении;
2) восхождение к конкретному, где срабатывает репродуктивная деятельность;
3) формирование второй абстракции с использованием всего богатства конкретного, эмпирического для построения определённой теории, выведения правила, закономерности, закона.
I группа
Задачи, решение которых требует от учащихся достаточно широкого кругозора, овладения широкой базой данных.
При помощи топографического знака определите, сколько м 3 древесины содержит лес на площади 1 га (каждое дерево принять за цилиндр).
1 га = 10 000 м 2 (квадрат со стороной 100 м ).
Согласно условию: высота дерева 20 м , диаметр ствола 0,30 , расстояние между деревьями 5 м. Определим, сколько деревьев растет на площади 1 га: 100:5 = 20 деревьев, значит, на 1 га растет 400 деревьев (20*20 = 400).
Определим, сколько м 3 содержит 1 дерево.
h = 20 м; R =0,15; d =0,30; S осн= R²
V = S осн* h , V = 3,14 * 0, 15 2 *2 0, V = 1, 413 м 3
400 * 1, 413 м 3 = 5 65 , 2 м 3
Ответ: 565,2 м3
Задача № 3
Каково кратчайшее расстояние между Лондоном и Анадырем по поверхности Земли (с точностью до 100 км)?
Оба пункта расположены, в принципе, на одном меридиане: Лондон – 0°д. и Анадырь – 180°д. В таком случае кратчайшее расстояние между ними есть дуга большого круга. В градусной системе исчисления длина дуги равна сумме разностей широты Северного полюса (90 ° ) и обоих пунктов ( Лондон – 51,5° с.ш., Анадырь – 64,5° с.ш. ).
Т.е.: (90°-51,5°) + (90°-б5°) = 63,5°.
Длина дуги в 1 ° = 111 км х 63,5 = 7048,5 км.
Ответ. 7048,5 км
Задача № 4
Самолёт вылетел из Санкт-Петербурга и пролетел строго на восток 3333 км , после чего повернул строго на право, и, пролетев 3333 км, повернул строго на запад и, пролетев 3333 км, повернул на север и, опять пролетев 3333 км, приземлился. Каковы координаты точки приземления самолёта (с точностью до 1 градуса координат)
Санкт-Петербург: 60с.ш., 30в.д.
На восток по 60-й параллели (1- 56 км) летит 3333 км:3333:56 = 60(Т.1: 60с.ш., 90в.д.).
Направо по меридиану 90(1- 111 км) летит 3333 км:3333 :111 = 30(Т.2: 30с.ш., 90в.д.).
На запад по 30-й параллели (1- 96 км) летит 3333 км:3333:96 = 35(Т.3: 30с.ш., 55в.д.)
На север по меридиану 55в.д. (1- 111 км) летит 3333 км:3333 :111 = 30(Т.4: 60с.ш., 55в.д.)
Ответ. Точка приземления - 60с.ш., 55в.д.
С-П: 60 с.ш., 30 в.д.
Т.1: 60с.ш., 90в.д.
Т.2: 30с.ш., 90в.д.
Т.3: 30с.ш., 55в.д.
Т.4: 60с.ш., 55в.д.
0
1
4
2
3
Задача № 5
Какой из нижеуказанных спортсменов расположен ближе к центру Земли и насколько (с точностью до 0,5 км): Альпинист на вершине горы Казбек или морской яхтсмен на экваторе?
Ход решения.
Экваториальный радиус Земли на 22 км больше полярного. Таким образом, на широте г. Казбек, примерно 45° с.ш., это превышение составляет около 11 км. Высота г. Казбек 5 км (5033). Следовательно, альпинист находится на относительной высоте 11 км + 5 км = = 16 км, а яхтсмен на 22 км.
Ответ. а) Альпинист б) на 6 км
Задача № 6
Орел кружит над степью на высоте 75 м. Определите, как далеко он видит вокруг себя.
Задача № 7
Ширина реки – 20 м, средняя глубина – 1,5 м, скорость течения реки – 2 м/с. Определите расход реки на данном отрезке.
Ход решения.
Расход воды Q = F*V; F = Ш*h
F - площадь поперечного сечения, м²
V – скорость течения реки, м/с
Ш – ширина реки
h – глубина реки
Q = 20 м*1,5 м*2 м/с = 60 м3/с
Ответ. 60 м3/с
Задача № 8
В Индийском океане произошло землетрясение (эпицентр имеет координаты 10ю.ш., 970в.д.), в результате которого возникли гигантские волны-цунами. Через какой промежуток времени цунами, достигнут одного из Мальдивских островов (10ю.ш., 720в.д.), если скорость их движения составляет 900 км/ч?
S=v * t, значит t=s/v.
По условию дана скорость, нужно найти расстояние, которое проходит волна.
Эпицентр землетрясения имеет координаты 1 0 ю.ш., 97 0 в.д.
Остров из Мальдивских островов имеет координаты 1 0 ю.ш., 72 0 в.д.
S = 97 0 в.д. - 72 0 в.д. = 25 0 расстояние от эпицентра до острова Мальдив.
Протяженность 1 0 по экватору 111,3 км (т.к. атласами пользоваться не разрешалось, допускается от 111 км до 111,3 км, т.к. 1 0 ю.ш. – приэкваториальная зона)
25 0 х 111,1 км = 2777,5 км
t = s/v
t = 2777,5 км : 900 км/ч = 3 часа
Ответ. 3 часа
Задача № 9
Определите, с какой линейной скоростью движется точка земной поверхности, на которой расположен город Донецк, во время суточного вращения Земли (длина дуги 10на 48-й параллели составляет 74,6 км).
Линейная скорость – это скорость, с которой движется точка на той или иной параллели во время суточного вращения Земли.
V = L/t
длина дуги 10на 48-й параллели составляет 74,6 км, т.е.:
3600х 74,6 км = 26856 км – длина 48-й параллели
V = 26856 км : 24 ч = 1119 км/ч
Так как линейную скорость выражают в м/с, то
L = 26856 км х 1000м = 26856000 м
T = 24 ч х 60 мин. х 60 сек = 86400 с
V = 26856000 м : 86400 с = 310 м/с
Ответ. 310 м/с
Задача № 10
В стране с населением 10 млн человек и территорией 60 тыс.км2городское население составляет 70%. Определите плотность сельского населения в этой стране.
Население сельское:100% - 70% = 30%
Для определения количества составим пропорцию:100% - 10 млн человек30% - х млн человекх=30*10/100 = 3 млн человек (численность сельского населения)3 млн человек /60 тыс. км2=
= 3000 тыс. человек /60 тыс. км2= 50 чел /км2- плотность
Ответ. 50 чел /км2
Задача № 11
Вычислите падение и уклон реки, длина которой – 3000 км, высота истока – 260 м, а устья – (-20 м).
Уклон реки = Падение реки / Длина реки
У = П / L
Падение реки = Высота истока – Высота устья
П =hu- hу
Значит,
П = 260 – (-20) = 280 м (28000 см)
У = 28000 см/ 3000 км = 9,3 см/км
Ответ. 9,3 см/км
Задача № 12
Определить численность населения государства на конец года по данным:
численность населения на начало года –4073 тыс. чел.,рождаемость –11,5‰,смертность –54 тыс. чел.,прибыло –126 тыс. чел.,выбыло –94 тыс. чел.
ЧН на конец года = ЧН на начало года +ЕП + МП.
4073 тыс. чел. – 1000 ‰
Х тыс. чел. – 11,5 ‰, Х (рождаемость) = 47 тыс. чел.
ЕП = Р – С = 47 тыс. чел. – 54 тыс. чел. = - 7 тыс. чел. (население сокращается)
МП = Прибывшие - Выбывшие,
МП = 126 тыс. чел. - 94 тыс. чел. = 32 тыс. чел.
ЧН на конец года =
= 4 073 тыс. чел. – 7 тыс. чел. + 32 тыс. чел. =
= 4 098 тыс. чел.
Ответ. 4 098 тыс. чел.
Задача № 13
Определить грузооборот между г.Уфа и г.Янаул за год. Расстояние между ними 260 км. Ежедневно перевозится 6 тыс. т груза.