Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии.
Происходящие перемены в обществе не могут не затрагивать образовательной среды, которая в новых условиях существенно меняется. Смысл изменения системы образования – в ее гуманизации, формировании личности предполагает выявление и развитие индивидуальных особенностей ребёнка, когда самого индивида мыслят не «ведомым» и «управляемым», а творцом самого себя, своей жизни. Сегодня мы должны помочь детям освоить необходимый комплекс универсальных умений и знаний, необходимых для успешной социализации и адаптации в современном стремительно меняющемся социуме, дать знания, которые помогут им не только в становлении личности, но и в выборе жизненного пути. Кроме того, учащиеся должны уметь самостоятельно добывать эти знания, самосовершенствоваться. Современному обществу нужны грамотные, образованные, здоровые люди.
Основная особенность подросткового возраста — начало перехода от детства к взрослости. В возрасте от 11 до 14— 15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности.На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии. »
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
(повышение квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии.
Якутина Юлия Владимировна, учитель географии,
ГБОУ СОШ с. Курумоч
Волжского района
Самарской области
Самара, 2013 г.
«Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, умело реагировать на разные жизненные ситуации.»
«Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего.»
Д.А. Медведев. «Наша новая школа», 2010 г.
Анализсостояния преподавания географии показывает, что
ученик в настоящее время зачастую не может осуществить правильное решение той или иной проблемы из-за линейного стиля мышления, предполагающего жёстко определённый ход мысли, однозначную связь между явлениями.
Противоречия
Причиной возникающих противоречий зачастую становится устаревший процесс обучения.
Проблема -
низкий уровень познавательной активности учащихся.
Цель
активизировать познавательную деятельность школьников через внедрение современных образовательных технологий.
Моя педагогическая система строится на внедрении в учебный процесс различных форм, методов, средств обучения для повышения познавательной активности учащихся.
Она реализуется через систему учебной деятельности, внеклассную, учебно-исследовательскую работу.
Ожидаемый результат
Результатом своей работы хочу увидеть:
дальнейшее повышение познавательной активности учащихся, а следовательно, и качества их знаний;
участие учащихся в дистанционных олимпиадах и конкурсах по географии и интеллектуального характера;
формирование ключевых компетентций личности с целью дальнейшей социализации.
Пути решения проблемы
Применение нетрадиционных методов обучения.
Применение на уроках различных активных методов обучения (АМО).
Использование персональных компьютеров и различных компьютерных технологий.
Нетрадиционные методы обучения
Интеллектуальные игры и конкурсы:
«Разминка» (географический диктант);
«Географ – эрудит» (разгадывание кроссвордов по данной теме);
«Третий лишний» (нахождение объектов отличающихся по каким-либо признакам от других);
«Крестики-нолики»;
«Географическое лото».
Для повышения заинтересованности школьников я использую на уроках игровые технологии и домашние задания творческого характера:
« Вопрос-ответ».
«Самое главное».
«Куда идет корабль?»
«Конкурс рисунков и фоторабот «Образ моей Родины».
«Составь кроссворд».
Стараюсь организовать образовательное пространство так, чтобы создать разнообразную среду, где каждый ученик может реализовать себя в соответствии с присущими ему познавательными потребностями, используя все условия для индивидуального развития («внутренняя» и «внешняя» дифференциация).
Одним из важнейших средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика (вербальная и невербальная).
Активные методы обучения (АМО)
«Итоговый круг»;
«Учимся вместе»;
«Веселый мяч»;
«Письмо самому себе»;
«Картинная галерея»;
«Комплимент» и др.
Работа в школе – творческий и кропотливый труд.
От результатов этого труда зависит наше будущее, будущее нашей страны. Воспитывать подрастающее поколение – значит думать о судьбе Родины, о том, что ждет наших детей завтра. Отдавать детям свои знания, опыт, тепло своего сердца – значит оставить после себя след на Земле, частичку своей души, которую ты с любовью вложил в своих учеников.