kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная образовательная программа. Спецкурс " Я-житель г.Волгодонска"

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Данная программа разработана для дополнительного образования  уч-ся 7 класса МОУ гимназия «Юридическая».

Программа кружка рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.

    Цель программы: Развитие творческих способностей учащихся средствами краеведческой деятельности в процессе изучения родного края.

  Программа нацеливает образовательный процесс на решение следующих задач:

Обучающие: формирование потребности в изучении родного края, его природы, истории, культуры.

Воспитательные: формирование умений и навыков культуры общения, жизнеобеспечения; развитие коллективизма и взаимовыручки; привитие любви к природе и историческому наследию, общей экологической культуры.

Развивающие: развитие творческой и исполнительской активности учащихся в процессе освоения краеведческого материала; развитие потребности к самостоятельному получению знаний.

Оздоровительные: организация активного отдыха и оздоровление на занятиях в условиях природной среды.

          Содержание программы рассчитано для занятий с учащимися 7 классов образовательной школы, проявляющих интерес к естествознанию, воспитанию высоких духовных качеств и краеведению.

Занимающиеся  знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире.

            Основной формой занятий является беседа, художественное чтение, игра, рисунок, экскурсия, простейшие формы тестирования с обязательным анализом результатов, больше времени и внимания уделяется изучению родного города. Привлекаются знания, полученные на уроках, в семье, в результате общения с одноклассниками. Знания и умения совершенствуются с учетом повышения уровня подготовленности учащихся (умение читать, писать). Чаще используется такая форма работы как экскурсия.              

            Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе, туристские и оздоровительные прогулки).

            Каждая тема включает теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть часто дается в игровой форме. Занятие – игра – методический прием, который дисциплинирует детей, развивает их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память.

            Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, город и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.

            Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.

            Обязательным требованием достижения поставленных задач является завершение каждой темы итоговым, обобщающим занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы. Эти занятия могут проводиться в форме игры, экскурсии, беседы, показ презентации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа. Спецкурс " Я-житель г.Волгодонска" »




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ «ЮРИДИЧЕСКАЯ»



Рекомендована к утверждению

на заседании кафедры филологии.

Протокол № 1 от

«___»_______2015 г.

Заведующий кафедрой

_____________


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____________

«___»_________2015 г.

Рассмотрена

на педагогическом совете.

Протокол №___ от

«__» _______ 2015 г.


«Утверждаю»

Директор МОУ

гимназии «Юридическая»

______________

Приказ №___ от

«___» _________2015 г.






Дополнительная образовательная программа


«Я – житель города Волгодонска».




Учитель Дук Т.И.













г. Волгодонск

2015 г.



Пояснительная записка

Данная программа разработана для дополнительного образования уч-ся 7 класса МОУ гимназия «Юридическая».

Программа кружка рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.

Цель программы: Развитие творческих способностей учащихся средствами краеведческой деятельности в процессе изучения родного края.

Программа нацеливает образовательный процесс на решение следующих задач:

Обучающие: формирование потребности в изучении родного края, его природы, истории, культуры.

Воспитательные: формирование умений и навыков культуры общения, жизнеобеспечения; развитие коллективизма и взаимовыручки; привитие любви к природе и историческому наследию, общей экологической культуры.

Развивающие: развитие творческой и исполнительской активности учащихся в процессе освоения краеведческого материала; развитие потребности к самостоятельному получению знаний.

Оздоровительные: организация активного отдыха и оздоровление на занятиях в условиях природной среды.

Содержание программы рассчитано для занятий с учащимися 7 классов образовательной школы, проявляющих интерес к естествознанию, воспитанию высоких духовных качеств и краеведению.

Занимающиеся знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире.

Основной формой занятий является беседа, художественное чтение, игра, рисунок, экскурсия, простейшие формы тестирования с обязательным анализом результатов, больше времени и внимания уделяется изучению родного города. Привлекаются знания, полученные на уроках, в семье, в результате общения с одноклассниками. Знания и умения совершенствуются с учетом повышения уровня подготовленности учащихся (умение читать, писать). Чаще используется такая форма работы как экскурсия.

Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе, туристские и оздоровительные прогулки).

Каждая тема включает теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть часто дается в игровой форме. Занятие – игра – методический прием, который дисциплинирует детей, развивает их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память.

Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, город и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.

Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является завершение каждой темы итоговым, обобщающим занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы. Эти занятия могут проводиться в форме игры, экскурсии, беседы, показ презентации.


Учебно-тематический план



Название темы

Количество часов


Введение


1

1.

Я и моя семья


1

2.

Природа родного края



2.1

Растительный и животный мир родного края


3

2.2

Охрана природы.


3

3.

Мой город



3.1

История города.


3

3.2

Улицы и площади города


3

3.3

Памятники и памятные места города


3

3.4

Современная жизнь города


3

3.5

Зеленый наряд города


3

3.6

Волгодонск в годы Великой Отечественной войны.


3

4.

Край, в котором я живу



4.1

Ростовская область – родной мой край.


3

4.2

История родного края


3

4.3

Культура, искусство, литература.


3


Итого:

35 часов
















Содержание программы


Введение

Знакомство с детьми. Введение в образовательную программу. Что значит «край», «родина». Польза и значение туризма (прогулок и экскурсий) и краеведения (изучение и познание окружающего мира).


  1. Я и моя семья

Я, мое имя, его значение. С кем я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье. Профессии членов семьи. Семейные реликвии.

Практические занятия: сочинения, рисунки, устные рассказы.


  1. Природа родного края


    1. Растительный и животный мир родного края.

Климатические особенности родного края. Их влияние на природные условия. Растительный и животный мир. Лес – зеленое богатство. Лесные обитатели. Значение леса в жизни человека. Водоемы и их обитатели. Богатства недр.

Практические занятия: Работа с гербарием; наблюдения за деревьями в разное время года; игра «Угадай по их описанию» (определение деревьев по их признакам). Экскурсия в парк или в лес; игра «Что в лесу растет? Кто в лесу живет?». Прогулка в лес или в парк.


    1. Охрана природы.

Знакомство с «Красной книгой». История ее создания. Редкие и охраняемые растения и животные родного края. Охраняемые территории.

Практические занятия: Экскурсия в краеведческий музей «Природа Донского края».


  1. Мой родной город

3.1 История города.

История основания города. Место основания города. Названия города. Легенды и предания, связанные с основанием города. Как жили в Волгодонске. План застройки города. Геральдика города. Образ города в литературе и изобразительном искусстве.

Практика: экскурсия к месту основания города, в краеведческий музей, работа с картосхемой города, изображениями гербов, открытками, репродукциями.


3.2 Улицы и площади города.

Центральные улицы города, их облик; название и расположение в разные периоды жизни города. Микрорайон школы, дома.

Практика: Экскурсия по улицам города, сочинения на тему «Моя любимая улица».


3.3Памятники и памятные места города.

Памятники истории и архитектуры, скульптурные памятники. Памятники культовой архитектуры.

Практика: Экскурсия к памятникам, работа с открытками, фотографиями, буклетами.


3.4Современная жизнь города.

Музеи, библиотеки, театры, другие культурные, научные и религиозные центры города. Основные промышленные предприятия города. Транспорт.

Практика: посещение театра, библиотеки, экскурсия на одно из предприятий.

    1. Зеленый наряд города.

Парки, скверы. Породы деревьев и кустарников, озеленяющих город. Охраняемые растения, экологическая обстановка в городе.

Практика: экскурсии в парки города.


    1. Волгодонск в годы Великой Отечественной войны.

Краткие сведения о жизни города в данный период.

Практика: экскурсия к мемориалам.


  1. Край, в котором я живу.

4.1 Ростовская область - родной мой край.

Понятие о Ростовской области как о составной части России. Карта нашей области. Символы РО. Формы поверхности. Водоемы Ростовской области. Города области.

Практические занятия: Рисунки герба, флага, национального орнамента. Работа с рисунками, пазлами, картами и т.д. Экскурсия в г. Ростов-на-Дону.


4.2 История родного края.

Донской край в древности. Донские легенды и предания. Традиционные занятия донских казаков. Традиционная мужская и женская одежда. Предметы быта народа Донского края. Интерьер казачьей крестьянской избы. Как учились в старину.

Практические занятия: Игра-лото «Традиционные предметы быта казаков», эксурсии по Донскому краю, чтение литературы и просмотр видеофильмов.


4.3 Культура, искусство, литература.

Знакомство с выдающимися людьми культуры, искусства и литературы Росовской области и города Волгодонска.

Практические занятия: Тематические экскурсии в музей, галерею, просмотр видеофильмов, прослушивание аудиозаписей.




Учащиеся должны знать:


А) знать: важнейшие даты из истории города (дата основания города, первого упоминания, переименования) названия основных улиц и площадей города; исторические здания (3-5), памятники города (3-5); символы РО, города и водоемы РО, основные виды растений и животных, охраняемые территории, основные полезные ископаемые, правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах.


Б) уметь: вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома.
















Этапы педагогического контроля


Целью педагогического контроля является оценка знаний и умений обучающихся на различных ступенях освоения программы, коррекция программы в соответствии с изменением условий и характера обучения.



Вид

Какие знания, умения, навыки контролируются

Форма подведения итогов

1.


Входящий

Проверка начальных знаний о родном крае, городе.


беседа

2.

Текущий

Усвоение темы «Природа родного края»



иллюстрированный тест


4.

Текущий


Усвоение темы: «Мой город»



викторина

5.

Текущий


Усвоение темы: «Край, в котором я живу»



тест

6.

Итоговый


Усвоение программы за год



итоговый тест



Все обучающиеся, успешно закончившие курс обучения, получают звание «Знаток родного края».




























МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


программы «Я – житель города Волгодонска»



Раздел программы

Формы занятий

Дидактические материалы и техническое оснащение

Формы подведения итогов

Я и моя семья

беседа,

игра

Рабочие карточки, плакаты, примеры родословных деревьев

Устный рассказ, рисунок

Мой

город Волгодонск.

Экскурсии, игры, беседы, рисование

Схема микрорайона, фотографии зданий, памятников и др. достопримечательностей микрорайона, герб города Волгодонска, фотографии города.

Викторина

или тест

Природа родного края

Экскурсии, игры, беседы, викторины, работа с литературой, путешествия, рисование


Карта физическая РО, рабочие карточки, Иллюстрации к темам: растительный и животный мир РО, Красная книга РО

тест

Край, в котором я живу

Экскурсии, игры, беседы, рисование, чтение и обсуждение литературных произведений.


Изображение герба, флага РО, карты, атласы, Донские сказки, этнографические экспозиции музеев

тест












Наши достижения:

  1. Написали сочинения, подготовили рисунки, устные рассказы о себе и своей семье.

  2. Провели игру «Угадай деревья по их описанию» (определение деревьев по их признакам). Совершили экскурсию в парк.

  3. Экскурсия в краеведческий музей «Природа Донского края».

  4. Экскурсия к месту основания города, в краеведческий музей, работа с картой-схемой города, изображениями гербов, открытками, репродукциями.

  5. Посетили библиотеку, провели экскурсию на одно из предприятий.

  6. Провели экскурсию по улицам города, написали сочинения на тему «Моя любимая улица».

  7. Экскурсия к памятникам, мемориалам города Волгодонска.

  8. Подготовили рисунки герба, флага города Волгодонска.

  9. Провели игру-лото «Традиционные предметы быта казаков», экскурсии по Донскому краю, чтение литературы и просмотр видеофильмов, прослушивание аудиозаписей.







8







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дополнительная образовательная программа. Спецкурс " Я-житель г.Волгодонска"

Автор: Дук Татьяна Ивановна

Дата: 30.03.2015

Номер свидетельства: 193923


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства