Данная программа разработана для дополнительного образования уч-ся 7 класса МОУ гимназия «Юридическая».
Программа кружка рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.
Цель программы: Развитие творческих способностей учащихся средствами краеведческой деятельности в процессе изучения родного края.
Программа нацеливает образовательный процесс на решение следующих задач:
Обучающие: формирование потребности в изучении родного края, его природы, истории, культуры.
Воспитательные: формирование умений и навыков культуры общения, жизнеобеспечения; развитие коллективизма и взаимовыручки; привитие любви к природе и историческому наследию, общей экологической культуры.
Развивающие: развитие творческой и исполнительской активности учащихся в процессе освоения краеведческого материала; развитие потребности к самостоятельному получению знаний.
Оздоровительные: организация активного отдыха и оздоровление на занятиях в условиях природной среды.
Содержание программы рассчитано для занятий с учащимися 7 классов образовательной школы, проявляющих интерес к естествознанию, воспитанию высоких духовных качеств и краеведению.
Занимающиеся знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире.
Основной формой занятий является беседа, художественное чтение, игра, рисунок, экскурсия, простейшие формы тестирования с обязательным анализом результатов, больше времени и внимания уделяется изучению родного города. Привлекаются знания, полученные на уроках, в семье, в результате общения с одноклассниками. Знания и умения совершенствуются с учетом повышения уровня подготовленности учащихся (умение читать, писать). Чаще используется такая форма работы как экскурсия.
Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе, туристские и оздоровительные прогулки).
Каждая тема включает теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть часто дается в игровой форме. Занятие – игра – методический прием, который дисциплинирует детей, развивает их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память.
Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, город и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.
Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является завершение каждой темы итоговым, обобщающим занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы. Эти занятия могут проводиться в форме игры, экскурсии, беседы, показ презентации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Данная программа разработана для дополнительного образования уч-ся 7 класса МОУ гимназия «Юридическая».
Программа кружка рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.
Цель программы: Развитие творческих способностей учащихся средствами краеведческой деятельности в процессе изучения родного края.
Программа нацеливает образовательный процесс на решение следующих задач:
Обучающие: формирование потребности в изучении родного края, его природы, истории, культуры.
Воспитательные: формирование умений и навыков культуры общения, жизнеобеспечения; развитие коллективизма и взаимовыручки; привитие любви к природе и историческому наследию, общей экологической культуры.
Развивающие: развитие творческой и исполнительской активности учащихся в процессе освоения краеведческого материала; развитие потребности к самостоятельному получению знаний.
Оздоровительные: организация активного отдыха и оздоровление на занятиях в условиях природной среды.
Содержание программы рассчитано для занятий с учащимися 7 классов образовательной школы, проявляющих интерес к естествознанию, воспитанию высоких духовных качеств и краеведению.
Занимающиеся знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире.
Основной формой занятий является беседа, художественное чтение, игра, рисунок, экскурсия, простейшие формы тестирования с обязательным анализом результатов, больше времени и внимания уделяется изучению родного города. Привлекаются знания, полученные на уроках, в семье, в результате общения с одноклассниками. Знания и умения совершенствуются с учетом повышения уровня подготовленности учащихся (умение читать, писать). Чаще используется такая форма работы как экскурсия.
Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе, туристские и оздоровительные прогулки).
Каждая тема включает теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть часто дается в игровой форме. Занятие – игра – методический прием, который дисциплинирует детей, развивает их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память.
Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, город и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.
Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является завершение каждой темы итоговым, обобщающим занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы. Эти занятия могут проводиться в форме игры, экскурсии, беседы, показ презентации.
Учебно-тематический план
№
Название темы
Количество часов
Введение
1
1.
Я и моя семья
1
2.
Природа родного края
2.1
Растительный и животный мир родного края
3
2.2
Охрана природы.
3
3.
Мой город
3.1
История города.
3
3.2
Улицы и площади города
3
3.3
Памятники и памятные места города
3
3.4
Современная жизнь города
3
3.5
Зеленый наряд города
3
3.6
Волгодонск в годы Великой Отечественной войны.
3
4.
Край, в котором я живу
4.1
Ростовская область – родной мой край.
3
4.2
История родного края
3
4.3
Культура, искусство, литература.
3
Итого:
35 часов
Содержание программы
Введение
Знакомство с детьми. Введение в образовательную программу. Что значит «край», «родина». Польза и значение туризма (прогулок и экскурсий) и краеведения (изучение и познание окружающего мира).
Я и моя семья
Я, мое имя, его значение. С кем я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье. Профессии членов семьи. Семейные реликвии.
Практические занятия: сочинения, рисунки, устные рассказы.
Природа родного края
Растительный и животный мир родного края.
Климатические особенности родного края. Их влияние на природные условия. Растительный и животный мир. Лес – зеленое богатство. Лесные обитатели. Значение леса в жизни человека. Водоемы и их обитатели. Богатства недр.
Практические занятия: Работа с гербарием; наблюдения за деревьями в разное время года; игра «Угадай по их описанию» (определение деревьев по их признакам). Экскурсия в парк или в лес; игра «Что в лесу растет? Кто в лесу живет?». Прогулка в лес или в парк.
Охрана природы.
Знакомство с «Красной книгой». История ее создания. Редкие и охраняемые растения и животные родного края. Охраняемые территории.
Практические занятия: Экскурсия в краеведческий музей «Природа Донского края».
Мой родной город
3.1 История города.
История основания города. Место основания города. Названия города. Легенды и предания, связанные с основанием города. Как жили в Волгодонске. План застройки города. Геральдика города. Образ города в литературе и изобразительном искусстве.
Практика: экскурсия к месту основания города, в краеведческий музей, работа с картосхемой города, изображениями гербов, открытками, репродукциями.
3.2 Улицы и площади города.
Центральные улицы города, их облик; название и расположение в разные периоды жизни города. Микрорайон школы, дома.
Практика: Экскурсия по улицам города, сочинения на тему «Моя любимая улица».
3.3Памятники и памятные места города.
Памятники истории и архитектуры, скульптурные памятники. Памятники культовой архитектуры.
Практика: Экскурсия к памятникам, работа с открытками, фотографиями, буклетами.
3.4Современная жизнь города.
Музеи, библиотеки, театры, другие культурные, научные и религиозные центры города.Основные промышленные предприятия города. Транспорт.
Практика: посещение театра, библиотеки, экскурсия на одно из предприятий.
Зеленый наряд города.
Парки, скверы. Породы деревьев и кустарников, озеленяющих город. Охраняемые растения, экологическая обстановка в городе.
Практика: экскурсии в парки города.
Волгодонск в годы Великой Отечественной войны.
Краткие сведения о жизни города в данный период.
Практика: экскурсия к мемориалам.
Край, в котором я живу.
4.1 Ростовская область - родной мой край.
Понятие о Ростовской области как о составной части России. Карта нашей области. Символы РО. Формы поверхности. Водоемы Ростовской области. Города области.
Практические занятия: Рисунки герба, флага, национального орнамента. Работа с рисунками, пазлами, картами и т.д. Экскурсия в г. Ростов-на-Дону.
4.2 История родного края.
Донской край в древности. Донские легенды и предания. Традиционные занятия донских казаков. Традиционная мужская и женская одежда. Предметы быта народа Донского края. Интерьер казачьей крестьянской избы. Как учились в старину.
Практические занятия: Игра-лото «Традиционные предметы быта казаков», эксурсии по Донскому краю, чтение литературы и просмотр видеофильмов.
4.3 Культура, искусство, литература.
Знакомство с выдающимися людьми культуры, искусства и литературы Росовской области и города Волгодонска.
Практические занятия: Тематические экскурсии в музей, галерею, просмотр видеофильмов, прослушивание аудиозаписей.
Учащиеся должны знать:
А) знать: важнейшие даты из истории города (дата основания города, первого упоминания, переименования) названия основных улиц и площадей города;исторические здания (3-5), памятники города (3-5); символы РО, города и водоемы РО, основные виды растений и животных, охраняемые территории, основные полезные ископаемые,правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах.
Б) уметь: вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома.
Этапы педагогического контроля
Целью педагогического контроля является оценка знаний и умений обучающихся на различных ступенях освоения программы, коррекция программы в соответствии с изменением условий и характера обучения.
№
Вид
Какие знания, умения, навыки контролируются
Форма подведения итогов
1.
Входящий
Проверка начальных знаний о родном крае, городе.
беседа
2.
Текущий
Усвоение темы «Природа родного края»
иллюстрированный тест
4.
Текущий
Усвоение темы: «Мой город»
викторина
5.
Текущий
Усвоение темы: «Край, в котором я живу»
тест
6.
Итоговый
Усвоение программы за год
итоговый тест
Все обучающиеся, успешно закончившие курс обучения, получают звание «Знаток родного края».
Схема микрорайона, фотографии зданий, памятников и др. достопримечательностей микрорайона, герб города Волгодонска, фотографии города.
Викторина
или тест
Природа родного края
Экскурсии, игры, беседы, викторины, работа с литературой, путешествия, рисование
Карта физическая РО, рабочие карточки, Иллюстрации к темам: растительный и животный мир РО, Красная книга РО
тест
Край, в котором я живу
Экскурсии, игры, беседы, рисование, чтение и обсуждение литературных произведений.
Изображение герба, флага РО, карты, атласы, Донские сказки, этнографические экспозиции музеев
тест
Наши достижения:
Написали сочинения, подготовили рисунки, устные рассказы о себе и своей семье.
Провели игру «Угадай деревья по их описанию» (определение деревьев по их признакам). Совершили экскурсию в парк.
Экскурсия в краеведческий музей «Природа Донского края».
Экскурсия к месту основания города, в краеведческий музей, работа с картой-схемой города, изображениями гербов, открытками, репродукциями.
Посетили библиотеку, провели экскурсию на одно из предприятий.
Провели экскурсию по улицам города, написали сочинения на тему «Моя любимая улица».
Экскурсия к памятникам, мемориалам города Волгодонска.
Подготовили рисунки герба, флага города Волгодонска.
Провели игру-лото «Традиционные предметы быта казаков», экскурсии по Донскому краю, чтение литературы и просмотр видеофильмов, прослушивание аудиозаписей.