kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Сибирь. Географическое положение.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Сибирь. Географическое положение.»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Сибирь. Географическое положение.»»

Урок № 54 9 –А, Б класс ( 08.04.2024)

Тема «Сибирь. Географическое положение.»

Цель урока: создать образ региона

Задачи урока:

1.Определить особенности ГП Сибири

2 Систематизировать знания о природных условиях Сибири

3. Оценить природные ресурсы Сибирского экономического района.

Образовательные задачи:

Тип урока: открытие новых знаний

-совершенствование навыков работы с источниками географической информации

- формирование навыков группового взаимодействия при решении образовательных задач

Развивающие задачи:

-формирование и совершенствование творческой и познавательной активности обучающихся

-развитие навыков работы с текстовыми и картографическими источниками географической информации

-установление причинно-следственных связей

Метапредметные УУД: уметь анализировать, синтезировать и оценивать полученный в ходе урока материал.

Регулятивные УУД: уметь переключаться от одного вида деятельности к другому.

Коммуникативные УУД: продолжить формирование умений работать в группах, воспитание взаимопонимания всех участников группы.

Средства обучения

1. Физическая и административная карта России, географические атласы 9 класс, презентация, карты учебника.

Ход урока:

Эпиграф урока: «Российское могущество прирастать будет Сибирью».

(М. Ломоносов. )

1. Организационный момент:

Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в удивительный мир! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность.

2. Мотивация.

Мы продолжаем с вами изучать экономические районы азиатской части России .

(стр.236 уч. карта) и назвать районы .



На слайде представлена природа одного из районов России

Вам предстоит определить о каком районе идет речь ? ( Сибирь)

Сибирский край - не край России, 

Сибирь - её Святыня, Храм! 


-Исходя из темы, какую цель урока мы с вами поставим:

Будем изучать ЭГП, рельеф, минеральные ресурсы , климат, воды , природные зоны ,транспорт

  1. Изучение нового материала

Ребята, а что вы знаете о Сибири ?

Каковы же версии происхождения слова Сибирь?

Слово «шибир» (Sibir) с монгольского переводится как «болотистая местность, поросшая лесом».

Согласно еще одной тюркской гипотезе, слово «Сибирь» могло быть образовано от двух основ – су «вода» и бир «дикий лес».

Каков её образ? Стр176- что мы знаем о Сибири? (учащийся читает)

Вывод : Огромная, красивая, богатая, суровая, труднопроходимая, могучая, многоводная, лесистая, заболоченная, с уникальными объектами Всемирного природного наследия.

Для знакомства с Сибирью организуем работу в парах, используя текст параграфа 47 (стр.176-180) и план .









1 пара

ЭГП стр.176 ; 226 –карта

1.Площадь Сибири — около 10 млн км², протяжённость с запада на восток — 7500 км,

с севера на юг — 3500 км.( написать на доске )

-Сибирь расположена в азиатской части России.

- Имеет пограничное положение (стр. 236 уч.)- граничит на западе с Европейским Севером и Уральским экономическим районом, на востоке-с Дальним востоком, на юге – Казахстан, Китай, Монголия. На севере омывается Карским морем и морем Лаптевых.

4. В Состав Сибири входят Западная и Восточная Сибирь, (стр. учебника -236) Столицей Сибири является город Новосибирск, который поражает своей красотой и быстротой развития.

Западная Сибирь расположена на территории Западно-Сибирской низменности и протягивается от Уральских гор до р.Енисея показать, а Восточная Сибирь расположена на территории Среднесибирского плоскогорья от р. Енисей до хребтов Дальнего Востока ( стр.226)

Вывод (проговорить ): выгодное эгп района определяется огромными размерами, богатством ресурсов, приграничным положением, полноводностью рек

Здесь формируются масштабные топливные грузопотоки и осуществляется транзит различных грузов между европейскими и восточными районами России, а также между странами Европы и Дальним Востоком.

Но сдерживающим фактором развития региона являются: -удалённость территории от обжитых европейских регионов России;- слабая освоенность и заселенность;- социальные проблемы: транспорт, связь, жильё, сфера обслуживания.


Физминутка

Учащиеся передают на соседнюю парту маленький мяч (шарик для пинг-понга), называя слова по определенной теме «Сибирь. Географическое положение»:

Сибирь, Байкал, плато Путорана, Обь, Енисей, Алтай, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, кедр, сосна, пихта, медведь, росомаха, тетерев, многолетняя мерзлота, соболь, Карское море, озеро Чаны.


Каковы особенности природы региона?


2 пара - Рельеф

II. стр. 178 учебник, карта, вывести на доску карту


Рельеф разнообразен- повышается с запада на восток и с севера на юг

Западно-Сибирская равнина сменяется к востоку Среднесибирским плоскогорьем, на юге – горные системы  Алтай, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, горы Прибайкалья и Забайкалья, Срене-Сибирское плоскогорье, Плато Путорана, Ангарский и Енисейский кряж

Отдельные природные объекты Сибири уникальны.

Учащиеся (раздать заранее) 3 мин.

1.Особое место в природе занимает Васюганье – равнинная таёжно-болотистая область на юге Западной Сибири. Она протянулась более чем на 500 км с запада на восток и на 300 км с севера на юг. Болота заросли осинами и сосняком. (показать)

Топкая почва сильно проседает под весом человека, в неё можно провалиться. Осенью моховые кочки покрываются голубикой, брусникой и клюквой. Васюганские болота – это феномен, созданный природой.,

Возраст болот тоже впечатляет, как утверждают ученые им около 10 тысяч лет и с момента своего образования они постоянно увеличивают свою площадь подобно пустыне, захватывая окружающие земли.
2. Болото является залежью огромных запасов пресной воды в этой местности. Больше восьмисот озер можно найти на этой территории. Много рек и ручейков начинают свой путь отсюда.
В болоте большое количество полезных ископаемых. Один лишь торф составляет два процента мировых запасов, его здесь больше миллиарда тонн, это грандиозное количество. Ведется на болотах и разработка и поиск газовых и нефтяных запасов. Ценные чернозёмные и каштановые почвы расположены на юге Васюганья.. Они используются для посевов зерновых и масличных культур. Степная зона располагает большими площадями пастбищ и сенокосных угодий.

3. Освоение территории грозит существованию самих болот и экологической проблемой: их микроклимат находится под серьезной угрозой, это прежде всего представляет большую опасность для флоры и фауны болотного массива. Также болотам очень вредит то, что с космодрома «Байконур» вторые ступени ракет, запускаемых там, сбрасываются в болота.

Озеро Байкал (слайд).

Озеро Байкал находится в тектоническом разломе, его глубина 1640 м, это самое глубокое озеро мира, входит в список объектов Всемирного природного наследия.

3 пара –Минеральные ресурсы

Ребята , вы сегодня исследователи . Работая в парах вы вооружаетесь картой (стр.179 уч ) и как можно больше доказательств находите что, Минеральные ресурсы Сибири богаты и разнообразны .

70% добычи общероссийской добычи нефти – Среднее течение Оби

- 92% природного газаСевер Зап. Сибири.

- 30% добычи каменного угляКузбасс

- железные руды Горной Шории, в горах Алтая месторождения руд цветных металлов

- в таёжной зоне 20% заготовляемой древесины, особо ценные кедровые и лиственные леса.





4 пара –Воды

Водные ресурсы : По терр. Сибири протекают 2 крупные реки Росии Обь и Енисей –судоходные ,полноводные , богатые рыбой, гидроэнергией (особенно Енисей и Ангара ) (на Оби нет электр.-ровнинная и протекает по заболоченной местности, из озер выделяется – Байкал (с чистой водой и уникальными жив.организмами и как обьект туризма ) и Телецкое озеро , озеро Чаны..оз Убсунор и множество озер на Таймыре .

Обь – одна из самых длинных рек мира, самая длинная река России. Ее длина от истока Иртыша равна 5410 км.

На юго-западе горько-солёные озёра – сырьё для химической промышленности (глауберовая соль и сода).

5 пара- Климат

Климат найти в учебнике стр. 177 и прочитать учащимся в пункте 4.



Находится Сибирь в пределах Арктического, Субарктического и Умеренного пояса

- континентальный в Западной Сибири и резко-континентальный климат в Восточной Сибири.

- большая влажность на севере, на юге - недостаточное увлажнение;

- многолетняя мерзлота -60% терр. Сибири, поэтому долины крупных рек более пригодны для хоз.деятельности .

6 пара –Природные зоны

Природные зоны (карта стр.237) учащиеся называют

От арктических пустынь включая тундру, лесотундру, тайгу ,смешанные леса, лесостепи и степи

Отсутствуют широколиственные леса .

Преобладает тайга : на западе темнохвойные (ель, сосна ,кедр ,пихта)

На востоке –лиственница

Разнообразие природных зон определяет хоз. деятельность человек : тундра- оленеводство ,тайга – промышленные центры, добывающая пром .,степи –выращивание с/х культур .

7. Транспорт

- на юге Транссиб –стр195 назвать центы прохождения жд. Учащиеся.,

- на север - по Оби и Енисею речной транспорт к Северному морскому пути, но надо учитывать сезонность.стр.178.

- есть районы, куда «только самолётом можно долететь».

- трудности со строительством автомобильных и железнодорожных дорог.

- нефте- и газопроводы

Закрепление.

Проблемы и перспективы развития.

Сибирь характеризуется : труднодоступностью рельефа, недостаточной изученности территории ,суровостью климата , недостаточно развитой инфраструктурой, малозаселеностью

Будущее Сибири – благодаря значительным ресурсам , вложением крупных инвестиций и освоению территории регион сможет занять лидирующие позиции в экономике .

3.Итог

Итак, сегодня мы постарались с вами рассмотреть особенности развития самого крупного региона нашей страны - Сибири.

Рефлексия

Каждый ученик должен записать предложение из 5 слов по теме (СИНКВЕЙН)

Слайд

Правила составления синквейна: (стихотворение из пяти строк)

  1. Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь, возможно тема урока.

  2. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета

  3. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия

  4. Фраза из четырех-пяти слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.

  5. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта. Это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Пример синквейна:

  1. Сибирь

  2. Богатая, многоликая

  3. Добываем, исследуем, восхищаемся

  4. «Могущество Российское прирастать будет Сибирью»

  5. Богатство или будущее

4. Выставление оценок.

5. Домашнее задание : §47 читать, показывать обьекты на карте, ответить на вопросы на стр. 130






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Сибирь. Географическое положение.»

Автор: Ярославец Юлия Викторовна

Дата: 11.12.2024

Номер свидетельства: 661493

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "История исследования и географическое положение Евразии "
    ["seo_title"] => string(68) "istoriia-issliedovaniia-i-ghieoghrafichieskoie-polozhieniie-ievrazii"
    ["file_id"] => string(6) "104633"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402742772"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(275) "Разработка интегрированного урока по географии  для 8 класса. «Географическое положение ,рельеф и полезные  ископаемые  Западно –  Сибирской равнины»"
    ["seo_title"] => string(143) "razrabotkaintieghrirovannoghourokapoghieoghrafiidlia8klassagieoghrafichieskoiepolozhieniierieliefipolieznyieiskopaiemyiezapadnosibirskoiravniny"
    ["file_id"] => string(6) "266260"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450114539"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "План-конспект урока географии в 8 классе по теме "Восточная Сибирь" "
    ["seo_title"] => string(73) "plan-konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-8-klassie-po-tiemie-vostochnaia-sibir"
    ["file_id"] => string(6) "236376"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444051830"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока «Географическое положение, природные условия и ресурсы Сибири»."
    ["seo_title"] => string(77) "konspekt_uroka_geograficheskoe_polozhenie_prirodnye_usloviia_i_resursy_sibiri"
    ["file_id"] => string(6) "511228"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1558285662"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока «Географическое положение, природные условия и ресурсы Сибири»"
    ["seo_title"] => string(79) "konspekt_uroka_geograficheskoe_polozhenie_prirodnye_usloviia_i_resursy_sibiri_1"
    ["file_id"] => string(6) "575449"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1615729309"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства