Просмотр содержимого документа
««Сибирь. Географическое положение.»»
Урок № 54 9 –А, Б класс ( 08.04.2024)
Тема «Сибирь. Географическое положение.»
Цель урока: создать образ региона
Задачи урока:
1.Определить особенности ГП Сибири
2 Систематизировать знания о природных условиях Сибири
3. Оценить природные ресурсы Сибирского экономического района.
Образовательные задачи:
Тип урока: открытие новых знаний
-совершенствование навыков работы с источниками географической информации
- формирование навыков группового взаимодействия при решении образовательных задач
Развивающие задачи:
-формирование и совершенствование творческой и познавательной активности обучающихся
-развитие навыков работы с текстовыми и картографическими источниками географической информации
-установление причинно-следственных связей
Метапредметные УУД: уметь анализировать, синтезировать и оценивать полученный в ходе урока материал.
Регулятивные УУД: уметь переключаться от одного вида деятельности к другому.
Коммуникативные УУД: продолжить формирование умений работать в группах, воспитание взаимопонимания всех участников группы.
Средства обучения
1. Физическая и административная карта России, географические атласы 9 класс, презентация, карты учебника.
Ход урока:
Эпиграф урока: «Российское могущество прирастать будет Сибирью».
(М. Ломоносов. )
1. Организационный момент:
Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в удивительный мир! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность.
2. Мотивация.
Мы продолжаем с вами изучать экономические районы азиатскойчасти России .
(стр.236 уч. карта) и назвать районы .
На слайде представлена природа одного из районов России
Вам предстоит определить о каком районе идет речь ? ( Сибирь)
Сибирский край - не край России,
Сибирь - её Святыня, Храм!
-Исходя из темы, какую цель урока мы с вами поставим:
Будем изучать ЭГП, рельеф, минеральные ресурсы , климат, воды , природные зоны ,транспорт
Изучение нового материала
Ребята, а что вы знаете о Сибири ?
Каковы же версии происхождения слова Сибирь?
Слово «шибир» (Sibir) с монгольского переводится как «болотистая местность, поросшая лесом».
Согласно еще одной тюркской гипотезе, слово «Сибирь» могло быть образовано от двух основ – су «вода» и бир «дикий лес».
Каков её образ? Стр176- что мы знаем о Сибири? (учащийся читает)
Вывод : Огромная, красивая, богатая, суровая, труднопроходимая, могучая, многоводная, лесистая, заболоченная, с уникальными объектами Всемирного природного наследия.
Для знакомства с Сибирью организуем работу в парах, используя текст параграфа 47 (стр.176-180) и план .
1 пара
ЭГП стр.176 ; 226 –карта
1.Площадь Сибири — около 10 млн км², протяжённость с запада на восток — 7500 км,
с севера на юг — 3500 км.( написать на доске )
-Сибирь расположена в азиатской части России.
- Имеет пограничное положение (стр. 236 уч.)- граничит на западе с Европейским Севером и Уральским экономическим районом, на востоке-с Дальним востоком, на юге – Казахстан, Китай, Монголия. На севере омывается Карским морем и морем Лаптевых.
4. В Состав Сибири входят Западная и Восточная Сибирь, (стр. учебника -236) Столицей Сибири является город Новосибирск, который поражает своей красотой и быстротой развития.
Западная Сибирь расположена на территории Западно-Сибирской низменности и протягивается от Уральских гор до р.Енисея показать, а Восточная Сибирь расположена на территории Среднесибирского плоскогорья от р. Енисей до хребтов Дальнего Востока ( стр.226)
Вывод (проговорить ): выгодное эгп района определяется огромными размерами, богатством ресурсов, приграничным положением, полноводностью рек
Здесь формируются масштабные топливные грузопотоки и осуществляется транзит различных грузов между европейскими и восточными районами России, а также между странами Европы и Дальним Востоком.
Но сдерживающим фактором развития региона являются: -удалённость территории от обжитых европейских регионов России;- слабая освоенность и заселенность;- социальные проблемы: транспорт, связь, жильё, сфера обслуживания.
Физминутка
Учащиеся передают на соседнюю парту маленький мяч (шарик для пинг-понга), называя слова по определенной теме «Сибирь. Географическое положение»:
Сибирь, Байкал, плато Путорана, Обь, Енисей, Алтай, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, кедр, сосна, пихта, медведь, росомаха, тетерев, многолетняя мерзлота, соболь, Карское море, озеро Чаны.
Каковы особенности природы региона?
2 пара - Рельеф
II. стр. 178 учебник, карта, вывести на доску карту
Рельеф разнообразен- повышается с запада на восток и с севера на юг
Западно-Сибирская равнина сменяется к востоку Среднесибирским плоскогорьем, на юге – горные системы Алтай, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, горы Прибайкалья и Забайкалья, Срене-Сибирское плоскогорье, Плато Путорана, Ангарский и Енисейский кряж
Отдельные природные объекты Сибири уникальны.
Учащиеся (раздать заранее) 3 мин.
1.Особое место в природе занимает Васюганье – равнинная таёжно-болотистая область на юге Западной Сибири. Она протянулась более чем на 500 км с запада на восток и на 300 км с севера на юг. Болота заросли осинами и сосняком. (показать)
Топкая почва сильно проседает под весом человека, в неё можно провалиться. Осенью моховые кочки покрываются голубикой, брусникой и клюквой. Васюганские болота – это феномен, созданный природой.,
Возраст болот тоже впечатляет, как утверждают ученые им около 10 тысяч лет и с момента своего образования они постоянно увеличивают свою площадь подобно пустыне, захватывая окружающие земли. 2. Болото является залежью огромных запасов пресной воды в этой местности. Больше восьмисот озер можно найти на этой территории. Много рек и ручейков начинают свой путь отсюда. В болоте большое количество полезных ископаемых. Один лишь торф составляет два процента мировых запасов, его здесь больше миллиарда тонн, это грандиозное количество. Ведется на болотах и разработка и поиск газовых и нефтяных запасов. Ценные чернозёмные и каштановые почвы расположены на юге Васюганья.. Они используются для посевов зерновых и масличных культур. Степная зона располагает большими площадями пастбищ и сенокосных угодий.
3. Освоение территории грозит существованию самих болот и экологической проблемой: их микроклимат находится под серьезной угрозой, это прежде всего представляет большую опасность для флоры и фауны болотного массива. Также болотам очень вредит то, что с космодрома «Байконур» вторые ступени ракет, запускаемых там, сбрасываются в болота.
Озеро Байкал (слайд).
Озеро Байкал находится в тектоническом разломе, его глубина 1640 м, это самое глубокое озеро мира, входит в список объектов Всемирного природного наследия.
3 пара –Минеральные ресурсы
Ребята , вы сегодня исследователи . Работая в парах вы вооружаетесь картой (стр.179 уч ) и как можно больше доказательств находите что, Минеральные ресурсы Сибири богаты и разнообразны .
70% добычи общероссийской добычи нефти – Среднее течение Оби
- 92% природного газа –Север Зап. Сибири.
- 30% добычи каменного угля – Кузбасс
- железные руды Горной Шории, в горах Алтая месторождения руд цветных металлов
- в таёжной зоне 20% заготовляемой древесины, особо ценные кедровые и лиственные леса.
4 пара –Воды
Водные ресурсы : По терр. Сибири протекают 2 крупные реки Росии Обь и Енисей –судоходные ,полноводные , богатые рыбой, гидроэнергией (особенно Енисей и Ангара ) (на Оби нет электр.-ровнинная и протекает по заболоченной местности, из озер выделяется – Байкал (с чистой водой и уникальными жив.организмами и как обьект туризма ) и Телецкое озеро , озеро Чаны..оз Убсунор и множество озер на Таймыре .
Обь – одна из самых длинных рек мира, самая длинная река России. Ее длина от истока Иртыша равна 5410 км.
На юго-западе горько-солёные озёра – сырьё для химической промышленности (глауберовая соль и сода).
5 пара- Климат
Климат найти в учебнике стр. 177 и прочитать учащимся в пункте 4.
Находится Сибирь в пределах Арктического, Субарктического и Умеренного пояса
- континентальный в Западной Сибири и резко-континентальный климат в Восточной Сибири.
- большая влажность на севере, на юге - недостаточное увлажнение;
- многолетняя мерзлота -60% терр. Сибири, поэтому долины крупных рек более пригодны для хоз.деятельности .
6 пара –Природные зоны
Природные зоны (карта стр.237) учащиеся называют
От арктических пустынь включая тундру, лесотундру, тайгу ,смешанные леса, лесостепи и степи
Отсутствуют широколиственные леса .
Преобладает тайга : на западе темнохвойные (ель, сосна ,кедр ,пихта)
На востоке –лиственница
Разнообразие природных зон определяет хоз. деятельность человек : тундра- оленеводство ,тайга – промышленные центры, добывающая пром .,степи –выращивание с/х культур .
7. Транспорт
- на юге Транссиб –стр195 назвать центы прохождения жд. Учащиеся.,
- на север - по Оби и Енисею речной транспорт к Северному морскому пути, но надо учитывать сезонность.стр.178.
- есть районы, куда «только самолётом можно долететь».
- трудности со строительством автомобильных и железнодорожных дорог.
- нефте- и газопроводы
Закрепление.
Проблемы и перспективы развития.
Сибирь характеризуется : труднодоступностью рельефа, недостаточной изученности территории ,суровостью климата , недостаточно развитой инфраструктурой, малозаселеностью
Будущее Сибири – благодаря значительным ресурсам , вложением крупных инвестиций и освоению территории регион сможет занять лидирующие позиции в экономике .
3.Итог
Итак, сегодня мы постарались с вами рассмотреть особенности развития самого крупного региона нашей страны - Сибири.
Рефлексия
Каждый ученик должен записать предложение из 5 слов по теме (СИНКВЕЙН).
Слайд
Правила составления синквейна: (стихотворение из пяти строк)
Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь, возможно тема урока.
Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета
Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия
Фраза из четырех-пяти слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.
Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта. Это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Пример синквейна:
Сибирь
Богатая, многоликая
Добываем, исследуем, восхищаемся
«Могущество Российское прирастать будет Сибирью»
Богатство или будущее
4. Выставление оценок.
5. Домашнее задание : §47 читать, показывать обьекты на карте, ответить на вопросы на стр. 130