kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка интегрированного урока по географии для 8 класса. «Географическое положение ,рельеф и полезные ископаемые Западно – Сибирской равнины»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: показать существенные черты географического положения Западно – Сибирской равнины, а также своеобразие формирования ее рельефа, полезных ископаемых в связи с особенностями геологического строения, выделить особенности истории развития и хозяйственного освоения края, углубление знаний учащихся по ранее изученным темам развивать интерес учащихся к предмету, навыки работы тематическим картами атласа, с дополнительной литературой на уроках географии и интеграции знаний по истории и литературе, совершенствовать учебно-интеллектуальные навыки и умения (умения обобщать, сравнивать, анализировать, исследовать, дискутировать), формировать у учащихся научное мировоззрение, развить умения выделять главное в изучаемом материале, познавательного интереса и творческих способностей воспитать уважительного отношения к историческому прошлому своей Родины. гордость за ее великих людей, любовь к родной литературе, бережного отношения к природе и к ее богатствам. Оборудование: Карты России ( физическая, геологическая и тектоническая). Карта « Расширение территории Российского государства в 16-17 вв.» Физическая карта Западной Сибири. Атласы. Контурные карты. Картина В.И. Сурикова « Покорение Сибири Ермаком».Видео слайды об освоении Сибири и о современной жизни Сибири. Портреты А.Т. Твардовского,И.М.Губкина, К/ф « Ермак», ИКТ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка интегрированного урока по географии для 8 класса. «Географическое положение ,рельеф и полезные ископаемые Западно – Сибирской равнины»»


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Васильевка муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан








Разработка интегрированного урока по географии

для 8 класса.

(география, история и литература)





Тема «Географическое положение ,рельеф и полезные ископаемые

Западно – Сибирской равнины»








Учитель географии и истории

МОБУ СОШ с.Васильевка

Шафеев Халил Газимович















Интегрированный урок по географии

для 8 класса.

( география, история и литература).




Тема «Географическое положение ,рельеф и полезные ископаемые

Западно – Сибирской равнины»


«Российское могущество прирастать будет Сибирью…»

М.В. Ломоносов



Содержание:

1.Географическое положение.

2.Формирование рельефа Западной Сибири.

3.Полезные ископаемые.

Цели урока: показать существенные черты географического положения Западно – Сибирской равнины , а также своеобразие формирования ее рельефа, полезных ископаемых в связи с особенностями геологического строения , выделить особенности истории развития и хозяйственного освоения края, углубление знаний учащихся по ранее изученным темам

развивать интерес учащихся к предмету , навыки работы тематическим картами атласа, с дополнительной литературой на уроках географии и интеграции знаний по истории и литературе, совершенствовать учебно-интеллектуальные навыки и умения (умения обобщать, сравнивать, анализировать, исследовать, дискутировать), формировать у учащихся научное мировоззрение, развить умения выделять главное в изучаемом материале, познавательного интереса и творческих способностей

воспитать уважительного отношения к историческому прошлому своей Родины. гордость за ее великих людей, любовь к родной литературе, бережного отношения к природе и к ее богатствам.



Оборудование: Карты России ( физическая, геологическая и тектоническая). Карта « Расширение территории Российского государства в 16-17 вв.» Физическая карта Западной Сибири. Атласы. Контурные карты. Картина В.И. Сурикова « Покорение Сибири Ермаком».Видео слайды об освоении Сибири и о современной жизни Сибири. Портреты А.Т. Твардовского ,И.М.Губкина, К/ф « Ермак», ИКТ.

Ход урока

Учитель - На предыдущих уроках мы познакомились с Уралом, по территории которого проходит граница между Европой и Азией. Изложение материала об этом районе в учебнике заканчивается знакомым вам четверостишием из поэмы А.Т. Твардовского «За далью – даль». Сегодня начнем урок словами этой поэмы:

Урал! Невольною печалью

Я отдаю прощанью дань…

А за Уралом –

Зауралье,

Вопрос классу: Посмотрите на карту и скажите, как же называется эта «даль», расположенная к востоку от Урала?

Учитель - Да, за Уралом начинается Сибирь! Раньше само это слово холодило сердца людей, наводило ужас на них, ибо с ним были связаны понятия о каторге и ссылке, о крайней хозяйственной и культурой отсталости… Недаром раньше говорили : «Кто в Сибири нее бывал, тот и горя не видал». Исследователи пока не пришли к единому мнению о происхождении названия «Сибирь». Есть сторонники тюркского, монгольского происхождения этого понятия. Накопленный археологический, этнографический ,фольклорный материалы и письменные источники позволяют связать происхождение этого термина с самоназванием одной из этнических групп, населявшей с конца 1.тыс.до н.э. Часть территории лесостепного прииртышья. Такой этнической группой, носившей название «сипыр», были предки древних угров вступившие в длительное взаимодействие с другими этническими общностями Западной Сибири и Казахстана и в том числе с тюркоязычными.

Сибирь давно был знаком предприимчивым русским промышленникам и торговцам. Среди таких предпринимателей были богатые купцы Строгановы. Правительство разрешило им строить крепости и содержать войска на Урале. Во владения Строгановых пришел отряд вольных казаков с Волги, которым грозила царская опала. Во главе казаков стоял мужественный и опытный войн –атаман Ермак Тимофеевич. Под его водительством на средства Строгановых в 1581 г.была снаряжена экспедиция в Сибирь.

Вопрос классу -Почему Строгановых привлекали земли лежащие за каменным поясом?

Примерный ответ учащихся.- Сибирь славилась пушным богатством .Меха дорого ценились на внешнем рынке. купцы вели весьма выгодную торговлю с местными жителями, иногда не гнушаясь обманом их. Кучум хотел отбросить Россию с Урала и Поволжья. Его татарские тумены подвластные ему отряды князей хантов и манси неоднократно переходили Урал и грабили владения Строгановых

Вопрос классу -Почему Ермак стал народным героем?

Примерный ответ учащихся.- Атаман Ермак Тимофеевич был мужественным и опытным войном. Под его предводительством отряд вольных казаков с Волги не только бросили вызов сибирскому ханству, но разгромив войско хана Кучума положили начало освоения бескрайних просторов к Востоку от Урала. Осенью 1582 года казаки после упорного штурма взяли главное укрепление сибирского хана Кучума-Кашлык. Кучум бежал но не прекратил сопротивления. Позже он внезапно напал ночью на спящих казаков. Ермак погиб в бою. Своим мужеством и героизмом Ермак и его казаки вписали новую ,яркую страницу в историю Российского государство во многом определив ее будущее.

К/фр. « Ермак»

Учитель. Но дни ханства были сочтены.В Сибирь двинулись по царскому повелению военные подразделения. Кучум потерпел окончательное поражение. На сибирской земле стали строиться русские города- Тюмень, Тобольск, Верхотурье, Тара. . В 1585 воевода Мансуров заложил городок на Иртыше, на территории Белой Орды. В 1591 князь Кольцов-Мосальский окончательно разбил войска хана Кучума. Началась колонизация Сибири Московским государством: строились города-крепости: Тюмень (1586), Тобольск (1587), Берёзов и Сургут (1593), Тара (1594), Томск (1604).

Эти вопросы рассматривается с использованием картины В.И. Сурикова « Покорение Сибири Ермаком»

По содержанию картины учащиеся отвечают на вопросы.

1.Как художник показал единство Ермака и его дружину в достижении поставленной цели?

2.Что хотел показать художник, помещая хана Кучума вдали от от основной части войска?

Учитель Эти события давно минувших дней. Совсем иной стала Сибирь в наши дни. Сибирь сегодня – это не только край полноводных рек, бескрайней тайги, край несметных богатств, но и край гигантских новостроек, край мужественных людей, осваивающих богатства Сибири. Она ждет людей знающих, сильных духом и телом, не боящихся трудностей, людей молодых и здоровых. И я уверен, что многие из вас в дальнейшем будут активными участниками великого преобразования Сибири!

Ученик рассказывает отрывок из стихотворения А.Т. Твардовского « Две дали» (опережающее задание)

Два слова:

- Иная даль, иная зона,

И не гранит под полотном -

Глухая мякоть чернозёма

И степь без края за окном.

И на её равнине плоской -

Где малой рощицей, где врозь -

Старообрядные берёзки

Белеют – голые, как кость.

Идут, сквозные, негустые,

Вдоль горизонта зеленя

Да травы изжелта–седые,

Под ветром ждущие огня.

И час за часом край всё шире,

Уже он день и два в окне,

Уже мы едем в той стране,

Где говорят:

- У нас, в Сибири...



Сибирь! Не что–то там вдали,

Во мгле моей дороги длинной,

Не бог весть где, не край земли,

А край такой же серединный,





Учитель По географическому положению и природным условиям Сибирь резко делиться на две части – Западную и Восточную. Сегодня мы начнем изучать Западную Сибирь.

Задание классу -Сравните по сходству и различию Западно–Сибирскую равнину с Русской равниной по вопросам плана урока.

Ученикам предлагается записать в тетради название темы урока и первый вопрос плана.

Географическое положение.

Из истории :Сообщения учащихся(опережающее задание)(сокращенный вариант) сопровождается с показом видео слайдов об освоении Сибири .

В период начального освоения в (XVI—XVII веках) Сибирь была классической колонией[источник?] Московского государства — первопроходцы приходили на земли, слабо заселённые местными племенами, и, действуя где посулами и уговорами, а где и военной силой, закрепляли за собой территорию. Основой колонизации было создание системы острогов — укреплённых населённых пунктов, служивших базами для дальнейшей экспансии. При этом, в силу отсутствия сообщения (например, от Оби до Москвы добираться нужно было несколько месяцев, причём сообщение было возможно не круглый год) между Россией и Сибирью колонизация велась вдоль рек — Тобола, Иртыша, Оби, Енисея. .

Следующая за первопроходцами волна колонизации — переселение в Сибирь крестьян велось в основном по инициативе государства, так как гарнизоны острогов нуждались в продовольствии, а путей сообщения для его подвоза не было. Крестьяне селились рядом с острогами, в целях защиты от набегов туземных племён, так появились первые крупные поселения, ставшие затем сибирским городами.

Освоение степных и лесостепных районов Западной Сибири усилилось в начале прошлого столетия в связи с переселением сюда крестьян из густонаселенной Центральной России и строительством Сибирской железной дороги (1892-1896 гг.). Центральные и северные районы равнины стали интенсивно осваиваться практически лишь в последние 35-40 лет в связи с разработкой нефтяных и газовых месторождений. Это повлекло за собой быстрый рост численности населения и усиление негативного воздействия на природу.



Задание классу: « По карте атласа и карте крупных природных территорий в учебнике, определите и отметьте на контурных картах границы Западно-Сибирской равнины, а затем определите особенности ее географического положения».

Задание классу: По физической карте определить маршрут похода Ермака в Сибирь 1581-1585 гг. и отметить на контурной карте.

Задание классу :Определить координаты русских городов-крепостей основанные на территории Западной Сибири в 16 веке

Задание классу: Выявить и фиксировать в своих тетрадях:

- особенности положения этой территории;

- большую протяженность равнины по широте и долготе;

- огромные размеры (свыше 2,5 млн. кВ. км);

- расположение в умеренных и частично полярных широтах;

- срединное положение в стране, а в связи с этим удаленность ее от Атлантического и Тихого океанов;

-влияние Северного Ледовитого океана и Евразии на климат Западной Сибири.



воздействия на природу.

Формирование рельефа Западной Сибири.

Задание классу: Используя физическую карту атласа и текст учебника. определить особенности поверхности Западной Сибири и сравнить ее по рельефу с Восточно-Европейской равниной.

Учитель Обобщение и дополнение ответов учеников и краткий рассказ о более мелких формах рельефа, которые не отмечены на карте (так называемые гривы, бугры пучения на севере, мореные холмы и гряды, озерно-ледниковые впадины и ложбины древнего стока, овраги на западе и юге, а также долины крупных рек).

Учитель: Геологические исследования Западной Сибири, связанные прежде всего с поисками и освоением месторождений нефти и газа. В результате геологической съемки миллионного масштаба, проведенной в 50-60-х годах, сложилось близкое к современному представление о геологическом строении и рельефе равнины.

- Итак, Западная Сибирь – это территория с низкими абсолютными высотами и плоским рельефом. Но чем, же можно объяснить эти особенности строения ее поверхности?

Особенности строения поверхности Западной Сибири обусловлены ее геологическим строением и историей развития.

Задание классу : Используя тектоническую карту атласа и текст учебника объяснить, что представляет собой Западно-Сибирская равнина в геологическом отношении.

Учитель, (обобщая ответы учеников); следовательно - Западно-Сибирская равнина, как и Русская, представляет собой плиту.

Вопрос классу - А какие части платформы называют плитами?

Задание классу « Опираясь на имеющиеся знания и используя таблицы «Глубинное строение Западно-Сибирской низменности» и «Платформы», дайте сравнительную характеристику названных платформ по характеру фундамента и осадочного чехла, заполните таблицу (см. табл.)

Заполнение таблицы можно начать в классе, а дома ее закончить. В окончательном виде таблица должна быть такой .

Признаки сравнения

Русская платформа


Западно-Сибирская плита

Возраст и состав фундамента

Поверхность фундамента

Возраст осадочного чехла

Мощная толща четвертичных отложений имеется

Докембрийский кристаллический

Неровная(щиты, выступы и понижения)

Палеозейско-мезозойско-кайнозойский

На юго-востоке и северо-востоке

Верхнепалеозойский складчатый

Более ровная, щитов нет

Мезойско-кайнозойский

повсюду



Учитель - Вы указали основные особенности геологического строения Западно-Сибирской равнины. А теперь попробуйте самостоятельно в общих чертах восстановить ее геологическую историю. Для этого вам необходимо проследить по палеогеографической карте основные этапы формирования поверхностей нашей страны, прочитать текст учебника и по третьей колонке геохронологической таблицы проследить, какие геологические события на территории Западной Сибири в пермский, триасовый и юрский периоды.

Учитель (дополняя и обобщая ответы учащихся) : Историческая геология. В палеозое на месте равнины было море, в конце палеозоя, в герцинскую фазу складчатости, здесь возникли высокие горы. В триасе произошло разрушение герцинских гор и на их месте образовался пенеплен. Так сформировался фундамент платформы. В юрский период палеозойский фундамент был разбит на глыбы и приобрел ступенчатое строение с пологим понижением к центру низменности. В мезозое и в третичное время ( в палеогене и неогене) низменность испытала ряд опусканий и не раз покрывалась морями. Мощная толща морских отложений покрыла древний фундамент и выровняла его поверхность.

На дислоцированном палеозойском фундаменте возник мезо-кайнозойский чехол, мощность которого в некоторых местах достигает трех и более километров. Так возникла молодая платформа, соединившая две древние соседние платформы в один массив.

Но современный рельеф низменности был сформирован в четвертичный период.

Задание классу по геологической карте: «Сравните и объясните особенности размещения пород четвертичного возраста на Русской и Западно-Сибирской равнинах».

Учитель (дополняя и обобщая ответы учащихся). Историческая геология. Формирование рельефа этой территории в четвертичное время принимали участие различные факторы, среди которых был ледник.

В начале четвертичного периода климат стал более холоднее и важным, наступило оледенение. Особенно мощным оно было на севере. Лед спускался с Урала, из гор Таймыра и среднесибирского плоскогорья.

На низменности с разрушенных гор ледники принесли много глинисто- песчаного материла, который мощным чехлом покрыл формы древнего доледникового рельефа. В одних местах он заполнил понижения, в других образовал гряды и холмы. Но ледник оказал большое влияние на рельеф и той части неизменности ,где его не было, т.е на центральную и южную части. Дело в том, что реки были подпружены ледником и перед его южным краем образовался огромный водоем, в котором накапливались песчаные глинистые отложения, постепенно заполнившие все понижения рельефа. Когда же ледник начал отступать, то водные потоки, образовавшиеся в результате таяния льда, направились на юг и частично размыли толщи этих озерно-речных отложений. Когда же ледник полностью отступил, то реки снова потекли на север и в толщи ледниковых отложений продолжили новые долины глубиной до 40-50 метров.

Задание классу: Из выше изученного сделать вывод и фиксировать в своих тетрадях:

Примерный вывод учащихся: Современный рельеф неизменности обусловлен ее четвертичной историей, главным образом действием ледника, но ему предшествовала исходная равнинность в связи с платформенным строением территории. Истории формирования современного рельефа Западно-Сибирской низменности – яркий пример взаимодействия внутренних и внешних процессов Земли.



Полезные ископаемые.

Задание классу: «На контурных картах условными знаками отметьте полезные ископаемые Западно-Сибирской равнины, указанные на тектонической карте атласа, сравните их с полезными ископаемыми Русской равнины и объясните черты сходства и различия».

Задание классу В ходе беседы сделать вывод. С чем связаны распространение в пределах Западно-Сибирьской равнины главным образом нерудных полезных ископаемых?

Примерный вывод учащихся: В связи с особенностями геологического строения Западно-Сибирской равнины в ее пределах распространены главным образом нерудные полезные ископаемые, связанные с осадочными породами и процессами осадкообразования в современную эпоху.

Из истории: Сообщения учащихся(опережающее задание)( сокращенный вариант) сопровождается с показом видео слайдов об освоении Сибири и о современной жизни Сибири

История открытия сибирской нефти началась задолго до того, как она стала всемирно известным символом региона. На протяжении нескольких столетий целый ряд исследователей предполагал наличие нефтяных богатств западносибирского края. Так, еще в XVIII веке сосланный в Тобольск хорватский ученый и общественный деятель Юрий Крижанич писал о выходе спутников нефти - битумных сланцев в бассейне реки Оби. Шведский капитан Страленберг, участвовавший в экспедиции Д.Г. Мессершмидта писал в изданной в 1730 году книге "Северная и восточная часть Европы и Азии" о нахождении на Иртыше горючего битуминозного материала [Казаков, 1993].

Выдающуюся роль в открытии нефтегазоносных богатств Западной Сибири сыграл основоположник советской нефтяной геологии, академик Иван Михайлович Губкин. В 1932 году им была выдвинута рабочая гипотеза о существовании нефтяных месторождений в районе Западно-Сибирской низменности.

Поворотным событием, с которого, как правило, начинают отсчет истории Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, стал произошедший в 1953 году мощный выброс газа на буровой, расположенной недалеко от старинного форпоста освоения русскими Сибири - села Березово. Это событие явилось толчком для проведения крупномасштабных геологоразведочных работ на территории ряда районов Тюменского Севера.

В 1963 году вышло постановление Совета Министров СССР "Об организации подготовительных работ по промышленному освоению открытых нефтяных и газовых месторождений и о дальнейшем развитии геологоразведочных работ в Тюменской области".

1965 год стал новой вехой в истории освоения Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. В этом году было открыто Самотлорское нефтяное месторождение, по разведанным запасам ставшее самым крупным в Советском Союзе, и вошедшее в десятку крупнейших в мире. В этом же году была открыта Березовская группа газовых месторождений, которые давали от 500 тысяч до 1,5 миллионов кубометров газа в сутки, а также колоссальное по своим запасам Заполярное газоконденсатное месторождение. Год спустя, было открыто крупнейшее в мире Уренгойское нефтегазоконденсатное месторождение .В 1967 годы были открыты Надымское и Медвежье газовые месторождения, а в 1969 году новый мировой гигант - Ямбургское газоконденсатное месторождение. Одной из наиболее актуальных и сложных задач того времени стала необходимость обустройства уникальных по своему масштабу месторождений, находящихся в труднодоступных, слабозаселенных, а порой и совсем безлюдных районах, расположенных преимущественно в зоне тайги и тундры.

Из истории. Учитель В 1984 году Советский Союз вышел на первое место в мире по добыче природного газа - 587 миллиардов кубометров в год. Однако ,интенсивное освоение нефтегазоносных месторождений породило колоссальные по своим масштабам экологические проблемы. В результате многочисленных аварий трубопроводов, утечек нефти и вредоносных выбросов в атмосферу была нарушена или уничтожена жизнь флоры и фауны на обширных по своей территории районах. Десятки рек и озер стали "мертвыми" благодаря необдуманной деятельности нефтегазодобывающих ведомств. Тысячи километров восстанавливаемых долгие годы почвенных покровов тундры были нарушены гусеницами вездеходов.

В 1989 году Министерство газовой промышленности СССР было преобразовано в Государственный газовый концерн "Газпром". В 1992 году он стал акционерным обществом. Сегодня ОАО «Газпром» является крупнейшей газовой компанией в мире, осуществляющей геологоразведку, добычу, транспортировку, хранение, переработку и реализацию газа. Государство является собственником контрольного пакета акций "Газпрома".В 1990-х годов возник ряд крупных нефтяных компаний с участием частного капитала, осуществляющих разработку месторождений на территории Тюменского Севера, таких как: "Сургутнефтегаз", "Лукойл", "Славнефть", "Юкос", "Сибнефть", "Тюменская нефтяная компания" и др.

Рубеж ХХ и XXI столетий ознаменовался воплощением в жизнь на Тюменском Севере ряда крупномасштабных социальных проектов, доказывающих, что его территорию можно рассматривать не только как ресурсную периферию, но и как регион, в котором все более активно начинают формироваться постиндустриальные черты развития.



Ученик рассказывает отрывок из стихотворения А.Т. Твардовского «Огни Сибири» (опережающее задание)

И снова – сутки прочь, и снова –

Сибирь! Как свист пурги – Сибирь, -

Звучит и ныне это слово,

Но та ли только эта быль!



В часы дорожные ночные

Вглядишься – глаз не отвести:

Как Млечный путь, огни земные

Вдоль моего текут пути.



Над глухоманью вековечной,

Что днём и то была темна.

И точно в небе эта млечность

Тревожна чем-то и скрытна...



Текут, бегут огни Сибири,

И с нерассказанной красой

Сквозь непроглядность этой шири

И дали длятся полосой.

Лучатся в тех угрюмых зонах,

Где время шло во мгле слепой.

Дробятся в дебрях потрясённых,

Смыкая зарево бессонных

Таёжных кузниц меж собой.





Учитель. Здесь также сосредоточены 60% общесоюзных запасов торфа, есть бурый уголь, строительные материалы (глина, пески мергели), различные минеральные соли бессточных озер(поваренная, мирабилит, сода, барий и д.р.) а также термальные воды. В ходе глубокого разведочного бурения на нефть и газ на Западно – Сибирской низменности был открыт крупнейший в мире бассейн терминальных вод. Глубина их залегания – 1100 – 3000 м. Ближе к поверхности температура воды от 70с, на глубине 2700 м – до 142С. Комплексное использование термальных вод- одна из важных народнохозяйственных задач.

Учитель. (иллюстрация схемы на на экране через проектор).

Теплофикация городов и поселков



Питомники для выращивания зеркального карпа

Горячее водоснабжение

Теплично-парниковое хозяйство



Термальные воды





Химическое производство (извлечение йода, брома и т.д.)

Бальнеология (излечивают болезни суставов, кишечно-желудочного тракта,печени,радикулита идр.)







Учитель. Наличие здесь нерудных полезных ископаемых легко объяснимо. Но сравнительно недавно при проведении глубокого бурении на нефть геологи открыли здесь гигантский железорудный бассейн, протянувшийся в восточной части низменности примерно от 68С до 55С с.ш. Предполагаемые размеры его запасов составляют более половины запасов всех месторождений мира (см. статью В.М. Григорьева «Кончился ли век железа?», журн. «Природа», 1975, №4.)

Как же можно объяснить такое огромное скопление рудных ископаемых? Этот вопрос в значительной степени проблемный.

С помощью учителя учащиеся делают вывод. Оказывается, эти руды не магматического, а осадочного происхождения и представлены главным образом бурыми железняками.

Учитель - В уже знакомой вам поэме «Огни Сибири» А.Т.Твардовский пишет о богатстве сибирских недр. Сибирь – это



Сибирь! Леса и горы скопом,

Земли довольно, чтоб на ней

Раздаться вширь пяти Европам

Со всею музыкой своей.



Могучий край всемирной славы,

Что грозной щедростью стяжал,

Завод и житница державы,

Её рудник и арсёнал.



Край, где несметный клад заложен, -

Под слоем – слой мощней вдвойне.

Иной ещё не потревожен,

Как донный лёд на глубине



Учитель. Помимо полезных ископаемых территория Тюменского Севера обладает еще одним уникальным богатством. Это обширные территории, на которых осуществляются традиционные для северян формы хозяйствования- оленеводство.



В завершении изучения нового материала.



Учитель. Александр Трифонович Твардовский (1910 - 1971) – писатель, поэт.

Родился Александр 21 июня 1910 года в Смоленской губернии Российской империи. Удивительно, что в биографии Александра Твардовского первое стихотворение было написано столь рано, что мальчик не мог его даже записать, ведь был не обучен грамоте. Любовь к литературе появилась в детстве: отец Александра любил читать произведения известных писателей.

Уже в 14 лет в биографии Твардовского было написано несколько поэм и стихотворений на злободневные темы. Самым известным произведением в биографии Александра Трифоновича Твардовского стала поэма «Василий Теркин». Автору поэма принесла большой успех, поскольку была очень актуальна в военное время. Дальнейший творческий период в жизни Твардовского был наполнен философскими мыслями, которые прослеживаются в лирике 1960-х годов

В "Автобиографии" Твардовский называет поэму "За далью — даль" "книгой", указывая на ее жанровое своеобразие и свободу, и считает ее главной работой 50-х годов.Поэма датирована 1950-1960 годами. Источником поэмы были впечатления от поездки поэта в Сибирь и на Дальний Восток, с чем связана форма "путевого дневника". Тиражи изданий поэмы занимают второе место после "Василия Теркина".В поэме два героя: сам автор и "ты". "Ты" - читатель. Сочетание ты да я" подкрепляется сочетанием "да мы с тобой". Читатель и автор представляют непрерывную сущность. Александр Трофимович Твардовский над поэмой «За далью даль» работал 1950 – 1960 годы

Скончался Александр Трифонович Твардовский 18 декабря 1971 года



Два ученика рассказывают отрывок из стихотворения А.Т.Твардовского «За далью-даль»

(опережающее задание)   

 Урал!
    Невольною печалью
    Я отдаю прощанью дань…

    А за Уралом-
    Зауралье,
    А там своя, иная даль.

    Две дали

    Иная даль, иная зона,
    И не гранит под полотном-
    Глухая мякоть чернозема
    И степь без края за окном.
    И на ее равнине плоской-
    Где малой рощицей, где врозь-
    Старообрядные березки
    Белеют – голые, как кость.

    Идут, сквозные, негустые,
    Вдоль горизонта зеленя
    Да травы изжелта – седые,
    Под ветром ждущие огня.

    И час за часом край все шире,
    Уже он день и два в окне,
    Уже мы едем в той стране,
    Где говорят:
    -У нас, в Сибири…

  

  Сибирь!
    Не что – то там в дали,
    Во мгле моей дороги длинной,
    Не бог весть где, не край земли,
    А край такой же серединный,

    Как на Урале был Ура,
    А там – Поволжье, Подмосковье,
    И все, что ты уже терял
    За неустанной встречной новью.

    И ненасытная мечта
    В пути находит неизменно:
    Две дали разом – та и та-
    Влекут к себе одновременно…

    Стожок подщипанный сенца,
    Колодец, будка путевая.
    И в оба от нее конца
    Уходят, землю обвивая,
    Две эти дали, как одна.
    И обе вдруг душе предстали.
    И до краев душа полна
    Теплом восторга и печали…





Закрепление изученного материала проводится с помощью познавательной задачи, которая была задана классу в начале урока: «Сравните Западно – Сибирскую и Русскую равнины по географическому положению, историю освоения,геологическому строению и рельефу, полезным ископаемым»



Задание на дом:

1.Подготовьте ответы на вопросы плана урока ( у кого возникнут затруднения, прочтите текст параграфа)

2.Закончите заполнение таблицы;

3.Повторите материал по климату Русской равнины.



























Используемые сайты







otvet.mail.ru›question/67863708

fevt.ru›load/prezentacii_powerpoint/zapadnaja_…

doc4web.ru›geografiya/konspekt…po-geografii…sibir…

nsportal.ru›Школа›География›…-relef-zapadnoy-sibiri-0

fb.ru›article/171947…sibirskaya-ravnina-poleznyie…

wiki.web.ru›wiki/Западно-Сибирская_равнина

fb.ru›article/181214/tektonicheskaya-struktura

http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru

russiasib.ru›istoriya-sibiri/

bigcountry.ru›page1.php?idm=105

tobolzk.ru›iz-istorii-zapadnoj-sibiri/

ru.wikipedia.org›История Сибири

istory-tyumen.narod.ru

lib.gubkin.ru›readersbl/item/272-western-siberia/…

sovietime.ru›velikie…bogatstvo…sibiriu-zapadnoy…e…

900igr.net›…SibiriSibiri-v-sovetskoe-vremja.html

xmusic.me›s/53135339-Tvardovskij_-_Ogni_Sibiri/

ruthenia.ru›60s/tvardovsk/e_o_sibiri.htm

tepka.ru›literatura_8.2/64.html

er3ed.qrz.ru›tvardovsky-dal.htm




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Шафеев Халил Газимович

Дата: 14.12.2015

Номер свидетельства: 266260


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства