РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Природоведение» 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Природоведение» 5 класс
Рабочая программа по предмету «Природоведение» для 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк «Природоведение» (сборник программ под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – сб.1 – с.44 – 48), требованиями основной образовательной программы ОУ. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии, которые определены стандартами. Данная программа разработана с учётом изменений происходящих в современном обществе, и новых данных географической науки. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рассмотрена на заседании методического объединения
Протокол № ___ от«____»________20__г.
Утверждена на педагогическом совете
Протокол № ___ от«____»________20__г.
с. Красное
2014-2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Природоведение» для 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк «Природоведение» (сборник программ под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – сб.1 – с.44 – 48), требованиями основной образовательной программы ОУ. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии, которые определены стандартами. Данная программа разработана с учётом изменений происходящих в современном обществе, и новых данных географической науки. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности.
Актуальность программы определяется, прежде всего, тем, что имеет большое значение для всестороннего развития обучающихся со сниженной мотивацией к познанию. При составлении программы по географии учитывалось важнейшее требование дидактики – постепенный переход от знакомого к менее знакомому, от более простого к более сложному, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний обучающимися с интеллектуальными нарушениями.
Новизна программы заключается:
- в логике построения учебного материала, адаптированного для обучающихся с недостатками в интеллектуальном развитии;
- коррекционной работе, включающей следующие направления:
развитие отдельных сторон психической деятельности: восприятия, представлений, ощущений, памяти, внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов, пространственных представлений и ориентации, представлений о времени;
развитие различных видов мышления (наглядно-образного, словесно-логического (умение устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями)
развитие основных мыслительных операций (умение сравнивать, анализировать, выделять сходство и различие понятий, работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму, планировать деятельности с помощью учителя);
развитие эмоционально-личностной сферы (инициативность, стремление доводить начатое до конца, формирование адекватности чувств, устойчивой и адекватной самооценки, умения преодолевать трудности).
- в выборе используемого наглядного материала. Обучение идёт с использованием информационно – коммуникационных технологий. На уроках используются презентации, электронные тесты, кроссворды, игры и т.п., что способствует лучшему восприятию и усвоению материала обучающимися с интеллектуальной недостаточностью.
Целью программы является всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию, расширение кругозора об окружающем мире.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
формировать элементарные сведения об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях, о жизни растений и животных, о здоровье человека.
устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.
рассмотреть окружающую природу как комплекс условий, необходимых для жизни всех растений.
привить навыки, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
помочь усвоить правила поведения в природе.
Обучение природоведению рассчитано на один год по 2 урока в неделю.
Для оценки достижений обучающихся используется текущий контроль (в форме устного индивидуального, фронтального опроса, взаимоконтроль, самоконтроль).
Устные и письменные работы оцениваются по 5-бальной системе. Орфографические и синтаксические ошибки не оцениваются, как предусмотрено программой по географии. Они лишь исправляются и выделяются. После проверки работ целесообразно провести работу над ошибками. Если количество ошибок по одной теме превысит 50% от общего количества работ обучающихся, тему следует повторить для уточнения и закрепления пройденного учебного материала.
В программе используются следующие условные обозначения:
Тип урока (вводный, комбинированный, УОНМ – урок ознакомления с новым материалом, УПЗиУ – урок применения знаний и умений, УКЗ – урок контроля знаний, УОиСЗ – урок обобщения и систематизации знаний, УПиКЗ – урок проверки и коррекции знаний, УЭ – урок- экскурсия, ОУ - обобщающий урок).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс природоведение вошел в учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида как предмет, имеющий большое самостоятельное познавательное и коррекционно-воспитательное значение в развитии детей с интеллектуальными нарушениями.
Программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Природоведческий материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию абстрактного мышления. Систематическая словарная работа расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс природоведение имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности».
Природоведение дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания обучающихся, помогает знакомить их с миром профессий, распространенных в своем регионе.
В 5 классе продолжается формирование элементарных природоведческих представлений и понятий у детей с нарушением интеллекта.
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:
коррекционного обучения;
активные методы обучения;
игровые технологии;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Предметными результатами изучения курса «Природоведение» является сформированность следующих умений:
Обучающиеся должны уметь:
называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке, давать им обобщенные названия;
устанавливать простейшие связи: между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;
связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать вывода на основании наблюдений и результатов труда;
выполнять рекомендуемые практические работы;
приводить примеры некоторых представителей растений и животных леса, луга, поля, сада;
соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности в труде;
соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.
Обучающиеся должны знать:
обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства;
что общего и в чем различие неживой и живой природы;
расположение Российской Федерации на географической карте. Расположение столицы;
чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (лес, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;
основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом ОУ предмет «Природоведение» изучается в 5 классе. Общий объём учебного времени в 5 классе – «Природоведение» составляет 66 ч.(2 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования основным принципом реализации программы является принцип коррекционной направленности. В соответствии с данным принципом в процессе обучения проводится коррекционная работа по исправлению или ослаблению недостатков всех сторон речи обучающихся. В ходе каждого урока используются специальные (коррекционные) упражнения по развитию внимания, памяти, мышления детей с недостатками в интеллектуальном развитии.
Не менее важным принципом реализации программы является принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Для их реализации значительную помощь окажут изданные рабочие тетради. В данных тетрадях задания даются разной степени трудности. В рабочих тетрадях на печатной основе имеются контурные карты, предназначенные для детей с интеллектуальной недостаточностью. Они имеют меньшую географическую нагрузку, четко выделенные контуры отмечаемых объектов, пунктирные и цветовые подсказки.
Обязательным принципом реализации программы является принцип наглядности. Рабочая программа предусматривает обязательное применение разнообразных видов наглядности. Использование наглядности организуется с учетом особенностей восприятия детей с интеллектуальной недостаточностью.
Раздел № 1. Земля- планета солнечной системы (3ч).
Небесные тела. Солнце - раскаленное небесное тело (звезда). Солнце – источник тепла и света на Земле. Планеты солнечной системы. Освоение космоса людьми. Первый полет человека в космос.
Раздел № 2. Сезонные изменения в природе (6ч).
Погода. Явление природы. Смена времен года (осень, зима, весна, лето). Календарь природы. Высота Солнца и продолжительность дня в разные времена года. Экскурсия в природу. Осень. Зима. Весна. Лето. Признаки времен года. Изменения в жизни растений и животных. Особенности жизни и трудовой деятельности человека.
Раздел № 3. Наша страна (6ч).
Российская Федерация. Москва столица нашей Родины. Достопримечательности Москвы (музеи, театры, площади, исторические и культурные памятники, парки, улицы). Транспорт в Москве (метро, автобусы, троллейбусы, трамваи,такси). Города нашей Родины. Средства сообщения между городами (транспорт железнодорожный, воздушный, водный).
Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны. Свойства воды. Значение воды для жизни человека. Вода и пар, снег и лед.
Воздух. Воздух вокруг пас. Значение воздуха. Ветер — движение воздуха. Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.
Растения, грибы и животные леса Растения леса. Лиственные деревья: береза, клен, дуб, лила, осина, рябина, и др. Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница. Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, бузина, малина и др. Кустарнички: брусника, черника. Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др.; мох кукушкин лен. Грибы леса: съедобные и несъедобные. Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.). Птицы (кукушка, дятел, синица, соловей и др.). Насекомые (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и др.). Растения и животные сада, огорода и поля Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня и др. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина, садовая земляника. Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы). Животные сада: птицы, насекомые, земноводные (лягушки, жабы). Сезонные работы в саду. Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.). Друзья огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, жабы, лягушки); вредители (гусеницы бабочек и личинки жуков, кроты, мыши). Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.). Вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, некоторые насекомые и их личинки. Растения луга: (травы: клевер, колокольчик, нивяник, мятлик, тимофеевка и др. Животные луга: насекомые (бабочки, жуки и др.), птицы, звери (крот, полевка и др.). Использование лугов как пастбищ и для сенокосов. Растения болота: травы, мхи, багульник, ягодные растения (клюква, морошка). Животные болота: птицы, лягушки, насекомые. Растения водоемов: водоросли и цветковые (кувшинка, кубышка, рогоз и др.). Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки. Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.
Раздел № 5. Человек. Охрана здоровья (7ч).
Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова. Органы чувств. Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены. Внутренние органы: головной и спинной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет (позвоночник, череп, конечности). Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильное питание и дыхание. Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных, простудных, инфекционных). Болезни цивилизации. Меры профилактики. Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека.
Раздел № 6. Экология. Охрана природы (3ч).
Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. Растения и животные, занесенные в «Красную книгу». Человек и разрушения в природе. Экологические катастрофы.
Раздел № 7. Труд на пришкольном участке (4ч).
Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, посадка.
Раздел № 8. Повторение пройденного (1ч).
Календарно-тематическое планирование по географии
6 класс (66 часов, 2 часа в неделю)
№
Дата
Тема
урока
Кол-
во
часов
Тип
урока
Основные виды
учебной деятельности
Предметные
результаты
Вид контроля
I четверть (18 часов)
Раздел 1. Земля – планета солнечной системы – 3 ч.
1
Небесные тела. Солнце – раскаленное небесное тело (звезда).
1
УОНМ
Формирование представления о науке «География». Знакомство с новым учебником, основными разделами курса, правилами работы на уроке, условными обозначениями в учебниках и тетрадях. Обучение приемам оценивания своей деятельности на уроках.
Знание структуры новой учебной книги, её содержания.
Умение пользоваться книгой.
Текущий контроль
2
Планеты солнечной системы.
1
Комбинированный
Знакомство с названиями и основными особенностями планет.
Знание названия планет Солнечной системы.
Текущий контроль
3
Освоение космоса людьми. Первый полет человека в космос.
1
Комбинированный
Знакомство с полетами первых космонавтов.
Умение называть фамилии первых космонавтов.
Текущий контроль
Раздел 2. Сезонные изменения в природе – 6ч.
4
Погода. Явления природы.
1
УОНМ
Знакомство с опасными явлениями природы на Земле.
Умение устанавливать взаимосвязи между отдельными элементами погоды.
Текущий контроль
5
Смена времен года. Высота Солнца и продолжительность дня в разные времена года.
1
Комбинированный
Формирование представлений о движении Земли вокруг Солнца как причине смены времен года.
Знание связи смены времен года с вращением Земли; знать о вращении Земли вокруг Солнца. Умение использовать законы и правила для осмысления своего опыта, пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы.
Текущий контроль
6
Экскурсия в природу.
1
УЭ
Расширение знаний о природе своей местности. Формирование умений вести наблюдения в природе, правила поведения в природе.
Умение применять полученные знания на практике.
Текущий контроль
7
Осень. Зима. Весна. Лето. Признаки времен года.
1
Комбинированный
Расширение и уточнение знаний о сезонных изменениях в природе.
Умение применять полученные знания на практике, ориентироваться в основных понятиях темы.
Текущий контроль
8
Изменения в жизни растений и животных.
1
Комбинированный
Закрепление знаний о сезонных изменениях в жизни растений и животных.
Умение называть сезонные изменения в жизни растений и животных.
Текущий контроль
9
Особенности жизни и трудовой деятельности человека.
1
Комбинированный
Углубление знаний об особенностях жизни и трудовой деятельности человека.
Умение работать с текстом учебника.
Текущий контроль
Раздел 3. Наша страна – 6ч.
10
Российская Федерация.
1
УОНМ
Знакомство с положением России физической карте.
Умение находить на физической карте изучаемые географические объекты и их названия.
Текущий контроль
11
Москва - столица нашей Родины.
1
Комбинированный
Знакомство со столицей нашей Родины.
Умение рассказывать и показывать столицу.
Текущий контроль
12
Многонациональное население России.
1
Комбинированный
Формирование представлений о народах, населяющих нашу страну, о религиях, которые они исповедуют.
Умение работать с текстом учебника.
Текущий контроль
13
Города нашей Родины.
2
Комбинированный
Первоначальное знакомство с крупнейшими городами России.
Умение находить на физической карте изучаемые географические объекты и их названия.
Текущий контроль
14
Средства сообщения между городами.
1
Комбинированный
Формирование представлений об особенностях транспорта нашей области.
Умение работать с текстом учебника.
Текущий контроль
Раздел 4. Природа нашей Родины - 38ч.
Раздел 4.1. Неживая природа -12ч
15
Экскурсия для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности.
1
УЭ
Расширение знаний о природе своей местности. Формирование умений вести наблюдения в природе, правила поведения в природе.
Умение применять полученные знания на практике.
Текущий контроль
16
Разнообразие поверхности (рельеф).
1
УОНМ
Формирование представления о разнообразие рельефа своей местности.
Умение применять полученные знания на практике, ориентироваться в основных понятиях темы.
Текущий контроль
17
Почвы.
1
Комбинированный
Формирование элементарных понятий о составе почвы.
Умение работать с текстом учебника.
Текущий контроль
II четверть (16 часов)
18
Вода в природе.
1
Комбинированный
Обобщение знаний о нахождении воды в природе. Углубление знаний о круговороте воды в природе, его значении.
Умение работать с текстом учебника.
Текущий контроль
19
Свойства воды.
1
Комбинированный
Углубление знаний об особенностях воды в трех агрегатных состояниях.
Умение делать выводы на основе результатов сравнительного эксперимента.
Текущий контроль
20
Вода и пар, снег и лед.
1
Комбинированный
Расширение кругозора.
Умение работать с текстом учебника.
Текущий контроль
21
Значение воды для жизни человека.
1
Комбинированный
Раскрытие значения воды для жизни человека.
Умение применять полученные знания на практике, ориентироваться в основных понятиях темы.
Текущий контроль
22
Воздух.
1
Комбинированный
Знакомство с основными составными частями воздуха; причинах загрязнения воздуха и способах охраны атмосферы от загрязнения.
Умение ориентироваться в основных понятиях темы. Умение работать с текстом учебника.
Текущий контроль
23
Знакомство с термометрами.
1
Комбинированный
Знакомство с термометрами различного назначения
Знать что общего и в чем отличие термометров различного назначения. Умение пользоваться термометрами.