Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для обучающихся 8 класса (ФГОС)»
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Николаевская специальная школа - интернат»
Рассмотрено и рекомендовано Утверждаю:
на заседании педсовета Директор А.А. Острянская
Протокол № 1 Приказ № 88
« 30 » августа 2018 г. «01» сентября 2018г.
Рабочая программа
по географии
для обучающихся 8 класса
на 2018-2019 учебный год.
Учитель: Старицкая Юлия Сергеевна
Пояснительная записка по географии 8 класс
Рабочая программа курса «География» для 8 класса составлена на основе нормативно – правовых документов.
Нормативно-правовые документы:
-Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»п.2 ст.28
-Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС) для обучающихся с УО
(интеллектуальными нарушениями) приказ № 1599 от 22.12.2014 г.
-Адаптированная основная образовательная программа для детей с УО (с интеллектуальными нарушениями) ГКОУ РО Николаевской специальной школы-интерната протокол №6 от 16.05.2016г.
-Приказ Минобрнауки РФ от 26 января 2016 г. №38 «О внесении изменения в федеральный перечень учебников»
-Постановление от 10 июля 2015 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
-Положение ГКОУ РО Николаевской специальной школы-интерната о рабочей программе учителя по учебным предметам, курсам, дисциплинам в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ № 72 от 16.05.2016
- Письмо Министерство общего и профессионального образования РО от 8.08.2014г. №24/4.1.1.-4851м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»
Основой для разработки данной программы послужили:
- Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под общей редакцией В.В. Воронковой, (Москва. Владос. 2010г.) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г).
-Учебник «География материков и океанов» для обучающихся 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, Москва «Просвещение», 2007г.
II. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися
В 8 класс перенесено изучение государств ближнего зарубежья — бывших союзных республик. Здесь необходимо дать оценку причин политико-экономического застоя, кризиса, а затем и распада монополизированного государства. В то же время надо стараться на доступном материале анализировать последствия разрыва связей бывших союзных республик, повлиявшие как на углубление экономического кризиса и падение производства в этих государствах, так и на национальные проблемы. Государства ближнего зарубежья изучаются последовательно в 3-й и 4-й четвертях. Основное внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа. Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству. Важно, чтобы в процессе краеведческой работы учащиеся овладели культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя во время стихийных бедствий.
Цель:
Изучение географии России направлено на: освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.
Задачи:
– дать элементарные, но научные и систематические сведения о Мировом океане, природе, населении, хозяйстве материков;
- показать особенности взаимодействия человека и природы;
- познакомить с культурой и бытом разных народов, достопримечательностями изучаемых
- систематизировать знания о природе и человеке, ключевых понятиях географии, основных географических терминах и открытиях.
- совершенствовать навык работы с географической картой, как средства получения знаний.
- развивать познавательные интересы обучающихся, интеллектуальные и творческие способности в процессе выполнения творческих и практических, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитывать любовь к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологическую культуру;
- формировать способность и готовность к использованию географических знаний в жизни, сохранению окружающей среды и ответственному поведению в ней.
III. Место учебного предмета в учебном плане
Обучение географии рассчитано на четыре года — с 6 по 9 класс по 2 урока в неделю. Региональный учебный план по программе 2 часа в неделю, за год-68 часов.
I четверть-18 часов;
II четверть-14 часов;
IIIчетверть-20 часов;
IVчетверть-16 часов;
За год-68 часов.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного процесса
Изучение географии нашей страны, а также материков и океанов в специальной (коррекционной) школе VIII вида расширяет представления детей с нарушением интеллекта об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и эстетических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова. Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории детей. Курс географии имеет много смежных тем с природоведением, естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, домоводством и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные на уроках «Живой мир» и «Природоведение». Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний.
V. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. Обучающиеся будут осваивать материал каждый на своём уровне и в своём темпе. Кроме всего, в классе ученики продвинутого уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам, участию в олимпиадах, конкурсах разного уровня. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию базовых учебных действий, которые формируют у школьников осознанное отношение к обучению и содействуют становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Программа обеспечивает достижение определённых личностных и предметных результатов.
Личностные результаты:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, бережного отношения к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе
развитие мотивации к изучению предмета.
Коммуникативные учебные действия:
Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
Составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки.
Выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения.
Объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности.
Определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран.
Устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран.
Анализировать и оценивать информацию географии народов Земли.
Находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.
Различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения.
Выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.
Использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
Регулятивные учебные действия:
Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления
Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач
Познавательные:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Находить и вычитывать текстовую информацию.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
Называть и показывать Атлантический, Северно-Ледовитый, Тихий, Индийский океаны, географическое положение и их хозяйственное значение;
особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка, население и особенности размещения;
особенности географического положения государств ближнего зарубежья, природные условия, основное население и столицы этих государств.
Достаточный уровень:
показывать на географической карте океаны, давать им характеристику;
определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий;
находить на политической карте изученные государства и столицы, переносить названия на контурную карту.
VI.Содержание учебного материала
«Введение» рассчитано на знакомство с новым курсом географии, новыми учебниками, атласами и правилами пользования ими.
В разделе «Океаны» идет знакомство с географическим положением, природой и хозяйственным значением океанов для человека.
В разделах «Африка», «Австралия», «Северная Америка», «Южная Америка», «Антарктида», «Евразия» учащиеся знакомятся с географическим положением материка, его климатическими особенностями, растительным и животным миром, а также населением и крупными государствами.
В процессе изучения каждого материка учащиеся наносят на контурную карту названия наиболее крупных географических объектов, данных в программе.
Раздел «Государства Зарубежной Европы» рассчитан на знакомство учащихся со странами Северной Европы, Южной Европы, Западной Европы и Восточной Европы. Учащиеся знакомятся с географическим положением государств, их столицами, населением и их занятиями.
При изучении раздела «Государства Ближнего Зарубежья» обращается внимание учащихся на бывшие союзные республики, их развитие и связи с Россией.
Раздел»Повторение» рассчитан на закрепление знаний учащихся, полученных в течении учебного года.
Особое значение при изучении тем разделов приобретают уроки с использованием ТСО, практические работы, экскурсии, уроки с использованием игровых моментов и ситуаций, так как способствуют формированию у учащихся с нарушением интеллекта новых знаний и связи зрительного образа и слова. Перечисленные формы учебных занятий позволяют эффективно организовать учебный процесс, осуществляемый в коррекционной школе.
№
п/п
Наименование
Перечень материально-технического обеспечения
1.
Методические электронные и печатные пособия, раздаточный материал
Учебно-дидактический материал для учащихся
Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина География материков и океанов. Государства Евразии. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2005
Атлас 9 класс.
Энциклопедия «Красная книга России» Энциклопедия «Мир животных» Энциклопедия «Растительный мир в картинках»
«Мир природы» (познавательные материалы об окружающем мире- воздух, превращения воды).
презентация «Значение воды в природе».
презентация к Уроку Чистой воды.
презентация «Полезные ископаемые».
презентация «Известняки». -
- Гербарий
- Основные группы растений
2.
Технические средства обучения
Компьютер, интерактивная доска, микроскоп, диск «Жизнь леса»
3.
Демонстрационные пособия
Таблицы по биологии: 6 класс.
Растения зимой и летом.
Опорный сигнал по теме: «Полезные ископаемые». 3. Воздух. 3.1. Работа ветра. 3.2. Выветривание. 4. Почвы. 5. Вода в природе. 6. Три состояния воды. 7. Работа воды.